СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока соответствует требованиям ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к умению определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные: создание алгоритма, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; работа с учебником.

Содержательная: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД: обучающийся научится правильно ставить вопросы кто? что?К именам существитльным, используя учебник; обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать своё мнение; работая в паре и группе, обучающийся научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится определять одушевлённые и неодушевлённые существительные; обучающийся получит возможность правильно задавать вопросы к именам существительным, определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, находить и исправлять ошибки.

Необходимое оборудование: учебник «Русский язык», 5 класс. Автор Быстрова Е.А.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: алгоритм проверки одушевлённых и неодушевлённых имён существительных, эталоны для самопроверки


Ход урока:


1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Прочтите пословицу, которая написана на доске. Как вы её понимаете?

Всякое уменье трудом даётся.

Ученик. Я понимаю пословицу так: чтобы уметь что-то делать, надо не лениться, работать усердно, чем больше ты будешь работать, тем лучше у тебя все будет получаться.

Ученик. Умение само-собой не приходит, надо стараться, В учёбе также нужны старание и усердие, когда работаешь на уроке, учишься, то и знаешь больше.

Ученик. Согласен с тобой, чтобы стать умельцем, надо трудиться!

Учитель. Вы готовы трудиться, работать? Готовы начать урок?

Ученик. Готовы.


2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение 134, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.

Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 137, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.


Эталон №1 к упражнению 134

Небрежность, неженка, небылица, недотрога, незнакомка, невеста, нелепость.

Неграмотность- малограмотность, безграмотность,

неволя-плен, кабала, зависимость, рабство,

нездоровье- болезнь, хворь,

несмелость- трусость, застенчивость,

неторопливость-медлительность,

нескромность-беззастенчивость


Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 134 без ошибок, поднимите руки. Молодцы, справились с заданием. А у кого-нибудь возникли затруднения при выполнении домашнего задания?


Ученик.Мне было трудно определить отдельные слова, которые без не не употребляются. Это слова неженка, небылица, незнакомка. Я обратился к словарям. Слово неженка- разговорное слово. Слово небылица образовано от слова небыль. Слово небыль без не употребляется, значение его- вымысел, а вот слово небылица без не не употребляется! Тоже самое со словом незнакомка, мы говорим знакомая или незнакомая, незнакомка, а вот знакомка- такое словов своей речи мы не употребляем.

Ученик. У меня возникли трудности при подборе синонимов к словам. Я выполнял задание, пользуясь словарём синонимов.


Эталон № 2 к упражнению № 137

Не всё ненастье- проглянет и красно солнышко. Не хлебом единым жив человек. Невеличка капля, а камень долбит. Не место красит человека, а человек место. Несчастья бояться- счастья не видать. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. Неволя- самая тяжёлая доля. Крепка доля не лестью, а долей и честью.


Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения № 137?

Ученик. Я неправильно записал невеличка, но по алгоритму пройденного урока понял, что это слово без не не употребляется и сам исправил ошибку.


Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки

Ученика (цы) 5 класса по теме «Не с существительными»

ФИ______________


Домашнее задание упр. № 134 упр. № 137, задание сочинить сказку…)

Составление алгоритма

  1. Упражнение 139

  1. Упражнение 138- работа в группах

  1. Упражнение 142- работа в парах

Самостоятельная работа по упражнению № 142

Самостоятельная работа по упражнению № 141

Творческая работа : упр 144-4


-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).


Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.


3 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель. На доске записаны слова, распределите слова в таблицу(1- кто?; 2- что?)

Ученик, рябина, ветер, кукла.


Кто?

Что?

ученик



рябина

ветер

кукла



Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.

Эталон

Кто?

Что?

ученик

кукла


рябина

ветер



Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?

Ученик. Я к слову кукла задал вопрос что?

Ученик. Я тоже не понимаю, как слово кукла может отвечать на вопрос кто? Кукла- неодушевлённое имя существительное.

Учитель. Можете ли вы объяснить ошибку правилами, с которыми познакомились на уроках?

Ученик. Нет, затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Мы не знаем, почему к неодушевлённому предмету ставится вопрос кто?


4 этап.Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Научиться определять, почему к некоторым неодушевлённым предметам задаётся вопрос кто?Находить их в предложениях и уметь использовать их в речи. Научиться правильно задавать вопросы к именам существительным.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Работу с учебником.


5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Прочитайте § 19.

Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала?

Ученик. Мы узнали, что имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. К одушевлённым задаётся вопрос кто?, к ним относятся названия людей, животных, к неодушевленным существительным задаётся вопрос что?, к ним относятся названия предметов, явлений действительности, не причисляемых к живым существам.

Учитель. Нашли ответ на свой вопрос?

Ученик. Нет, мы не нашли ответ на вопрос, почему к некоторым неодушевлённым существительным задаётся вопрос кто?

Учитель. Продолжаем изучать проблему. Прочитайте упражнение 139.

Учитель. Что вы узнали из прочитанного?

