СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные собственные и нарицательные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные собственные и нарицательные»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУГРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЬГОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

307743 с. Сугрово Льговского района Курской области

Тел:70-1-83

e-mail: [email protected]





Урок русского языка

«Имена существительные собственные и нарицательные»











Выполнила: Головина Нелла Петровна,

стаж работы – 25 лет, I категория,

преподаваемый предмет-

русский язык и литература






Пояснительная записка

Тема урока:  Имена существительные собственные и нарицательные.

Программа, используемая в работе: Программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2019 г.), 

Количество часов: в неделю – 6 часов, в год – 204 часов.

УМК: «Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс». 

Характеристика класса:  в 5 классе обучается 6 учащихся. Класс дружный, коллектив сплоченный. Ребята демонстрируют способность к плодотворной и эффективной организации урока, активной познавательной деятельности, психологический климат благоприятствует соперничеству в учёбе и взаимодействию на уроке. В классе два ребенка из социально неблагополучных семей. Уровень развития учеников 5 класса следующий: 3 ученика с высоким уровнем развития и положительной мотивацией, остальные ученики с недостаточно высокой подготовкой по русскому языку, но активные.

Цели деятельности учителя:

1) повторить основные понятия, связанные с лексико-грамматическими категориями иен существительных

2) развивать навыки фонетического, морфемного, орфографического, синтаксического и пунктуационного разбора;

3) продолжить формирование орфографической зоркости учащихся;

4) развивать речевые умения и навыки учащихся;

5) развивать навыки составления собственного текста.

Тип урока: повторение и обобщение материала.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация в системе языковых категорий; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению родного языка.

Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанный материал, формирование умения выражать свои мысли.

Предметные: владение навыком определять категории имени существительного; отработка навыков самостоятельной работы с текстом;

Воспитательные: · приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;


Формы и методы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная; эвристический метод, наблюдение над языком, исследование художественного и создание авторского текста.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд (презентация, выполненная учителем), карточки для выполнения заданий урока, индивидуальные бланки ответов.

Краткий анализ результатов урока:  Данный урок представлен в разделе «Повторение изученного в начальной школе». Урок соответствует программе и календарно-тематическому планированию. Структура урока отвечает требованиям у ФГОС. При планировании урока использовались приемы технологии развития критического мышления и элементы игровой технологии, что способствовало созданию атмосферы партнерства, ответственного отношения учащихся к процессу обучения. На уроке была проведена физкультминутка, что важно для соблюдения здоровья учащихся. Выбранная нестандартная форма урока мотивировала интерес учащихся, что сохраняло их активность на протяжении всего урока и позволило приобрести метапредметные навыки.

Урок в свете требований ФГОС немыслим без организации коллективной работы и применения активных форм обучения. В условиях малого числа учеников в классе трудно организовать работу в группах, поэтому чаще приходится ограничиваться работой в парах сменного состава. Это нравится самим детям и позволяет разнообразить формы самостоятельной работы, успешно совмещать их с игровыми. Благодаря такой форме урока ребята испытали ситуацию успеха, легко сконцентрировались на домашнем задании, которое предполагает выполнение дифференцированного задания, работу не только над закреплением полученных знаний и навыков, но и над развитием речи.

Поскольку дидактический материал урока был подобран в соответствии с ключевой темой «Путешествие в историю страны», на высокий результат урока повлияло и ассоциативно-зрительное восприятие рассматриваемого материала. Таким образом, были задействованы практически все виды памяти.

Все выбранные этапы урока были направлены на постепенное усложнение работы, что позволило включить учащихся в работу над основными языковыми единицами и увидеть их взаимосвязь в системе русского языка.

Урок прошел динамично и достиг поставленных целей.

































Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные».



Цель урока: усвоить понятие об именах существительных собственных и нарицательных.

УУД

Личностные: развитие познавательной активности повышение интереса к изучению родного языка, формирование у детей доброты, уверенности в себе.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.

Познавательные: формировать умение объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения слова, формирование умений отличать разряды имён существительных.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация в системе языковых категорий; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению родного языка.

Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанный материал, формирование умения выражать свои мысли.

