СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ-компетентность

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены ИКТ-компетенции учителя 21 века

Просмотр содержимого документа
«ИКТ-компетентность»

 «Формирование информационно-коммуникативных компетентностей на уроках естественно-математического цикла в условиях сельской малокомплектной школы»    Выступление учителя МОБУ «Ильинская ОШ» Жаркевич Н.Т.

«Формирование информационно-коммуникативных компетентностей на уроках естественно-математического цикла в условиях сельской малокомплектной школы»

Выступление

учителя МОБУ «Ильинская ОШ»

Жаркевич Н.Т.

«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно ...»  К.Д.Ушинский 19.02.1823г-22.12.1870г      Однако со времен Ушинского прошло почти два столетия, изменились картинки, которые показывал учитель, изменились и технологии преподавания и, сейчас в эпоху информатизации на первый план преподавания выходят ИКТ- технологии.
  • «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно ...» К.Д.Ушинский
  • 19.02.1823г-22.12.1870г

 

Однако со времен Ушинского прошло почти два столетия, изменились картинки, которые показывал учитель, изменились и технологии преподавания и, сейчас в эпоху информатизации на первый план преподавания выходят ИКТ- технологии.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:
  • Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать
  • Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:
  определять цели познавательной деятельности ;   находить оптимальные способы реализации поставленных целей;   использовать разнообразные информационные источники;   искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;   организовывать свою деятельность;  сотрудничать с другими обучающимися
  •   определять цели познавательной деятельности ;
  •   находить оптимальные способы реализации поставленных целей;
  •   использовать разнообразные информационные источники;
  •   искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;
  •   организовывать свою деятельность;
  • сотрудничать с другими обучающимися
Компетентность – это обобщенные способности личности, результат образования. Ключевые компетентности выступают в качестве центрального ядра и включают в себя: знания, понятия, отношения, учебно-познавательные мотивы, знания и умения по учебным предметам. Другими словами, каждый ученик компетентен в той степени, в какой усвоенные им знания он способен применить на практике
  • Компетентность – это обобщенные способности личности, результат образования. Ключевые компетентности выступают в качестве центрального ядра и включают в себя: знания, понятия, отношения, учебно-познавательные мотивы, знания и умения по учебным предметам. Другими словами, каждый ученик компетентен в той степени, в какой усвоенные им знания он способен применить на практике
ИКТ - компетентность школьника – это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность в будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационным и коммуникативным опытом
  • ИКТ - компетентность школьника – это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность в будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационным и коммуникативным опытом

Информационная культура личности ИКТ-компетентность ИКТ-грамотность

Информационная культура личности

ИКТ-компетентность

ИКТ-грамотность

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе
  • ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение обучающимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков
  • Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение обучающимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков
Информационная культура личности– это способность обучающихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества
  • Информационная культура личности– это способность обучающихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества
 Цели Информацион- ная научиться добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, интернет-ресурсы и т.д.) Коммуникатив- и передавать информацию ная Совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение вести диалог  

Цели

Информацион-

ная

  • научиться добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, интернет-ресурсы и т.д.)

Коммуникатив-

и передавать информацию

ная

Совершенствовать

  • навыки работы в группе,
  • умение работать на результат,
  • доказывать собственное мнение
  • вести диалог

 

Книга-источник знаний

Книга-источник знаний

При формировании ИКТ-компетентности успешно применяются традиционные подходы:     словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);   наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);  практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы)

При формировании ИКТ-компетентности успешно применяются традиционные подходы:

  •   словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
  •   наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы)
То есть развитие ИКТ-компетентности учащихся, в большей степени зависит от сформированности информационной образовательной среды образовательного учреждения. В центре этой среды должны находиться ученик и учитель как специалист, реализующий на практике идеи информатизации образования
  • То есть развитие ИКТ-компетентности учащихся, в большей степени зависит от сформированности информационной образовательной среды образовательного учреждения. В центре этой среды должны находиться ученик и учитель как специалист, реализующий на практике идеи информатизации образования
Для того, чтобы организовать конструктивное формирование ИКТ-компетентного обучающегося необходимо иметь самому педагогу высокий профессиональный уровень ИКТ-компетенции. Немного об особенностях работы в данном направлении нашей школы
  • Для того, чтобы организовать конструктивное формирование ИКТ-компетентного обучающегося необходимо иметь самому педагогу высокий профессиональный уровень ИКТ-компетенции.
  • Немного об особенностях работы в данном направлении нашей школы
 На уроках информатики  применяются следующие виды творческих заданий: составление задач ;   решение творческих задач (требующих самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний);   реферат, информационное сообщение ;   работа с интерактивной доской;   составление кроссворда по теме;   разгадывание ребусов по информатике;   составление тестов для контроля знаний по предмету

