СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с использованием приемов ТРКМ

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи»

26


Урок русского языка по теме "Имя числительное как часть речи".

Цель:

1) повторить и обобщить знания учащихся об имени числительном как части речи;
2) совершенствовать навыки аналитической работы со словом;
3) воспитывать бережное и грамотное отношение к языку.

Тип урока: урок – практикум, построен с использованием приемов ТРКМ

Ход урока

I. Организационный момент.

Фаза вызова

  1. Актуализация знаний («Перепутанная цепочка» - надо восстановить логический порядок слов в предложении)

НЕ ДОМ БЕЗ СТРОИТСЯ БЕЗ ИЗБА ТРОИЦЫ УГЛОВ НЕ ЧЕТЫРЕХ СТАНОВИТСЯ

Без троицы дом не строится, без четырех углов изба не становится.

Найдите «похожие» слова, относящиеся к разным частям речи (троица \ четырех). Попробуйте объяснить разницу ( сущ \ числ)

Вспомните другие пословицы с числительными:

Пословицы с числительными (Какие могут вспомнить ученики?)

  • Кто в двадцать лет не здоров, в тридцать не умен, а в сорок не богат, тому век таким не бывать.

  • Семеро одного не ждут.

  • Один в поле не воин.

  • В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.

  • Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть.

  • Три дня молол, а в полтора съел.

  • Ты ему слово, а он тебе десять.

  • Коли два, так не один.

  • Под один голосок, под один волосок, под одно платьице.

  • Старик, да лучше семерых молодых.

  • Ссора в своей семье до первого взгляда.

  • Первый снег выпадает сорок дней до зимы.

  • Двадцать лет чернила составлял.

  • Ложка узка, берет по два куска: развести пошире — возьмет четыре.

  • Сто голов — сто умов.

  • Двадцать пять лет — солдатский век.

  • Скажешь слово, а прибавят десять.

  • Однажды шел дождик дважды.

  • Лук семь недугов лечит.

  • Одна пчела немного меду натаскает.

  • В семь лет перебедовали семьдесят семь бед.

  • Болит бок девятый год, не знаю, которо место.

  • Уж сорок лет, как правды нет.

  • Торгу на три алтына, а долгу на пять.

  • Два брата на медведя, а два свата на кисель.

  • Глухому много чуется, а слепому много видится.

  • На троих приспело, а четвертый сыт.

  • Ныне много грамотных, да мало сытых.

  • Доносчику первый кнут.

  • Дом о четырех углах.

  • Подчас и один стоит семерых.

  • У невесты женихов сто один, а достанется один.

  • Не держи сто рублей, держи сто друзей.

  • Приехала баба из города, привезла вестей три короба.

  • Конь о четырех ногах, да спотыкается.

  • Хоть сто лет думай, лучше этого не выдумаешь.

  • Много народу, да мало людей.

  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

  • Стар да мал – дважды глуп.

  • Рубить семерым, а топор один.

  • Один пошел — полтину нашел; семеро пойдут — много ли найдут?

  • Один у одного на разуме не бывает.

  • Год служи, да десять лет тужи.

  • В семи дворах один топор.

  • Семерых пошли, да сам вслед иди!

  • Лентяй да шалопай – два родных брата.

  • Один кинул — не докинул; другой кинул — перекинул; третий кинул — не попал.

  • Не дал бог ста рублев, а пятьдесят — не деньги.

  • При семи дворах, восемь улиц.

  • Четыре полы, а бока голы.

  • На борту шесть пуговиц.

  • Одной рукой и узла не завяжешь.

  • Две бараньи головы в один котел не лезут.

  • Много знай, да мало бай!

  • Лук от семи недуг.

  • Дважды молоду не бывать.

  • Мастер один, а подносчиков десять.

  • Много сытно, мало честно.

  • Первый поклон богу, второй хозяину с хозяйкой, третий всем добрым людям.

  • Два горя вместе, третье пополам.

