СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена прилагательные полные и краткие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Имена прилагательные полные и краткие" проводился в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Имена прилагательные полные и краткие»

Проверим домашнее задание  Ранн ей весной в берёзов ой рощ е можно найти одно из самых первых весенних р а стений. Это голубые перелески. Но разве они голубые? Цветы – ярко-син ие звёздочки, свеж ие , чист ые , с бел ым колечком тычинок посередине. У перелеск а тёмн ые и плотн ые листья. Эти листья прошлогодн ие , они перезимовали под снегом.

Проверим домашнее задание

Ранн ей весной в берёзов ой рощ е можно найти одно из самых первых весенних р а стений. Это голубые перелески. Но разве они голубые? Цветы – ярко-син ие звёздочки, свеж ие , чист ые , с бел ым колечком тычинок посередине. У перелеск а тёмн ые и плотн ые листья. Эти листья прошлогодн ие , они перезимовали под снегом.

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ  «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» План: 1. Что такое имя прилагательное? 2. Как изменяется имя прилагательное? 3. Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

  • План:
  • 1. Что такое имя прилагательное?
  • 2. Как изменяется имя прилагательное?
  • 3. Каким членом предложения может быть имя прилагательное?
Весна! Весна! Как воздух чист ! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Е.А Баратынский

Весна! Весна!

Как воздух чист !

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е.А Баратынский

Тема урока:

Тема урока:

Цели урока: 1. Различать полные и краткие прилагательные. 2. Определять морфологические признаки и синтаксическую роль кратких прилагательных. 3. Образовывать краткие прилагательные от полных.

Цели урока:

  • 1. Различать полные и краткие прилагательные.
  • 2. Определять морфологические признаки и синтаксическую роль кратких прилагательных.
  • 3. Образовывать краткие прилагательные от полных.
Полные Чист ый воздух Какой? Ясн ое  небо Какое? Удивительн ая погода Какая? Ярк ие лучи Какие? Краткие  Воздух чист ый Какой? Небо ясн ое Какое?  Погода удивительн ая  Какая? Лучи ярк ие  Какие? Воздух чист Каков? Небо ясн о Каково? Погода удивительн а Какова? Лучи ярк и Каковы?

Полные

Чист ый воздух

Какой?

Ясн ое небо

Какое?

Удивительн ая погода

Какая?

Ярк ие лучи

Какие?

Краткие

Воздух чист ый

Какой?

Небо ясн ое Какое?

Погода удивительн ая Какая?

Лучи ярк ие Какие?

Воздух чист

Каков?

Небо ясн о

Каково?

Погода удивительн а

Какова?

Лучи ярк и

Каковы?

Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Изменяются  По родам, числам, падежам Каков? Какова? Каково? Каковы? В предложении  По родам и числам  Определение, сказуемое  Сказуемое

Отвечают на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?

Изменяются

По родам, числам, падежам

Каков? Какова? Каково? Каковы?

В предложении

По родам и числам

Определение, сказуемое

Сказуемое

 Где спряталось полное прилагательное, а где – краткое, запишите номера правильных ответов.  1. _ _ _ ая  4. _ _ _ ий   7. _ _ _ ое  2. _ _ _ а  5. _ _ _ ы   8. _ _ _ ее  3. _ _ _  6. _ _ _ ые   9. _ _ _ о 2,3,5,9 – краткие прилагательные 1, 4, 6, 7, 8 – полные прилагательные

Где спряталось полное прилагательное, а где – краткое, запишите номера правильных ответов.

1. _ _ _ ая 4. _ _ _ ий 7. _ _ _ ое

2. _ _ _ а 5. _ _ _ ы 8. _ _ _ ее

3. _ _ _ 6. _ _ _ ые 9. _ _ _ о

2,3,5,9 – краткие прилагательные

1, 4, 6, 7, 8 – полные прилагательные

Восстановите текст Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: ________, _______, _______, И умом и всем взяла; Но зато ______,________, _________,____________.  Для справок: высокий, стройный, белый, гордый, ломливый, своенравный, ревнивый.

Восстановите текст

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

________, _______, _______,

И умом и всем взяла;

Но зато ______,________,

_________,____________.

Для справок: высокий, стройный, белый, гордый, ломливый, своенравный, ревнивый.

