Класс: 4 класс.
Урок русского языка.
Тема: Имена существительные 1-го,2-го,3-го склонения.
Методическая цель урока: закрепление знаний учащихся о склонениях имени существительного: развитие творческих способнойтей, воспитание любви к русскому языку.
Планируемые результаты урока: Предметные:
познакомить с падежами имен существительных;
формировать умение изменять имена существительные по падежам;
развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
развивать умение формулировать цели своей деятельности;
развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
Личностные:
развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать
Оборудование: учебник по русскому языку 4 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки, тесты.
Тип урока: урок закрепления опорных знаний.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие.
-Открыли тетради, записали число.
2. Словарная работа.
Багаж, велосипед, герой, деревня, солдат, песок, осенний, шофёр, молоко, корова, природа, огурец.
-Какое слово лишнее (осенний)
-Почему?
-К какой части речи относятся остальные слова? (Имя существительное.)
-Какая орфограмма встречается в словах? (непроверяемая безударная гласная., словарные слова)
- Спишите, вставляя пропущенные буквы .
-Где мы можем узнать (проверить) написание этих слов (посмотреть в словаре, спросить у взрослых, найти в интернете)
3. Целепологание.
Тест « Имя существительное» (карточки)
Что мы знаем об имени существительном?
1. Имя существительное –это…
• часть речи
• часть предложения
• слово
2. Имя существительное обозначает…
• признак предмета
• действие предмета
• предмет
3. Имя существительное отвечает на вопросы:
• какая? какой? какие?
• кто? что?
• что делает? что делал?
4. Имя существительное изменяется …
• по родам
• по числам
• по падежам
5 Склонением имён существительных в русском языке называется…
• изменение по числам;
• изменение по падежам
• изменение по вопросам
6. В каком ряду падежи стоят в правильном порядке:
• И.п.; Р.п.: Д.п.; Т.п.; В.п.; П.п.
• И.п.; В.п.; Т.п.; П.п.; Д.п.; Р.п.
• И.п. ; Р.п.; Д.п.; В.п.; Т.п.; П.п.
7. Определи склонение данных существительных:
суббота, поле, дрозд, сирень, день, лень, весна, ученик, ученица, лошадь, лошадка, ель, ёлка, яблоко, солнце.
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.(Склонение имён существительных; Имена существительные 1,2,3 склонения)
-Какую цель поставим перед собой на данном уроке? (научиться определять склонение имён существительных
- Какое умение мы будем развивать и оценивать на данном уроке (умение определять склонение имён существительных)
-Какие знания нам нужны, чтобы определять склонение имён существительных?
-Сейчас, выполнив исследовательскую работу, мы узнаем какие знания и умения нам нужны для умения определять склонение имён существительных)
Исследовательская работа
-Сравните слова, чем они отличаются?( в группе)
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Земля, дедушка, улыбка, дядя, слуга, весна. | Окно, велосипед, полотенце, волк, солнце, сахар. | Печь, ель, степь, соль, сирень, мышь. |
-Укажите род, число
- Выделите падежные окончания
1 группа | 2 группа | 3 группа |
-а, -я, | -о, -е, | Нулевое окон., сущ., ж.р, с мягким знаком на конце |
Ж.р, м.р, | С.р, м.р. | |
- При изменении имён существительных по падежам различают три склонения. Какие?
(К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я.
Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е.
К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с ь знаком на конце. )
Физ. минутка.
- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные, а вы выполнять действия. Если оно относится к 1скл. -присесть, если ко 2скл – хлопнуть, если к З скл – наклониться.
Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, осень, река, яблоня, гнездо, поле.
ТЕСТ
1. К какому склонению относятся имена существительные ж.р. с ь знаком на конце:
а) 1 скл. б)2 скл. В) 3 скл.
2. Какие имена существительные относятся к 1 склонению:
А) стол, поле. Б) берёза, Серёжа. В) мышь, степь.
3.Какие имена существительные относятся ко 2 склонению:
А) Игорь, окно. Б) малина, папа. В) память, тишь.
4. К какому склонению относятся имена существительные с окончаниями –а-я:
А) 1 скл. Б) 2 скл. В) 3 скл.
5. К какому склонению относятся имена существительные с окончаниями –о –е:
А)1 скл. Б) 2 скл. В) 3 скл.
Домашнее задание.
РЕФЛЕКСИЯ
С каким признаком существительного мы работали сегодня на уроке– склонением.
Как вы думаете – это постоянный признак или непостоянный? (постоянный)
Объясните, почему вы так думаете?(для того, чтобы определить склонение надо знать род существительного, а род признак постоянный, значит и склонение тоже постоянный признак)
- А для чего изучать склонение?
-Как вы думаете, для чего мы учимся определять склонение имён существительных?
Всем спасибо за работу на уроке