СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и тактильной чувствительности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и тактильной чувствительности для детей с нарушением зрения

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и тактильной чувствительности»

Игры и упражнения для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности

  1. Игра «Волшебный мешочек» ( использование фишек Сенсино»)

В непрозрачный мешочек кладут фишки Сенсино. Ребенку предлагают, закрыв глаза, на ощупь найти фишку, определить ее свойства по ощущениям, из какого материала она изготовлен (например, из стекла, пластмассы, дерева, железа), назвать его..Сначала наводящие вопросы задает воспитатель, а затем, когда игра усвоена, — спрашивают дети. Вопросы могут быть следующего характера: «Предмет легкий или тяжелый, гладкий или шероховатый, мягкий или твердый, пушистый или гладкий?».Затем предлагают найти аналогичную фишку в этом же мешке.

Другой вариант игры с волшебным мешочком, когда внутри его могут находиться разные наполнители: фасоль, горох, чечевица, гречка, пшено, рис, манка, песок, орехи, косточки от вишни или фиников, мелкие камешки, пуговицы, а также различные предметы. Воспитатель называет предмет, а дети должны на ощупь найти и достать его.

Игры в волшебный мешочек могут быть тематическими. Для этого в него можно положить разные предметы по определенной тематике. Например, на Новый год — шишки, маленькие пластмассовые елочные игрушки, каштаны, ребристые грецкие орехи, гладкие желуди, конфетки; при изучении овощей и фруктов — небольших размеров редис, морковку, яблоко, картофель, лук, огурец и т.п.

  1. Упражнение «Составь буквы, цифры»

В сенсорной комнате на напольном покрытии можно использовать цветные шарики для составления цифр, букв, слов. Задание выполняется каждым ребенком индивидуально. В корзинку (коробочку) кладутся разноцветные шарики из сухого бассейна. Детям предлагается составить из них несколько цифр, букв и слов. Затем дети отгадывают друг у друга полученные изображения. Для этого задания также используются и разноцветные пластмассовые крышечки.

  1. Упражнение «Лесная дорожка»

Упражнение выполняется на напольных тактильных дорожках, состоящих из разных модулей.

Учитель-дефектолог: Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие вокруг Земли. Проходим по лесной тропинке( резиновый модуль) к лесной опушке ,слушаем пение птиц, переходим через бревенчатый мостик и оказываемся в пустыне. Здесь нас встречаются верблюды и горячие зыбучие пески(пробковый модуль). Пески настолько горячие, что нам нужно, как можно быстрее, добраться до страны белых медведей. Проходим по льду и оказываемся на зеленых альпийских лугах . Нежимся на травке и вдалеке виднеется наш детский сад. Подходим к железному порогу и заходим на мягкий теплый ковер. Наше путешествие окончено. Что вы чувствуете сейчас? Эта разноцветная волшебная дорожка дает нам силы, назовите ее цвета.





  1. Упражнение «Звуковые мячи»

Детям предлагается найти в сухом бассейне звуковые мячи, в каждом из которых спрятаны «волшебные колокольчики». Задача: расставить эти мячи по мере возрастания звука.



Упражнение «Найди пару»

Детям предлагается по образцу, изображенному на картинке, найти такой же предмет в волшебном мешочке на ощупь. Предметы могут быть разными, например, набор геометрических фигур разной формы, величины и цвета или игрушки небольших по размеру животных, пуговицы разных форм и размеров.

Упражнение «Рыбаки и рыбки»

Для этого упражнения необходимы различные пуговицы. Представив, что дети отправляются на рыбалку на необычное Пуговичное озеро, им предлагается вообразить себя рыбаками, а пуговицы — разными разноцветными рыбками. Рыбакам нужно «выловить рыбок», которые им понравились, и рассказать о них (какие они — большие или маленькие, круглые или квадратные, гладкие или шероховатые). Затем всем детям свой «улов» нужно положить в ведерко и, закрыв глаза, на ощупь найти свои «рыбки».



Подвижные упражнения игрового характера с шариками из сухого бассейна

Такие упражнения способствуют тренировке мелких мышц кисти рук и выработке координированных движений. Кроме того, выполнение заданий в группах способствует развитию умения работать в команде, доверять друг другу, воспитывают чувства взаимопомощи, взаимовыручки, вырабатывает групповой дух команды.

Упражнение «Передай мяч друг другу»

Дети делятся на две команды. Участники каждой команды садятся на мягкое ковровое покрытие на небольшом расстоянии друг за другом. Перед первым игроком находятся две корзины: одна с набором шариков (красного, синего, зеленого, желтого цвета) из сухого бассейна, другая — пустая, в которую он должен их положить.

Первый игрок по команде берет из корзины любой из шариков и передает его с помощью поднятых вверх рук назад второму, второй — следующему за ним игроку, и так до тех пор, пока шарик не окажется в руках у последнего. Затем последний игрок должен передать шарик вперед, пока шар не окажется у первого игрока, который кладет его в пустую корзину. Эстафета продолжается до тех пор, пока все шарики не окажутся в другой корзине.

Упражнение «Набери шарики»

Каждой паре детей нужно по команде набрать как можно больше шариков определенного цвета в свою коробку, на сторонах которой из цветной бумаги наклеены кружки данного цвета. цвет шариков выбирается в игровой форме. Время выполнения задания определяет воспитатель. При проведении такого рода заданий необходимо вначале объяснить детям: в игре они развивают свои пальчики, чтобы лучше рисовать, писать. И во время игры нужно уважительно относиться друг к другу. Можно дать детям иной вариант задания — собирать только маленькие шарики, находящиеся в сухом бассейне. После проведения игры дети с воспитателем подсчитывают количество шариков, определяя победителей. Затем состав групп можно поменять.

Упражнение «Секрет»

В сухом бассейне спрятано несколько предметов, их нужно найти. Детям предлагается зайти в сухой бассейн и найти спрятанные среди шариков предметы.

Упражнение «Часики»

Дети находятся в сухом бассейне на достаточном расстоянии друг от друга. Лежа на спине, нужно ухватить ступнями и поднять один шарик как можно выше. Далее нужно захватить между ступнями шарик и, подняв ноги, отклонить их вправо и влево. После ребенок ложится на живот и также должен ухватить ступнями шарик и поднять его вверх. Можно менять наклон ног, имитируя стрелку часов, показывающую время.

Упражнение «Ловкость»

Упражнение выполняется сидя, находясь в сухом бассейне. Нужно положить один шарик между двумя ладонями и катать его то в одну, то в другую сторону так, чтобы он не упал. Это задание можно выполнять и с двумя шариками. Далее попросить детей назвать все предметы, находящиеся в комнате, такого же цвета, как их шарики.

Упражнение «Лабиринт»

Детям дается задание — сделать лабиринт из шариков. Для этого на мягкое напольное покрытие кладутся на достаточном расстоянии друг от друга цветные шарики из сухого бассейна в две дорожки так, чтобы получился лабиринт. Детям предлагается пройти по нему аккуратно, не заходя за границы. Можно разыграть сюжетно-ролевую игру, попросив ребят представить себя в образе каких-либо героев сказок. Упражнение надо проводить как индивидуально, так и в командах в форме соревнования.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!