На уроках информатики  применяются следующие виды творческих заданий:

  • составление задач ;
  •   решение творческих задач (требующих самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний);
  •   реферат, информационное сообщение ;
  •   работа с интерактивной доской;
  •   составление кроссворда по теме;
  •   разгадывание ребусов по информатике;
  •   составление тестов для контроля знаний по предмету
 На уроках физики,биологии,химии  мы применяем следующие виды творческих заданий :  Фиксация информации о внешнем мире с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных задач в том числе и в контролируемом Интернете

На уроках физики,биологии,химии  мы применяем следующие виды творческих заданий :

  • Фиксация информации о внешнем мире с использованием инструментов ИКТ.
  • Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.
  • Поиск дополнительной информации для решения учебных задач в том числе и в контролируемом Интернете
Творческое задание Вода в организме человека- совместный проект по биологии и физики Творческое задание. doc

Творческое задание

  • Вода в организме человека- совместный проект по биологии и физики
  • Творческое задание. doc
Выполнение творческого задания

Выполнение творческого задания

 На уроках математики  мы применяем следующие виды творческих заданий : Использование математических знаний и методов для решения учебных задач. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами.  Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, измерение, сравнение геометрических объектов.

На уроках математики  мы применяем следующие виды творческих заданий :

  • Использование математических знаний и методов для решения учебных задач.
  • Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами.
  • Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, измерение, сравнение геометрических объектов.
Обучающиеся среднего звена посещают кружок «Основы компьютерной грамотности» и «Я исследователь», «Живая математика»
  • Обучающиеся среднего звена посещают кружок «Основы компьютерной грамотности» и «Я исследователь», «Живая математика»
Участие в интернет- проектах

Участие в интернет- проектах

Путешествие в мир химии

Онлайн-викторина

Проверьте себя в вопросах онлайн-викторины! У вас будет только 3 дня, чтобы отыскать ответы на интересные и нестандартные вопросы. А самое главное – это будут 3 дня непрекращающихся открытий и находок, которые помогут вам не только по-новому открыть для себя химию, но и сдружиться, научиться планировать совместную работу и принимать на себя ответственность за общий результат.

Распределите обязанности и спланируйте работу каждого члена команды. Только работая в команде, вы сможете справиться со всеми заданиями!

Исследовательское задание

Составьте план эксперимента, проведите исследование, проанализируйте результаты и дайте их обоснование, сделайте выводы.

Творческое задание

В каждом туре команды выполняют творческое задание: разрабатывают собственные проекты по предложенной тематике.

Будьте готовы к тому, что Вам нужно будет не только создать свой проект, но и стать авторами, режиссерами и организаторами интересных мероприятий в своей школе или населенном пункте!

Экспертная оценка работ команд

Всем командам предоставляется возможность «поработать» в экспертной комиссии по оцениванию творческих работ, выполненных другими участниками. Оценка за работу в такой комиссии является составной частью общего балла команды за творческое задание

Пути решения проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности Учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности; Изменение дидактических целей типовых заданий; Использование технологии проблемного обучения; Использование проектной технологии обучения; Использование активных методов и форм обучения (парная, деловые и ролевые игры и т. д.); Самостоятельная творческая работа с дальнейшим групповым обсуждением; Решение ситуационных задач

Пути решения проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности

  • Учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности;
  • Изменение дидактических целей типовых заданий;
  • Использование технологии проблемного обучения;
  • Использование проектной технологии обучения;
  • Использование активных методов и форм обучения (парная, деловые и ролевые игры и т. д.);
  • Самостоятельная творческая работа с дальнейшим групповым обсуждением;
  • Решение ситуационных задач

Вывод: Важнейшим результатом реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения становится формирование ИКТ-компетентности обучающегося

Вывод:

  • Важнейшим результатом реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения становится формирование ИКТ-компетентности обучающегося
«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.» Константин Кушнер

«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.»

Константин Кушнер

 Список использованных источников   1.  Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни (русский перевод Jesus Lau, Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning, 2006. Под научной редакцией А. В. Федорова). М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 2.  Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007. 3.  Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Список использованных источников

  • 1.  Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни (русский перевод Jesus Lau, Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning, 2006. Под научной редакцией А. В. Федорова). М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
  • 2.  Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007.
  • 3.  Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!