СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное – самостоятельная часть.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Имя существительное – самостоятельная часть.

Цель урока:

Совершенствовать и обобщить знания учащихся по имени существительному.

Задачи:

Познавательные:

  • Обобщить и систематизировать знания о  имени существительном, повторить морфологический разбор имени существительного.
  • закрепить знания о грамматических категориях имени существительного

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
  • развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Воспитательные:

  • через элементы урока    поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Быть в поиске знаний и верить в себя.

Ценность: Истина

Качества: самоанализ, ищите знания, вера в себя.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Форма: урок-исследование языкового объекта.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное – самостоятельная часть.»

Поурочный план интегрированного урока по предметам русский язык и самопознание

Место учебы: Есикский гуманитарно – экономический колледж

Дата: 05.12.2015

Тема: Имя существительное – самостоятельная часть.

Преподаватель: Баймуханова С.А.

Группа: 204

Количество учащихся: 25

Цель урока:

Совершенствовать и обобщить знания учащихся по имени существительному.

Задачи:

Познавательные:

  • Обобщить и систематизировать знания о имени существительном, повторить морфологический разбор имени существительного.

  • закрепить знания о грамматических категориях имени существительного

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, устную речь;

  • развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Воспитательные:

  • через элементы урока поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Быть в поиске знаний и верить в себя.

Ценность: Истина

Качества: самоанализ, ищите знания, вера в себя.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Форма: урок-исследование языкового объекта.

Методы: объяснение учителя, вопросно-ответная беседа, анализ, работа в группах, парах, индивидуальная, самостоятельная работа.

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Постановка цели урока

  3. Обобщение и систематизация

  4. Домашнее задание



Ход урока

  1. Организационный момент.

Позитивный настрой «Концентрация на воде» (Элемент урока «Самопознание»)


Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправимся в путешествие на дно моря.

Представьте , что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается , вы понимаете , что это дельфин. Он приплыл , чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину , держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг : сколько здесь ярких , красивых рыбок, скользящих ,как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите , как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается на воде. Посмотрите , какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда…это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует ,посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу . Спуститесь с дельфина , погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в аудиторию и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе эти ощущения покоя и тишины.


Сегодня на уроке мы будем использовать правило 5-Д

-Дисциплина

-Долг

-Доброта

- Дружба

-Доверие

Интерактивная доска, слайды, мпм.













































  1. Постановка цели урока

Учитель:

Мы живём в Есике, и нас называют есикчане, тех, кто живёт в Астане, астанчане. А всех, кто живёт в стране Речь, называют Части речи. И первого жителя этой страны зовут Имя Существительное. Это коренной житель Морфологии, не только древнейший, но и важнейший работник.


Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

(А.Фет)


- Ребята, что особенного в этом стихотворении?

- Хотя в тексте одни имена существительные ( их 14 ), понимаем ли мы его смысл? - Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.


- Сегодня мы с вами совершим путешествие в город имен существительных и побываем в гостях у некоторых его жителей.

Сегодня мы работаем по «БиС» технологии Ф.Я.Вассермана и используем МПМ (матрица посадочных мест)


Цитата урока:

Теперь взгляните на цитату нашего урока.

«Имя существительное – хлеб языка». Лев Успенский.

Объясните мне цитату урока

(Предполагаемый ответ):


В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам


  1. Обобщение и систематизация знаний


  1. Фронтальный опрос-беседа с учащимися по вопросам.


1)Сколько частей речи в русском языке?

2)Какие самостоятельные части речи вам известны ?

3) Назовите служебные части речи .

4) Какова роль междометий.

5)Дайте определение имени существительному.

6)Расскажите об именах существительных собственных.
7) Расскажите об именах существительных нарицательных.

8) Расскажите об именах существительных одушевленных.

9) Расскажите об именах существительных неодушевленных.

10) Расскажите о разрядах имен существительных.

11) Конкретные имена существительные.

12) Абстрактные имена существительные.

13) Вещественные имена существительные.

14) Собирательные имена существительные.

15)Расскажите о роде имени существительного.

16)Имена существительные общего рода.

17)Число имени существительного.

18)Склонение имени существительного.

19)Падежи имени существительного.

20)Разносклоняемые имена существительные.

21)Несклоняемые имена существительные.

22)Род несклоняемых имен существительных.

23)Морфологический разбор имени существительного.

24)Назовите раздел языкознания, изучающий части речи.


Практические задания.

1.Устно, определите род имен существительных.

Фальшь(ж.р.), тюль (м.р.) грязнуля ( о.р.), Дели ( мр.р), шампунь ( м.р.), лакомка ( о.р.), кресло-кровать(с.р.), АТС (ж.р.), Онтарио ( с.р.) какао ( с.р.), жюри ( с.р.) ,столица (ж.р.), отечество (с.р.), директор ( о.р.), проспект (м.р.), Миссисиппи(ж.р.), умница ( о.р), радость(ж.р.), тире ( с.р.), пенальти ( м.р.), ТЮЗ (м.р.), шимпанзе (м.р.), фойе (с.р.), КПП (м.р.).

