СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры и упражнения на развитие  лексико-грамматического строя речи

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Игры и упражнения на развитие
лексико-грамматического строя речи


ОСЕНЬ.

1. «Назови ласково».

Цель: образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

солнце — солнышко,

дерево — деревце,

лист — листок, листик, листочек,

лес — лесок,

птица — птичка.


Дождь — дождик, дождичек,

лужа — лужица, ветер — ветерок,

туча — тучка, сад — садик,


2. Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее, ветер (какой?) — осенний, аллея (какая?) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.


3. Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, ... дует ветер — ветреная; если на улице холодно, какая погода? – холодная; если пасмурно – пасмурная, …сыро – сырая, …хмуро – хмурая, …солнечно – солнечная, …ясно – ясная.


4. «Один — много» (скажи по образцу).

Цель: образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных.

Наступил осенний день — наступили осенние дни, на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья, плывет темная туча — плывут темные тучи, стоит большое дерево — стоят большие деревья, идет холодный дождь — идут холодные дожди, дует сильный ветер — дуют сильные ветры, висит теплая куртка — висят теплые куртки, летит птичья стая — летят птичьи стаи.


ФРУКТЫ.

1. Игра «Мой, моя, мое, мои».

Цель: правильно согласовывать местоимение с именем существительным в роде.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: бросайте ребенку мяч и произносите: «Мой», «Моя», «Мое», «Мои». Попросите ребенка вернуть вам мяч, одновременно называя нужный фрукт: «Мой — ананас; мой — лимон; мой — банан. Моя — груша; моя — слива. Мое — яблоко. Мои — абрикосы; мои — персики».

2. Игра «Сок, варенье и компот»

Цель: правильно согласовывать имя существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.

Оснащение: картинки.

Ход игры:

Попросите ребенка правильно назвать, какое варенье, какой сок или компот находится в кастрюле или в банке (яблочное варенье, яблочный сок, яблочный компот и т. д.).

3. Игра «Счетоводы»

Цель: согласовывать имена существительные мужского и женского рода с числительными от 1 до 10.

Оснащение: картинки (персики, гранаты, абрикосы).

Ход игры: разложите фрукты одного вида перед ребенком. Предложите их посчитать. Покажите, как это делается: «Один персик, два персика...» Попросите ребенка продолжить.

4. Игра «Скажем ласково».

Цель: употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных единственного и множественного числа. Оснащение: не требуется.

Ход игры: попросите ребенка дополнить предложения нужным по смыслу словом. Начинайте фразу, а ребенок будет договаривать: «Яблоко сладкое, а яблочко... (сладенькое). Лимон кислый, а лимончик... (кисленький). Апельсины круглые, а апельсинчики... (кругленькие). Банан вкусный, а бананчик... (вкусненький). Ананас кисло-сладкий, а ананасик... (кисло-сладенький). Мандарины сладкие, а мандаринчики... (сладенькие). Абрикосы вкусные, а абрикосики... (вкусненькие)».

5. «Назови ласково».

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

Яблоко-яблочко-яблочки,

Груша-грушка-грушки,

Лимон-лимончик-лимончики,

Апельсин-апельсончик-апельсинчики,

Мандарин-мандаринчик-мандаринчики,

Абрикос-абрикосик-абрикосики,

Бабан-бананчик-бананчики.

6. Игра «У кого что находится»

Чему учится ребенок: правильно употреблять в речи имена существительные с предлогом «у».

Оснащение: любые фрукты.

Ход игры: пригласите принять участие в игре несколько детей. Раздайте фрукты всем, находящимся в комнате. Спросите ребенка: «У кого яблоко? (У Маши.) У кого груша? (У Насти.) У кого лимон? (У Саши.) У кого ананас? (У Ромы.) У кого персик? (У Лены.) У кого банан? (У Васи.)».

7. Игра «Отгадай, что это»

Цель: подбирать эпитеты к именам существительным.

Оснащение: натуральные фрукты или муляжи.

Ход игры: играют несколько детей. Водящий выходит за дверь. Дети выбирают любой фрукт. Входит водящий, дети называют подходящие к данному фрукту эпитеты: «Оно румяное, сладкое, круглое, крепкое». Водящий должен догадаться, какой фрукт загадали дети. (Яблоко.)

Лексический материал:

Маленький, желтый, овальный, кислый, в чай кладут. (Лимон.)

Большой, круглый, оранжевый, душистый. (Апельсин.)

Желтый, длинный, вкусный. (Банан.)

Большой, овальный, колючий, сочный. (Ананас.)

Маленькие, синие, овальные, сладкие. (Сливы.)

8. Игра «Лишнее слово»

Цель: образовывать слова с помощью разных суффиксов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: произносите ряд слов; предложите ребенку определить и назвать лишнее слово, объяснив при этом свой выбор: «мандаринчик —лимончик — апельсинчик — банан; абрикосище — апельсинище — яблочко — ананасище; ананасик — абрикосик — гранатик — мандарин».

Лексический материал: слива, груша, яблоко.

9. Игра «Слова-родственники»

Цель: находить родственные слова в контексте.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: почитайте ребенку текст и предложите ему на слух найти в тексте родственные слова.

«На яблоне созрели спелые фрукты. Мальчик собрал урожай яблок. Бабушка сварила яблочное варенье.

Мама купила апельсиновый сок. Мы ели апельсины.

У девочки разрумянились щеки. На яблоне висят румяные яблоки.

У девочки платье персикового цвета. В магазине продают персики».

10. Игра «Посмотри, скажи, да гляди, не ошибись»

Цель: понимать переносное значение слов.

Оснащение: картинки.

Ход игры: расскажите детям, что многие слова употребляются в переносном (иносказательном) значении. Например, когда говорят о предмете, что он падает, то имеют в виду, что эта вещь действительно может упасть (камень на землю, яблоко с яблони, карандаш со стола). Но слово «падает» можно употребить и в переносном смысле: падает туман. Одно слово позволяет метко и точно описать целое явление — ложится на поля туман. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинки и определить, какие из перечисленных слов употреблены в переносном значении, а какие — в прямом.

Лексический материал:

Горький апельсин, горчица, горькое лекарство.

Красная роза, красное яблоко, красная девица.

Голое дерево, голый ребенок, голые цифры.

11. Игра «Потерянное слово».

Цель: правильно употреблять предлоги в речи.

Оснащение: сюжетные картинки.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Произносите предложения без предлога. Попросите ребенка найти потерявшееся слово и произнести предложение целиком: «Фрукты купили... (в) магазине. Мальчик поливает лимон... (из) лейки. Дети катаются... (на) лодке. Дедушка подходит... (к) сливе. Дедушка отходит... (от) сливы. Сумка с яблоками упала... (со) стула. Корзина стоит... (между) яблонями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!