СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Имена существительные, имеющие форму только множественного числа" Урок русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Имена существительные, имеющие форму только множественного числа" Урок русского языка в 5 классе»

Конспект урока русского языка

для учащихся 5-х классов


Хохлова Екатерина Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы



  1. Предмет: русский язык.

  2. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по плану.

  3. Тема урока по учебно-методическому плану: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

  4. Тип урока: урок- углубление знаний.

  5. Цель урока:

  • Познакомить учащихся с понятием об именах существительных, которые имеют форму только множественного числа

6.Задачи урока:

  • Научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

  • Развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания.

  • Воспитывать аккуратность, дисциплинированность и усидчивость.

  1. Методы проведения: словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.

  2. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерное место учителя

  3. Материалы к уроку: медиапрезентация, приложения

  4. Место проведения: кабинет русского языка.





Ход урока.


I. Организационное начало урока. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).

-Добрый день, дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня, подарите свои улыбки гостям.

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» (СЛАЙД 1)

- Как вы его понимаете?

-Слова каких частей речи представлены в девизе?

А значит – мы с вами продолжаем изучать Имя существительное! Вот и посмотрим, как вы знаете теорию

II. Актуализация знаний (4 мин)

СЛАЙД 2 ДА или НЕТ:

  • Имя существительное – служебная часть речи. НЕТ

  • Имена существительные изменяются по родам. НЕТ

  • Одушевлённость – это постоянный признак у имени существительного. ДА

  • Имя существительное изменяется по падежам. ДА

  • Имена существительные относятся к 1 или 2 спряжению. НЕТ

  • Имена существительные изменяются по числам. ДА

  • В предложении имена существительные могут быть дополнениями. ДА

  • К неодушевлённым именам существительным ставится вопрос КТО? НЕТ

Молодцы!

Вспомним материал прошлого урока – СЛАЙД 3 «4-ый лишний»

1) Носок, мозоль, георгин, помидор

2) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль

III. Создание проблемной ситуации через ситуацию несоответствия (2 мин)

А теперь поработаем над тем, как вы умеете изменять существительные по числам. Я вам говорю существительное во множественном числе, а вы мне его возвращаете в единственном:

Парты, облака, сугробы, ножницы, ручки, санки, хлопоты, грибы, мальчики, каникулы, джинсы

Подчёркнутые слова на СЛАЙДЕ 4 – ПРОБЛЕМА -- каждый появляется по щелчку!

  • Ножницы

  • Санки

  • Хлопоты

  • Каникулы

  • Джинсы








IV. Выведение темы и целей урока (3 мин)

Что же у нас получается? Почему у этих существительных не образовать форму единственного числа?

Выводим тему урока и цели СЛАЙД 5 – по щелчку

ТЕМА урока: Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Цели урока:

познакомиться 

с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;

 учиться 

находить их среди других существительных;

правильно 

употреблять в речи.


А какие вы знаете существительные, имеющие форму только множественного числа? (если называют – записать на доске)



V. Открытие новых знаний (10 мин)

Давайте проведём лингвистический эксперимент: в чём особенности таких существительных.

Поработаем в парах и распределим существительные, представленные на слайде, по значению на группы: СЛАЙД 6

  • Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни.


  • 1- Парные и составные предметы

  • 2- Игры, действия, процессы

  • 3- Массы, вещества

  • 4- Отрезки времени

В итоге получается следующая таблица:

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

бутсы
ножницы
ворота

жмурки
переговоры
выборы

Дрожжи
чернила
очистки

Сумерки
будни
каникулы

–  Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)
– Давайте сделаем выводы: 

СЛАЙД 7

  • 1. Такие существительные могут иметь свои значения:

  • 2.У существительных, имеющих форму только множественного числа нельзя определить род и склонение

Дополнение учителя:

В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа.

VI. Применение новых знаний (15 мин)

-- Как же отличить такие слова от тех, у которых можно образовать и единственное число и множественное?

Вот мы сейчас проверим, как вы умеете отличать существительные, имеющие форму только множественного числа от других:

Диктант в картинках СЛАЙД 8 : записать слова – существительные только имеющие форму множественного числа

  • Проверка: (СЛАЙД 9)

Ножницы, макароны, часы, чернила, грабли, сливки, бусы, счёты, опилки

(не надо – конфеты, инструменты, сливы)


А теперь поработаем самостоятельно:

Задание для 3-х человек: Прочитайте предложенный текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите товарищам назвать описываемое в тексте слово.

Карточка 1

Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч?ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это…

Карточка 2

Кто и когда их изобрел – неизвес?но. В Древней Грец…и для них использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец…я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н…сить с XV века. Это...

Карточка 3

На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это ……

– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око.)

Карточка 4 – выполнить упр. 508

Карточка 5 – упр. 509

Карточка 6 -- Выпишите из орфографического словаря на с.151 -153 учебника существительные, имеющие форму только множественного числа. Составьте с любым из них предложение. 


Закрепление знаний.

Работа с деформированным текстом. СЛАЙД 10

Учитель: Посмотрите на предложения на слайде. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.


  1.  Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу.  (вожжи)

  2.  После летних каникул началась учебная будня.  (начались учебные будни)

  3. У девочки были красивые кудри.

  4. Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.  (перила)

  5. Афины – столица Греции.

  6. В магазине я купил консерву.  (консервы)


Какие слова нам сейчас встретились впервые? Вам понятно их значение?


VII. Рефлексия (4 мин):

- с чем мы познакомились на уроке?

- какие выводы мы сделали?


СЛАЙД 11


Домашнее задание (1 мин) СЛАЙД 12


упр. 510 или 511 (на выбор)


Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даю комментарий/. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!