2. Определите разряд имени существительного

Разлили молоко ( вещ.), общество осудит (собир), одинокая луна (конкр), неуёмная радость (отвл), шелестит листва (собир),высокие скалы (конкр.), сказать правду (отвл.), брошен на песке ( вещ.), колючие розы ( конкр), белое платье ( конкр), беззаботная детвора (собир.), сладкий сон (отвл.), лесная тропинка ( конкр.), моя родня ( собир.), быстрый конь ( конкр.), насыпали овса ( вещ.), безрассудное упрямство (отвл.), европейское дворянство ( собир.), прозрачная накидка ( конкр.), деревенская жизнь (отвл.).

3.Определите склонение имен существительных

Календарь ( 2скл), тетя ( 1скл), время ( разн.), семя (разн.), ель (3скл), образец ( 2скл), яблоко ( 2 скл.), знамя ( разн.), няня ( 1скл), жара ( 1скл), тень ( 3скл), пень ( 2скл), улица ( 1скл), имя ( разн.), вымя ( разн.), бремя ( разн.), дядя ( 1скл), серебро ( 2скл), огниво ( 2скл), дочь ( 3скл), конь ( 2скл), путь ( разн.), земля ( 1скл), племя ( разн.), луч ( 2скл), полотенце ( 2скл.), сирень ( 3скл), темя ( разн.).

4.Определите имена существительные собственные и нарицательные :

Сестренка, журнал , Арайлым, деревня, Алматы, река, фамилия, Шарик, страна, океан, Америка, Рыбы, столица, огонь, Астана, аул, Кокшетау, подъезд, отпуск, Шымкент, Актобе, город, Арман, поезд.


5.Определить одушевленные и неодушевленные имена существительные:

Карниз, майор, циркач, жокей, цирк, карапуз, Дюймовочка, дерево, лягушка, жук, метро, огонь, валет, олень, песок, труп, розы, родня, покойник, жизнь, конь, мертвец, народ, луна, брат.

6.Употребляется в форме множественного или единственного числа:

Деньги, молодость, сутки, ворота, фарфор, вражда, дрожжи, молодежь, каникулы, молоко, родня, белила , кожницы, учительство, влажность, гусли, смех, мечта, счастье, щи, счеты, обои, сметана, дружба, сливки.

7.Занимательная лингвистика. К какой части речи относятся слова:

Пила, запас, надел, легкие, белила, жгут, простой. (Значение слов можно определить только в контексте. Они могут быть существительными, глаголами, прилагательными.)

Лингофизминутка- (резервное задание). Предлагаю снять напряжение и  заодно повторить изученное.

Каждому грамматическому явлению соответствует определённое движение.

1 склонение существительного – сесть, подняв руки вверх, 2 склонение -  встать, руки в стороны, 3 склонение – сесть, руки за парту,  разносклоняемые существительные -  встать, хлопок руками над головой, несклоняемые  существительные – встать и присесть (на экране проецируется порядок движений).

 Слова для лингвофизминутки:  меню, мудрость, возле дач, бандероль,  лосось, ковыль, пламя, кенгуру, путь, молодёжь.



  1. Лингвистический анализ текста.

Прочитайте текст, объясните, как вы понимаете данное высказывание.

Мы не должны забывать, что личностями3 не рождаются12, ими становятся4. И процесс становления личности – это задача не только семьи, но и государства, общества, его воспитательных и образовательных институтов.

С. А. Назарбаева

- В чем заключается суть высказывания?

- Дайте мне толкование словосочетания «образовательных институтов».

3. Отработка умений и навыков (на основе лексического материала).

