СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку истории в 9 классе "Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ.Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ.Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ."

Просмотр содержимого документа
«Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ.»

Император Александр I : начало правления. Урок 3. 9 класс

Император

Александр I :

начало правления.

Урок 3.

9 класс

Император Александр I : генеалогическое древо Императрица Екатерина II (176 2 – 17 96 ) Император Петр III (1761 – 1762) Императрица Мария Федоровна Император Павел I (17 96 – 1 801 ) Александр Николай Михаил Константин

Император Александр I : генеалогическое древо

Императрица

Екатерина II

(176 2 – 17 96 )

Император Петр III

(1761 – 1762)

Императрица

Мария Федоровна

Император Павел I

(17 96 – 1 801 )

Александр

Николай

Михаил

Константин

Император Александр I Бабушка – императрица Екатерина II Великая (176 2 – 17 96 )  Просвещённый абсолютизм; забота о хорошем образовании внука Отец – император Павел I (17 96 – 1 801 )  Военная муштра, парады, манёвры; нетерпимость к инакомыслию Воспитатель – правовед Фредерик Лагарп  Идеи либерализма, конституционной монархии, создания парламента для принятия им законов, отрицательное отношение к крепостному праву Какие качества формировались в Александре I ? Как это могло повлиять на его политику в будущем? Император Александр I (1 801 – 1 825 )

Император Александр I

Бабушка – императрица

Екатерина II Великая

(176 2 – 17 96 )

Просвещённый абсолютизм; забота о хорошем образовании внука

Отец – император

Павел I

(17 96 – 1 801 )

Военная муштра, парады, манёвры;

нетерпимость к инакомыслию

Воспитатель – правовед Фредерик Лагарп

Идеи либерализма, конституционной монархии, создания парламента для принятия им законов,

отрицательное отношение к крепостному праву

Какие качества формировались в Александре I ?

Как это могло повлиять на его политику в будущем?

Император

Александр I

(1 801 – 1 825 )

Александр I  1801-1825 гг.

Александр I 1801-1825 гг.

Негласный комитет:  июнь 1801 г. – май 1802 г. Павел Александрович Строганов (1772 – 1817) Виктор Павлович Кочубей (1768 – 1834) Адам Адамович Чарторыйский (1770 – 1861) Николай Николаевич Новосильцев (1761 – 1836)   Для осуществления реформ Александру I необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками – реформаторами стали сверстники молодого императора, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Вместе с Александром I они составили так называемый «Негласный комитет», на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.

Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г.

Павел Александрович Строганов

(1772 – 1817)

Виктор

Павлович Кочубей

(1768 – 1834)

Адам Адамович Чарторыйский

(1770 – 1861)

Николай

Николаевич

Новосильцев

(1761 – 1836)

Для осуществления реформ Александру I необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками – реформаторами стали сверстники молодого императора, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Вместе с Александром I они составили так называемый «Негласный комитет», на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.

24 января 1803 г. увидели свет правила об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы: бессословности ( на практике – редко ), бесплатности обучения ( на низших его ступенях ), единства — непрерывности образования, преемственности учебных программ на всех ступенях (от низших учебных заведений к высшим). Крупнейшие города Губ. город Уездный город Сельская местность

24 января 1803 г. увидели свет правила об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы: бессословности ( на практике – редко ), бесплатности обучения ( на низших его ступенях ), единства — непрерывности образования, преемственности учебных программ на всех ступенях (от низших учебных заведений к высшим).

Крупнейшие

города

Губ.

город

Уездный

город

Сельская

местность

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского  Карьера Михаила Сперанского  в 1797 – 1808 гг.:   1797 г. – чиновник канцелярии генерал-прокурора Сената.   1803 – 1807 гг. – директор одного из департаментов министерства внутренних дел.   с 1807 г. – статс-секретарь императора.   с 1808 г. – заместитель министра юстиции.   Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839)

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Карьера Михаила Сперанского в 1797 – 1808 гг.: 1797 г. – чиновник канцелярии генерал-прокурора Сената. 1803 – 1807 гг. – директор одного из департаментов министерства внутренних дел. с 1807 г. – статс-секретарь императора. с 1808 г. – заместитель министра юстиции.

