СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных тенденций

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок и презентация по теме: "Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных тенденций"

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Николай 1»

Тема урока: «Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных тенденций»

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление об исторической личности Николая 1

  • Познакомить учащихся с характерными чертами внутренней политики Николая 1

  • совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

  • развивать умения и навыки анализировать исторические документы;

  • продолжить развивать умения выделять главное, делать выводы;

  • развивать коммуникативную культуру.

  • Способствовть формированию у учащихся интерес к истории и историческим личностям

Учебное пособие: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. История России . 9 класс.- М.: Просвещение, 2016

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока: мультимедийная авторская презентация


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

(сообщения о декабристах, сосланных в Сибирь)

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Тема нашего урока: «Внутренняя политика Николая 1».

Я хочу вашему вниманию представить стихотворения поэтов – современников Николая 1. После того как я вам прочитаю стихотворения, вы должны ответить на вопросы: Как их авторы относятся к правлению Николая 1:

Отрывки из стихов А.С. Пушкина, посвященных Николаю I (1828 год):

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждою, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит.

  • Исходя из этого мнения А.С. Пушкина, правление Николая I улучшило или ухудшило положение России?

Стихи М.Ю. Лврмонтова, написанные после 1837 года, когда поэт уезжал из «николаевской России» служить офицером на Кавказе:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

  • В целом, исходя из этого мнения М.Ю. Лермонтова, правление Николая I улучшило или ухудшилоположение России?

Как вы видите у поэтов различное мнение по поводу правления Николая 1.

Так каким же был Николай? В этом нам предстоит разобраться.

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Давайте вспомним, при каких обстоятельствах Николай 1 стал императором?

  1. Изучение нового материала.


После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?

Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.

Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.

Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами.

Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами.

Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.

Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.

  • К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича? (К военной.)

  • Какие обстоятельства повлияли на его характер?

Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.

Документ. Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Вопросы к документу:

  • Какие черты характера выработались у будущего императора? (властность, дотошность, ответственность)

  • Какая организация была идеалом для Николая I? (армия)

  • Что император требовал от своих подчинённых? (исполнительности, точности, покорности)


Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

Почти 30-летнее царствование императора Николая I часто называют апогеем самодержавия. Действительно, парадный фасад Российской империи никогда еще не был столь блестящим, а ее международный престиж - столь высоким, как в эпоху Николая I.


Сегодня на уроке при изучении новой темы вы будете встречаться с такими понятиями:

Работа с понятиями

Кондификация систематизация законов.

Бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации

Цензура – контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.

После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.


Задачей 2-ого отделения стало упорядочение законодательства (кодификация законов) и подготовка единого Свода законов. Это Николай поручил сделать Сперанскому, которого в 1826 году вернул из ссылки. Результат:

1830 г. – опубликовано Полное собрание законов Российской империи в 45 томах.

1832 г. – издан Свод действующих законов Российской империи.

Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф.

Прочитав документ, определите круг обязанностей 3 отделения.

“…Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию. В то же время III Отделение получало огромное количество прошений, жалоб, доносов, и по каждому шло расследование, на каждое заводилось особое дело…”

(Троцкий И. III-е Отделение при Николае I: Жизнь Шервуда – Верного. Л., 1990. С.53




Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.

При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат. Составить образное впечатление о чиновниках николаевского царствования вам помогут произведения Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

Период правления Николая 1 называют «Апогей самодержавия». Но естественно у него была опора. Как вы думаете, какое сословие было опорой самодержавной власти Николая 1.

Это было дворянство.

Давайте прочитаем стр. 67 п.3 и выясним, какие меры предпринял Николай 1 для укрепления дворянского сословия.

(читаем, делаем записи в тетрадь)

Как и его предшественник на императорском троне Николай 1 не смог обойти вниманием важнейший вопрос - крестьянский. Он решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. По его поручению реформу управления государственными крестьянами провел генерал П. Д. Киселев – член Госсовета и министр государственных имуществ.

п. 4 поможет нам выяснить какие реформы были проведены в отношении крестьян.

(читаем, делаем записи в тетрадь)

  1. Первичное закрепление и осмысление полученных знаний

«Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?