Предметные: владение навыком определять категории имени существительного; отработка навыков самостоятельной работы с текстом;

Воспитательные: · приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

Оборудование: учебник Русский язык. 5 класс. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А. Ладыженской, – М.: Просвещение, 2019 г., лепестки ромашки, карточки, тесты, толковый словарь, презентация, ноутбук, экран, проектор, колонки.



Ход урока

1. Организационный этап

СЛАЙД 1

Вступительное слово учителя

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе проведем урок!

- Я рада видеть вас всех в этом классе. Надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу.

- А с каким настроением вы сегодня пришли на урок? (показывают карточки).

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.

2.Актуализация знаний

- Я знаю, что вы очень любите историю. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в историческое прошлое нашей страны. А поможет нам в этом Колесо истории. Но наше путешествие сможет состояться только в том случае, если вы справитесь с теми заданиями, которые приготовила вам богиня истории.

СЛАЙД 2

- Как в древнегреческой мифологии зовут богиню истории? (Клио).

- Сегодня на уроке, ребята, мы должны показать богине истории Клио и нашим гостям, как хорошо мы знаем не только историю, но и русский язык.

Итак, отправляемся в путь!

Крутим колесо истории

СЛАЙД

Страна «Орфоэпия»

СЛАЙД

Но так еще называется что? (раздел лингвистики)

Что он изучает? (правильное произношение слов)

Орфоэпическая разминка

(слова записаны заранее на доске, 1 ученик идет к доске и расставляет ударение)

Алфавит, документ, договор, звонит, инженер, красивее, начать, сантиметр, свекла, торты, столяр, шофер, щавель.

- Какую часть речи мы сейчас изучаем? (имя существительное)

Приведите примеры имен существительных из тех слов, которые записали.

- Какой раздел лингвистики изучает слово как часть речи? (морфология)

СЛАЙД


Крутим колесо истории и попадаем в страну «Морфология»

СЛАЙД 3

- Что вам известно об имени существительном, как о части речи? (правило)

- На слайде высвечиваются слова:


СЛАЙД 4

Ро(с,сс)ия, стр…на, гор…д, Аркадий Гайдар, р…ка, Курск, Пушкин, Сейм, расказ, школа

- Что общего в этих словах? (это имена существительные)

- Чем они отличаются? (имена собственные и имена нарицательные)

- Что вы знаете об этих именах существительных из начальной школы?


3. Формулировка темы урока

- Сформулируйте тему нашего урока.



4. Целеполагание

Имена существительные собственные и нарицательные -Запишите в тетради.

- Какие цели вы сегодня ставите? (повторить, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными; уметь отличать имена собственные от нарицательных; уметь правильно писать имена собственные).

4. Создание проблемной ситуации

Распределительный диктант

СЛАЙД 4


Ро(с,сс)ия, стр…на, гор…д, Аркадий Гайдар, р…ка, Курск, Пушкин, Сейм, расказ, школа


- Распределите эти слова в два столбика (1 – нарицательные, 2 – собственные), соотнося их по смыслу. Запишите, объясните орфограммы (1 уч-ся у доски).

- Сделаем вывод.

Самопроверка

- Все ли справились с заданием?

- По какому принципу вы распределяли эти слова? (слова, записанные в 1 колонке называют однородные предметы, эти слова нарицательные. Слова, записанные во 2 колонке, называют единичные предметы, это имена собственные).

- Рассмотрим опорную схему.

Работа в парах.

Богиня истории Клио приготовила вам еще одно задание. Оно находится у вас на партах (листки светло-зеленого цвета). Из данных слов вам нужно составить и записать предложения.

«городов Курского поместья, Льгов, один из старейших городов. Упоминается, Впервые, под именем Ольгов, он, в 1152 году, в летописях». 

(Льгов – один из старейших городов Курского поместья. Впервые под именем Ольгов он упоминается в летописях в 1152 году) .

СЛАЙД

- Выполните синтаксический разбор 2 предложения (1 ученик у доски).

- Объясните лексическое значение слова «летопись». (Летопись - погодная запись исторических событий, происходивших в стране, городе, местности. ).

- Назовите имена существительные собственные, встретившиеся в этом предложении. Объясните их правописание.


