Игры и упражнения на развитие
лексико-грамматического строя речи
ОСЕНЬ.
1. «Назови ласково».
Цель: образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
солнце — солнышко,
дерево — деревце,
лист — листок, листик, листочек,
лес — лесок,
птица — птичка.
Дождь — дождик, дождичек,
лужа — лужица, ветер — ветерок,
туча — тучка, сад — садик,
2. Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»
Небо (какое?) — осеннее, ветер (какой?) — осенний, аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
3. Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, ... дует ветер — ветреная; если на улице холодно, какая погода? – холодная; если пасмурно – пасмурная, …сыро – сырая, …хмуро – хмурая, …солнечно – солнечная, …ясно – ясная.
4. «Один — много» (скажи по образцу).
Цель: образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных.
Наступил осенний день — наступили осенние дни, на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья, плывет темная туча — плывут темные тучи, стоит большое дерево — стоят большие деревья, идет холодный дождь — идут холодные дожди, дует сильный ветер — дуют сильные ветры, висит теплая куртка — висят теплые куртки, летит птичья стая — летят птичьи стаи.
ФРУКТЫ.
1. Игра «Мой, моя, мое, мои».
Цель: правильно согласовывать местоимение с именем существительным в роде.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: бросайте ребенку мяч и произносите: «Мой», «Моя», «Мое», «Мои». Попросите ребенка вернуть вам мяч, одновременно называя нужный фрукт: «Мой — ананас; мой — лимон; мой — банан. Моя — груша; моя — слива. Мое — яблоко. Мои — абрикосы; мои — персики».
2. Игра «Сок, варенье и компот»
Цель: правильно согласовывать имя существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
Оснащение: картинки.
Ход игры:
Попросите ребенка правильно назвать, какое варенье, какой сок или компот находится в кастрюле или в банке (яблочное варенье, яблочный сок, яблочный компот и т. д.).
3. Игра «Счетоводы»
Цель: согласовывать имена существительные мужского и женского рода с числительными от 1 до 10.
Оснащение: картинки (персики, гранаты, абрикосы).
Ход игры: разложите фрукты одного вида перед ребенком. Предложите их посчитать. Покажите, как это делается: «Один персик, два персика...» Попросите ребенка продолжить.
4. Игра «Скажем ласково».
Цель: употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных единственного и множественного числа. Оснащение: не требуется.
Ход игры: попросите ребенка дополнить предложения нужным по смыслу словом. Начинайте фразу, а ребенок будет договаривать: «Яблоко сладкое, а яблочко... (сладенькое). Лимон кислый, а лимончик... (кисленький). Апельсины круглые, а апельсинчики... (кругленькие). Банан вкусный, а бананчик... (вкусненький). Ананас кисло-сладкий, а ананасик... (кисло-сладенький). Мандарины сладкие, а мандаринчики... (сладенькие). Абрикосы вкусные, а абрикосики... (вкусненькие)».
5. «Назови ласково».
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Яблоко-яблочко-яблочки,
Груша-грушка-грушки,
Лимон-лимончик-лимончики,
Апельсин-апельсончик-апельсинчики,
Мандарин-мандаринчик-мандаринчики,
Абрикос-абрикосик-абрикосики,
Бабан-бананчик-бананчики.
6. Игра «У кого что находится»
Чему учится ребенок: правильно употреблять в речи имена существительные с предлогом «у».
Оснащение: любые фрукты.
Ход игры: пригласите принять участие в игре несколько детей. Раздайте фрукты всем, находящимся в комнате. Спросите ребенка: «У кого яблоко? (У Маши.) У кого груша? (У Насти.) У кого лимон? (У Саши.) У кого ананас? (У Ромы.) У кого персик? (У Лены.) У кого банан? (У Васи.)».
7. Игра «Отгадай, что это»
Цель: подбирать эпитеты к именам существительным.
Оснащение: натуральные фрукты или муляжи.
Ход игры: играют несколько детей. Водящий выходит за дверь. Дети выбирают любой фрукт. Входит водящий, дети называют подходящие к данному фрукту эпитеты: «Оно румяное, сладкое, круглое, крепкое». Водящий должен догадаться, какой фрукт загадали дети. (Яблоко.)
Лексический материал:
Маленький, желтый, овальный, кислый, в чай кладут. (Лимон.)
Большой, круглый, оранжевый, душистый. (Апельсин.)
Желтый, длинный, вкусный. (Банан.)
Большой, овальный, колючий, сочный. (Ананас.)
Маленькие, синие, овальные, сладкие. (Сливы.)
8. Игра «Лишнее слово»
Цель: образовывать слова с помощью разных суффиксов.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: произносите ряд слов; предложите ребенку определить и назвать лишнее слово, объяснив при этом свой выбор: «мандаринчик —лимончик — апельсинчик — банан; абрикосище — апельсинище — яблочко — ананасище; ананасик — абрикосик — гранатик — мандарин».
Лексический материал: слива, груша, яблоко.
9. Игра «Слова-родственники»
Цель: находить родственные слова в контексте.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: почитайте ребенку текст и предложите ему на слух найти в тексте родственные слова.
«На яблоне созрели спелые фрукты. Мальчик собрал урожай яблок. Бабушка сварила яблочное варенье.
Мама купила апельсиновый сок. Мы ели апельсины.
У девочки разрумянились щеки. На яблоне висят румяные яблоки.
У девочки платье персикового цвета. В магазине продают персики».
10. Игра «Посмотри, скажи, да гляди, не ошибись»
Цель: понимать переносное значение слов.
Оснащение: картинки.
Ход игры: расскажите детям, что многие слова употребляются в переносном (иносказательном) значении. Например, когда говорят о предмете, что он падает, то имеют в виду, что эта вещь действительно может упасть (камень на землю, яблоко с яблони, карандаш со стола). Но слово «падает» можно употребить и в переносном смысле: падает туман. Одно слово позволяет метко и точно описать целое явление — ложится на поля туман. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинки и определить, какие из перечисленных слов употреблены в переносном значении, а какие — в прямом.
Лексический материал:
Горький апельсин, горчица, горькое лекарство.
Красная роза, красное яблоко, красная девица.
Голое дерево, голый ребенок, голые цифры.
11. Игра «Потерянное слово».
Цель: правильно употреблять предлоги в речи.
Оснащение: сюжетные картинки.
Ход игры: предложите ребенку поиграть. Произносите предложения без предлога. Попросите ребенка найти потерявшееся слово и произнести предложение целиком: «Фрукты купили... (в) магазине. Мальчик поливает лимон... (из) лейки. Дети катаются... (на) лодке. Дедушка подходит... (к) сливе. Дедушка отходит... (от) сливы. Сумка с яблоками упала... (со) стула. Корзина стоит... (между) яблонями.