  • Русы волосы сто рублей, буйна голова — тысяча, а всему молодцу и цены нет.

  • Без троицы дом не строится, без четырех углов изба не становится.

  • Двум господам не служат.

  • В один день по две радости не живет.

  • Четыре дубинки березовые, пятый кнут, по заказу свит.

  • Первый в совете, и первый в ответе.

  • Не полсорока, а двадцать.

  • На одной неделе семь пятниц.

  • У бабы семьдесят две увертки в день.

  • Много говорено, да мало сказано.

  • Седьмой квас на гуще.

  • Этот нос сто лет рос.

  • В лес идут, а на троих один топор берут.

Предположите, какова тема нашего урока? (Числительное)

2. Определение цели урока

3. Повторение теоретического материала. КЛАСТЕР.

Какая часть речи называется именем числительным?

(Именем числительным называется часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при их счёте.
Числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько?, называются к о л и ч е с т в е н н ы м и: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и т. д.
Числительные, которые обозначают порядок предметов при их счёте и отвечают на вопрос который?, называются п о р я д к о в ы м и: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой)


Какие числительные называются количественными? Порядковыми? Приведите примеры.

(Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда: количественные (двапятьдесятдвеститриста пятьдесят один) и собирательные (обадвоепятеро) — отвечают на вопрос сколько?порядковые — отвечают на вопрос который? (первыйвторойсотый), дробные (одна пятаятри целых, две седьмых). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (двачетырепятнадцатьполторастадвести), вторые — неопределённое количество единиц; к ним относятся слова малонемаломногонемного, а также местоименные числительные несколькосколькосколько-нибудьсколько-тостолько.)


На какие группы делятся количественные числительные? Приведите примеры.

(РГ§ 1366 . Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно) (о числительных, располагающих морфологическим значением рода, см. ниже) . Числительные делятся на два лексико-грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один) и собирательные (оба, двое, пятеро) . В состав количественных числительных входят определенно-количественные и неопределенно-количественные числительные. Первые обозначают определенное количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести) , вторые – неопределенное количество единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько, столько-то.

Количественным числительным присущи два значения. 1) Как определенно-количественные, так и неопределенно-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями – а) количественным (количество как признак предмета: пять голов, три стула, десять дней, несколько лет) и б) числовым (отвлеченное количество, или число: четыре делится на два без остатка, трижды десять - тридцать; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три, пять, десять, вообще немного; устная речь) . 2) Только определенно-количественные числительные имеют счетно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счета оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счета, ограниченном количеством трех) ; вагон восемь, место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счета, ограниченном 35-ю местами) .


У каких числительных Ь пишется на конце слова? В середине слова?

(Начиная с пятидесяти (пятЬдесят, шестЬдесят, семЬдесят, восемЬдесят)
Подсказка: если в числительных мягкий знак в конце, то в середине его не будет.

В числительных 15,16,17,18 и 19 буква Ь в середине не пишется)


Какова синтаксическая роль числительных в предложении?

(Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени)

- Каково строение числительных?

  • Простые (состоят из одной основы) например: «один» (1), «два» (2), «три» (3), «восемнадцать» (18) и т.д.

(Числительные 11-20, 30 являются простыми по составу. В них содержится одна корневая морфема: например: восем—надцать_ — корень/суффикс/окончание нулевое.)

  • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: , «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).

  • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).



