СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на развитие слухового внимания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. В начале детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове (игра «Определи первый звук»), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочки слов»). Далее дети определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине) (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Затем дети упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации более сложных звуков ( игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»).    

Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие слухового внимания»

Игры на развитие слухового внимания

Игра "Скажи, что ты слышишь"

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Развитие фонематического слуха

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. В начале детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове (игра «Определи первый звук»), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочки слов»). Далее дети определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине) (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Затем дети упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации более сложных звуков ( игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»).    

ИГРА «ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

         ЦЕЛЬ. Определение звука и накопление словаря.

         ОБОРУДОВАНИЕ. Звоночек, колокольчик, дудочка, др. и картинки с их изображением.  

         ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой – нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили, показать направление рукой и взять картинку с изображением инструмента.

ИГРА  «УГАДАЙ, КТО ЭТО».

         ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.

         ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети стоят по кругу, каждый держит игрушку какого – нибудь животного. Водящий с завязанными глазами должен дотронуться  до ребенка, а тот издает звуки, соответствующие его игрушке (мяу, гав, му и др.). Водящий угадывает товарища.

         В) Одновременно с постановкой какого – либо звука, используются игры  на различение и выделение этого звука (на слух) в ряду звуков, в слогах, словах.

ИГРА «ПОДНИМИ ФЛАЖОК»

         ЦЕЛЬ. Выделение на слух заданного звука в ряду других.

         ОБОРУДОВАНИЕ. Флажки и др.

         ОПИСАНИЕ ИГРЫ.  Логопед называет ряд звуков:   м, н , р, п .Дети поднимают флажок  только на  заданный звук.

Игра: «Цепочка слов»

Цель: Развитие слухового внимания

Развитие воздушной струи

Игра "Пузырь"

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.

Описание игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом "Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя "Воздух выходит" или " Пузырь лопнул" дети идут к центру круга, произнося с (или ш), подражая выходящему воздуху. После сигнала "Лопнул" нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит: ссс или шшш).















ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

         ЦЕЛЬ. Тренировать детей  в образовании слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

         ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки с изображением различных животных и предметов.

         ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям раздают картинки. Каждый должен назвать, что изображено на картинке и как назвать это ласково. «Скамейка – скамеечка, кошка – кошечка, цветок – цветочек». 

Игра «Какой сок в стакане?»

Цель: Упражнять детей в подборе имен прилагательных.

Описание игры:

Игра: « Мой, моё, моя»

Цель: Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои.

«Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Упражнение «Скажи наоборот»

Цель: обогащение словаря словами признакми

Описание: Логопед называет слова, а дети придумывают слова противоположные по смыслу:

Длинный – короткий

Мягкий – твердый

Легкий – тяжелый

Тонкий – толстый

Сильный – слабый

Храбрый – трусливый

Здоровый – больной и т. д.

Упражнение «Закончи фразу».

Подушка мягкая, а скамейка…. жесткая.

Пластилин мягкий, а камень…. твердый.

Ручей мелкий, а речка… глубокая.

Ягоды смородины мелкие, а клубники…. крупные.

Кашу варят густую, а суп… .жидкий.

Лес бывает густой, а бывает… .редкий.

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду… .сухая.

Покупаем картофель сырой, а едим…. вареный.

Купили хлеб свежий, а он стал… .черствый.

Летом едим огурцы свежие, а зимой… соленые.



Игра « Кто кем был?»

 Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доской

Корова – телёнком                                            Велосипед – железом

Дуб – жёлудем                                                    Рубашка – тканью

Рыба – икринкой                                               Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой Дом – кирпичём

Лягушка – головастиком                                 Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей                                         Взрослый – ребёнком



Игра « Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

 

Игра «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

Стол – столы             стул – стулья

Гора – горы               лист – листья

Дом – дома                носок – носки

Глаз – глаза              кусок – куски

День – дни                прыжок – прыжки

Сон – сны                  гусёнок – гусята

Лоб – лбы                 тигрёнок – тигрята











Дидактические упражнения по развитию речи

в подготовительной группе.

