СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-4 коррекционных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильно воспринимать такие характеристики пространства, как: справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади.Учить детей ориентироваться на плоскости листа в клетку.

Просмотр содержимого документа
«Игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-4 коррекционных классов.»

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 коррекционных классов.

Игра «Кто где стоит?»

Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей, например, мишку, лису, ежа и т. д.

- Кто стоит между мишкой и лисой?

- Кто стоит посередине?

И т. д.

Цель

Формировать понятие о пространственных отношениях: между, посередине.

Игра «Кто внимательный?»

- А вы знаете, где правая рука, где левая? Где правая сторона, где - левая? Давайте проверим и поиграем в игру «Кто внимательный?» Я буду специально ошибаться, а вы должны правильно выполнять все команды.

- Поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку – вниз. Повернитесь направо, повернитесь налево и т. д.

Цель

Правильно воспринимать такие характеристики пространства, как: справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади.

Игра «Найди меня»

Один ребенок выходит за дверь, другой прячет Гнома.

Поиск спрятанной игрушки происходит под комментарий: «Сделай 4 шага вперед, повернись направо, сделай 3 прыжка, сделай 2 наклона, посмотри под стул и т. д.» Игрушка найдена. Игра проводится 2-3 раза.

Цель

Закреплять умения детей правильно ориентироваться в пространстве.

Игра «Путешествие»

- Вы любите путешествовать?

- Вам когда – нибудь приходилось путешествовать по клеточкам?

- Хотите попробовать?

- Сядьте ровно. Положите правильно перед собой тетрадь. Возьмите карандаш. Путешествие началось! Будьте внимательны!

Педагог проводит графические диктанты:

- поставь точку в середине клеточки, отступи вправо на две клеточки, обведи в ней все стороны, отступи вправо на три клеточки, нарисуй в ней треугольник и т. д.

ИЛИ:

- поставь точку, поднимись на две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вверх, одну - вправо, четыре клеточки вниз, одну – влево, одну – вверх, одну – влево, одну – вниз, одну – влево.

- Что получилось?

- Если вы были внимательны и соблюдали все правила, то у вас должен получиться такой же рисунок, как у меня. (Педагог показывает детям карточку – ответ.)

Педагог проводит 2-3 графических диктанта.

Цель

Учить детей ориентироваться на плоскости листа в клетку.

Игра «Кто за кем стоит?»

Задание.- Ваня, встань за … , между … , за … .

Цель

Закреплять пространственные отношения: «за», «между», и т. д.

Игра «Нарисуй». Работа на карточках (или в тетрадях).

- Нарисуйте 2 кружка сверху; под ними 3 треугольника; посередине прямоугольник, под ним 2 овала (можно дать задание, уточняя цвет фигуры).

Цель

Развивать умение ориентироваться на плоскости листа.

Игра «Что, где?»

Игра проводится в кругу. В центре круга стоит учитель с мячом, объясняет правила игры.

- Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен использовать следующие слова: «Слева», «справа», «впереди», «позади».

Учитель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Где стол?»

Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Впереди меня» - и бросает мяч учи- телю.

- Дверь от тебя? (Слева.)

- Позади тебя?

- Большой стул?

- Лена стоит?

Учитель может называть слова: «Слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в указанном направлении.

Цель

Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе;

Игра «Расскажи, что где находится»

На доске размещены геометрические фигуры, они могут быть разного цвета.

Дети рассказывают, где какая фигура находится. (В правом верхнем углу синий треугольник и т. д.)

Цель

Продолжать учить детей определять пространственное расположение фигур на плоскости;

Игра на ковре «Назови, что справа (слева), перед (за) тобой»

Например: -За мной большое окно.

Справа белая дверь.

Передо мной парты.

Цель

Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов относительно себя.

Игра «Кто, где стоит?»

Педагог расставляет детей: около окна (стола, дверей); между партой и стулом; рядом с Юлей и т. п.

Спрашивает у детей: «Ты где стоишь?», «Кто стоит между партой и стулом?» и т. д.

Цель

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя слова «около», «рядом», «между»;

Упражнение «Выполни задание»

- Положи мяч в… (под, на, за), возьми мяч.

- Куда положил мяч?

- Где взял мяч?

Цель

Тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под», «в»;

Игра «Где зайчик?»

На ковре елочка, пенек и спрятанные игрушки.

Задание. -Принести зайчика. Где ты его взял? (Из-за елки; из-под стула; около пенька и т. д.)

Цель

Продолжать учить употреблять предлоги «из-за», «из-под», «между», «около»;

Игра «Где находится растение?»

На столе в ряд стоят комнатные растения (4-5 шт., можно использовать картинки).