  • 4. Побуждение интереса к получению новой информации

Обратимся к тесту (3 мин). На все ли вопросы вы ответили? Почему? (Выявляем пробелы в знаниях)

Вопросы викторины «Человек в космосе»
1. Как называется космический аппарат, на котором был осуществлен первый полет человека в космос?
Мир
Восток
Союз
Восход
2. Какой советский космонавт совершил первый выход в открытый космос?
Георгий Береговой
Владимир Комаров
Алексей Леонов
Андриян Николаев
3. Назовите планету, спутниками которой являются следующие небесные тела: Ио, Ганнимед, Европа, Калисто.
Меркурий
Сатурн
Уран
Юпитер
4. Кто был первым человеком , ступившим на поверхность Луны?
Нил Армстронг
Юрий Гагарин
Джон Гленн
Герман Титов
5. Как называются темные пятна на Луне, делающие ее видимую сторону похожей на человеческое лицо?
Лунные вулканы
Лунные кратеры
Лунные моря
Лунные туманности
6. Кто из российских космонавтов является рекордсменом по суммарной продолжительности работы в открытом космосе?
Георгий Береговой
Павел Попович
Анатолий Соловьев
Евгений Хрунов
7. Как называются планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы?
астероиды
квазары
мегапланеты
экзопланеты
8. В каком созвезднии находится Сириус, самая яркая звезда ночного неба?
Большая Медведица
Большой Пёс
Волосы Вероники
Кассиопея
9. Кто был первым космическим туристом, осуществивший свой полет 28 апреля 2001 года?
Майкл Коллинз
Чарльз Симони
Деннис Тито
Марк Шаттлворт
10. Как называется организация, основанная в июле 1919 г. в Брюсселе и объединяющая астрономические сообщества всего мира?
Всемирная организация астронавтов
Международный астрономический союз
Международный космический совет
Центральное бюро астрономических программ

© Источник: детский портал «Солнышко»
http://www.solnet.ee/contests/quiz.php

Фаза реализации / осмысления

5. Работа по теме урока.

Обратимся к статье и воспользуемся приемом ИНСЕРТ

I – interactive

N – noting

S – system

E – effective

R - reading &

T – thinking

самоактивизирующая (диалоговая) системная разметка для эффективного чтения и

размышления

«» – уже знал

«+» – новое

«–» – думал иначе

«?» – есть вопросы

(Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Учащимся предлагается система маркировки текста на полях, предполагающая следующие значки:

«V» – уже знал;
«–» – думал иначе;
«+» – новое;
«?» – не понял, есть вопросы.)

День космонавтики - Международный день полета человека в космос

12 апреля, в день, когда Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет, в России отмечается День космонавтики. В мире этот день по инициативе Генеральной ассамблеи ООН провозглашен Международным днем полета человека в космос.

12 апреля в России отмечается День космонавтики. Этот праздник был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года в честь первого в мире полета человека в космос.

12 апреля 1961 года на земную орбиту был выведен первый в мире космический корабль‑спутник "Восток" с человеком на борту. Пуском первого в мире космического пилотируемого корабля руководили Сергей Королев, Анатолий Кириллов, Леонид Воскресенский.

Пилотом‑космонавтом корабля стал гражданин СССР летчик майор Юрий Гагарин. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора скорости и отделения от последней ступени ракеты‑носителя корабль начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

После облета земного шара, через 108 минут с момента старта, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль‑спутник начал снижаться с орбиты для приземления. В 10 часов 55 мин по московскому времени космонавт приземлился в заданном районе на пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

С инициативой учредить День космонавтики в Советском Союзе выступил дублер Юрия Гагарина во время первого космического полета человека — летчик‑космонавт Герман Титов. Он также предложил от имени правительства СССР обратиться в ООН с идеей организации Всемирного дня космонавтики.

В ноябре 1968 года на 61й Генеральной конференции Международной авиационной федерации было принято решение отмечать 12 апреля Всемирный день авиации и космонавтики. Празднование этого дня было подтверждено решением совета Международной авиационной федерации, принятым 30 апреля 1969 года по представлению Федерации авиационного спорта СССР.

В Российской Федерации День космонавтики был установлен в качестве памятной даты статьей 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 года "О днях воинской славы и памятных датах России".

7 апреля 2011 года по инициативе России Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос по случаю 50‑летия первого шага в деле освоения космического пространства, совершенного советским космонавтом Юрием Гагариным. Соавторами этой резолюции стали свыше 60 стран‑членов ООН.

