ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
«Услышать – сделать»
Постарайся правильно выполнить движения: если услышишь название цветка - хлопни в ладоши, если услышишь название птицы - взмахни руками, если услышишь название дерева - положи руки на колени.
Дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василек, пальма, цапля, колокольчик.
«Животные»
Цель: развить внимание.
Ход игры: детям предлагается выбрать любое животное: зайца, волка, тигра, медведя, рысь, гепарда, слона, обезьяну, лису, ежа. Ведущий вперемежку называет животных. Услышав название своего животного, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
«Наоборот»
Цель: развить внимание.
Задание: предложите ребенку делать все наоборот. Например, когда ведущий поднимет правую руку, ребенок должен ее опустить; если ведущий наклониться влево, то следует наклониться вправо; если ведущий садиться, то нужно встать и т.д.
«Исправь ошибки»
Цель: развить слуховое внимание.
Ход игры: прочитайте стихотворения, намеренно делая ошибки в словах. Ребенок должен заметить эти ошибки и назвать слова правильно.
Ехал дядя без жилета, (билета)
Заплатил он штраф за это.
Сели в ложку и айда! (лодку)
Покатили вдоль пруда.
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей. (грачей)
Мама с бочками пошла (дочками)
По дороге вдоль села.
На поляне весной
Вырос зуб молодой. (дуб)
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
Эй, не стойте слишком близко,
Я тигренок, а не миска. (киска)
На глазах у детворы
Крысу красят маляры. (крышу)
Я рубашку сшила шишке, (мишке)
Я сошью ему штанишки.
Встало солнце, уходит прочь
Темная длинная дочь. (ночь)
Фруктов в корзине не счесть:
Яблоки, груши, бараны есть. (бананы)
Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку. (ложку)
В реке живет мак, (рак)
Его не поймаю никак.
На пароходе повар-док (кок)
Приготовил вкусный сок.
Очень ласковый был дот, (кот)
Он хозяйку лизнул в лоб.
Рогатый дол (вол)
По дороге шел.
Уронили шишку на пол, (мишку)
Оторвали шишке лапу. (мишке)
Школьник кончил строчку
И поставил бочку. (точку)
Очень вкусная игра - (икра)
Украшение стола.
На волке – сметана, (полке)
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.
Игра «Слова – невидимки»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания.
Ход игры: Ведущий пишет на доске, на стене, в воздухе пальцем по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось..
«Отыскать числа»
Цель: развить внимание.
Задание: в таблице распределены числа от 1 до 20 в произвольном порядке. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая их и называя вслух. Можно засечь время, для детей 6-7 лет норма 1,5-2 минуты.
Игра «Наполни корзину»Ход: участникам игры предлагается по очереди «наполнить» корзину фруктами, грибами, овощами и т. п. Дети должны говорить названия овощей, грибов, фруктов, «наполняя» корзину.
Игра «Цвета».Ход: ведущий предлагает всем играющим назвать 5 предметов одного цвета. тот, кто не сможет за 1 минуту припомнить 5 предметов названного цвета, выходит из игры. Нужно называть разные предметы, не повторяясь.
Игра «Цветные точки»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания.
Ход: участнику игры ведущий показывает игровое поле, поделённое на 9 квадратов. На него наклеены цветные точки разных размеров. Задача ученика – запомнить расположение этих точек и выложить их верно на пустом поле. Количество точек и размер игрового поля постепенно увеличиваются.
УПРАЖНЕНИЯ
«Кнопки мозга».
Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой стимулировать точки под ключицами между ребрами. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Другая рука массирует углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины.
«Перекрёстные шаги».
Это перекрестно-латеральная ходьба на месте, когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем правого колена.
«Ухо-нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой- за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".
«Симметричные рисунки».
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки, слово.
Дыхательная гимнастика.
Выполняйте ритмичное дыхание: Вдох в два раза короче выдоха.
«Качание головой».
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед, и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
Гимнастика для глаз.
Выполняйте плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена). На ней с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд. Каждая траектория имеет свой цвет.
«Лезгинка».
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой руки. После этого одновременно смените положение обеих рук. Добивайтесь высокой скорости смены положений (6-8 смен).
«Зеркальное положение».
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно улучшиться эффективность работы всего мозга.