Тема: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».
- Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.
Загадка
- Отгадайте-ка, ребятки: Что за цифра-акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три меньше станет?
Повторение знаний и умений.
- А) Дайте определение имени прилагательного.
- Б) Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
- В) На какие две группы делятся степени сравнения прилагательных? Как образуются степени сравнения?
- Г) Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибаться в написании кратких прилагательных с шипящими на конце?
- Д) Когда в суффиксах прилагательных пишутся одна и две буквы -н- ?
- Е) Как различить на письме суффиксы -к- и -ск- в прилагательных?
- Ж) Как определить, когда нужно писать о, а когда – е после шипящих в окончаниях и в суффиксах прилагательных?
- З) Как отличить прилагательные от с приставкой не- от прилагательных с отрицательной части не ?
- И) Какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие – через дефис ?
Работа с материалом урока.
- Один, пять, пятнадцать, три миллиона двести пятьдесят тысяч сто сорок два – эти слова, обозначающие числа, - имена числительные.
- Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей.
- Если хотят сказать, каково расстояние от дома до школы, то употребляют числительные: От дома до школы три квартала. Если хотят что-то сообщить о времени, тоже употребляют числительные: Великий русский писатель А. П. Чехов родился в тысяча восемьсот шестидесятом году. Мне двадцать лет. Сейчас одиннадцать часов двадцать минут и т.д.
- Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость.
- Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?), например: Вышло тридцать томов сочинений А. П. Чехова (сколько томов вышло?). Во втором томе напечатан рассказ «Каштанка» ( в каком (котором?) томе?).
- Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте.
По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:
- По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:
-
- 1) Количественные числительныные
- (пять, двадцать три)
- 2) Порядковые числительные (пятый, сотый)
Морфологические признаки числительных.
- Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два).
- Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.
- Н.ф кол.числ-х - форма Им.п .: два, пять, сто.
- Н.ф. поряд.чис-х – формаИм.п., М.р., ед.ч.: первый, пятый, сотый.
Синтаксические признаки числительных.
- Синтаксические признаки числительных.
- Кол.числ-е могут быть любым члном предложения. Сочетание колич.числ-х (в Им.п. и Вин.п.) с существительными (в Род.п.) являются одним членом предложения:
- Девять альпинистов разбили лагерь у подножия Казбека.
- Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Второй дом от угла – музыкальная школа, реже - сказуемыми: Я первый, ты второй.
Работа с учебником.
- С. 44, упр. 394. Рассмотрите рисунки. Какие однокоренные слова пытался проиллюстрировать художник? Определите части речи каждого слова.
- С. 44, упр. 395. Допишите каждый ряд. Составьте 2 предложения с однородными членами, используя количественные и порядковый числительные.
Физминутка.
Аты-баты — шли солдаты, Аты-баты — на базар. Аты-баты — что купили? Аты-баты — самовар. Аты-баты — сколько дали? Аты-баты — три рубля. Аты-баты — кто выходит? Аты-баты — ты да я.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять — Вышел зайчик погулять, Но охотник не пришел, Зайчик поле перешел, Даже усом не повел, В огород потом забрел. Что нам делать, Как нам быть? Нужно зайку изловить.
Снова будем все считать: Раз, два, три, четыре, пять.
Работа с текстом.
( 1)Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. (2) В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. (3) В пятом часу по тайге вдруг пронесутся трели дрозда. (4) По голосам этих птиц можно сверять время.
- Задания к тексту:
- Выпишите порядковое числительное.
- Напишите, каким членом предложения является числительное в предложении 2.
Имена числительные очень часто встречаются в устном народном творчестве. Давайте вспомним и назовём пословицы и поговорки с именами числительными.
- … одного не ждут.
- … раз отмерь - … раз отрежь.
- … пядей во лбу.
- … в поле не воин.
- У … нянек дитя без глазу.
- … бед – один ответ.
- Не имей … рублей, а имей … друзей.
По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными.
- Простое числительное – это слово с одним корнем: два, четыре, второй и д.р.
- Составное числительное – слово с несколькими корнями: одиннадцать, пятьсот, двухсоттысячный.
- Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок восемь, сто пятьдесят четыре.
Запоминаем слова.
Слова одиннадцать, миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной.
Напишите три словосочетания с этими словами.
Устная работа по цепочке.
В учебнике на с. 46 выполняет упр. 398. Сгруппируйте числительные по признаку: а) простые; б) составные.
Сто ( ? ), одиннадцать ( ? ), один ( ? ), семидесятый ( ? ), триста пятьдесят седьмой ( ? ), три ( ? ), сорок ( ? ), шестьдесят ( ? ), тысяча девятьсот восемьдесят восемь ( ? ), девятнадцать ( ? ), триста ( ? ).
Задания на проверку. Тест.
1) Найдите числительное.
- А) двойной; Б) утроить; В) семёрка ; Г) пятый.
2) Найдите составное числительное.
- А) пятнадцатого; Б) двухмиллионный ; В) пятисотый; Г) двести сорок пять.
3) Какое утверждение является неверным?
- 1)Числительные делятся на количественные и порядковые.
- 2) Имена числительные изменяются по падежам.
- 3) Имена числительные могут быть различными членами предложения.
- 4) числовое значение может иметь только одна часть речи – числительное.
Итоги урока.
- - Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
- - На какие группы делятся числительные?
- - Чем отличаются простые числительные от составных?
Домашнее задание.
Повторение пройденных материалов.