Ученик. Мы узнали, что в грамматике отдельные имена существительные- это кукла, матрёшка, воздушный змей, шахматный ферзь-для грамматики являются живыми, а другие, например, такие как толпа, человечество, являются неживыми.

Ученик. Я хочу добавить, это зависит от того, какие окончания имеют существительные в винительном и родительном падежах во множественном числе. Если окончания совпадают: нет кукол, вижу кукол, то существительное для грамматики является одушевлённым.

Ученик. Есть ещё форма существительного, которая поможет определить неодушевлённые имена существительные. Если форма винительного падежа совпадает с формой именительного, то это в грамматике неодушевлённые имена существительные. Например, И=В-толпы-что?, неодушевлённое существительное


Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте свой алгоритм.

Учитель. Представьте свой алгоритм.

Ученик. Наша группа создала алгоритм, который называется

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Существительные одушевлённые:

  1. Отвечают на вопрос кто? И называют живой предмет

  2. в винительном и родительном падежах во множественном числе у них одинаковые окончания

Существительные неодушевлённые:

  1. Отвечают на вопрос что? И называют неживой предмет

  2. в именительном и винительном падежах во множественном числе у них одинаковые окончания

Ученик.К одушевлённым также относятся существительные мужского рода, у которых при склонении по падежам совпадают окончания винительного и родительного падежей.

Учитель. У всех так получилось?


Алгоритм

Одушевлённые : кто?

и если 1) В=Рм.р в ед.ч; 2) В=Р во м н ч



Неодушевлённые: что? и если И=В во мн ч




На экране проецируется образец рассуждения: если у существительного формы множественного числа винительного и родительного падежей совпадают, значит, с точки зрения грамматики это одушевлённые имена существительные;

если у существительного формы множественного числа винительного и именительного падежей совпадают, значит, с точки зрения грамматики это неодушевлённые имена существительные.



Учитель. Сделайте вывод, всегда ли совпадает деление на живое и неживое в реальной действительности и деление на живое и неживое в языке?

Ученик. Деление на живое и неживое в реальной действительности и деление на живое и неживое в языке не всегда совпадает. Если формы множественного числа винительного и родительного падежей совпадают, в языке это одушевлённые имена существительные: куклы- В кукол- Р кукол. Еслиформы множественного числа винительного и именительного падежей совпадают, в языке это неодушевлённые имена существительные: В толпы- И толпы.


6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Тогда посмотрите на таблицу во втором задании упражнения 139. Сделайте вывод.

Ученик. Слова народ, толпа, кукла.

В форме множественного числа народы, толпы, куклы.

В форме множественного числа винительного падежа: народов, толп, кукол.

В форме множественного числа родительного падежа: народов, толп, кукол.

Если формы множественного числа винительного и родительного падежей совпадают, в языке это одушевлённые имена существительные.


Эталон -упр 139

Существительные в форме мнч

Им.п

народы

толпы

куклы

Род.п

народов

толп

кукол

Вин.п

народов

толпы

кукол

Одуш(неодуш)

Одуш

неодуш

Одуш


Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я неправильно употребилформу род.п. толп .

Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.



Учитель.Объединитесь в группы. Прочитайте задание к упражнению 138 и данный в упражнении текст. Выполните задание, используя составленный алгоритм.

Ученик.В тексте много имён существительных, которые называют живые существа и отвечают на вопрос кто? У существительных мать, отец, пёс, кошка, корова, поросёнок, овцы, петух, курицы, жители, птицы, букашки формы множественного числа винительного и родительного падежей совпадают, значит, с точки зарения грамматики ониодушевлённые имена существительные.

Ученик. Клички животных- это тоже имена существительные, они отвечают на вопрос кто?, формы множественного числа винительного и родительного падежей совпадают, значит, с точки зрения грамматики они одушевлённые имена существительные.

Ученик. В тексте совпадает деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые и в жизни, и в языке.

Учитель. Выполняем в парах упражнение 142.

Ученик. На картинеК.Петрова- Водкина «Утренний натюрморт» изображены стол, на нём букет цветов, самовар, чай в стакане, яйца, коробок спичек, фонарик, крышка от самовара, сидящий возле стола пёс… Глаза собаки направлены на хозяина. Хозяин, видимо, держит рыжего кота. Его отражение видно в самоваре. Ещё очень раннее утро. Солнце только начинает просыпаться. Мы умиляемся собаке, его преданнму взгляду. Тёплые краски в изображении предметов создают умиротворённое настроение. Художник назвал картину «Утренний натюрморт»- мёртвая натура потому, что собака на картине- она изображение, а кот- всего лишь отражение в самоваре. С точки зрения грамматики собака, кошка- одушевлённые имена существительные, а в жизни- изображения, неодушевлённые имена существительные.

Учитель.Согласны ли вы с одноклассником?

Ученик.Да, он хорошо справился с заданием.

Учитель. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.


7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.Учитель.Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Ученик. Постараемся, мы уже немного потренировались.

Учитель. Тогда работаем над следующим заданием.Упр 142. Выпишите существительные в таблицу.

В.п.Кого?

В.п.Что?





Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Правильно ли сделали задание?



Эталон

В.п.Кого?