За годы, прошедшие со дня первого полета Юрия Гагарина, в космосе побывали около 500 человек более чем из 40 стран мира.

6 августа 1961 года стартовал космический корабль "Восток‑2" с космонавтом Германом Титовым на борту. Его полет продолжался более суток. 11 и 12 августа 1962 года на кораблях "Восток‑3" и "Восток‑4" стартовали Андриян Николаев и Павел Попович, а 16 июня 1963 года — первая женщина‑космонавт Валентина Терешкова.

Следующим шагом в развитии отечественной космонавтики стало создание в 1964 году многоместного корабля "Восход". Экипаж этого корабля размещался в спускаемом аппарате без скафандров.

18 марта 1965 года был дан старт кораблю "Восход‑2", в конструкции которого были сделаны доработки, связанные с выходом космонавта в открытый космос, в частности, созданы складывающиеся шлюзовая камера и система шлюзования. В этом полете космонавт Алексей Леонов впервые в мире вышел в открытый космос. Время его пребывания за бортом корабля составило 12 минут.

В январе 1969 года во время полета кораблей "Союз‑4" и "Союз‑5" была впервые создана экспериментальная орбитальная станция, ставшая важным шагом к появлению долговременных космических экспедиций. Программа полета включала автоматическое сближение двух кораблей, ручное причаливание и стыковку, выход в космос и переход космонавтов Алексея Елисеева и Евгения Хрунова в "Союз‑4" с последующим спуском в этом корабле.

21 июля 1969 года человек в первый раз ступил на поверхность Луны. Этим человеком стал Нил Армстронг, командир американского корабля "Аполлон‑11". Кстати, темные пятна на Луне, делающие ее видимую сторону похожей на человеческое лицо называются лунные кратеры.

19 апреля 1971 года первая многоцелевая станция "Салют" была выведена на околоземную орбиту. 23 апреля 1971 года к "Салюту" был направлен космический корабль "Союз‑10" с экипажем.

В 1975 году совместный экспериментальный полет кораблей "Союз" и "Аполлон" положил начало развитию международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Надо признать, что еще в июле 1919 года в Брюсселе (Бельгия) был основан Междунаро́дный астрономи́ческий сою́з (рус. МАС, англ. IAU) — организация, объединяющая астрономические сообщества всего мира. Раз в три-четыре года (перерыв был только в годы второй мировой войны) в одной из стран-участниц проходят Генеральные ассамблеи (съезды). Десятая Генеральная ассамблея МАС состоялась в Москве в 1958 году.

МАС признан в качестве высшей международной инстанции в решении астрономических вопросов, требующих сотрудничества и стандартизации, таких как официальное наименование астрономических тел и деталей на них. IAU также содействует проведению астрономических наблюдений в развивающихся странах. Каждые три года собирается Генеральная ассамблея IAU, регулярно организуются симпозиумы и коллоквиумы специалистов.

Для справки: Сириус, самая яркая звезда ночного неба, находится в созвездии Большой Пес, а планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы, называются экзопланеты.

Международный астрономический союз отдельно отмечает, что он не предоставляет платных услуг по именованию небесных тел. Покупая услуги какой-либо организации, заявляющей, что именем покупателя будет названа звезда, вы получаете дорогой лист бумаги и временное ощущение счастья.

Немного отвлечемся: Периоды обращения по орбитам вокруг Юпитера Ио, Европы, Ганнимеда и Каллисто почти точно соотносятся между собой как 1:2:4:8, это следствие резонанса. Все эти спутники Юпитера по своему составу и внутреннему строению подобны планетам земной группы, хотя по массе все они и уступают самой маленькой из больших планет - Меркурию. Ганнимед, Каллисто и Ио даже больше Луны, а Европа совсем немного уступает ей по размерам.

