СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имперская Вена во второй половине XIX – начале XX в. – Крючков И.В

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вена рубежа XIX – XX вв. в последнее время вызывает оживленный интерес в зарубежной историографии. Венское общество демонстрировало примеры культурной гармонии и противоречий, концентрации человеческого гения и мещанства, быстрого распространения инноваций и консерватизма. Это дает многим исследователям основание для утверждения, что современный мир родился именно в Вене

Просмотр содержимого документа
«Имперская Вена во второй половине XIX – начале XX в. – Крючков И.В»

Имперская Вена во второй половине XIX – начале XX в. – Крючков И.В.

Вена рубежа XIX – XX вв. в последнее время вызывает оживленный интерес в зарубежной историографии. Венское общество демонстрировало примеры культурной гармонии и противоречий, концентрации человеческого гения и мещанства, быстрого распространения инноваций и консерватизма. Это дает многим исследователям основание для утверждения, что современный мир родился именно в Вене1.

До середины XIX в. Вена не принадлежала к числу блистательных городов Европы. В пышности и великолепии она уступала Парижу, Берлину, Санкт-Петербургу. Город теснился в рамках военных укреплений. Вена переживала скученность и антисанитарию. Город не соответствовал высокому званию имперской столицы. Вена нуждалась в новом пространстве и кардинальной перепланировке. После долгих и жарких дискуссий 20 декабря 1857 г. император подписал указ о сносе военных укреплений, несмотря на протесты многих высших офицеров2. Главный печатный орган австрийских либералов “Neue Freie Presse” сравнивал этот шаг с падением феодальных оков вокруг Вены. Следует признать, что за этой метафорой скрывался истинный смысл, отражающий суть происходившего в городе и в стране.

Начало бурного развития Вены привело к конфликту между городскими и имперскими властями по поводу того, кто должен контролировать процесс строительства и развития города. После острых дебатов победа досталась имперскому правительству, обладавшему значительными финансовыми ресурсами. Однако и венский магистрат, находившийся в 1860-е – 1880-е гг. под контролем либералов, вносил свой весомый вклад в развитие города.

В последней трети XIX в. полностью поменялся городской ландшафт Вены. Город был пронизан новыми широкими проспектами. Украшением новой Вены стал центральный проспект Рингштрассе. На нем в 1885 г. было завершено строительство новой городской ратуши, в 1883 – 1884 гг. – главного корпуса Венского университета, в 1870 г. – императорского оперного театра. Эти здания отражали либеральную этику. Величие и блеск архитектуры Ригштрассе в наибольшей степени символизировали амбиции и радужные перспективы австрийского либерализма.

стр. 124

Город был заполнен красивыми доходными домами. Венский высший класс хотел подражать аристократии, пусть даже внешне, проживая в домах, похожих на дворцы. Строительство доходных домов подчеркивало важную тенденцию, наблюдавшуюся в венском обществе, а именно сближение аристократии и крупной буржуазии. Эти слои общества совместно выстроили квартал на Шварценбергплатц. Половина домов в данном квартале принадлежала эрцгерцогу Людвигу-Виктору. Купными инвесторами, вкладывавшими средства в Рингштрассе, были как крупные буржуа, так и представители родовой аристократии. Аристократы, становясь домовладельцами, сами, проживали в доходных домах. К 1914 г. им принадлежало около трети частных домов на Рингштрассе3.

Особую роль в активной застройке Рингштрассе сыграли владельцы текстильных предприятий. Текстильная промышленность в это время была на подъеме, что давало предпринимателям значительные свободные средства, которые, как правило, аккумулировались в рамках одной семьи. Вложение средств в строительство в центре Вены представлялось выгодным и надежным делом. Зачастую в нижних этажах зданий располагались офисные помещения фирмы, принадлежавшей владельцу дома, а остальные этажи занимала его семья или они сдавались в наем. Рингштрассе стала местом “светских тусовок” Вены. Между 17.00 и 18.00 элита венского общества непременно оказывалась на Рингштрассе4. Известный российский юрист барон Н. Корф, долгое время живший в Вене в первой половине 40-х гг. XIX в., вновь попал в город в 1872 г. и его не узнавал, восхищаясь разительными переменами, произошедшими в австрийкой столице5.