5. Контроль первичного усвоения учебного материала



Физкультминутка

- Давайте немножко отдохнем и заодно проверим, как вы усвоили тему уроку. Все встали. Если я называю имя существительное собственное – руки поднимаем вверх, если имя существительное нарицательное – приседаем.

Москва, государство, Отечество, Андрей, шоссе, Толстой, океан, планета, девочка, Волга, орел, Курск, город, село, Сугрово, река, Сейм, Льгов

- Докажем, что определить собственное или нарицательное слово «орел» мы можем только по контексту.

- Запишите предложения.

Над горами летел орел. Во время экскурсии мы посетили Орел. В 1956 году поэт Александр Яшин написал стихотворение «Орел».

6. Закрепление полученных знаний

СЛАЙД 5

- Крутим Колесо истории 1812 год

- Какое важное историческое событие произошло в этом году?

(Отечественная война 1812 года, Бородинское сражение)

- С каким стихотворением, посвященным этому событию, мы с вами познакомились в этом учебном году? (стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»)


СЛАЙД 6

- Читаем отрывок из этого стихотворения.

- Работа с учебником упр. 489.

Осмысленно и выразительно прочитайте данный текст, выпишите имена существительные собственные.

(Бородино, Москва, Родина, Бородинское поле, Россия) (устно).


- Всегда ли слово Родина мы будем писать с заглавной буквы? (нет, если данное слово употребляется в значении места, где родился и вырос человек, тогда с пишется с маленькой буквы.

Например,

-Льгов – моя малая родина. Да, ребята, Льгов – один из старейших городов Курского края. 867 лет назад впервые под именем Ольгов он упоминается в летописях.

-Льгов необыкновенный... Таких городков, как Льгов, в нашей стране большинство. И неважно, что на первый взгляд они играют роль второстепенную. 

-А на какой реке стоит наш город?

"Хороша наша Сейм-река,
Хоть она не Ока, и не Волга,
Но по зарослям ивняка
Соловьи гремят без умолка..."


-Многовековая история нашего города неразрывно связана с историей всей России.


СЛАЙД 7

Крутим Колесо истории 1941-1945 годы


СЛАЙД 8

- Что это за историческая дата? (Великая Отечественная война)

Запишите в свои словари и запомните написание этих слов.

Составьте предложение с этими словами (устно).

- Как история Льгова связана с этой датой?(Во время Великой Отечественной войны наш город был захвачен в 1941 году немецко-фашистскими войсками. 3 марта 1943 года Льгов был освобожден от фашистских оккупантов бойцами Красной армии под командованием генерала Ивана Даниловича Черняховского)

Мой город Льгов, под чистым небом

Ты помнишь грозные бои.

Под синевой, под обелиском

Лежат защитники твои).


7. Самостоятельная работа


СЛАЙД 9 Крутим Колесо истории. 2019 год


СЛАЙД 10

- 22 января 2019 года исполнилось 115 лет со дня рождения нашего земляка, известного детского писателя А.П. Гайдара. Отмечая это событие, мы с вами посетили дом-музей писателя. Что мы узнали? О чем вспомнили? Какие впечатления остались у нас после экскурсии? Давайте поделимся с нашими гостями.

- Задание для класса. Внимательно слушаем рассказы и записываем имена собственные в тетрадь.


А.П. Гайдар (Голиков) родился 22 января 1904 года в г. Львове Курской области. Отец был учителем, мать работала фельдшером, кроме него в семье воспитывалось еще три сестры.

Своих сестренок Аркадий Петрович очень любил, особенно Талочку, и никогда их не обижал. Хотя ему самому было только 10 лет, он охотно во всем помогал матери. Аркадий нежно любил свою мать. Когда она отдыхала, дети старались играть тихо, не шуметь.

Живой и быстрый Аркадий всегда был заводилой всех детских игр. Товарищи его очень любили.

Когда Аркадию было 8 лет, его родители переехали в город Арзамас. Сейчас этот город называется Нижний Новгород. Он считал его своей малой Родиной. Здесь он поступил учиться в реальное училище. Однако закончить его Аркадию так и не пришлось.

Началась первая империалистическая война. Отца сразу забрали в солдаты. Мир­ной жизни пришел конец. Началась труд­ная, суровая жизнь. Мать Гайдара, Наталья Аркадьевна, осталась с четырьмя детьми. Она поступила работать в местную боль­ницу.

