Тема урока: Имя существительное. Д. Н. Мамин-сибиряк “Оленёнок”
Цели урока:
Ознакомить с темой урока.
Развивать мышление.
Обогащать словарный запас.
Обеспечить понимание смыслового и эмоционального содержания текста.
Систематизация знаний и умений учащихся по пройденной теме. Воспитание любви к природе и к животным.
Оборудование: Доска, слайды, карточки.
Ход урока
I.Организационный момент.1.Сообщение темы и целей урока.
2. Микробеседа об окружающей среде, о природе России и Туркменистана.
II.Опрос домашнего задания.Упражнение 6 на странице 28. Являются ли слова “разобрал” и “разворошил” синонимами? Объясните свой ответ.
III.Обощение пройденной темы.Пересказ IV части рассказа «Белолобый»
Фронтальный опрос.
-Вв каком времени употребляются глаголы при описании места действия?
При описании места действия глаголы чаще всего употребляются в настоящем и прошедшем времени.
-Как вы понимаете выражение Игната-“пружина в мозгу лопнула”?
-Почему Игнат наказал Белолобого?
Вчера ночью разобрал крышу и гулять ушёл, а теперь вернулся и опять разворошил крышу. Игнат приговорил:
-Ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходи в дверь!
V.Объяснение новой темы:
1.Слово учителя.
Вы знаете, что имена существительные имеют два числа — единственное и множественное.
Формы единственного и множественного числа образуют имена существительные, обозначающие предметы, которые можно посчитать. Это существительные могут употребляться в сочетании с именем существительным (sanlar).
Формы единственного и множественного числа различаются своими окончаниями или разными основами. Например: город-города; сад-сады; человек-люди.
Литературное произведение бывают разными по жанрам (сказка, стихотворение, поэма, рассказ, повесть, роман и другие).
Рассказ — небольшое литературное произведение, посвящённое одному или нескольким событиям из жизни героя.
2.Словарная работа. великоле́пие – gözellik, ajaýyplyk
вели́чие – beýiklik
арома́т – hoşboý ys, ýakymly ys
гармо́ния – sazlaşyk
неповтори́мость – ýeke-täklik, deňi-taýy bolmazlyk
взаимоотноше́ние – özara gatnaşyk
3.Пересказ содержания отрывка.
V.Закрепление темы.
1)Задание 5. Прочитайте I часть рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Оленёнок».
Далеко-далеко, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего одиннадцать дворов. Кругом деревни высокой стеной поднимается вечнозелёный хвойный лес.
2)Упражнение 7 на странице 33. Запишите и объясните, как вы поняли смысл следующих выражений?
Непроходимая лесная глушь; спряталась деревушка (от слова дерево); поднимается (виден) лес; разбрелись (от слова разбрестись) по берегу; тычковские мужики; до леса рукой подать (близко); был как дома (не стеснялся); журчащая речка; далёкие горы.
3)Упражнение 8 на странице 33. Найдите и прочитайте в тексте описания пейзажа. Какие чувства передаёт нам писатель?
4)Упражнение 10 на странице 33. Образуйте и запишите форму множественного числа у следующих существительных. Выделите окончания.
Деревня (деревушка)-деревни; избушка-избушки; лес-леса; речка-речки; гора-горы; берег-берега; белка-белки; птица-птицы; собака-собаки; олень-олени; оленёнок-оленёнки; трава-травы.
5)Упражнение 11 на странице 33. Образуйте и запишите форму единственного числа (именительный падеж) у следующих существительных. Обоснуйте свой ответ.
Дворы-двор, елей-ель, овцы-овец, охотники-охотник, медведей-медведь, волков-волк, лисиц-лиса, коз-коза, телята-телёнок, глаза-глаз.
VI. Домашнее задание.
Упражнение 9 на странице 33. Найдите и выпишите из текста эпитеты, метафоры и сравнения.
VII.Выставление оценок. Отметить лучшие ответы учащихся. Ответьте на вопросы.
1. Где находилась деревушка Тычки? 2. Сколько дворов было в этой дере-
вушке? 3. Где располагались избы жителей? 4. Чем занимались мужики в де-
ревне Тычки? 5. С кем жил старый охотник Емеля? 6. Как звали собаку Емели? 7. Что попросил у деда Гришутка? 8. Почему охотник Емеля решил добытьдля Гришутки телёнка оленя (оленёнка)? 9. Как чувствовал себя Емеля в лесу? Почему? 10. Каким был лесной пейзаж в июне?
.