- Сколько всего растений?

- Назовите их.

- Фиалка стоит на каком месте?

- На третьем месте какое растение?

- Между геранью и бальзамином какое растение?

- Справа от бегонии?

Цель

Расширять пространственное представление (справа, слева, между);

Игра «Встань, где я скажу»

- Встань между фикусом и фиалкой… за геранью… около… справа от… слева от… между и т. д.

Цель

Тренировать в умении пользоваться словами «между», «около», «справа», «слева»; называть комнатные растения;

Игра «Где находится?»

Педагог вывешивает таблицу с геометрическими фигурами (или геометрические фигуры, разные по цвету, размещает на доске).

Дети по очереди рассказывают, где и какая фигура находится. Например: «Синий квадрат посередине». Другой ребенок продолжает: «Красный прямоугольник в верхнем правом углу». И т. д. Затем учитель предлагает детям закрыть глаза, а сама меняет местами фигуры.

Раз, два, три-

На доску посмотри!

Дети открывают глаза и рассказывают, что изменилось.

Цель

Продолжать учить определять положение геометрических фигур на таблице;

Игра «Кто куда убежал?»

Дети играют парами. Перед каждым ребенком лист бумаги и семь разных геометрических фигур. Все фигуры лежат в центре листа.

По сигналу играющие раскладывают фигуры по всему листу: в углах, по сторонам и одну оставляют в центре, затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: «У меня квадрат находится в верхнем левом углу, а у тебя?».

Дети поочередно задают вопросы друг другу.

Можно предложить одному ребенку закрыть глаза, в это время другой ребенок меняет положение предметов на листе. Открыв глаза, ребенок смотрит, как расположены фигуры, и рассказывает об этом.

Цель

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги;

Учить словесно обозначать месторасположение предмета;

Игра «Положи мяч»

(за спину, под стул, около стола, за пенек).

Игра «Возьми мяч»

- Откуда он его взял? (из-за стола, из-под стула и т. д.)

Цель

Тренировать в умении употреблять предлоги, согласовывать числительные с существительными в роде, числе.

Игра «Загадки»

Дети составляют из геометрических фигур отгадки. Использовать математические наборы «Учимся считать».

- Перед вами наборы «учимся считать» с геометрическими фигурами. Я загадываю загадки, а вы, если отгадаете, не будете говорить вслух, что это, а ответ покажете из геометрических фигур.

Внимательно слушайте:

Доски на гору везем,

Будем строить новый… (дом).

- Сделайте его из геометрических фигур, кто какой захочет.

После того как дети выложили из геометрических фигур дома, учитель продолжает.

Кто раз в году наряжается? (Елка.)

Зимой и летом одним цветом? (Елка.)

Дети выкладывают елку.

Один костер весь мир согревает. (Солнце.)

Дети выкладывают солнце.

Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает? (Петушок.)

Перед детьми фигуры: дом, елка, солнце, петушок.

-Где растет елка?

- Где находится петушок?

- Где расположено солнце?

Дети отвечают, используя слова «впереди», «сбоку», «за», «наверху».

Цель

Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова «слева», «справа», «рядом», «около»;

Игра «Где мяч?»

У каждого ребенка лист бумаги с нарисованной сеткой.

- Покатился мячик в самую середину листа. Положите туда «мячик» (кружочек).

- Покатился «мячик» на один квадрат вверх. Где теперь «мячик»?

- Потом он покатился на один квадрат вправо. Где теперь «мячик»? (на один квадрат вниз и на один влево и т. п.)

Педагог диктует, дети передвигают «мячик».

Более сложный вариант игры – следить глазами и лишь в конце указать местонахождения «мячика».

Цель

Продолжать учить детей ориентироваться на тетрадной странице;

Игра «Карта путешествий»

- К нам сегодня пришел в гости мишка. Ему нравится, как у нас в игровой комнате стоит мебель. Он хочет так же поставить мебель у себя дома. А чтобы не забыть, решил нарисовать план комнаты. Поможем ему?

Учитель вешает на доске прямоугольный лист бумаги – это комната. На чертеже обозначает окна, двери. Посередине рисует круг, обозначающий стол. Аналогично рисует обозначения всех остальных предметов. Получится план комнаты.

Когда план будет готов, детям предлагается поиграть. Один водящий выходит за дверь, дети прячут небольшую игрушку, а на плане кружком обозначают это место. Ведущий, войдя в группу, по плану определяет, где спрятана игрушка, и находит это место в самой комнате.

Цель

Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определить взаимное расположение предметов в пространстве; Развивать внимание, умение находить ошибки, пространственную ориентировку




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!