Вывод Полные и краткие прилагательные Отвечают на вопросы… Изменяются… В предложении являются…

Вывод

Полные и краткие прилагательные

  • Отвечают на вопросы…
  • Изменяются…
  • В предложении являются…
Распределительный диктант . Распределите слова в две колонки полные и краткие прилагательные: 1. известен 2. широкий 3. удивителен 4. счастлив 5. старый 6. сердит 7. богат 8. вкусный 9. полезный

Распределительный диктант

. Распределите слова в две колонки полные и краткие прилагательные:

1. известен 2. широкий 3. удивителен 4. счастлив 5. старый 6. сердит 7. богат 8. вкусный 9. полезный

ЗАДАНИЕ Преобразуйте словосочетания с полным прилагательным в словосочетания с кратким, обозначьте орфограмму. С одним из словосочетаний составьте предложение. Подчеркните прилагательное как член предложения. Колючий ёж, дремучий лес, жгучий мороз, линючий шарф, могучий дуб, кипучий вулкан, шипучий напиток.

ЗАДАНИЕ

  • Преобразуйте словосочетания с полным прилагательным в словосочетания с кратким, обозначьте орфограмму.
  • С одним из словосочетаний составьте предложение.
  • Подчеркните прилагательное как член предложения.

Колючий ёж, дремучий лес, жгучий мороз, линючий шарф, могучий дуб, кипучий вулкан, шипучий напиток.

ЗАДАНИЕ Лицом хорош_, да душою не пригож_. Тощ_ как хвощ_. И ряб – да люб, и кос – да на меня похож_. Игра не стоит свеч__. Хорош калач__, пока горяч__. Резва лож__, да от правды не уйдёш__.

ЗАДАНИЕ

  • Лицом хорош_, да душою не пригож_.
  • Тощ_ как хвощ_.
  • И ряб – да люб, и кос – да на меня похож_.
  • Игра не стоит свеч__.
  • Хорош калач__, пока горяч__.
  • Резва лож__, да от правды не уйдёш__.
Возьмите на заметку Полная форма имени прилагательного обычно употребляется в роли сказуемого, когда нужно обозначить постоянный признак предмета , а краткая форма обозначает временный признак . Эта собака злая (всегда). – Он зол на меня (последнее время). Эта привычка плохая (всегда плохая). Старушка совсем плоха (последнее время)

Возьмите на заметку

  • Полная форма имени прилагательного обычно употребляется в роли сказуемого, когда нужно обозначить постоянный признак предмета , а краткая форма обозначает временный признак .
  • Эта собака злая (всегда). – Он зол на меня (последнее время).
  • Эта привычка плохая (всегда плохая). Старушка совсем плоха (последнее время)
САМОПРОВЕРКА В тундр е – в е сна. Со л нце дружески подмигива е т, посылая лу ч света из-под ни з ких обл а ков. Звенят большие(3) и малые руч ь и, со стоном взламываю тся р е чушки в г о рах. Вода всюду(1). Ступ ишь ногой в мох – и мох сочи тся . Трон ешь мшист ую ко ч ку – и сверху появи тся вода. Стан ешь ногой на л е док – и из-под л е дка брызн ет вода. Сейчас вся тундра − это разр а стающееся б о лото. Оно ж и вёт, в с хлипыва е т под с а погами. Оно мя г кое, п о крыто ж ё лтой прошлогодн е й травкой и в е сенним мхом, похож и м на ц ы плячий пух. В е сна ро б ко вход и т в тундру, оглядыва ется .(4) Вдруг зам и рает(2) под напором х о лодного ветра, но не останавлива ется, а идёт дальше.

САМОПРОВЕРКА

  • В тундр е – в е сна. Со л нце дружески подмигива е т, посылая лу ч света из-под ни з ких обл а ков. Звенят большие(3) и малые руч ь и, со стоном взламываю тся р е чушки в г о рах.
  • Вода всюду(1). Ступ ишь ногой в мох – и мох сочи тся . Трон ешь мшист ую ко ч ку – и сверху появи тся вода. Стан ешь ногой на л е док – и из-под л е дка брызн ет вода. Сейчас вся тундра − это разр а стающееся б о лото. Оно ж и вёт, в с хлипыва е т под с а погами. Оно мя г кое, п о крыто
  • ж ё лтой прошлогодн е й травкой и в е сенним мхом, похож и м на ц ы плячий пух.
  • В е сна ро б ко вход и т в тундру, оглядыва ется .(4) Вдруг зам и рает(2) под напором х о лодного ветра, но не останавлива ется, а идёт дальше.


Скачать

© 2019 1468 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя