«Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов по ТРИЗ»
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Игры на нахождение внешних ресурсов:
Цель – детям предлагаются проблемные ситуации, которые разрешают с
помощью алгоритма.
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одномсапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь ему быть?
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, а найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в кузовок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст – он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, глее живёт медведь?
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Зайчиха решила устроить праздник, в честь дня рождения своей дочери. Гвоздём программы должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья не смогла купить. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
Решив отправиться в поход, дети договорились кто, что с собой возьмёт. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который славился своей рассеянностью, оставил свой в вагоне свой рюкзак. А в нём были: палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
Игры на нахождение внутренних ресурсов:
Дина коллекционирует открытки и друзья (а их у неё 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с остальными?
У Красной Шапочки совсем износилась её шапочка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку ко дню рождения. Но бабушка по рассеянности, подарила такую же шапочку и на Новый год, и на 8 Марта и ещё на 7 праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапочек. Что ей с ними делать?
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка, и её подружки подарили ей много ярких ленточек, так много, что Оля ума не могла приложить, что ей с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил ими все имеющиеся в доме ёмкости. Как Матроскин может использовать всё это море молока?
Жили – были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно взялись за работу, но вскоре начали ссорится: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что сплетёт корзинку сам. И вот вскоре коза получила 21 корзинку(!) Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать лесник не знал. Как бы вы их использовали?
С жителями Киселька приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили своё любимое блюдо – кисель. И его оказалось так много, что в городе началось кисельное наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.
Все знают, что Карлсон очень любит сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.