Конспект историко-литературной композиции «Империя против
империи»
Цели:
методическая - отработка методики опережающего
обучения;
дидактическая - расширение представления учащихся о
событиях, происходивших на территории
нашей области в начале 19 века;
развивающая - развитие познавательных интересов
курсантов;
- развитие творческой деятельности курсантов;
- развитие эмоциональной и двигательной
сферы;
воспитательная - формирование гражданского самосознания,
патриотизма, глубокого уважения к героям
Отечества, любви к Родине, своему краю.
Оборудование:
- телевизор;
- DVD проигрыватель;
- фильм «Война и мир»;
- доска;
- портреты героев Отечественной войны;
- элементы костюмов;
- иллюстрации.
Ход мероприятия.
1. Этап погружения.
1.1. Фрагмент фильма «Война и мир» (война 1805-1807 годов)
2. Сообщение темы, цели, мотивация деятельности.
2.1. Вступительное слово 1 ведущего (см. приложение №1)
3. Изложение материала.
3.1. Знакомство с новыми историческими фактами по теме «Русско-французская война 1805-1807 годов»
- 1,2 чтецы «Внешнеполитические события, приведшие к Тильзитскому миру» (приложения №2,3)
- 3,4 чтецы «Битва при Прейсиш –Эйлау» (приложения №4,5)
3.2. Инсценировка встречи двух императоров в Тильзите.
- 1 ведущий: В июне 1807 года в Тильзите (ныне г.Советск Калининградской области) произошла встреча двух императоров и подписание договора. Сыгравшего важнейшую роль в Европейской истории начала 19 века. Давайте на основании исторических и литературных источников попробуем представить себе эту встречу.
- сценка (приложение №6).
- 1 ведущий: В память об этой встрече 10 леи назад в г.Советске был установлен обелиск с надписью на трёх языках - русском, немецком, французском.
Но как же случилось, что всего через 5 лет после встречи в Тильзите Россия и Франция снова оказались на грани войны?
3.3. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812 года.
- 1 ведущий: «Причины войны 1812 года» (приложение №7).
3.4. Отражение Отечественной войны 1812 года в литературе и искусстве.
- 2 ведущий: «Литература как выразительница идей общества, отражающая события эпохи» (приложение № 8).
Такой увидел Отечественную войну 1812 года её непосредственный участник Фёдор Глинка.
- Стихи о войне ( приложение №9).
- 2 ведущий: А такой она предстала глазам простого солдата, тоже участника войны 1812 года.
- Стихи о войне ( приложение №10).
- 2 ведущий: Чтобы нам самим лучше представить те события, давайте посмотрим ещё один эпизод замечательного фильма «Война и мир». А после просмотра вы ответите мне на вопрос: Какие исторические личности показаны в этом фрагменте?
- Фрагмент фильма «Война и мир» (Бородинское сражение).
- 2 ведущий: Какие исторические лица были показаны в этом отрывке фильма? (Ответ: Наполеон, Кутузов, Багратион)
- 1 ведущий: 1812 года отражена и в скульптуре, у нас в области возведены несколько памятников героям войны 1812 года.
- 5 чтец: «Памятник Барклаю-де-Толли» (приложение №11).
- 6 чтец: «Памятник Багратиону» (приложение №12).
- 7 чтец: «Памятник Кутузову» (приложение №13).
4. Актуализация опорных знаний по теме в форме викторины.
- 1 ведущий: А теперь давайте мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете исторические личности.
- Конкурс «Исторический портрет» (приложение №14).
- (пока команды выполняют задания, игра с болельщиками) 1 ведущий: А мы с болельщиками тем временем постараемся принести командам дополнительные баллы.
- Игра с болельщиками «Что? Где? Когда?» (приложение № 15).
- 2 ведущий: С этим конкурсом вы справились. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете «Героев Отечественной войны 1812 года».
- Конкурс «Герои Отечественной войны 1812 года» (приложение №16).
- 2 ведущий: С этим конкурсом вы тоже неплохо справились. Предлагаю вам литературную разминку.
- Конкурс пословиц и поговорок об армии (приложение №17).
- 1 ведущий: Ну а теперь предлагаем конкурс для капитанов команд «Текст с ошибками» (приложение №18).
- (пока капитаны выполняют своё задание, команды покажут свои знания) Конкурс «Дата и событие» (приложение №19).
- 1 ведущий: А мы с болельщиками тем временем снова постараемся принести командам дополнительные баллы.
- Игра с болельщиками «Что? Где? Когда?» (приложение №20)
- 2 ведущий: Ну а теперь команды посоревнуемся в силе и ловкости.
- Спортивный конкурс (перетягивание каната, надувание воздушных шариков).
5. Подведение итогов.
5.1. Итоги рефератов.
- 1 ведущий: А сейчас мы подведём итоги ещё одного конкурса, конкурса рефератов (объявление 1,2,3 места и награждение призами).
5.2. Проверка проблемного задания.
- 2 ведущий: Наше мероприятие подошло к концу, так как же вы понимаете его название «Империя против империи»?
(ответ на проблемный вопрос)
Отечественная война 1812 года - великая эпоха в истории нашей родины. Как символ победы и возрождения, как воплощение священного народного гнева против захватчиков осталась она в нашей памяти. О неразрывности прошлого и настоящего А.С. Пушкин сказал: Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
5.3. Объявление баллов.
(жюри подводит итоги соревнования команд, называет победителя)