Ход урока: Организационный момент. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим наше путешествие по «Стране фольклора», и из «Царства сказок» отправимся на «Остров загадок». П. Проверка домашнего задания. Но прежде, чем мы отправимся на остров, давайте вспомним: - Какие виды сказок вы знаете? - Кто автор сказок? - Как сказки дошли до нас? - Какие средства передвижения используют сказочные герои? IП. Сообщение темы и целей урока. На доске: ЗАГАДКИ. А совершим мы наше путешествие на летучем корабле. Поудобнее устраивайтесь. Отправляемся на остров загадок. Чтобы вы не скучали во время путешествия, мы с вами узнаем, как появились загадки, будем учиться их отгадывать, а также попробуем сами сочинить загадку. Сообщение учителя. Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки - увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека. Во многих сказках главный герой должен разгадать загадку, от ответа на которую будет зависеть его жизнь или судьба. В Древней Греции есть город Фивы. В одной из легенд в этом городе жило страшное чудовище Сфинкс, он загадывал загадки, а кто не мог разгадать, того он съедал. Только один герой смог отгадать загадку Сфинкса. Что ходит утром на 4 ногах, В полдень - на 2 ногах, А вечером на 3 ногах? Ответ: Человек. -Почему вы так думаете? Утро сравнивается с малышом, который ползает. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком, который ходит с тростью. Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ. Как создаются загадки? Кто создает загадки? А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть "красного петушка, что по «жердочке бежит», или посмотришь на редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице: Сидит девица в темнице, а коса на улице. Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она "без лица в личине". Настоящее лицо загадки скрывается под "личиной", и нам с вами отгадать надо, разоблачить то, что спрятано и скрыто в образе и качестве. Как “сделана” загадка. "Стоит девица в избе, а коса - на дворе". Кого нам надо разоблачить? Девицу с косой. Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете. Печь. Как получилась эта загадка? Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил с длинной косой. Вот и получилась загадка. В каждой загадке есть главные слова. На какие слова нужно обратить внимание при отгадке? Серый, маленький Денис На веревочке повис. {Паук.) Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка - это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить, как поэтические образы и показать эти образы в движениях. Выше леса стоячего, Ниже облака ходячего, Стоит безуглый дом, без дверей, без окон. {Гора.) Первое движение (1 строка) - руки потянулись вверх, Второе движение (2 строка) - руки опустились вниз, Третье движение (3 сорока) - руки пошли волнами (широким округлым движением показываем что-то большое и округлое). Загадки бывают различных типов: Те, в которых перечисляются различные признаки: Кафтан2 на мне зеленый. А сердце, как кумач. На вкус, как сахар сладок. А сам похож на мяч. {Арбуз.) Краткая характеристика предмета: I Голубая простыня весь свет одевает. {Небо.) {Здесь признак предмета и сравнение.) Сравнение. Отрицательное сравнение. Серебряные нити сшивают землю и небо. {Дождь.) Летит, а не птица, Воет, а не зверь. {Ветер.) Отгадывание загадок и определение их тематики. Итак, кратко о загадке мы можем сказать следующее: Краткость, конкретность, иносказательное описание, ритмичность и рифмованность, форма. Составление загадок. Вот мы с вами и на острове загадок. Со страницы книжки в гости к вам я шла, Чтобы разгадали вы меня, друзья, Очень торопилась, и случилось так, Что на куски разбилась, не собрать никак. Помогите, помогите! Из кусков меня сложите, А потом вы вспомните меня, узнаете и, конечно, разгадаете. На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок в цветных конвертиках. Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала. Лежала под елками Подушечка с иголками. Лежала, лежала Да и побежала. {Ежик.) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять. Зимой скрываюсь, Весной появляюсь, Летом веселюсь, Осенью опять спать ложусь, {Река.) Перед вами иллюстрация к сказке А.С. Пушкина. Угадайте, к какой. {«Сказка о царе Салтане».) -Каждая девица загадывает загадку и нам необходимо отгадать их. Все его любят, А поглядят на него, Так каждый морщится. {Солнце) Расколи лед - возьми серебро. Разрежь серебро - возьми золото. {Яйцо.) Подведение итога урока. Д/з: приготовить "рассыпную” загадку, попробуйте сочинить свою. |