  1. Умение образовывать слова с помощью слияния двух основ

        Дидактическое упражнение «Скажи одним словом».

- У слона толстые ноги, поэтому его называют… (толстоногим).

- У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют…

- у обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют…

- у моржа длинные усы, поэтому его называют…

- у аиста ноги длинные, поэтому его называют… (длинноногим).

- у соловья звонкий голос, поэтому его называют… (звонкоголосым).

- у ласточки хвост длинный, поэтому ее называют… (длиннохвостой).

- у сороки белые бока, поэтому ее называют… (белобокая).

- у синицы грудка желтая, поэтому ее называют… (желтогрудая).

- у дятла длинный клюв, поэтому его называют… (длинноклювый).

- у вороны черные крылья, поэтому ее называют… (чернокрылая).

       Кто больше увидит и назовет.

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Воспитатель с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). У куклы зеленые глаза, значит она… (зеленоглазая), черные волосы, значит она… (черноволосая). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки).

      Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».

листья падают – листопад                сам ходит – самоход

снег падает – снегопад                           мед носит – медонос

вода падает – водопад                           звонит попусту – пустозвон

звезды падают – звездопад                сено косит – сенокос

разводит сады – садовод                везде ходит – вездеход

разводит леса – лесовод                база для нефти – нефтебаза

перевозит лес – лесовоз                воду возит – водовоз

сам летит – самолет                        пыль сосет – пылесос.

      Дидактическое упражнение «Сложные слова».

Цель. Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Наглядный материал: картинки.
Словарный материал:
рыбу ловит ... (рыболов), пчел разводит ... (пчеловод), сам летает ... (самолет), лес рубит ... (лесоруб).


     Дидактическое упражнение  «Назови машину одним словом»

Цель. Упражнять детей в образовании сложных слов.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям; «Машина, которая чистит картофель,—картофелечистка».
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.

Назови одним словом машину, которая:

Возит молоко – молоковоз;

Мешает бетон - … (бетономешалка)

Возит воду - … (водовоз)

Черпает землю - … (землечерпалка)

Укладывает трубы - … (трубоукладчик)

Дробит камни - … (камнедробилка).

Чтение и пересказ сказки «Спор машин»

Сказка знакомит с образованием существительных путём слияния основ:

 существительное + глагол.

Вышел у машин спор: какая из них самая важная? Какая самая нужная?

- Я сам могу груз сваливать, - сказал Самосвал.

- Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, - зашумел Бензовоз.

- Я самая нужная на стройке, вмешалась Бетономешалка.

- А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз!

Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:

- Без нас большой обед и ужин не сварить. Мы нужны! Мы важны!

Хлеб резать – нужна Хлеборезка,

Овощи резать – Овощерезка,

Мясо рубить – Мясорубка,

Кофе варить – Кофеварка,

Сок выжать – Соковыжималка.

- Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всосу, - загудел Пылесос. – Важнее меня машины в доме нет!

- Эх, с вами только дома сидеть! – запыхтел Паровоз. – Вот я – это машина! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжёлые вагоны возить могу. А мой браток Тепловоз возит пассажиров в дальние края. У него внутри – сильное тепло.

- Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, - загудел Пароход.

- Насмешили вы меня! Самый нужный – тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, сказал Самолёт.

Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал:

- Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек. Это он нас придумал. Человек самый важный.

Вопросы и задания

  1. Вспомните с ребёнком названия машин из сказки: сам сваливает груз – самосвал, молоко возит – молоковоз. И т.д.

  2. Предложите ребёнку вспомнить названия других машин, образованные таким же способом (газонокосилка, сенокосилка, тестомешалка, кофемолка и др.)