В феврале 1986 года был выведен на орбиту базовый блок орбитального комплекса "Мир". В ходе эксплуатации комплекса была отработана технология медико‑биологического обеспечения длительных полетов человека в космосе и установлены абсолютные мировые рекорды продолжительности непрерывного пребывания человека в условиях космического полета: Владимир Титов и Муса Манаров — 366 суток, Валерий Поляков — 438 суток. Самые длительные полеты среди женщин совершили Елена Кондакова в 1994‑1995 годы продолжительностью 169 суток и Шеннон Люсид (США) в марте‑сентябре 1996 года продолжительностью 188 суток. Рекордсменом по суммарной продолжительности работы в открытом космосе является Анатолий Соловьев.

На "Мире" был осуществлен огромный объем экспериментов и исследований во всех традиционных направлениях пилотируемой космонавтики, реализовано несколько крупных международных программ. Всего на станции "Мир" побывало 104 человека из 12 стран, в том числе: США, Франции, Германии, Сирии, Японии, Великобритании, Австрии, Канады.

Длительность непрерывного пребывания космонавтов на борту станции "Мир" составила 3641 день. Станция "Мир" была сведена с орбиты и затоплена в Тихом океане 23 марта 2001 года.

В ноябре 1998 года запуском модуля функционально‑грузового блока "Заря", созданного в Государственном космическом научно‑производственном центре имени М.В Хруничева, началось создание на околоземной орбите Международной космической станции (МКС). 2 ноября 2000 года на корабле "Союз ТМ‑31" на МКС прибыл экипаж первой основной экспедиции под командованием Уилльяма Шеперда (США). С этого дня МКС стала постоянно обитаемой станцией. На ее борту, сменяя друг друга, по нескольку месяцев стали работать экипажи основных экспедиций, в состав которых входили российские космонавты и американские астронавты.

28 декабря 2012 года была утверждена государственная программа по развитию космической деятельности России на 2013‑2020 годы, которая предполагает рост доли ракетно‑космической промышленности страны на мировом рынке до 14% к 2015 году, а также строительство нового отечественного космодрома "Восточный" в Амурской области. Ответственным исполнителем государственной программы выступает Федеральное космическое агентство (Роскосмос).

В январе 2013 года Роскосмос совместно с Российской академией наук (РАН) создали рабочую группу, в рамках которой среди перспективных направлений для дальнейшего развития исследования космоса ученые планируют обсудить вопрос о пилотируемом полете на Луну.

В феврале 2013 года американец итальянского происхождения, главный управляющий инвестиционной компании Wilshire Associates Деннис Тито (Dennis Tito), ставший в 2001 году первым космическим туристом на борту МКС, заявил о создании организации Inspiration Mars Foundation, в планах которой стоит организация "исторического путешествия на Марс и обратно" в 2018 году.

*Какие фрагменты нарушают логику построения текста?

*Вернемся к тесту. Можем ли мы теперь ответить на все вопросы?

*Давайте найдем в этом тексте числительные. Какой разряд доминирует? Почему?

*Давайте изменим числительные по падежам. С какой проблемой столкнулись? (Особенности склонения некоторых числительных)

Это будет громко сказано, но все-таки воспользуемся приемом «Модель принятия решений ПАКОР»
(Джейн Лопус и Эми Уиллис)

П - В чем заключается проблема?

А - Каковы альтернативы?

К - Каковы критерии при принятии данного

решения?

О - Оцените каждую из альтернатив.

Р - Примите решение.

Подсказка

Таблица склонений имен числительных и других счетных слов

 

им. п.

род. п.

дат. п.

вин. п.

тв. п.

предл. п.

один (м.р.)

одного

одному

один/одного

одним

(об) одном

одна (ж.р.)

одной

одной

одну

одной

(об) одной

одно (ср.р.)

одного

одному

одно/одного

одним

(об) одном

одни (мн.ч.)

одних

одним

одни/одних

одними

(об) одних

полтора (м.р.)

полутора

полутора

полтора

полутора

(о) полутора

полторы (ж.р.)

полутора

полутора

полторы

полутора

(о) полутора

два (м.р.)

