СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры, игровые упражнения, задания на развитие понимания значений слов, на развитие лексико-семантических ассоциаций, на развитие антонимии и синонимии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи игр:

1.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми, поэтому нужно каждое новое слово провести через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.

2.  Уточнение и закрепление словаря  – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

3. Активизация словаря  – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах.

4.  Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные), употребляемых детьми, исправление ошибочных ударений и произношений.

Просмотр содержимого документа
«Игры, игровые упражнения, задания на развитие понимания значений слов, на развитие лексико-семантических ассоциаций, на развитие антонимии и синонимии»

Игры, игровые упражнения, задания на развитие

понимания значений слов


1. Игра «Измеряй-ка».

Цель: продолжать учить сравнивать предметы, совершенствовать словарь прилагательных, развивать глазомер.

Инструкции:

«Расставь всех матрешек по порядку, начиная от самой маленькой и заканчивая самой большой».

«Расставь по размеру карандаши – от самого большого до самого маленького».

«Покажи книги от самой тонкой до самой толстой».

«Покажи самую длинную и самую короткую веточки. На каких веточках длинные иголки, а на каких короткие».

2. Игровое упражнение «Кто? Что?».

Цель: продолжать учить детей подбирать названия предметов к названым действиям, развивать память, воображение.

Ход игры: Детям раздаются различные картинки и задаются вопросы: Идет кто? что? Стоит кто? что? Сидит кто? Бежит кто? Прыгает кто? Спит кто? Лежит кто? что? Висит что? Летит кто? что? Едет что? кто? Читает кто? Затем дети выбирают нужную картинку и называют ее.

  1. Игра «Кто внимательнее?».

Цель: продолжать учить детей подбирать названия предметов к названым действиям, развивать внимание, спортивный азарт.

Ход игры: Дети делятся на две команды и педагог предлагает «найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит и т.д.»

4. Игра «Что растет в огороде?».

Цель: продолжать учить классифицировать и обобщать предметы, совершенствовать глагольный и предметный словарь, продолжать учить подбирать к глаголу существительные и развивать мыслительные операции.

Инструкция: Ребенку предлагаются картинки с изображением овощей, фруктов и ягод. Рассмотрев, назвать и обвести красным фломастером ягоды, желтым – фрукты, а зеленым – овощи. Педагог называет слово-действие, а ребенок – слово-предмет.

Глаголы: Растет, синеет, зреет, поспевает, созревает, наливается, вырастает, чернеет, краснеет, зеленеет.

5. Игра «Кому что отдать?».

Цель: продолжать учить подбирать к двум предметам одно существительное, находить сходства и различия; совершенствовать предметный словарь, развивать логическое мышление.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и определи кому что нужно: полосы и копыта; грива и копыта; грива и когти; яд и зубы; яд и жало; хобот и бивни; бивни и ласты; крылышки и пятна; пятна и клыки.

  1. Игра «Общее слово».

Цель: продолжать учить подбирать обобщающее слово – признак к предметам; совершенствовать словарь прилагательных, развивать логическое мышление.

Инструкция: Подбери общее слово-признак, на первый взгляд, непохожих предметов.

Черепаха и улитка (какие?) медленные.

Стол и шкаф… Вода и молоко…

Лимон и клюква… Лимон и банан…

  1. Игра «Будь внимателен».

Цель: продолжать учить сравнивать, совершенствовать словарный запас по теме «Части тела»; развивать внимание.

Ход игры: Логопед читает стихи. Дети слушают и запоминают, какие в них упоминаются парные и непарные органы (части тела).

Две руки у тебя, две руки у меня.

И, конечно, получилась в нашей комнате возня.

Две ноги у тебя, две ноги у меня.

И, конечно, получилась в коридоре беготня.

По два глаза у тебя, у тебя и у меня.

Солнце мы нарисовали, и деревья, и коня.

  1. Игра «Повторяй-ка».

Цель: продолжать учить детей самостоятельно подбирать по аналогии определения к предметам.

Снег белый. А зайчик зимой, какой?

Летом ствол сосны рыжий. А белочка, какая?

Чайник грязный. А посуда, какая?

Портфель новый. И книга, какая?

Дом старый. И мебель в доме, какая?

На улице холодная погода. И дует ветер, какой?


Игры и игровые упражнения на развитие

лексико-семантических ассоциаций


1. Игра «Сравнение».

Цель: продолжать учить сравнивать, упражнять в составлении предложений; развивать воображение, фантазию.

Инструкция: «Закончи предложения: Колючий как… Топать как… Катиться как… Смелый как…».

2. Игровое упражнение: ассоциации на функциональное назначение предмета.

Инструкция: Логопед задает детям вопрос: «Где и для чего можно применить предмет, который я назову?».

Например, кнопка:

а) для прикрепления бумаги к доске;

б) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

в) провести квадрат на бумаге;

г) положить на стол и т.д.

В качестве исходных слов предлагаются следующие: гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло, пуговица, карандаш.

3. Игра «Угадай-ка».

Цель: продолжать учить подбирать к определению существительное, согласовывать существительное с прилагательным единственного числа, совершенствовать предметный словарь, развивать память.

Ход игры: Перед детьми лежат различные предметные картинки. Педагог называет слово-признак, а дети подбирают к нему слово-предмет.

Прилагательные: бородатый, огромный, ядовитая, полосатая, колючий, задиристый, верный, медлительный, пучеглазая, скользкая и т.д.

4. Игровое упражнение «Кто? Что?».

Цель: продолжать учить детей подбирать названия предметов к названым действиям, развивать память, воображение.