«Хлопнула дверь и... я остался дома хозяином, — рассказывал потом Гайдар,— вытер Катюше нос, дал Талке хорошего «леща», чтобы не баловала, и начал жить по-новому». Непогодам рослый, крепкий, голубоглазый он был самым главным организатором среди соседских мальчишек. На вопрос о самом главном, любимом занятии он отвечал: книга.
Аркадий Гайдар любил людей, лю­бил жизнь, и во имя лучшей жизни он, 14-летний мальчишка, ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. В 17 лет Гайдар стал командовать полком. Гайдар любил Красную Армию и мечтал на всю жизнь остаться в ее рядах. Но ра­нение и контузии подорвали его здоровье, остаться в армии ему не разрешили.

Лишившись единственного и любимого военного дела, Аркадий Голиков решился рассказать людям, и, прежде всего, юным, про то, что увидел и испытал "в дни поражений и побед"..

Его настоящая фамилия - Голиков. Став писателем, он взял себе псевдоним – Гайдар. В Хакассии, когда, преследуя банду Соловьева, он появлялся то в одном, то в другом улусе, - часто слышал: «Хайдар Голиков?!» «Хайдар?!» Редко покидавший седло 18-летний комбат уверил себя, что это слово означает: «Всадник, начальник, командир...». Позже узнал, что «хайдар» по-хакасски - «куда, в какую сторону?» Конечно, был разочарован, но имя «Гайдар», которое сам себе придумал, оставил как псевдоним.


Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж", "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940), "Чук и Гек", "Судьба барабанщика", рассказы "Горячий камень", "Голубая чашка"…

Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались,

переведены на многие языки мира.
Аркадий Петрович Гайдар – человек, боец, писатель, воспитатель. На его произведениях выросло не одно поколение читателей. Герои его книг учили доброте, милосердию, взаимовыручке, учили любить Родину.


- Какие имена собственные удалось записать?


СЛАЙД 11

Работа с текстом

Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. После того как фашисты окружи­ли Киев, Гайдар попал в партизанский отряд. Был он рядовым пулеметчиком, хотя в граждан­скую войну командовал полком.

В партизанском отряде было 75 человек, а с приходом Гайдара он увеличился на одного человека. Но этот один человек стоил многих. Гайдар отлично знал воен­ное дело, был очень сильным и смелым. В одну из вылазок группа партизан неожиданно наткнулась на фашистов. Гайдар первым заметил врага и бросился с кри­ком: «Ребята, немцы!» Немцы открыли стрельбу. Аркадий Петрович был убит. Это спасло остальных – они успели уйти от засады.

Это было 26 октября 1941 года. Погибая, Гайдар спас товарищей. В стороне от железнодорожного полот­на товарищи похо­ронили Гайдара. Скромную, короткую над­пись поставили на деревянном щитке: «Пи­сатель и воин, пулеметчик партизанского отряда Аркадий Петрович Гайдар».

В 1947 году останки Гайдара были перезахоронены в городе Каневе. В 1963 году посмертно был награжден Орденом Отечественной войны.


- Назовите тему текста.

- Какова основная мысль данного текста. Озаглавьте его.

- Укажите предложение с прямой речью, объясните знаки препинания.

- Найдите сложное предложение, докажите, что оно сложное, определите его вид, постройте схему.

- Найдите предложения, осложненные однородными членами. Назовите, какими?

- Выполните морфемный разбор слов неожиданно.

- Выполните фонетический разбор слова очередь.

- Укажите собственные имена существительные.

Работа с тестами. (Тест)

- Вот какими людьми славится наша Льговская земля.

- А теперь проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему.

ТЕСТ

  1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы;

б) единичные предметы.

2. Нарицательные имена существительные пишутся:

а) с большой буквы;

б) с маленькой буквы.

3. Укажите строку, в которой все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша;

б) кузнец, комар, Комаров.

4. Укажите строку, в которой допущена ошибка:

а) котенок, Андрей, мурка;

б) Николаевна, Рождество, Африка.


5. Укажите строку, в которой одно слово лишнее:

а) кузнец, Кузьма, кузов;

б) Кузнецов, Петров, Мухин.


