Тема урока: «Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных тенденций»
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление об исторической личности Николая 1
Познакомить учащихся с характерными чертами внутренней политики Николая 1
совершенствовать умения учащихся работать с учебником;
развивать умения и навыки анализировать исторические документы;
продолжить развивать умения выделять главное, делать выводы;
развивать коммуникативную культуру.
Способствовть формированию у учащихся интерес к истории и историческим личностям
Учебное пособие: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. История России . 9 класс.- М.: Просвещение, 2016
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока: мультимедийная авторская презентация
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(сообщения о декабристах, сосланных в Сибирь)
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Тема нашего урока: «Внутренняя политика Николая 1».
Я хочу вашему вниманию представить стихотворения поэтов – современников Николая 1. После того как я вам прочитаю стихотворения, вы должны ответить на вопросы: Как их авторы относятся к правлению Николая 1:
Отрывки из стихов А.С. Пушкина, посвященных Николаю I (1828 год):
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждою, трудами.
О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.
Исходя из этого мнения А.С. Пушкина, правление Николая I улучшило или ухудшило положение России?
Стихи М.Ю. Лврмонтова, написанные после 1837 года, когда поэт уезжал из «николаевской России» служить офицером на Кавказе:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
В целом, исходя из этого мнения М.Ю. Лермонтова, правление Николая I улучшило или ухудшилоположение России?
Как вы видите у поэтов различное мнение по поводу правления Николая 1.
Так каким же был Николай? В этом нам предстоит разобраться.
Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним, при каких обстоятельствах Николай 1 стал императором?
Изучение нового материала.
После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?
Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.
Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.
Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами.
Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами.
Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.
Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.
К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича? (К военной.)
Какие обстоятельства повлияли на его характер?
Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.
Документ. Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».
Вопросы к документу:
Какие черты характера выработались у будущего императора? (властность, дотошность, ответственность)
Какая организация была идеалом для Николая I? (армия)
Что император требовал от своих подчинённых? (исполнительности, точности, покорности)
Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.
Почти 30-летнее царствование императора Николая I часто называют апогеем самодержавия. Действительно, парадный фасад Российской империи никогда еще не был столь блестящим, а ее международный престиж - столь высоким, как в эпоху Николая I.
Сегодня на уроке при изучении новой темы вы будете встречаться с такими понятиями:
Работа с понятиями
Кондификация – систематизация законов.
Бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации
Цензура – контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.
После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.
Задачей 2-ого отделения стало упорядочение законодательства (кодификация законов) и подготовка единого Свода законов. Это Николай поручил сделать Сперанскому, которого в 1826 году вернул из ссылки. Результат:
1830 г. – опубликовано Полное собрание законов Российской империи в 45 томах.
1832 г. – издан Свод действующих законов Российской империи.
Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф.
Прочитав документ, определите круг обязанностей 3 отделения.
“…Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию. В то же время III Отделение получало огромное количество прошений, жалоб, доносов, и по каждому шло расследование, на каждое заводилось особое дело…”
(Троцкий И. III-е Отделение при Николае I: Жизнь Шервуда – Верного. Л., 1990. С.53
Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.
При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат. Составить образное впечатление о чиновниках николаевского царствования вам помогут произведения Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”.
Период правления Николая 1 называют «Апогей самодержавия». Но естественно у него была опора. Как вы думаете, какое сословие было опорой самодержавной власти Николая 1.
Это было дворянство.
Давайте прочитаем стр. 67 п.3 и выясним, какие меры предпринял Николай 1 для укрепления дворянского сословия.
(читаем, делаем записи в тетрадь)
Как и его предшественник на императорском троне Николай 1 не смог обойти вниманием важнейший вопрос - крестьянский. Он решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. По его поручению реформу управления государственными крестьянами провел генерал П. Д. Киселев – член Госсовета и министр государственных имуществ.
п. 4 поможет нам выяснить какие реформы были проведены в отношении крестьян.
(читаем, делаем записи в тетрадь)
Первичное закрепление и осмысление полученных знаний
«Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?
«ДА» или «НЕТ»? Свой выбор они поясните.
«ДА» | «НЕТ» |
Николай предпринимал меры для укрепления самодержавия: учредил 3-е отделение, принял «Устав о цензуре». | Он старался улучшить существующие порядки, например: приказал привести в порядок законы и решить «крестьянский» вопрос. |
Деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.
Итог урока
Домашнее задание
§ 10