В.п.Что?

Роботов

Снеговиков

Матрёшек

Раков

Рыб

Микробов

бактерий


Группы

Отряды

Коллективы

Микробы

бактерии



Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. В основном справились с заданием, но склонении слов микробы, бактерии вызвало затруднение. Теперь мы видим, что их можно отнести и к одушевлённым, и к неодушевлённым именам существительным.


Учитель. Выполните упр 141.



Эталон

Упражнение 141

Художественная школа(н). Экзамен(н). Пишем натюрморт(н) акварелью(н). Мне досталась композиция(н) с голубой чашкой(н), лимоном(н) и серебряным ножом(н). Три дольки(н) лимона(н) лежат на блюдце(н), а рядом половина лимона(н). Кожура(н) на нём аккуратно срезана по спирали(н) и спадает как золотой локон(н). На стол(н) брошен кусок(н) шёлковой ткани(н). Весь натюрморт(н) освещён мягким светом(н). Лимон(н) ароматно пахнет, таинственно голубеет чашка(н), светится серебро(н) ножа(н). И всё это на светло-сером фоне(н) стены(н).

-Только не торопитесь переходить к краскам(н),- говорит преподаватель(о). –Сначала продумайте цветовое решение(н). Постарайтесь так же, как на картинах(н) великих мастеров(о), передать оттенки(н) цвета(н), блеск(н) металла(н), прозрачность(н) стекла(н), а главное- настроение(н).

«Вот она, настоящая работа(н)!- с восторгом(н) думал я(о).- Только бы поступить!» (А.Ивасенко)



Учитель.Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. Каких существительных оказалось больше, почему?

Ученик. Неодушевлённых имён существительных много, а одушевлённых всего три. Натюрморт с французского переводится как мертвая натура, на нём изображаются неодушевлённые предметы.

Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе урока.

Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?

Ученик. Выполнили. Мы научились определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель.Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик.Да, но давайте работать дальше. Всякое уменье трудом даётся.

Ученик. Дайте нам ещё задания.

Учитель. Упр. 144. Прочитайте диалог и образуйте такие существительные.


Эталон

Упражнение 144(4)

Аптекарь, библиотекарь, живописец, летописец, химик, математик, пожарный, охотник, учитель, ученик, строитель, грузчик, лётчик, телятница, кружевница


Учитель.Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, при образовании слов пожарный, телятница, кружевница.

Ученик. А я справился с заданием. Слово пожарный встречалось в инструкциях по пожарной безопасности, со словами телятница, кружевница я тоже знаком, слышал от бабушки, она объяснила их значение.

Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе работы.

Учитель. Упражн. 147. Прочитайте стихотворение, выпишите грамматические основы, назовите неодушевлённые предметы, которые в стихотворении

изображаются как живые существа.


Эталон

Упражнение 147

Зима злится. Весна стучится и гонит. Всё засуетилось. Зима хлопочет и ворчит. Та(Весна) хохочет. Взбесилась ведьма, пустила.

Зима, Весна, Всё.


Учитель. Проверьте, правильно вы выполнили задание.

Ученик. Да, правильно.

Учитель. Какие изобразительно-выразительные средства языка употребил в стихотворении поэт?

Ученик. Он времена года- зиму и весну- изображает как живых людей. Это олицетворение. Он даже пишет их с заглавной буквы, как будто это их имена.

Учитель. Да, молодцы, пишет их названия как имена собственные. Именно об именах существительных собственных и нарицательных мы будем говорить на следующем уроке.

9 этап. Этап рефлексии.

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик. Сегодня мы сделали для себя открытие. Мы узнали, что имена существительные, называющие живое, в языке могут определяться как неодушевлённое, и наоборот, неодушевлённое, неживое, в языке может определяться как одушевлённое. Всё дело в грамматике, грамматических окончаниях. Если в форме множественного числа окончания винительного и родительного падежей совпадают, то в языке это одушевлённые имена существительные; если в форме множественного числа совпадают окончания именительного и винительного падежей- неодушевлённые имена существительные.

Ученик. А ещё мы узнали, что в зависимости от отношения автора к бактериям, вирусам, они могут быть и одушевлёнными, и неодушевлёнными.

Ученик.Узнали значение слова натюрморт, в переводе с французского он означает мёртвые предметы. Познакомились с репродукцией картины К.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».

Учитель. Какие затруднения вы испытали в течение урока?

Ученик. Не всегда правильно определяли одушевлённые, неодушевлённые имена существительные, не все правильно определяли падежные окончания неодушевлённых и одушевлённых имена существительных.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.


Учитель. Запишите домашнее задание

1)Повторить §19 и выполнить упражнение № 145.

2)Выполнить упражнение № 146.

3)Упражнение 150, задание 4.

Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!











Министерство образования и науки

Республики Татарстан

ГАОУ ДПД «Институт развития образования

Республики татарстан»






План-конспект урока


Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые







Слушатель курсов ПК с 01.03.2018 по 15.04.2018

Артюшина М.С.-учитель литературы

МБОУ «Школа №70» Кировского района г.Казани






Казань-2018


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!