Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
4 класс
Автор работы: Жердева Елена Алексеевна
– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и четверостишие .
От одного слова да на век ссора.
От горшка два вершка.
Открывать Америку.
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
А. Фет
– Какая буква повторяется в них?
– Дайте характеристику звуку [о].
– Запишите соединения с буквой « о » .
– В каждом отрывке найдите словарное слово. Запишите его в начальной форме
в соответствующие клетки кроссворда и прочитайте
ключевое слово.
Вот – въезжает в город он…
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей ……….
Петушок спорхнул со спицы…
Пушки с пристани палят,
……… .. пристать велят…
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит ……. он большой…
Корабельщики в ответ:
« Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит наш путь далек:
Восвояси на …… . …»
Царь Дадон к шатру спешит …
Что за страшная …… ..!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат …
Царь с царицею простился,
В путь- ……… .. снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна…
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге
Тридцать три ……. …
С
Т
О
Л
И
Ц
А
К
О
Р
А
Б
Л
Ь
Г
О
Р
О
Д
В
О
С
Т
О
К
К
А
Р
Т
И
Н
А
Д
О
Р
О
Г
А
Б
О
Г
А
Т
Ы
Р
Ь
Словарь – 1) Книга, содержащая перечень слов, их частей или словосочетаний с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.
2) Совокупность слов, используемых в чьей-либо речи
Сформулируйте тему урока.
Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина
Сформулируйте цель урока.
- Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода.
Раздел «Наши проекты», упражнение 1
- – Какие имена прилагательные использовал А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
- Какие имена прилагательные встречаются чаще всего?
- Почему?
- – Назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными.
- – Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки.
Раздел «Наши проекты», упражнение 2
- Запишите составленные словосочетания.
- … море, … землянка, … корыто, … трава, …. рыбка, … голос, … слово, … чудо,
- … корыто, … баба,
- … , … труба,
- … , … вороты, … крестьянка,
- … дворянка, … душегрейка,
- … кичка, … перстни, … сапожки,
- … слуги, … царица, … царство,
- … палаты, … вины,
- пряник …, … стража, … царица,
- владычица …, … море, … буря,
- … волны, … невежа.
- – С какой целью автор употребил именно такие прилагательные?
- – Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении?
- К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы или антонимы?
- Ветхая – старая, новая.
- Разбитое – целое.
- Ласковое – доброе, злое.
- Великое – большое, маленькое.
- Усердные – трудолюбивые, ленивые.
- Грозная – добрая, строгая.
- Сердитые – добрые, грозные.
Укажите имена прилагательные, которые употреблены в переносном значении.
- Вольная царица – имеющая власть.
- Черная буря – сильная буря.
- Сердитые волны – большие
Творческий диктант
- З..млянка,
- море,
- к..рыто,
- ры..ка
- слово,
- волны,
- тер..м.
– С какой целью А. С. Пушкин использовал
в сказке имена прилагательные?
– Что обозначает имя прилагательное?
– Определите род и число имен прилагательных в записанных словосочетаниях.
Вставьте пропущенные окончания.
Укажите падеж имен прилагательных.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласков(…) слово.
Они жили в ветх(…) землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряник(…) печатным.
– Выполнили мы задачу урока?
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали?
– Как правильно написать безударные падежные
окончания имен прилагательных
мужского и среднего рода?
– Чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Домашнее задание
написать сочинение «Если бы я был Золотой рыбкой…»
Использован материал: Технологические карты уроков, автор Лободина Н.В.