Игры для развития фонематического восприятия
Фонематическое восприятие – различение речевых звуков на слух. Во время игр обязательно звуки нужно называть как звук «б», а не как букву «бэ».
Игры:
«Поймай звук» - договориться с ребенком, что как только слышится определенный звук, например, «С», нужно хлопнуть в ладоши, или топнуть, или подпрыгнуть, или присесть. Потом мама отчетливо произносит разные слова, как с искомым звуком, так и без него. А ребенок, услышав звук, топает, хлопает или прыгает. Сначала нужно стараться подбирать слова, чтобы заданный звук находился в начале слова. В дальнейшем игру можно усложнить и искать звук не только в начале, но и в середине или в конце слова.
«Звуковая мозаика» - можно использовать обычную мозаику и выкладывать узор. Договориться выкладывать узор с одного уголочка, например, справа налево, не пропуская ни одного отверстия. Сначала лучше брать фишки 2 цветов – красные, обозначают слова, начинающиеся на звук «К», синие, обозначают слова начинающиеся на «С». Мама называет слова: кот, слон, кабель, сок, конь, конфета, корабль, сани, куртка, стул, кровать, и т.д. Ребенок выкладывает соответствующий узор. В дальнейшем можно игру усложнить и добавить фишки других цветов: зеленые, для обозначения слов на звук «З», белые – на звук «Б».
В эту игру можно играть и на картонном поле, например, размером 3х3, 4х4 или 5х5 клеток. И для фишек использовать разноцветный картон: черный – для звука «Ч», розовый – для «Р», малиновый – для «М» и т. д.
«Звуковая цепочка» - каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего. Аист – танк – кот – трактор – рубаха – абрикос – самолет – трамвай – йогурт – тетрадь – дятел – лист – и т.д.
«Доскажи словечко» - начинать рассказывать стихотворные строчки, а ребенок договаривает последнее слово. Например:
Красный клюв, из перьев шубка - ну, конечно, это… (утка).
Возводит дом для нас строитель, а у доски стоит…(учитель).
Весело играла скрипка, на лице у всех… (улыбка).
Над котом кружилась муха, навострил Василий… (ухо).
На редкость сытна и вкусна из окуней и щук… (уха).
Свернулись под кустом ежи, а рядом — скользкие…(ужи).
Можно использовать стихи К. Чуковского, А. Барто или С. Маршака.
«Рифмы» - нужно подбирать слова, которые заканчиваются одинаково.
Например, лиса – краса, малыши – голыши, пень – день, палка – галка, и т. д.
Например, на «К»:
Волос – колос,
Ложа – кожа,
Пол – кол,
Палач – калач,
Ворона – корона,
Маша – каша,
Бровь – кровь,
Рот – кот, и т.д.
Например, «З» меняем на «С»:
Роза – роса,
Коза – коса,
Лиза – лиса,
Захар – сахар,
Зоя – соя,
Базы – басы.
Зима – Сима,
Змей – смей,
Зайка – сайка.