Обучающая – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числ.) Закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.
Развивающая - наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях и текстах;
обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, воспитание чувства красоты, гармонии, любви к родной природе, работа по сплочения детского коллектива.
№ | Название этапа (подструктуры) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I | Формирование новых знаний и способов деятельности с опорой на раннее изученное |
| Организационный момент | -Здравствуйте, ребята -Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний в страну «Имя прилагательное» Кто за приключения? Все без исключения! Давай, поднимаем парус. И прямо в океан! Ведь и для нас осталось. Еще немало стран, Пока что не открытых, Или давно забытых! Дорог в морях немало - Смелее у штурвала! | Здороваются с учителем | |
1.1 | Постановка учебной задачи Цель: мотивировать к изучению нового понятия | - Но чтобы отправиться в путь необходимо разгадать ребус. - А что такое корабль, дайте его лексическое значение? -А отправляемся мы из порта Части речи. -Небольшое волнение на море, как в этих строчках. -Внимательно прочитайте на доске слова и разделите их на две группы:(запись в тетрадь) Норка, черная, галка, рыжие, гладкая, лисички, бантик пушистая -Какие группы у вас получились? -По каким признакам мы поделили слова? -Сколько слов у вас получилось в первом столбике? -А во вротом? | -корабль -Корабль – это большое парусное морское судно -Записывают слова в тетрадь. -Группы частей речи -Есть слова, которые отвечают на вопросы существительного, а другие слова отвечают на другие вопросы. -4 -4 | Познавательные: -Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источника информации; -Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные:-Планирование учебного сотруднечества с учителем и сверстниками -определение цели,функций участников, способов взаимодействия. - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
1.2 | Коллективное решение учебной задачи Цель: выделение существенных признаков слов с удвоенной буквой согласного | -По какому признаку вы определили слова в первый столбик? -Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Можно следовать дальше. И мои вам пожелания: Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути! -Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? -Мы плывем по морю Повторение. Учитель читает четверостишие: Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! - О какой части речи это четверостишие? - А сейчас ребята , скажите мне все что мы знаем о имени прилагательном. -На таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту. И вот мы в столице страны Прилагательных. Слушаем внимательно текст -Осенние цветы привлекают нас необычной, «осенней» красотой. Среди них особенно неподражаемы астры — белоснежные, голубые, желтые, фиолетовые, темно-красные. Роскошный цветок на стройной ножке не зря назвали астрой, ведь «астра» в переводе с греческого означает «звезда» . Множество удлиненных лепеетков-лучиков вокруг золотисто-желтой серединки и впрямь придают цветку сходство с далеким, роскошным, обворожительным небесным светилом. Срезанные астры долго радуют нас, наполняя комнату неповторимым ароматом осени. Они очень красивые, обворожительные и необычные. -Посмотрите на этот текст -Найдите в нем прилагательные. -Проговорите в слух все прилагательные по очереди. | -Разделили по частям речи. -имена существительные. Эти слова отвечают на вопрос существительного. -имена прилагательные -О имени прилагательном -Имя прилагательное обозначает признак предмета, употребляется с именами существительными, в предложении является определением. Без прилагательных мир бы стал тусклым, бледным, неинтересным. -Читают текст -Находят прилагательные, перечисляют их. | Регулятивные: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,что уже известно и усвоено учищимися, и того,что еще неизвестно; Коммуникативные: -Уметь оформлять мысли в устной форме - полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения. |
| Физкультминутка | -Молодцы! Устали? Давайте с вами отдохнем. Поднимайтесь с ваших мест. «Потопаем, похлопаем» Если я читаю слово с удвоенной буквой согласного, то похлопайте в ладоши, если без удвоенной согласной – потопайте. Теннис, массаж, лес. Рассказ, грустный, бассейн. Сюрприз, суффикс, расстояние. Класс, глобус, пассажир. | Да! Дети поднимаются и делают физкультминутку | |
I I | Первичное закрепление Цель: конкретизация изучаемого языкового понятия по средствам упражнений в распознании изучаемого понятия среди других и применение полученных знаний на практике |
2.1 | Упражнения для развития первичных грамматических умений | | | Познавательные: -Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: -Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве. |
2.2 | Упражнения по видоизменению грамматических форм | -Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа. Сейчас в парах. Как вы сидите сделайте задание Замени выделенные слова именами прилагательными. Лестница из мрамора, утро летом, забота матери, листья из золота, каша из перловки, тигр в полоску, стужа зимой. - Найдите имя прилагательное в переносном значении. -Все справились с заданием? -А теперь посмотрите на доску и проверьте. Так ли у вас написано или нет. | -По парах выполняют задание. -Мрамора- мраморный -лето- летнее -матери- материнская -перловки- перловая каша -полоску- полосатый тигр -зимой- зимняя | Познавательные: -Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: -Постановка вопросов-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка его действий; -Уметь оформлять мысли в устной форме полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения. Познавательные: -Проводить сравнение,позаданному критерию. Регулятивные: -контроль в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: -коррекция и внесение необходимых дополнений и коррективов в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата. |
2.3 | Упражнения, связанные с конструированием языкового материала | Подберите синонимы: Подберите антонимы: - Что такое синонимы? - Что такое антонимы? Известный – Здоровый - Печальный - Храбрый - Большой – Горячий – | -Синонимы - слова, разные по звучанию, но близкие по значению, принадлежащие к одной части речи и имеющие полностью или частично совпадающие значения: страх - ужас. -Антонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения: молодой – старый, день – ночь | |
2.4 | Речевые упражнения | -Спиши. Вставте пропущенные буквы. Беленьк… зайчик, сильн… метель, холодн… утро, сладк… речь, высок… сосна, лют… морозы. - Найдите словосочетание, где прилагательное в переносном значении. | | |
| Итог урока | - Что мы сегодня повторяли дети на уроке. -Прослушайте 2 текста и скажите, какой из них выразительнее и интереснее? Почему? *Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. *Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы Затем просит ответить на вопросы: 1. Что обозначает имя прилагательное? 2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 3. Как оно изменяется? 4. Чем являются в предложении имена прилагательные? Рефлексивный этап. -Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные. | -Имена прилагательные. -Слушают текст -имя прилагательное обозначает действие предмета -Какой, какая, какие. - по родам, падежам -Определением | Личностные: -Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: -Осуществлять контрольно-оценочной деятельности. Коммуникативные: -Рефлексия своих действий, как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. |
| Домашнее задание | 1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи. Над п...лянкой круж...лся сн...жок. Со...нце св...тило светом. А вокруг др...мали елочки. Снег осыпался с лап, а бездельник ветер см...тал его с верхушки. 2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи. Над п...лянкой круж...лся сн...жок. Со...нце св...тило светом. А вокруг др...мали елочки. Снег осыпался с лап, а бездельник ветер см...тал его с верхушки. 3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные, в первом предложении выделить грамматическую основу. | | |