двух

двум

два/двух

двумя

(о) двух

две (ж.р.)

двух

двум

две

двумя

(о) двух

три

трех

трем

три/трех

тремя

(о) трех

четыре

четырех

четырем

четыре/четырех

четырьмя

(о) четырех

пять

пяти

пяти

пять

пятью

(о) пяти

так же: шесть, семь, восемь (род.п.: восьми), девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, тридцать

сорок

сорока

сорока

сорок

сорока

(о) сорока

пятьдесят

пятидесяти

пятидесяти

пятьдесят

пятьюдесятью

(о) пятидесяти

так же: шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (род.п.: восьмидесяти)

девяносто

девяноста

девяноста

девяносто

девяноста

(о) девяноста

сто

ста

ста

сто

ста

(о) ста

полтораста

полутораста

полутораста

полтораста

полутораста

(о) полутораста

двести

двухсот

двумстам

двести

двумястами

(о) двухстах

триста

трехсот

тремстам

триста

тремястами

(о) трехстах

четыреста

четырехсот

четыремстам

четыреста

четырьмястами

(о) четырехстах

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

(о) пятистах

так же: шестьсот, семьсот, восемьсот (род.п.: восьмисот), девятьсот

тысяча (ед.ч.)

тысячи

тысяче

тысячу

тысячей

(о) тысяче

тысячью

тысячи (мн.ч.)

тысяч

тысячам

тысячи

тысячами

(о) тысячах

миллион (ед.ч.)

миллиона

миллиону

миллион

миллионом

(о) миллионе

миллионы (мн.ч.)

миллионов

миллионам

миллионы

миллионами

(о) миллионах

так же: миллиард, триллион

 

двое

двоих

двоим

двое/двоих

двоими

(о) двоих

трое

троих

троим

трое/троих

троими

(о) троих

четверо

четверых

четверым

четверо/четверых

четверыми

(о) четверых

пятеро

пятерых

пятерым

пятерых

пятерыми

(о) пятерых

так же: шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро



Формулируем правило:

Правописание числительных

1). У числительных с пяти по двадцать а также «тридцать» мягкий знак пишется на конце, а у числительных с «пятьдесят» по «восемьдесят» и с «пятьсот» по «девятьсот» — в середине слова.

2). Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах — окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах — окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» — окончание А («существует уже триста лет»).

3). Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («девятьсот», «девятисотый») .

4). Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный», пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

5). Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

6). B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» — «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» — «трёх пятых» — «трём пятым» — «тремя пятыми» — «о трёх пятых»).

7). Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» — «двести пятьдесят шестого» — «двести пятьдесят шестым»).

8). Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -а; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

9). Обратите внимание: числительные "оба" (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» — основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

10). Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

11). Собирательные числительные используются:

В сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей ( встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак) .

В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей; семь зевак.

В сочетании с существительными со значением «люди» (примеры: у Марии Николаевны пятеро детей, в спектакле трое действующих лиц) . Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трёх ребят, шесть действующих лиц.

В роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями (примеры: пятеро в серых шинелях, нас четверо) .

В сочетании с неодушевленными существительными, то есть употребляющимися только в форме множественного числа и с названиями парных предметов (примеры: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков) . В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками.

6. Тренировочные упражнения.

а) Работа с текстом.

– Выписать числительные, определить разряд, какие они по составу.

Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

(В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь.)

– Какова часть речи слова “семидневная”?

б) Определить часть речи у слов, имеющих числовое значение.

Тройка за ответ, три товарища, трехместный корабль, утроить усилия, сотый по списку, сто деревьев, столетний дуб, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

в) Просклонять числительное.

748 (деревьев).

г) Заменить числовую запись буквенной.

Вытянул 500-й номер.
– Около 600 километров пути.
– Поезд с 278 экскурсантами.
– Высота равна 2159 метрами.
– Свыше 770 гектаров.
– Не найти 11 копеек.
– Речь идет о 476 рублях.
– Более (полтораста) штук.