Ход игры: Детям раздаются различные картинки и задаются вопросы: Идет кто? что? Стоит кто? что? Сидит кто? Бежит кто? Прыгает кто? Спит кто? Лежит кто? что? Висит что? Летит кто? что? Едет что? кто? Читает кто? Затем дети выбирают нужную картинку и называют ее.

5. Игра «Расположи по порядку».

Цель: продолжать учить выявлять закономерности, совершенствовать предметный словарь, развивать словесно-логическое мышление.

Инструкция: «Рассмотри эти картинки. Догадайся и объясни, что произошло сначала, а что потом».

  1. яйцо, курица, цыпленок;

  2. колос, хлеб, мука;

  3. семечки, растительное масло, подсолнух;

  4. нитки, варежки, пух.

6. Игра «Придумай, о чем может идти речь?».

Ход игры: Логопед предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте есть слова «кот» и «лист».

Варианты ответов детей:

а) о том, как кот играл с листом;

б) о том, как лист упал на кота;

в) о том, как кот искал мышку в куче листьев;

г) о том, как кота засыпали листьями.

Для выполнения аналогичных заданий можно использовать следующие пары слов: рак и мост, мак и плащ, школа и сухари, сок и река, нос и бусы, бык и мышь, мох и белка, стол и дерево и другие.

7. Игра «Подбери слово».

Цель: продолжать учить различать «живое – неживое», учить подбирать к глаголу существительные, расширять предметный словарь, развивать память, воображение.

Ход игры: Перед детьми лежат различные предметные картинки. Педагог предлагает подобрать к слову-действию слова-предметы, при этом определить живой этот предмет или неживой.

Глаголы: бежит, стоит, идет, летит, лежит, сидит.

8. Игра «Подбирай-ка».

Цель: подбор подходящих по смыслу определений.

Инструкция: «Подберите как можно больше определений к словам: летчик, учитель, водитель, грузчик...»

Летчик какой? – храбрый, смелый.

Учитель какой? – умный, добрый.

Водитель какой? – внимательный, осторожный.

Грузчик какой? – сильный, могучий.

Строитель какой? – умелый, ловкий.

Врач какой? – старательный, добрый.

Танцовщица какая? – талантливая, красивая, интересная, изящная.

Воспитательница какая? – добрая, веселая, умная.

9. Игра «Отгадай-ка».

Цель: совершенствование предметного словаря по теме: «Животные, птицы, насекомые», развивать понимание глагольного словаря, логическое мышление.

Инструкция: Детям предлагается отгадать загадки: «Прыгает, чирикает (кто?)…; Прыгает, грызет (кто?)…; Рычит, нападает (кто?)… ; Летает, жужжит (кто?)…



Игры, игровые упражнения, задания на развитие антонимии и синонимии


1. Игра «Рассуждай-ка».

Цель: расширять словарь прилагательных, наречий; продолжать учить рассуждать, сравнивать предметы, подбирать антонимы; составлять распространенные предложения, развивать зрительное внимание.

Инструкция: «Подбери к каждому из понятий противоположное по смыслу. Объясняя, рассуждай так: «Если дерево выше пня, то пень ниже дерева»».

высокий = дерево – пень; широкий = река – ручей;

тяжелый = камень – вата; темный = ночь – день;

2. Игра «Слова-приятели».

Инструкция: «Выбрать из трех слов два слова-приятеля».

Дом, солдат, боец. Конь, собака, лошадь.

Дом, улица, здание. Грустный, печальный, глубокий.

3. Игра «Слова-неприятели».

Инструкция: «Выбрать из трех слов два слова-неприятеля».

Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день. Длинный, большой, короткий.

Радость, радостный, печаль. Давать, продавать, брать.

4. Игра «Сравни наоборот».

Инструкция: «Сравни предметы, используя слова: больше – меньше, тяжелее – легче, выше – ниже, быстрее – медленнее и др.»

Грузовик и такси. Жираф и лошадь.

Слон и медведь. Заяц и черепаха.

5. Игра «Слова-друзья».

Цель: продолжать учить подбирать слова-синонимы, развивать внимание, сообразительность.

Инструкция: «Подбери к предложению несколько подходящих слов»

Образец: Внезапно налетел сильный ветер, ураган, вихрь.

У собаки в миске всегда лежи…

Ко мне на улице обратился…

Во дворе весело играли…

Меня вылечи…

6. Игра «Слова-враги».

Цель: продолжать учить подбирать антонимы к существительным; развивать сообразительность, мышление.

Инструкция: «Продолжи предложение, подбирая нужное по смыслу слова».

Птицы спят ночью, а поют… В сказке добро побеждает…

Обидел враг, поддержал… Летом жара, а зимою…

7. Игра «Сравни».

Цель: продолжать учить сравнивать, составлять распространенные предложения; развивать словесно-логическое мышление.

Инструкция: «Сравни предметы».

Пушинка легкая, а камень…

Эта сумка тяжелая, а эта…

Книга толстая, а тетрадь…

8. Задание.

Цель: продолжать учить сравнивать, составлять распространенные предложения; развивать словесно-логическое мышление.

Ход задания: Педагог предлагает детям согласовать определения с теми словами, к которым они относятся, составить с проработанными словосочетаниями предложения.

а) Назвать величину предметов:

Этот дом большой, а этот домик… (какой?)

Девочка большая, а кукла… (какая?)

б) Назвать вкус предметов:

Сахар… (какой?)

в) Назвать цвет предметов:

Кубик…(какой?)

Лента… (какая?)



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!