СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Имя числительное как часть речи" является вводным уроком и содержит теоретическую и практическую часть (упражнения на закрепления, опорную схему "Имя числительное").

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи»

Имя числительное как часть речи

Имя числительное как часть речи

Цель урока: Знать признаки числительных как части речи. Учиться определять синтаксическую роль числительных. Учиться различать числительные и однокоренные слова других частей речи .

Цель урока:

  • Знать признаки числительных как части речи.
  • Учиться определять синтаксическую роль числительных.
  • Учиться различать числительные и однокоренные слова других частей речи .
Прочитай слова. Что общего в лексическом значении всех слов?  Тройник, два, удвоить, четвёрка, удесятерить, сорок, двойняшки, тридцать три, восьмой, пятитомный, двойной.
  • Прочитай слова. Что общего в лексическом значении всех слов?

Тройник, два, удвоить, четвёрка, удесятерить, сорок, двойняшки, тридцать три, восьмой, пятитомный, двойной.

Для чего нужно числительное в речи? Числительное используется в речи тогда, когда необходимо что- то посчитать или измерить. Числительное может называть КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ: шестнадцать книг РАЗМЕРЫ ( длина - девять сантиметров, ширина - пять метров, высота - восемь километров, объём - четыре кубических метра) ВЕС: сто пятьдесят граммов СТОИМОСТЬ: четырнадцать рублей ВРЕМЯ: одиннадцать часов ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЁТЕ: сто пятый участок

Для чего нужно числительное в речи?

  • Числительное используется в речи тогда, когда необходимо что- то посчитать или измерить.
  • Числительное может называть
  • КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ: шестнадцать книг
  • РАЗМЕРЫ ( длина - девять сантиметров, ширина - пять метров, высота - восемь километров, объём - четыре кубических метра)
  • ВЕС: сто пятьдесят граммов
  • СТОИМОСТЬ: четырнадцать рублей
  • ВРЕМЯ: одиннадцать часов
  • ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЁТЕ: сто пятый участок
 Морфологические признаки Изменяются по падежам : три книги (И.п, В.п); трёх книг (Р. п); трём книгам (Д. п)  Не изменяются по числам, кроме ОДИН - ОДНИ Не имеют рода : пять столов, пять тетрадей  Исключения: один, два, полтора Один пенал (м. р); одно озеро (ср. р); одна книга (ж. р)

Морфологические признаки

  • Изменяются по падежам : три книги (И.п, В.п); трёх книг (Р. п); трём книгам (Д. п)
  • Не изменяются по числам, кроме ОДИН - ОДНИ
  • Не имеют рода : пять столов, пять тетрадей
  • Исключения: один, два, полтора
  • Один пенал (м. р); одно озеро (ср. р); одна книга (ж. р)
 Синтаксическая роль В предложении числительное может быть всеми членами предложения.  Дважды два – четыре   В три часа все вернулись.    Последняя стена была занята тремя окошками.  . .

Синтаксическая роль

  • В предложении числительное может быть всеми членами предложения.

  • Дважды два – четыре

В три часа все вернулись.

Последняя стена была занята тремя окошками.

.

.

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? Обозначают ЧИСЛО, КОЛИЧЕСТВО, ПОРЯДОК ПРИ СЧЕТЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (цел., дробн., собир.), ПОРЯДКОВЫЕ. ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ, СОСТАВНЫЕ. Изменяются по ПАДЕЖАМ. — = - - - ~~~ _._._._

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? Обозначают ЧИСЛО, КОЛИЧЕСТВО, ПОРЯДОК ПРИ СЧЕТЕ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (цел., дробн., собир.), ПОРЯДКОВЫЕ.

ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ, СОСТАВНЫЕ.

Изменяются по ПАДЕЖАМ.

= - - - ~~~ _._._._

Прочитай задачу, спиши, вставляя пропущенные буквы.  На верё...ке в...сели и спокойно сохли 8 выст...ранных наволочек, 6 наволочек ст...щила и сж...вала к...за Люська. Сколько наволочек спокойно выс...хло на верё...ке?

Прочитай задачу, спиши, вставляя пропущенные буквы.

На верё...ке в...сели и спокойно сохли 8 выст...ранных наволочек, 6 наволочек ст...щила и сж...вала к...за Люська. Сколько наволочек спокойно выс...хло на верё...ке?

Это интересно!    Слово сорок в Древней Руси было именем  существительным. Оно означало «мешок».  Мешок с сорока соболями служил денежной  единицей. В один «сорок» (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок . Числительное сорок  очень сходно по звучанию со словом сорочка .  И это не случайно! Сороками когда-то называли примитивные мешки с разрезами для головы и рук, то есть своеобразные рубахи, сорочки .

Это интересно!

Слово сорок в Древней Руси было именем

существительным. Оно означало «мешок».

Мешок с сорока соболями служил денежной

единицей.

В один «сорок» (то есть мешок) вкладывали

четыре десятка собольих или беличьих шкурок,

что составляло набор на целую шубу.

Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок .

Числительное сорок очень сходно по звучанию со словом сорочка .

И это не случайно!

Сороками когда-то называли примитивные

мешки с разрезами для головы и рук,

то есть своеобразные рубахи, сорочки .

Ми лл ион, ми лл иард. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в XII веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова «милли» , означающего « тысяча », и « оне », соответствующего русскому увеличительному суффиксу - ищ - (например, домище, ручища).

Ми лл ион, ми лл иард.

Знаменитый путешественник

Марко Поло, посетивший

в XII веке Китай, чтобы передать

своё восхищение его несметными

богатствами, и придумал слово

миллион, которое состоит из итальянского слова

«милли» , означающего « тысяча », и « оне »,

соответствующего русскому увеличительному

суффиксу - ищ - (например, домище, ручища).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!