2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Откройте тетради и запишите число (17 марта), классная работа. (На доске записаны слова) - Прочитайте записанные на доске слова Бежит, трава, кричат, зеленая, стекло, свистит, цветы, прозрачное, живые. - Обозначьте изученные орфограммы. - Какое задание предложим для этих слов? – Распределите слова в два столбика. В первый столбик – имена существительные, во второй глаголы. – Что обозначают слова первого столбика? – На какие вопросы они отвечают? – Что обозначают слова второго столбика? – На какие вопросы они отвечают? - Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик? - Что они обозначают? | Дети читают слова 2 человека работают у доски, остальные – в тетради. - Предмет - Кто? Что? - Действия предмета - Что делает?... - - Признак предмета | |
ОНЗ | - Возьмите карточку под номером 1. №1 Трава (…………….?) зелёная. Стекло (……………?) прозрачное Цветы (……………..?) живые. | - К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов. - На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки. - Давайте вспомним правила работы в парах. - Сверяем с эталоном на доске. - На какой вопрос отвечают слова-признаки? - Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи. Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки. Имя существительное | Предмет | Глагол | Действие предмета | Имя прилагательное | Признак предмета | - Давайте попробуем сформулировать правило об имени прилагательном. На экране есть подсказка. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает _______ __________ и отвечает на вопросы ____________,____________,______________,______________. Например:___________________________________________ ______________________ | - Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте. - Где мы можем проверить наш вывод? - Откройте учебник на странице 86. Один человек прочитает. - Наш вывод совпал с выводом из учебника? - На какой вопрос осталось получить ответ? (Вопросы на слайде) - Возьмите карточку по номером 2. - Прочитайте текст №1. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. - О чем этот текст? - Нравится ли он вам? -А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать? - Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения? - Распространите предложения. - А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. - Сравним два текста. - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? - Что же отличает первый текст от второго? - Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных? - Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи? А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег? - Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге? - Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи? - Прочитайте упражнение 149 на стр. 86 - Какой, по мнению автора, русский язык? - С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка? - Спишите выделенные жирным шрифтом слова в тетрадь. На какой вопрос они отвечают? Какой частью речи являются эти слова? (Прилагательные, отвечают на вопросы Какой? Какая? и т.д.) - Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. | (Работа в парах на карточках) - Работаем вместе, сообща - Какой? Какая? Какое? Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными. - В учебнике. Работают с правилом, с. 86. - Да - Какую роль играют в речи имена прилагательные? - О весне. - - Добавить слов, распространить предложения. - Прилагательные. Дети составляют предложения. - Нет. - Наличие прилагательных. - Более полным, красивым, точным, интересным. Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. Тает последний снег. Прилагательное ПОСЛЕДНИЙ. Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета. | |
Первичное закрепление | - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. - Давайте, поиграем. Отгадайте кто это? Круглое, сладкое, сочное Мягкий, большой, удобный Серый, хищный, жадный - Теперь попробуйте сами. - Взгляните на доску. На ней изображены предметы и животные. Попробуйте описать их при помощи прилагательных. Записывайте в тетрадь. - Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные? У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. - О чем говорится вы этом стихотворении? - Так с какой частью речи дружат имена прилагательные? « Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного. - Какие вопросы нужно поставить? - Совершенно верно. - Прочитайте упражнение 151 на странице 87. Что нужно сделать? (Если позволяет время, выполнить доп задание под кружочком) - Проверяем. | - Яблоко - Диван - Волк - Имена существительные - Об именах существительных с прилагательными. - С существительными - Какой? Какая? Какое? Какие? - Списать и подчеркнуть имена прилагательные. | |
Самостоятельная работа | Работа с карточками - Возьмите карточку под номером 3. Работу выполняйте самостоятельно, письменно, на этих же карточках. - Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как? Задание 1 Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день.Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей. Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое. Задание 2 Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день. Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей. Проверка по эталону (Слайд) - Обменяйтесь карточками, сверьтесь с эталоном и оцените работу товарища. – 2 уровень. | | |
Рефлексия Дерево успеха | - Какую тему изучали сегодня? - Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили (Слайд) - На все ли вопросы ответили? - Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них. - Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках? - На ваших столах есть листочки. Раскрасьте их в соответствии с определенной характеристикой. Зеленый – вы отлично поработали на уроке, получили новые знания. Желтый – вам встретились трудности, но у вас многое получилось. Красный – на уроке вы ничего не делали, вам было очень сложно. | | |