Михаил Михайлович Сперанский

(1772 – 1839)

1809 г. – «План государственного преобразования» М. М. Сперанского: Император Государственный совет – законосовещательный орган при императоре Исполнительная власть  Министерства Законодательная власть  Судебная власть  Сенат Государственная дума : Глава – канцлер, назначаемый императором, задача Госдумы – обсуждение законопроектов Губернские думы Окружные думы Четырёхступенчатые выборы Волостные думы

1809 г. – «План государственного преобразования»

М. М. Сперанского:

Император

Государственный совет – законосовещательный орган при императоре

Исполнительная власть

Министерства

Законодательная власть

Судебная власть

Сенат

Государственная дума :

Глава – канцлер, назначаемый императором,

задача Госдумы – обсуждение законопроектов

Губернские думы

Окружные думы

Четырёхступенчатые выборы

Волостные думы

1809 г. – «План государственного преобразования» М. М. Сперанского: Предполагалось также установить деление общества на три сословия: Дворянство «Среднее состояние»: «Народ рабочий»:  (с сохранением особых прав) купцы, мещане, государственные крестьяне крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие  Политические права предоставлялись только «свободным» (первым двум) сословиям.  Третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие.  Избирательное право получали только те, кто обладал движимым и недвижимым имуществом (то есть представители первых двух сословий).

1809 г. – «План государственного преобразования»

М. М. Сперанского:

Предполагалось также установить деление общества на три сословия:

Дворянство

«Среднее состояние»:

«Народ рабочий»:

(с сохранением особых прав)

купцы, мещане, государственные крестьяне

крепостные крестьяне, домашние слуги,

рабочие

Политические права предоставлялись только «свободным» (первым двум) сословиям.

Третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие.

Избирательное право получали только те, кто обладал движимым и недвижимым имуществом (то есть представители первых двух сословий).

1809 г. – «План государственного преобразования» М. М. Сперанского Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?  Затрагивали ли проекты Сперанского основы феодально-самодержавного строя?  Нет, не затрагивали. Только в будущем Сперанский видел конечную цель реформ в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права. Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839)

1809 г. – «План государственного преобразования»

М. М. Сперанского

Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?

Затрагивали ли проекты Сперанского основы феодально-самодержавного строя?

Нет, не затрагивали. Только в будущем Сперанский видел конечную цель реформ в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.

Михаил Михайлович Сперанский

(1772 – 1839)

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.  1 января 1810 г. – образование Государственного совета :   Законопроекты обязательно обсуждаются в Госсовете;  Госсовет оценивает не только содержание законопроектов, но и саму необходимость их принятия;  Госсовет «разъясняет» смысл законов и принимает меры к их исполнению;  Госсовет рассматривает отчёты министерств и вносит предложения по распределению государственных доходов и расходов.  Таким образом, установлена чёткая процедура подготовки и принятия законов. Но решения Госсовета не имеют обязательной силы для императора при утверждении законов, Госсовет – не законодательный, а законосовещательный орган при императоре.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. – образование Государственного совета :

  • Законопроекты обязательно обсуждаются в Госсовете;
  • Госсовет оценивает не только содержание законопроектов, но и саму необходимость их принятия;
  • Госсовет «разъясняет» смысл законов и принимает меры к их исполнению;
  • Госсовет рассматривает отчёты министерств и вносит предложения по распределению государственных доходов и расходов.