Взаимопроверка (работа в парах).

(1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-а)


СЛАЙД 12

Проверка.

Оценки!!!

8. Итоги урока

- Подведем итоги нашего урока. Достигли ли целей, которые вы ставили?

Что нового и интересного узнали сегодня на уроке?

Наш урок может иметь продолжение и на уроках истории, и на уроках основ религиозной культуры и светской этики, ну и, конечно, на других уроках русского языка и литературы, где вы еще многое узнаете о жизни людей, прославивших наш родной Льгов.

9. Домашнее задание (дифференцированное, по выбору)

СЛАЙД 13

- Всем – выучить пар.№91

  1. Упражнение №491.

  2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Льгов – родина моя», используя имена существительные собственные.

  3. Подготовить проект (сообщение, кроссворд, карта литературных мест) на тему «Литературные места Льгова», используя имена собственные.



10. Рефлексия

СЛАЙД 14

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Дайте оценку нашей работе:

- если урок понравился, вам все было понятно, поднимите карточку, где изображено солнышко;

- если урок не совсем понравился, вам было что-то непонятно, поднимите карточку, где изображено солнышко с облачком;

- если совсем ничего не поняли – карточка с грозовой тучей.

А вот в каком настроении заканчиваю наш сегодняшний урок я.

СЛАЙД 15

СПАСИБО!!!!



ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕСТ

1.Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы;

б) единичные предметы.

2. Нарицательные имена существительные пишутся:

а) с большой буквы;

б) с маленькой буквы.

3. Укажите строку, в которой все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша;

б) кузнец, комар, Комаров.

4. Укажите строку, в которой допущена ошибка:

а) котенок, Андрей, мурка;

б) Николаевна, Рождество, Африка.


5. Укажите строку, в которой одно слово лишнее:

а) кузнец, Кузьма, кузов;

б) Кузнецов, Петров, Мухин.

( 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-а)





















Самоанализ урока русского языка «Имена существительные собственные и нарицательные»

При планировании урока я выбрала приемы технологии развития критического мышления и игровой метод технологии. Так как эти приемы позволили мне создать атмосферу партнерства на уроке, а обучающимся ответственно относиться к процессу обучения. И это явилось главным основанием для выбора именно такого сценария урока.

Урок проведен в соответствии с программными требованиями, образовательным стандартом.

Специфика данного урока заключается в том, чтобы создать условия обучающимся для формирования умения самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, анализировать различные стороны процессов, слышать мнения других, вскрывать причины и последствия фактов, уметь принимать взвешенные решения.

На занятии я стремилась решить поставленные мною задачи.

Выбранная структура и темп проведения урока, на мой взгляд, является оптимальным для данного предмета и темы с учетом психологических особенностей обучающихся (возраста, темперамента, мышления, памяти и т.д.)

Поэтому на данном уроке я использовала следующие методические приемы технологии развития критического мышления: мозговая атака, групповая дискуссия, создание кластера, синквейна, эвристическая беседа.

Была использован игровой метод технологии, которая является мощным эффективным и многофункциональным интегрирующим образовательным ресурсом, позволяющим формировать информационную и коммуникативную компетенции.

Опрос я постаралась провести в форме групповой дискуссии, которая с одной стороны, стимулировала мыслительную деятельность обучающихся, а с другой стороны - упражняла обучающихся в выполнении действий в ситуации успеха, меняющейся, нестандартной ситуации.

Конкретный ход урока и характер взаимодействия с обучающимися был определен исходя из моего анализа возможностей и психологических особенностей обучающихся данного класса. Доброжелательный стиль общения с обучающимися способствовал, на мой взгляд, повышению активности и работоспособности обучающихся на уроке.

По сравнению с планом, в ходе урока не было существенных отклонений.

В ходе урока мне удалось решить поставленные задачи и получить соответствующие результаты обучения. Отсутствовали перегрузки и переутомления обучающихся, была сохранена и развита продуктивная мотивация у обучающихся и позитивный рабочий настрой.

Данный урок соответствовал поставленной методической цели.

Причинами своего успеха я считаю хорошее знание и владение современными инновационными технологиями обучения.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!