д) Определить падеж имени числительных.

Без семидесяти четырех тысяч рублей (Р.п.)
К тысяча девятьсот пятому году (Д.п.)
С девяноста тремя пассажирами (Т.п.)
О девятистах пятидесяти рублях (П.п.)
Пятерых студентов (Р.п.)

е) Игра “Четвертое лишнее”.

1. Четверо котят, семеро девчат, двое ребят, пятеро тигрят.
2. Пара носков, пара чулков, четверо суток, пара валенок.
3. Трое мужчин, двое друзей, трое старушек, две подружки.

ж) Выборочный диктант.

– Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, машинист, девочка, ножницы)
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани)
Четверо (лисят, очки, подруга, малыш)

з) Найди ошибку.

В этом году город отметил пятьсотлетие.
– На обоих террасах стояли цветы.
– По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье.
– Среди членов комиссии было трое женщин.
– За время приема участковый врач успевал принять тридцать двух человек.
– Мы опоздали всего на полторы сутки.

7. Контроль за темой. Взаимопроверка.

Тест.

I вариант.

1. Найдите числительные:

а) два; 
б) двойня; 
в) двойной; 
г) двойка;
д) второй;
е) вдвоем.

2. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

А. Оба окна светились.
Б. Отец гордился обоими сыновьями.
В. На обоих партах лежали книги.
Г. Об обоих фильмах говорили восхищенно.

3. Поставьте числительное восемьсот девяносто пять в родительный падеж.

а) восемьсот девяносто пяти;
б) восьмисот девяносто пять;
в) восьмисот девяноста пяти;
г) восьмисот девяносто пяти;
д) восемьсот девяноста пять.

4. Как нужно писать слова (семи)тысячный, (двадцати)(семи)-миллионный: слитно или через дефис? Выберите правильный ответ:

а) 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно;
б) 2-е слово – через дефис, 2-е – раздельно;
в) оба слова слитно;
г) оба слова через дефис;
д) оба слова раздельно.

5. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях:

а) подлежащее; 
б) сказуемое; 
в) дополнение; 
г) определение;
д) обстоятельство;
е) не является членом предложения.

А. Поезд прибыл в семь часов.
Б. Две подруги были неразлучны.
В. Пятью пять – двадцать пять.
Г. Прочитано сто страниц книги.

II вариант.

1. Найдите числительные.

а) пятерня; 
б) пятак; 
в) пятерка; 
г) пятеро;
д) пятый;
е) впятером.

2. Укажите предложения с ошибкой в употреблении числительного.

А. Обе подруги неразлучны.
Б. У обоих сел одинаковые названия.
В. На обоих баржах везли уголь.
Г. С обоими друзьями случилось несчастье.

3. Поставьте числительное девятьсот девяносто шесть в родительном падеже.

а) девятьсот девяноста шесть;
б) девятисот девяносто шести;
в) девятисот девяноста шести;
г) девятьсот девяносто шести;
д) девятисот девяносто шесть.

4. Как нужно писать слова (девяти)тысячный, (тридцати)(пяти)миллиардный: слитно,раздельно или через дефис? Выберите правильный ответ:

а) 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно;
б) 1-е слово – через дефис, 2-е – раздельно;
в) оба слова слитно;
г) оба слова через дефис;
д) оба слова раздельно.

5. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях:

а) подлежащее; 
б) сказуемое; 
в) дополнение; 
г) определение;
д) обстоятельство;
е) не является членом предложения.

А. Обследовали десять человек.
Б. Пятеро учеников готовились к докладу.
В. Все ожидали первого вылета.
Г. Пять да два – семь.

