СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на формирование и развитие пространственных представлений у дошкольников с ЗПР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пространственные  представления – представления о пространственных и пространственно-временных признаках и отношениях: величине, форме, относительном взаиморасположении объектов действительности, их поступательном или вращательном движении. Недостаточность сформированности пространственных представлений в дошкольном возрасте напрямую влияет на уровень интеллектуального  развития ребенка и в дальнейшем существенно осложняет процесс овладения навыками письма, чтения, счета.

Просмотр содержимого документа
«Игры на формирование и развитие пространственных представлений у дошкольников с ЗПР.»

.

Игры на формирование и развитие пространственных представлений у дошкольников с ЗПР.


Пространственная ориентировка– это сложное образование, основанное на взаимодействии различных анализаторов и входит в систему высших психических функций в процессе овладения и практической ориентировки в определенных признаках и свойствах пространства. В основе формирования пространственной ориентировки человека лежат пространственные представления. Пространственные представления – представления о пространственных и пространственно-временных признаках и отношениях: величине, форме, относительном взаиморасположении объектов действительности, их поступательном или вращательном движении.

У обучающихся дошкольного возрастного с задержкой психического развития восприятие пространственных представлений очень замедленно, так как у них наблюдается ограниченная восприимчивость. Недифференцированность восприятий и ощущений затрудняют у них формирование пространственных представлений. Недостаточность сформированности пространственных представлений в дошкольном возрасте напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка и в дальнейшем существенно осложняет процесс овладения навыками письма, чтения, счета.


Предлагаю вам ознакомиться с рядом игр и упражнений, направленных на обучение детей ориентированию на плоскости и в пространстве.


  1. Игра «Родинки»

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.                                            

На картинке с изображением лица ребенок кладет «родинку» 

(маленький черный кружок) по заданию дефектолога. Например: 

«Положи родинку на подбородок», «Положи родинку над левой  бровью» и т.д.

  1. Игра «Кто внимательный?»

Цель: Правильно воспринимать характеристики пространства: справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади.
- А вы знаете, где правая рука, где левая? Где правая сторона, где - левая? Давайте проверим и поиграем в игру «Кто внимательный?» Я буду специально ошибаться, а вы должны правильно выполнять все команды.
- Поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку – вниз. Повернитесь направо, повернитесь налево и т. д.

  1. Игра «Снеговик - снеговичок».

Цель: вырабатывать умение определять у себя правую и левую руку и ногу.

Снеговик - снеговичок, топни ножками – топ-топ,

Снеговик - снеговичок, хлопни ручками – хлоп-хлоп.

Левой ножкой топ-топ, левой ручкой хлоп-хлоп,

Правой ножкой топ-топ, правой ручкой хлоп-хлоп.

(Несколько раз продолжается чередование рук и ног)

Вот такой снеговичок наш забавный старичок!


  1. Кто из детей стоит близко, а кто далеко?

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».

Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет, кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.


  1. Куда пойдешь и что найдешь?

Материал игры: любые игрушки.

Содержание игры. Воспитатель раскладывает игрушки в разных местах комнаты: справа от ребенка воспитатель ставит плющевого мишку, слева – матрешку, перед ребенком – машины, позади ребенка – паровоз и говорит:

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – мишку найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?»

Игра может быть усложнена: игрушки прячутся или накрываются бумагой.


  1. Игра  «Будь внимателен!»

Для ребенка вовсе не очевидным является тот факт, что правые нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и правая рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.). 

Задания. Подними правую руку вверх - опусти; погладь себя правой рукой по голове; правой рукой прикоснись к правому уху, колену, пятке и т.д. Затем то же с левой рукой, после этого - в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку».


  1. Игра "Контролер"

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми  парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными  - в правый.


  1. Игра «Мяч по кругу»

Цель: учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.

Игровое правило. Не уронить мяч, следовать команде.

Содержание: «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной.


  1. Динамическая пауза «Солнышко высоко…»

Цель: закрепление понятий «высоко-низко», «далеко-близко».

Солнышко высоко, – дети поднимают руки вверх

А тропинка низко. – дети наклоняются вниз

Что за лесом – далеко, – дети вытягивают руки вперед

Перед лесом – близко. – дети прижимают руки к груди


  1. Упражнение с флажками.

Цель: вырабатывать умение понимать инструкцию по выполнению действий и направлений движения.

Все движения выполняются согласно тексту.

Друг за другом шагай,

Свой флажок поднимай.

Выше, выше, еще выше

Свой флажок поднимай!

Друг за другом шагай,

Свой флажок опускай.

Ниже, ниже, еще ниже

Свой флажок опускай!

А теперь остановись,

В круг лицом повернись,

Правой ручкой помаши,

Левой ручкой помаши,

И с флажками попляши!


  1. Игра «Я иду искать».

Цель: учить отыскивать предмет по заданному направлению движения.

