Конспект урока русского языка
для учащихся 5-х классов
Хохлова Екатерина Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык.
Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по плану.
Тема урока по учебно-методическому плану: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
Тип урока: урок- углубление знаний.
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятием об именах существительных, которые имеют форму только множественного числа
6.Задачи урока:
Научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания.
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность и усидчивость.
Методы проведения: словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерное место учителя
Материалы к уроку: медиапрезентация, приложения
Место проведения: кабинет русского языка.
Ход урока.
I. Организационное начало урока. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
-Добрый день, дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня, подарите свои улыбки гостям.
Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» (СЛАЙД 1)
- Как вы его понимаете?
-Слова каких частей речи представлены в девизе?
А значит – мы с вами продолжаем изучать Имя существительное! Вот и посмотрим, как вы знаете теорию
II. Актуализация знаний (4 мин)
СЛАЙД 2 ДА или НЕТ:
Имя существительное – служебная часть речи. НЕТ
Имена существительные изменяются по родам. НЕТ
Одушевлённость – это постоянный признак у имени существительного. ДА
Имя существительное изменяется по падежам. ДА
Имена существительные относятся к 1 или 2 спряжению. НЕТ
Имена существительные изменяются по числам. ДА
В предложении имена существительные могут быть дополнениями. ДА
К неодушевлённым именам существительным ставится вопрос КТО? НЕТ
Молодцы!
Вспомним материал прошлого урока – СЛАЙД 3 «4-ый лишний»
1) Носок, мозоль, георгин, помидор
2) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль
III. Создание проблемной ситуации через ситуацию несоответствия (2 мин)
А теперь поработаем над тем, как вы умеете изменять существительные по числам. Я вам говорю существительное во множественном числе, а вы мне его возвращаете в единственном:
Парты, облака, сугробы, ножницы, ручки, санки, хлопоты, грибы, мальчики, каникулы, джинсы
Подчёркнутые слова на СЛАЙДЕ 4 – ПРОБЛЕМА -- каждый появляется по щелчку!
Ножницы
Санки
Хлопоты
Каникулы
Джинсы
IV. Выведение темы и целей урока (3 мин)
Что же у нас получается? Почему у этих существительных не образовать форму единственного числа?
Выводим тему урока и цели СЛАЙД 5 – по щелчку
ТЕМА урока: Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Цели урока:
познакомиться
с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;
учиться
находить их среди других существительных;
правильно
употреблять в речи.
А какие вы знаете существительные, имеющие форму только множественного числа? (если называют – записать на доске)
V. Открытие новых знаний (10 мин)
Давайте проведём лингвистический эксперимент: в чём особенности таких существительных.
Поработаем в парах и распределим существительные, представленные на слайде, по значению на группы: СЛАЙД 6
Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни.
1- Парные и составные предметы
2- Игры, действия, процессы
3- Массы, вещества
4- Отрезки времени
В итоге получается следующая таблица:
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени |
бутсы ножницы ворота | жмурки переговоры выборы | Дрожжи чернила очистки | Сумерки будни каникулы |
– Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно)
– Давайте сделаем выводы:
СЛАЙД 7
1. Такие существительные могут иметь свои значения:
2.У существительных, имеющих форму только множественного числа нельзя определить род и склонение
Дополнение учителя:
В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа.
VI. Применение новых знаний (15 мин)
-- Как же отличить такие слова от тех, у которых можно образовать и единственное число и множественное?
Вот мы сейчас проверим, как вы умеете отличать существительные, имеющие форму только множественного числа от других:
Диктант в картинках СЛАЙД 8 : записать слова – существительные только имеющие форму множественного числа
Ножницы, макароны, часы, чернила, грабли, сливки, бусы, счёты, опилки
(не надо – конфеты, инструменты, сливы)
А теперь поработаем самостоятельно:
Задание для 3-х человек: Прочитайте предложенный текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите товарищам назвать описываемое в тексте слово.
Карточка 1
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч?ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это…
Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвес?но. В Древней Грец…и для них использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец…я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н…сить с XV века. Это...
Карточка 3
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это ……
– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око.)
Карточка 4 – выполнить упр. 508
Карточка 5 – упр. 509
Карточка 6 -- Выпишите из орфографического словаря на с.151 -153 учебника существительные, имеющие форму только множественного числа. Составьте с любым из них предложение.
Закрепление знаний.
Работа с деформированным текстом. СЛАЙД 10
Учитель: Посмотрите на предложения на слайде. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.
Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу. (вожжи)
После летних каникул началась учебная будня. (начались учебные будни)
У девочки были красивые кудри.
Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице. (перила)
Афины – столица Греции.
В магазине я купил консерву. (консервы)
Какие слова нам сейчас встретились впервые? Вам понятно их значение?
VII. Рефлексия (4 мин):
- с чем мы познакомились на уроке?
- какие выводы мы сделали?
СЛАЙД 11
Домашнее задание (1 мин) СЛАЙД 12
упр. 510 или 511 (на выбор)
Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даю комментарий/. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!