«ДА» или «НЕТ»? Свой выбор они поясните.


«ДА»

«НЕТ»

Николай предпринимал меры для укрепления самодержавия: учредил 3-е отделение, принял «Устав о цензуре».

Он старался улучшить существующие порядки, например: приказал привести в порядок законы и решить «крестьянский» вопрос.


Деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.

  1. Итог урока

  2. Домашнее задание

§ 10

Просмотр содержимого презентации
«Внутренняя политика Николая 1»

Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных тенденций.

Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных тенденций.

А.С. Пушкин Его я просто полюбил: Он бодро, честно правит нами; Россию вдруг он оживил Войной, надеждою, трудами. О нет, хоть юность в нем кипит, Но не жесток в нем дух державный: Тому, кого карает явно, Он втайне милости творит.

А.С. Пушкин

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждою, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит.

М.Ю. Лермонтов Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Укроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей.

М.Ю. Лермонтов

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Николай I 1825-1855 гг.

Николай I

1825-1855 гг.

Николай I в детстве. А. Рокштуль

Николай I в детстве.

А. Рокштуль

Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой:

«Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Кондификация –  систематизация законов. Бюрократия  – система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации Цензура –  контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.
  • Кондификация –  систематизация законов.
  • Бюрократия  – система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации
  • Цензура –  контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.
II Отделение императорской канцелярии «кодифицированное» Все законы, принятые в 1649-1825гг вошли в «Полное собрание законов Российской империи». М.М. Сперанский

II Отделение императорской канцелярии «кодифицированное»

Все законы, принятые в 1649-1825гг вошли в «Полное собрание законов Российской империи».

М.М. Сперанский

Кодификация законов

Кодификация законов

  • 1830 г. – опубликовано Полное собрание законов Российской империи в 45 томах.
  • 1832 г. – издан Свод действующих законов Российской империи.
III Отделение императорской канцелярии   На него были возложены обязанности политического надзора и сыска в стране. Управляющим отделением и шефом жандармов был назначен генерал А.Х. Бенкендорф. А.Х. Бенкендорф

III Отделение императорской канцелярии

На него были возложены обязанности политического надзора и сыска в стране. Управляющим отделением и шефом жандармов был назначен генерал А.Х. Бенкендорф.

А.Х. Бенкендорф

Дворянский вопрос

Дворянский вопрос

  • 1845 год – указ, изменявший порядок наследования крупных имений.
  • Повышен имущественный ценз для участников выборов дворянских органов самоуправления.
  • 1832 год – введены звания почетных граждан и потомственных почетных граждан.
  • 1828 год – указ об поступлении в средние и высшие учебные заведения.
Крестьянский вопрос Реформа управления государственными крестьянами, проведенная П.Д. Киселевым. П.Д.Киселев

Крестьянский вопрос

  • Реформа управления государственными крестьянами, проведенная П.Д. Киселевым.

П.Д.Киселев

Реформа управления государственными крестьянами 1837 – 1841 гг.

Реформа управления государственными крестьянами 1837 – 1841 гг.

  • Введение крестьянского самоуправления
  • В деревнях – школы и больницы
  • Переселение крестьян на свободные земли
  • «общественная запашка»
  • «картофельные бунты»
  • Запрет продажи крепостных за долги
  • Запрет разлучать членов семьи
«Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?»
  • «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?»
Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 10.
  • Думаем, сравниваем, размышляем: задание 4
Финансы В 1839 - 1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу. Основной российского денежного обращения стал серебряный рубль. Е.Ф. Канкрин

Финансы

В 1839 - 1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу. Основной российского денежного обращения стал серебряный рубль.

Е.Ф. Канкрин

Образование Большое внимание профессиональному образованию Увеличение количества гимназий и институтов Теория «официальной народности» С.С. Уварова: православие, самодержавие и народность. С.С. Уваров

Образование

  • Большое внимание профессиональному образованию
  • Увеличение количества гимназий и институтов
  • Теория «официальной народности» С.С. Уварова: православие, самодержавие и народность.

С.С. Уваров


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!