Предметы могут быть действительно спрятаны, а могут быть на виду; важно, чтобы ребенок правильно следовал инструкциям, даваемым воспитателем. На первом году обучения инструкции предельно просты: дойди до большого стола и посмотри под стол, кто там? и т.п. Постепенно они усложняются до серии инструкций с использованием счета шагов и сменой направления движения. В некоторых случаях, после выполнения задания, ребенку предлагается указать более рациональный путь. Например, воспитатель дает инструкцию: «Пройди вперед по диагонали налево, повернись направо, пройди прямо до окна направо. Кто там?» далее можно спросить о том, как быстрее добраться до данного предмета (сразу пройти вперед по диагонали направо). Перед выполнением заданий проводится динамическая пауза, которая настраивает детей на игру.

Что любят делать мышки? Пищать, пищать, пищать!

Что любят делать зайки? Скакать, скакать, скакать!

Что любят делать птички? Летать, летать, летать!

Что любят делать дети? Играть, играть, играть!

Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать!


  1. Игра «Матрешки».

Цель: вырабатывать умение ориентироваться в пространстве относительно себя.

Мы веселые матрешки, мы захлопали в ладошки:

Слева – хлоп, справа – хлоп, прямо – хлоп и сзади – хлоп.

Мы веселые матрешки, заплясали наши ножки:

Левой – топ и правой – топ, правой – топ и левой – топ.

Мы веселые матрешки, пляшут ручки, пляшут ножки:

Левой ножкой – топ-топ-топ, слева ручками – хлоп-хлоп,

Правой ножкой – топ-топ-топ, справа ручками – хлоп-хлоп.

Чередование можно продолжить несколько раз.


  1. Игра « Аист»

Цель: учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Игровое правило. Аист отвечает после того как дети «спросят у него дорогу». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Содержание: Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.


  1. Игра «Котята разбежались»

Цель: закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.

Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.

Содержание: на фланелеграфе, магнитной доске, горизонтальной плоскости, в песочнице размещены фигурки 5-6 котят разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.


  1. Игра «Наоборот»

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу.

Содержание: дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.) 

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное.


  1. Игра «Кто где стоит?»

Цель: Формировать понятие о пространственных отношениях: между, посередине.
Содержание: воспитатель выставляет на стол пять игрушек зверей, например, мишку, лису, ежа и т. д.
- Кто стоит между мишкой и лисой?
- Кто стоит посередине?
И т. д.


  1. Игра "Бег к реке"

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Содержание: Чертим линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В "реку" кладутся камни. Вдоль "берега" выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают "со дна" камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.


  1. Игра "Всадник"

Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Содержание: Играющие распределяются по парам: один - "конь", другой - "наездник". Игрок-"конь" вытягивает руки назад - вниз, игрок-"наездник" берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.


  1. Игра «Скок-перескок"

Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

Содержание: На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: "Перескок!". После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.


  1. Игра «Шофер».

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять понятия «левый верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний угол», «в центре» (посередине).

При желании эту игру можно провести не только за столом, но и на ковре.

Оборудование: тетрадный лист с нарисованным посередине прямоугольником-гаражом, игрушечные автомобили на каждого ребенка.

Дети ставят машину «в гараж». По команде воспитателя машину перемещают в правый верхний, левый нижний угол и т.д. Перед началом задания целесообразно провести пальчиковое упражнение «Шофер».

Би-би-би, на машине я качу.

Би-би-би, стать шофером я хочу.

Би-би-би, я лечу во весь опор.

Би-би-би, самый лучший я шофер!


  1. Игра «Найди место"

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Содержание: на ковре или в беседке при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Игру можно проводить в песочнице (ленты не нужны). Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине, мишку - в ближнем правом углу и т.п.


  1. Пальчиковое упражнение «Побежали пальчики».

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: альбомный или тетрадный лист с нарисованными ориентирами.

Здравствуй, ручка правая – постукивать по столу правой ладошкой

Здравствуй, ручка левая – постукивать по столу левой ладошкой

Обе вы хорошие – поглаживать тыльные стороны ладоней

Ловкие, умелые – поглаживать ладони

Озорные пальчики – сжимать и разжимать пальцы

У девочек и мальчиков.

Их никак не удержать – переплести пальцы в «замок»

Все они хотят играть – потряхивать кистями рук

Пусть побегают немножко

По листочку пальчики,

Только вы не ошибайтесь,

Девочки и мальчики.

Побежали в серединку –

Увидали там малинку!

В правый верхний уголок –

Увидали там цветок!

Вниз спустились, в угол левый –

Скачет там зайчонок смелый!

В левый верхний угол мчимся –

Там летит большая птица!

В правый нижний уголок –

Отыскали там грибок!

Хорошо мы поиграли

В десять раз умнее стали!

Чтобы упражнение не стало заученным, следует менять ориентиры, использовать не только предметные картинки, но и геометрические фигуры, мелкие игрушки и другие предметы, тематически относящиеся к конкретному занятию. Упражнение может проводиться и без ориентиров. Указание направления зарифмовывать не обязательно.




  1. Упражнение «Наш мир».

Цель: учить работать с трафаретами, учить находить на листе бумаги нижнюю, верхнюю и среднюю часть.

Оборудование: трафареты с рыбами, птицами и зверями, лист бумаги, по горизонтали разделенный на 3 части – воду, сушу, небо.

Содержание: с помощью трафаретов дети изображают птиц, рыб и животных в соответствующих частях листа.


Рыба плавает в воде,

Зверь гуляет по земле,

Птица в небе на свободе-

Все продумано в природе!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!