Есикский гуманитарно-экономический колледж3-одно из ведущих специальных учебных заведений Алматинской области. За свою 49 – летнюю историю колледж подготовил около 18 000 специалистов. В связи с открытием3 в 2009 учебном году новых специальностей3: « Переводческое дело», « Правоохранительная деятельность», « Делопроизводство и архивоведение», « Бухгалтерский учет и аудит», « Организация и обслуживание гостиничного хозяйства», «Туризм», « Дошкольное воспитание», « Учитель музыки», « Вычислительная техника и программное обеспечение» - согласно решения акима Алматинской области № 86 от 7 мая 2009 года « Есикский педагогический колледж» был реорганизован в « Есикский гуманитарно – экономический колледж».Колледж имеет богатую учебноматериальную базу3: учебные кабинеты оснащены новой мебелью и техническими средствами обучения. 47 учебных кабинетов оснащены 30 интерактивными досками и мультимедийными проекторами. Установлено 300 компьютеров с доступом в интернет.Обучение ведут 144 опытных педагога, 60% из которых преподаватели высшей и первой квалификационной категории. Среди них – авторы учебников и учебных пособий, мастера спорта, заслуженные деятели искусств – педагоги, опыт которых обобщался в областном и республиканском масштабах.Есикский гуманитарно экономический колледж является постоянным участником областных республиканских конкурсов профессионального мастерства, обладателем призовых мест конкурса « Лучшее учебное заведение ТиПО» (2009, 2010,2011 годы). Созданы все условия для студентов, занимающихся научными проектами. Активисты научного общества «Дарын» - ежегодные победители областных и республиканских научно – практических конференций МАН РК. Открыт музей, посвященный истории колледжа. В общежитии, рассчитанном на 420 мест, созданы все условия для отдыха и занятий студентов.Обучение ведется на казахском и русском языках. Наряду с дневным обучением можно получить образование и на заочном отделении.Если вы хотите получить качественные знания и образование, сделайте правильный выбор, поступайте в Есикский гуманитарно – экономический колледж!

-Наш колледж для вас ваша Альма-матер

-Если это латинское выражение перевести на русский, получится: «кормилица», «мамка» («alma»-питающая, кормящая; «mater»-мать). Однако уже очень давно средневековые студенты стали называть так те учебные заведения, в которых они получали «духовную пищу», «питомцами» которых они себя считали. Среди ученых и студенчества выражение это, наполовину в шутку, употребляется и сейчас.

Cделать морфологический разбор выделенных слов.

- Ребята, поскольку существительные являются жителями страны Морфология, предлагаю вам составить паспорт  этой части речи, взяв за основу  план морфологического разбора. Слово вы можете взять из предложения творческой работы.

На экран проецируется слайд:

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: я существительное - _______________, ______________ (одушевленное - неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________.





4.Рассказ притчи:

Путь познания.

Жили в старину два мудреца.

Один говорил свои ученикам: «Чтобы познать многое, нужно преодолеть трудности, стремиться в гору». Другой же утверждал: «Умный в гору не пойдет, нужно искать легкий путь».

Первый мудрец не отступал от своего принципа, водил своих учеников в горы, скалистые, неприступные и высокие. Поднимал их в небесные выси. Преодолевал с ними тернистые тропы.

Второй мудрец тоже не отступал от своего принципа, обходил с учениками те же самые горы стороной и всюду искал легкости и удобства.

Первый закалили знания жизнью, познали себя и обрели дух вершинный. Вторые избегали трудностей, брали то, что встречалось им на пути, и сложился у них дух равнинный.

Первые научились видеть далеко вокруг. Вторые научились видеть лишь то, что рядом.

Чтобы познать себя, мир, нужно не бояться препятствий, стремясь к преодолению вершин.

Объясните следующие строки.

Первые научились видеть далеко вокруг.

Вторые научились видеть лишь то, что рядом.

Сделайте вывод и сверьте ваш вывод с выводом в самой притчи.



5.Составьте пятистишье  (по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)

1.Существительное
2.Обозначает, отвечает
3.Самостоятельная, необходимая, важная
4. Существительное самостоятельная часть речи.
5.Истина


6.Групповое пение

Вся группа поет песню «Наша старая планета».

Итог урока

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

Разгадывание ребусов (резервное задание).

Слово «ребус» произошло от латинского слова вещь, то есть в буквальном переводе ребус означает вещами, предметами, с помощью вещей.
(Учащимся показываются ребусы, которые они должны разгадать).


Определить склонение, род этих существительных, их лексико-грамматические разряды.

И.п.  кольчуга               кокошник                акварель
Р.п.   кольчуги              кокошника              акварели
Д.п.  кольчуге               кокошнику              акварели  
В.п.  кольчугу               кокошник               акварель
Т.п.  кольчугой             кокошником          акварелью
П.п.  о кольчуге            о кокошнике          об акварели


IV. Домашнее задание

– Сочинение-миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»



Минута тишины

Пусть учащиеся закроют глаза и подумают о том, что нового и хорошего они узнали на уроке, пусть сохранят это в своем сердце.


Мир , мир, мир... Мир везде.

Мир , мир, мир... Мир на всей Земле.

Свет, свет, свет...Свет везде.

Свет, свет, свет...Свет на всей Земле.

Позитивный настрой и впечатления, которые вы получили сегодня на уроке, сохраните в своем сердце.

Спасибо, до новых встреч!


















Матрица

посадочных мест.













Предупреждаю, что после того как первые 5 студентов выполнят задание, то всей группе останется всего 30 секунд для окончания работы.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Есикский гуманитарно – экономический колледж























Тема: Имя существительное - самостоятельная часть речи.







Преподаватель: Баймуханова С.А.































г. Есик

2015 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!