Таким образом, установлена чёткая процедура подготовки и принятия законов. Но решения Госсовета не имеют обязательной силы для императора при утверждении законов, Госсовет – не законодательный, а законосовещательный орган при императоре.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского Сперанский также в 1811 г. подготовил проект «Уложения Правительствующего сената».  Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий  (ведающий вопросами местного управления) и Судебный  (высший судебный орган, контролирующий все судебные учреждения страны).  Этот проект не был осуществлен.   А что же было осуществлено из проектов Михаила Михайловича Сперанского ?

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Сперанский также в 1811 г. подготовил проект «Уложения

Правительствующего сената».

Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (высший судебный орган, контролирующий все судебные учреждения страны).

Этот проект не был осуществлен.

А что же было осуществлено из проектов Михаила Михайловича Сперанского ?

Организация государственной власти по проекту М. М. Сперанского: Император Государственный совет – законосовещательный орган при императоре Исполнительная власть  Министерства Судебная власть  Сенат Законодательная власть  Государственная дума : Глава – канцлер, назначаемый императором, задача Госдумы – обсуждение законопроектов Губернские думы Окружные думы Четырёхступенчатые выборы Волостные думы

Организация государственной власти по проекту

М. М. Сперанского:

Император

Государственный совет – законосовещательный орган при императоре

Исполнительная власть

Министерства

Судебная власть

Сенат

Законодательная власть

Государственная дума :

Глава – канцлер, назначаемый императором,

задача Госдумы – обсуждение законопроектов

Губернские думы

Окружные думы

Четырёхступенчатые выборы

Волостные думы

Организация государственной власти после реформ Александра I к концу 1810 г.: Император Генерал-прокурор  Правительствующий Сенат Председатель  Комитет министров Обер-прокурор  Святейший Синод Председатель  Государственный совет Министры  Министерства   Был создан Государственный совет.

Организация государственной власти после реформ Александра I к концу 1810 г.:

Император

Генерал-прокурор

Правительствующий

Сенат

Председатель

Комитет

министров

Обер-прокурор

Святейший Синод

Председатель

Государственный совет

Министры

Министерства

Был создан Государственный совет.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского Почему проект Сперанского фактически не был реализован?  Обратимся к историческому источнику:  «Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим». (Из воспоминаний попечителя Петербургского учебного округа Д. П. Рунича).

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Почему проект Сперанского фактически не был реализован?

Обратимся к историческому источнику:

«Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».

(Из воспоминаний попечителя Петербургского

учебного округа Д. П. Рунича).

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского Высшие сановники, придворные, дворянство воспринимали проекты Сперанского в штыки, опасаясь, что подобные реформы подорвут основы государства. Попытки Александра I предоставить гражданские права крепостным также вызывали негодование крупного дворянства.   Точку зрения консервативно настроенных кругов общества выразил Николай Михайлович Карамзин в своей « Записке о древней и новой России ». Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) , историк, писатель

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Высшие сановники, придворные, дворянство воспринимали проекты Сперанского в штыки, опасаясь, что подобные реформы подорвут основы государства. Попытки Александра I предоставить гражданские права крепостным также вызывали негодование крупного дворянства.

Точку зрения консервативно

настроенных кругов общества

выразил

Николай Михайлович Карамзин

в своей

« Записке о древней и новой России ».

Николай Михайлович

Карамзин (1766 – 1826) ,

историк, писатель

Историк В. А. Томсинов о деятельности М. М. Сперанского: «В историю России Сперанский вошёл в качестве великого неудачника. И в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не был осуществлён в сколько-нибудь полной мере – большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в пучину политики?»  Важно то, что, хотя проекты Сперанского и не были реализованы, его реформаторские поиски и планы составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались проекты преобразований.

Историк В. А. Томсинов о деятельности

М. М. Сперанского:

«В историю России Сперанский вошёл в качестве великого неудачника. И в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не был осуществлён в сколько-нибудь полной мере – большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в пучину политики?»

Важно то, что, хотя проекты Сперанского и не были реализованы, его реформаторские поиски и планы составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались проекты преобразований.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!