Конспект урока по русскому языку
Класс: 4. в
Дата: 11.02.22 г
Тема: Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.
Цели: формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе; развивать умение распознавать именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных; формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в именительном и винительном падежах; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; выполнять самопроверку и взаимопроверку; воспитывать самостоятельность в работе над заданием; воспитывать любовь к русскому языку и родному краю.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся различать именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа; научатся писать и выделять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.
Формируемые УУД:
Личностные:
уметь выделять и осознавать то, что уже известно и что еще нужно узнать.
Познавательные:
уметь искать и выделять необходимую информацию; (постановка и решение проблемы): самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
уважительно относиться к мнению одноклассников, формировать свое мнение.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге с одноклассниками; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
II. Актуализация знаний
2. Повторение (подготовка к впр )
В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Старый месяц тускло освещал снежную равнину.
Выпиши из предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Но мало кто знает, что этот удивительный человек был ещё и профессиональным моряком, хирургом, инженером, добросовестным чиновником.
а) Проверка д/з.
- О какой части речи мы говорили на предыдущих уроках русского языка?
- Как изменяются прилагательные?
- Как определить род и падеж у имен прилагательных?
III. Целеполагание
- Прочитайте предложения. (На доске.)
Младшие школьники обвязали нежные стволы молодых деревьев еловыми ветками.
- Как вы думаете, для чего они это сделали? (Чтобы грызуны: зайцы и мыши — не обгрызали кору деревьев.)
- Найдите в предложении имя прилагательное в именительном падеже.
- Почему задание вызвало затруднение? (В предложении два имени прилагательных отвечают на вопрос именительного падежа какие ? и имеют окончания -ые, -ие.)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа в И. п.? Какие имеют окончания?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа в В. п.? Какие имеют окончания?
- Как вы думаете, всегда ли вопросы и окончания имен прилагательных множественного числа в И. и В. падежах совпадают?
- Как определить падеж в этом случае? (Имя прилагательное, которое относится к подлежащему (школьники), стоит в именительном падеже, а имя прилагательное, которое относится к второстепенному члену (стволы), — в винительном.)
- Сформулируйте цели урока. (Научиться различать имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания таких имён прилагательных.)
IV. Работа по теме урока
Поставьте с/с белые березы в И. и В. падежи
И.п.
В.п.
Что заметили? На какой вопрос отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?
И .п.
( ?) - , -
В.п.
Поставьте с/с умные ученики в И. и В. падежи
И.п.
В.п.
Что заметили? На какие вопросы отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?
И.п. ( ?) - , -
В.п. ( ?) - , -
Почему прилагательные в В. п. отвечают на разные вопросы. От чего это зависит?
Работа по учебнику Упр. 86, с. 41
- Рассмотрите схемы.
- Когда совпадают? –Когда различаются?
(запись вывода на доске)
И.п.
С ущ. неодуш (какие?) –ие, -ые
В.п.
И.п. (какие?) –ие, -ые
Сущ. одуш
В.п. (каких?) –их, -ых.
- Сравните вопросы и окончания именительного и винительного падежей.
- Сделайте вывод.
Имена прилагательные в В.п. отвечают на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие, если говорим о неодушевленных предметах. А прилагательные которые отвечают на вопрос каких? и имеют окончания –ых, -их, если говорим об одушевленных предметах.
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
- Правильный ли вывод вы сделали?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 87, с. 41
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Какое время суток описывает автор? (Раннее утро, рассвет.)
- Какую картину вы себе представили?
- Найдите орфограммы в словах.
- Прочитайте четверостишие орфографическим способом.
- Расскажите четверостишие.
(Учат четверостишие, рассказывают классу.)
- Какое это предложение – простое или сложное? Почему? (В нем три грамматические основы.)
- Назовите их. (Задремали звезды, задрожало зеркало, брезжит свет и румянит.)
- Самостоятельно определите падеж имен прилагательных.
- Назовите имена прилагательные в именительном падеже. (Золотые – поясняет подлежащее.)
- Есть ли имена прилагательные в винительном падеже? (Речные – поясняет существительное в винительном падеже.)
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. У прилагательных определите падеж и выделите окончания.
В зимн… сумерки с…ва выл…тает на охоту. На землю спустились зимн… сумерки. Ле…к… сн..ж…нки медл…нно опускались на крыши домов. На ле…к… сн…ж…нки упал луч со…нца.
VII. Подведение итогов урока
-На какие вопросы отвечает И. п. множественного числа имен прилагательных
-Какие имеет окончания?
-На какие вопросы отвечает В п. множественного числа имен прилагательных?
-Какие имеет окончания?
Почему прилагательные множественного числа в В.п. могут отвечать на разные вопросы?
-Так какая же тема сегодняшнего урока?
Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать
VIII. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
С. 42, упр. 88.