  3. При пересказе ребёнком сказки обращайте внимание на правильное произнесение сложных слов. Важно, чтобы деть понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.

  1. Упражнение в образовании однокоренных слов  

   «Построй цепочку»

Цель: учить детей образовывать однокоренные слова и подбирать их  к данному слову.

Материал:  Картинки – символы, означающие предметы, сезон года и т.п.

Ход игры:

Воспитатель дает задание детям построить цепочку однокоренных слов ( т.е. подобрать родственные слова к данному слову). Она показывает картинку. Например, с изображением снега:

Снег- снежок- снежный- снеговик- подснежник.

Зима- зимушка - зимний - зимующий - зимуют.  

       Задние: Игрокам предлагается придумать как можно больше однокоренных (родственных) слов.

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, полесье.

Род – родной, родители, родственники, родина.

Снег – снежок, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.

Береза – березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик.

      Какое слово «лишнее»?

Жаркий, тепло, теплица, теплый

Гора, горный, взгорье, гореть

Каменистый, камень, затвердел, окаменел

Водитель, вода, водоворот, подводный

Речь, река, речной, речушка

Заводной, заводить, водитель, водянистый

Разгорелся, горелый, горелка, горка

Лес, лесенка, лесной, лесник

Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.

Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.

Корова, коровник, кора, коровий

Баран, бараний, баранина, баранка

      Подбери однокоренное слово к слову.

«ДОМ»  - домик, хата, изба, дома

«БЕЛКА» - побелка, у белки, бельчонок, белила

«ЧАС» - часовщик, время, минутка, частица

«МАЛЫШ» - ребенок, малютка, малыши, дитя

«УХО» - наушники, уши, уха, ушица

  1. Умение образовывать степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная)

    «Четыре  желания»
Цель. Продолжать  учить детей образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям;
Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее или очень теплое. Трава зеленая, а после дождя зеленее или очень зеленая. Поздней осенью солнце холодное, а зимой холоднее или более холодное.
Веселый - веселее - более веселый.
Высокий - выше - очень высокий.
Стройный - стройнее - более стройный.
Легкий – легче - очень легкий.

     Закончи предложение (образование сравнительной степени прилагательных).

Самолёт летит высоко, а ракета выше.

Самолёт летит далеко, а ракета дальше.

Самолёт летит быстро, а ракета быстрее.

Самолёт мощный, а ракета мощнее.

Самолёт большой, а ракета больше.

Самолёт тяжёлый, а ракета тяжелее.

Самолёт просторный, а ракета просторнее.

Самолёт длинный, а ракета длиннее.

Самолёт быстроходный, а ракета быстроходнее.

Подбери пару (образование сравнительной степени прилагательных)

Огурец большой, а кабачок больше.

Фасоль маленькая, а горох ….. (меньше).

Капуста большая, а тыква ….(больше).

Кабачок зелёный, а огурец….(зеленее).

Помидор красный, а свёкла….(краснее).

Редис мелкий, а горох….(мельче)

Картофель твёрдый, а тыква…(твёрже)

    «Закончи предложение»

Цель: учить детей употреблять сравнительную степень прилагательного.

Материал: Картинки большого и маленького домов, речки и пруда, 2 разных цветка, лето и осень, траву, зиму.

Детям предлагается закончить предложение:

 Этот дом высокий, а этот еще … (выше)

Наша река глубокая, а пруд еще …(глубже)

Этот цветок красивый, а этот еще … (красивее)

Лето было хорошее, а осень еще …(лучше)

Трава зеленая, а после дождя еще …(зеленее)

 Осенью холодно, а зимой еще … (холоднее)

«Найди другое слово».

Воспитатель называет слова, а дети придумывают слова противоположные по смыслу:

Длинный – короткий

Мягкий – твердый

Легкий – тяжелый

Тонкий – толстый

Сильный – слабый

Храбрый – трусливый

Здоровый – больной и т. д.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!