Фаза рефлексии

8. Итог урока. СИНКВЕЙН

Правила написания синквейна: 

Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 
Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 
Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

СИНКВЕЙНЫ полезны в качестве:
Инструмента для обобщения и синтеза сложной информации 
Средства оценки словарного запаса школьников 
Средства творческого самовыражения 

Синквейн о синквейне: 

Синквейн. 
Стройный, лаконичный. 
Мыслит, обобщает, собирает. 
Помни: краткость – сестра таланта. 
Резюме

Числительные

Простые, составные

Считают, перечисляют, нумеруют

Являются различными членами предложения.

Цифры



Домашнее задание.

Составьте ситуацию, где было бы уместно использовать одну из пословиц.

От слона держись на 60 шагов, от осла - на 70 (тамильская)

Человек 60 лет живет, а 30 из них спит (японская)

В 70 лет здоровьем не хвалятся (вьетнамская)

.

Дополнительные задания:

* Замените некоторые части слов или целые слова цифрами в следующем предложении.

Прежде чем семья сядет за стол, предварительно вытри клеенку.



*Прочитайте текст, правильно согласуя числительные с существительными, перескажите. Выпишите числительные, заменяя цифры словами. Укажите падеж имен числительных. Объясните лексическое значение подчеркнутых слов.

Кошки…

…Кошки живут в среднем 12-15 лет, но есть среди них долгожители. Так в Великобритании кошка Кити прожила 32 года и принесла 218котят, причем последнего - в 30 лет. Самый толстый кот живет в Сиднее (Австралия). Вес прожорливого Эдуарда свыше 20 кг.

Одомашнивание кошки произошло в Египте около 4000 лет назад до н. э.

Перв( …) официально зарегистрированная выставка кошек состоялась в Лондоне в 1871 г. Начиная с 20 г. нашего столетия, выставки начали проводиться регулярно во многих странах мира.

Кошки…

В Индийском океане существует небольшой остров Фраджост, населенный (один) кошками. У берегов острова в 1890 г. разбилось судно. Оставшиеся в живых умерли один за другим, а кошки, попавшие на остров, размножились, Сейчас их больше 1000. Они отлично приспособились к ловле рыбы, ракообразных и морских ежей.

Обезьяны…

Самые маленькие обезьяны – игрунковые тамарины из семейства широконосых. Длина их тела – от 13 до 27 см, хвоста – от 15-42см, вес новорожденных 30 граммов и рост 7см. Они живут в тропических лесах Центральной и Южной Америки.

Самые разговорчивые из животных макаки. В языке их общения –30 букв. В словаре африканских горилл и обезьян –22буквы, в языке гиббонов – только 13 букв.

ОТГАДЫВАЕМ:

У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна)

Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей (год, месяцы, дни)

Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет (дождь, земля, трава)

У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (руки и пальцы)

Шли столбцом: сын с отцом да сын с внуком. Сколько их?

Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. Помногу ли досталось? (по полпирога)

Шесть ног, две головы, один хвост – что это такое? (Всадник и лошадь)

Четыре брата бегут, бегут, друг друга не догонят. (Колеса)

Четыре братца под одним шатром стоят. (Стол)

Отгадайте вторую часть пословиц

За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь)

За семь верст комара искали, (а он на носу)

Человека узнаешь, (когда с ним пуд соли съешь)

Кто храбр и стоек – (тот десятерых стоит)

Семеро одну соломинку (поднимают)

Ворона белой не станет, сколько не три его (песком)

Отгадайте загадки с числительными”

1. Какое животное имеет два носа? (носорог)

2. Два брата купаются, а третий насмехается? два ведра и коромысло)

3. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (12 месяцев)

4. Есть семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)

5. Лежит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнёзд. И во всяком гнезде по 4 птицы? (год)

6. Только одно дерево без ветра шумит. Какое? (осина)

7. Четыре ноги, а не зверь. Есть перья, да не птица? (кровать, постель)

8. Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырёх? (всадник на коне)

9. Сто один брат и всё в один ряд. Вместе связаны стоят. Что это? (изгородь)

10. Что имеет два конца, но не имеет начала? (ножницы)

11. Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек? (часы)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!