Работа по теме урока. А) - Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на рисунок. -Какие ассоциации он у вас вызывает? (золото, драгоценности, украшения) -Как вы думаете, как слово «украшения» связаны с именем прилагательным? Прилагательные украшают нашу речь.  - Что такое имя прилагательное? - На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Что обозначает имя прилагательное? - С какой частью речи «дружит» имя прилагательное? Работа в группах по карточкам. -На этом этапе урока вы поработаете редакторами. А вы знаете, кто такой редактор? -У каждой группы есть справка по этому вопросу. Вы должны ее изучить после выполнения задания и выбрать подходящее для нас значение этого слова. СПРАВКА РЕДАКТОР 1. Лицо, руководящее изданием и устанавливающее его содержание. Ответственный редактор. Политический редактор. Главный редактор. Редактор-издатель. Редактор газеты. 2. Лицо, обрабатывающее и подготовляющее, редактирующее текст для печати или оформляющее издание. Редактор учебника. Ученый редактор. Технический редактор. Работа с текстом. Отредактируй текст. (Текст написан без прилагательных) – Прочитайте текст. Понравился он вам ? Какой это текст: описание или повествование? - Что не хватает для текста-описания? - Что надо сделать чтобы текст стал «живым». Давайте отредактируем текст. Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе. Выслушиваются тексты, составленные детьми. – А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес; Утро в лесу; Лесная поляна…) - С какой часть речи согласуется прилагательное в тексте? -Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? Проблемный вопрос: Изменяются ли имена прилагательные? - Проверим, правы ли вы. Записаны прилагательные с существительными (словосочетания), в которых учащимся нужно договорить окончания в прилагательных. Вкусн.. какао, молод.. тополь, жарен.. картофель, нов.. рояль, яблочн.. повидло, черн.. тушь., зимние каникулы. - Указать число и род имени прилагательного, определить и выделить главное слово. -Проверка. -У какого имени прилагательного вы смогли определить только число? Почему? – Какие каникулы вы ждете? - А вы знаете, что Каникулой в древности называли самую яркую и самую главную звезду в созвездии Большого Пса - Как изменяются имена прилагательные? - Отчего зависит род и число имени прилагательного? - Сделаем вывод: Что нужно сделать, чтобы определить род и число имени прилагательного? Учащиеся определяют, какой частью речи являются главные слова в словосочетании, затем делают вывод: главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные. Физминутка «Тhe butterfly”
Fly away little butterfly. In the blu sky there is the red butterfly fly, fly, fly. Улетай маленькая бабочка. В голубом небе летает красная бабочка. Лети, лети, лети. -Какие прилагательные встречаются в этом стихотворении? (маленькая, в голубом, красная) Знакомство с правилами стр 76-77 Работа в парах упр 203 стр 77 (прочитай имена существительные, образуй от них однокоренные имена прилагательные, выдели окончания) Проверка задания. Книжный, урочная, бумажный, чистый, деловой, прилежный, рабочий, классный, учёный, умный. Разноуровневые задания. На теплую л.донь падал х.лодный снег. 1 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, доказать. Найти слова противоположные по смыслу. 2 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, доказать. Найти имена прилагательные, подчеркнуть волнистой линией. 3 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, доказать. Найти имена прилагательные, определить число и род, у существительных указать падеж. - Проверка самостоятельной работы. - Как называются слова противоположные по смыслу? - А как вы думаете, изменяется ли имя прилагательное по падежам? Отчего это зависит? Об этом подробнее вы узнаете на следующих уроках. Запишите предложение и выполните синтаксический разбор данного предложения. - Сделайте вывод: Каким членом предложения являются в предложении имена прилагательные? ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ | Часть речи | | | обозначает | | | вопросы | | | изменяется | | | роль в предложении | | |