Просмотр содержимого документа
«Имена существительные (одушевлённые и неодушевлённые)»
Тема: Одушевленные и неодушевленные существительные. Понятие «слово».
Цель: дать детям представление о живых и неживых предметах путем соотнесения с вопросительными местоимениями Кто? Что?; упражнять детей в постановке вопросов «Кто это?», «Что это?»; дать первоначальное понятие о слове.
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Скажет тот, кто…»
Основная часть
Понятие о живых и неживых предметах.
Л.: Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? Лена, кто ты? (девочка). Илюша, кто ты? (мальчик). Все вы кто? (дети). Вы, я, мамы, папы, дяди, тети, бабушки и дедушки – все мы живые люди. Все живые предметы могут двигаться, есть, подавать голос. О живых предметах мы спрашиваем «Кто это?».
Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это – неживые предметы. О неживых предметах мы спрашиваем «Что это?».
Игра «Кто живет в лесу, что растет в лесу?»
Выставляются картинки с изображением леса и его обитателей.
Игра «Волшебный сундучок».
Дети достают из сундучка по одной картинке и задают к изображенному предмету вопрос. Остальные называют этот предмет.
Логопед раздает листы с картинками из дидактического пособия Ефименковой. Вместе с логопедом дети разбирают, какой вопрос надо поставить к каждой картинке.
Динамическая пауза. «Живое – неживое».
Дети встают в круг. Логопед бросает мяч и задает вопрос «кто?» или «что?», ребенок должен назвать подходящее слово и отдать мяч.
Понятие «слово»
Логопед показывает картинку (капуста), дети называют это слово.
Л.: Я показала один предмет, вы сказали одно слово. Каждому предмету или действию соответствует свое слово. Сейчас будем играть. Слова будем обозначать квадратиками. Слушайте внимательно. Сколько я скажу слов, столько вы положите квадратиков:
- капуста;
- помидор, огурец, картошка;
- огурец, морковь;
- морковь.
Итог занятия. Оценка работы детей.