СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя ей - Женщина...( Женские образы в сборнике "Темные аллеи")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя ей - Женщина...( Женские образы в сборнике "Темные аллеи")

Просмотр содержимого документа
«Имя ей - Женщина...( Женские образы в сборнике "Темные аллеи")»

Тема: Имя ей – Женщина

(Женские образы в сборнике «Темные аллеи»)



Цели и задачи урока:

- Постижение идейно-художественного своеобразия цикла «Темные аллеи». Дальнейшее формирование представлений учащихся о специфике творчества И. А. Бунина.

- Освоение на новом для учащихся уровне понятия «образ» в сопоставлении с понятиями «символ» и «аллегория».

-Дальнейшее формирование навыка проникновения в подтекст произведения, трактовка конкретного образа, эпизода произведения.



- создание условия для применения полученных знаний для решения познавательных и практических задач, продолжение работы над развитием самосознания учащихся.



Опорные слова урока – литературный образ, символ.

Раздаточный материал: напечатанные тексты произведений, карточки с теоретическими литературными понятиями.



Методика урока – урок – литературная мастерская.



Ход урока:



1.Организационный момент. ( Для урока – мастерской – фаза индукции. Учащиеся ставят и формируют проблему урока. В данном случае необходимо исследовать роль женских образов сборника И. А. Бунина «Темные аллеи». На этом этапе повторяем теоретические понятия литературный образ, символ.

Специально подготовленные учащиеся, играющие роль литературоведов, под музыкальное сопровождение («Лунная соната» Бетховена) рассказывают об истории создания цикла «Темные аллеи».

Задание: выяснить роль женских образов в создании произведений, в которых автор попытался дать свое философское понимание любви.

2. Фаза самоиндукции. Ученики определяют, что необходимо будет учесть при рассмотрении и трактовке образов героинь рассказов Бунина (тропы, диалоги, соотношения образов природы с внутренним миром героинь). На этой фазе урока ученики обращаются к словарям (толковым и литературоведческих терминов, чтобы разобраться в понятиях литературный образ, образ-символ)

Ученики, объединившись в группы, определяют, какую роль в создании образов героинь рассказов Бунина играют образные художественные средства, пейзаж в произведениях, диалоги героев.

1 группа анализирует образ Надежды - героини рассказа «Темные аллеи». (преданная и покинутая возлюбленным из-за социального неравенства, она пронесла в чистоте и святости свою первую и единственную любовь, ее жизнь не была прожита напрасно, как у Николая Алексеевича для которого как любовь, так и жизнь оказалась всего-навсего «обыкновенной пошлой историей». Пейзаж рассказа – описание холодного осеннего ненастья, освещенного в конце произведения солнцем символизирует одиночество героя, который прошел мимо своего настоящего счастья и понял это только к старости, которую поэтично называют «осень жизни». Воспоминание о весне, когда впервые повстречались молодые Надежда и Николай, к стихотворным строкам Огарева «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…» говорят о красоте и неповторимости их любви, герой вынужден признать , что любовь этой простой девушки – служанки – лучшее, что произошло в его жизни.)

2 группа анализирует образ главной героини рассказа «Холодная осень».

(По жизни героев «Холодной осени проходит «колесо истории», искалечив их судьбы. Возлюбленный главной героини рассказа почти сразу после помолвки уходит на фронт и погибает. Героиня через всю жизнь, полную невзгод и лишений проносит в сердце любовь к нему. Обреченность прекрасной молодой пары подчеркивает холодный осенний пейзаж, окружающий их в вечер прощания: ледяные острые звезды, черное небо, мертвые сучья деревьев. Символична фраза героя, обращенная к любимой: «Если убьют, буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». Всю жизнь несла героиня слова любимого в сердце, без слез и жалоб принимая удары судьбы. Жизнь ее превратилась в подвиг бескорыстной помощи тем, с кем связывала ее судьба. Но, задавая себе вопрос, что же было самого счастливого в ее жизни, делает вывод: только тот осенний вечер, который она провела вдвоем с любимым.)



3 группа анализирует рассказ «Чистый понедельник» (Главный герой теряет любимую, так как во время их встреч и даже ночи любви был не в состоянии понять ее душевные искания. Слишком он был сосредоточен на своих чувствах и ощущениях, считая, что их роман будет продолжаться всегда. «И завтра, и послезавтра будет все то же…» Только после внезапного для него исчезновения любимой из его жизни он стал вспоминать ее вроде бы случайные слова и просьбы, понял ее неудовлетворенность жизнью, эгоизм своей любви, в которой возлюбленная играла роль прекрасной игрушки. Загадочность и противоречивость характера героини, скрытую силу ее духовного мира подчеркивают многочисленные тропы, сравнение ее то с Шамаханской царицей, то с жар-птицей, то со святой. Перед ней «танцуют» знаменитые поэты. Режиссеры, артисты. Шагая, она оставляет «звездочки» на снегу. В своей противоречивости она соединяет Запад и Восток, модерн и народную культуру, современность и древность. Герой оказался менее богат духовно, чем его возлюбленная, и поэтому теряет ее навсегда.)

3. Социализация. Работа в малых группах завершается, начинается этап социализации, то есть обнародования (школьники выступают с сообщениями, представители других групп выслушивают их, задают вопросы. Специально избранные чтецы от каждой группы зачитывают отрывки, чтобы доказать правильность выводов, сделанных во время работы группы. Слушатели (с помощью учителя) находят интересные моменты в выступлениях товарищей.)

4. Рефлексия. (Происходит самоанализ деятельности: ученики сравнивают прежние знания с полученными в мастерской.)

Итог рефлексии: На уроке мы познакомились с незабываемыми в своей духовной красоте женскими образами, перед которыми явно проигрывают мужские характеры, зачастую «зацикленные» на собственных переживаниях.

Хотя Бунин считал, что любовь не должна длиться долго, так как может исчерпать себя, образы его героинь говорят о том, что если человек обладает щедрой и сильной душой, он может через всю жизнь пронести прекрасным и незапятнанным это чувство.

Любовь – великое счастье, к которому нельзя относиться легкомысленно, а надо беречь, как святыню.

6. Домашнее задание: написать эссе «Какие чувства и мысли вызывает у меня образ главной героини одного из рассказов сборника «Темные аллеи»?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!