Власти Вены и имперское правительство уделяли много внимания строительству жилья для среднего класса и низов общества, также опираясь на поддержку частного бизнеса. В конце XIX в. в однокомнатных квартирах в Вене проживало только 5,3% горожан, что являлось одним из лучших показателей в Европе. В 1867 г. более 230 семей получили от города и благотворительных организаций средства на улучшение своих жилищных условий. В начале 1870-х гг. город выделил для нуждающихся несколько домов, где они имели временное пристанище вплоть до получения собственного достойного жилья.

Успехи Вены были во многом связаны с тем, что в строительном буме в столице империи Габсбургов активное участие принимал частый бизнес. Государство освобождало предпринимателей, занимавшихся строительством в Вене, от налогов на 12 – 30 лет. Оно же жестко контролировало условия труда рабочих и качество строительных работ, особенно это проявилось после биржевого краха 1873 г., который больно ударил и по строительной индустрии.

В отличие от Берлина и других городов Вена сохраняла стремление к простору, поэтому украшением города стали ее бульвары и парки6. На помощь архитекторам в этом вопросе пришли военные, настаивавшие на максимальной широте венских улиц и площадей, что обеспечивало хорошую маневренность войск и затрудняло строительство баррикад. Воплощением быстрых перемен в городе стала улица Грабен, где были сосредоточены самые модные и дорогие магазины Вены, которые своим блеском поражали воображение венцев и гостей города7. Лицом столицы были ее гостиницы, среди которых выделялись “Бристоль”, “Метрополь”, “Захер”, “Империал” и “Гранд-Отель”8.

Власти города много внимания уделяли благоустройству улиц. Они были прекрасно вымощены, имели канализацию и хорошее освещение. Муниципалитет строго следил за поддержанием чистоты на улицах Вены. Опрятность города вызывала неподдельный восторг у русских путешественников: “Чистота, в которой постоянно содержатся там (в Вене – И. К.) не только

стр. 125
главные улицы, но и самые тесные, отдаленные от центра города переулки – просто поразительна, так, что нет, ни грязи, ни соринки, а о тех зловониях и запахах, на какие сплошь и рядом приходиться наталкиваться в Петербурге, не может быть и речи”. Е. Карнович, не раз бывавший в Вене, подчеркивал, что австрийская столица на первый взгляд выглядела значительно скромнее Санкт-Петербурга, в ней не было столько “золота” и “имперской помпезности” как в российской столице. Но это впечатление было обманчиво: за внешней скромностью скрывались обустроенность всех сфер городской жизни и ощущение прекрасного стиля9.

К первой мировой войне радикальным образом изменились пригороды Вены, они были благоустроены, чтобы соответствовать имперскому шику столицы. Некоторые из них имели собственные театры, где выступали лучшие артисты страны. В Бадене находился загородный дворец императора. Этот пригород стал любимым местом отдыха венской знати летом10. В другом пригороде – Зиммеринге – наоборот развивались зимние виды спорта и зимний отдых венцев. Осенью после отъезда горожан в пригородах на зиму можно было довольно дешево снять загородный дом, что постоянно проделывала семья Л. Д. Троцкого11. К 1914 г. Вена стала одним из красивейших городов мира, ее блеск и роскошь поражали вооброжение современников. “Что же сказать о впечатлении, произведенном Веной! Я потом много раз бывал в этой красивой столице. Но тогда восторг мой достиг высшей точки”, – так описывал свой первый приезд в Вену будущий лидер русских либералов П. Н. Милюков, который на всю жизнь сохранил самые теплые воспоминания об австрийской столице12.

Во второй половине XIX – начале XX в. менялась география размещения населения Вены. Из перенаселенного центра горожане переезжали на окраины и в пригороды столицы. Этому обстоятельству способствовало бурное развитие городского транспорта. Гордостью Вены стали ее трамваи, перевозившие в день несколько десятков тыс. человек. “Компания Венских трамваев” была преуспевающим предприятием, отчислявшим большие налоговые поступления в городской бюджет. Утром и вечером рабочие и учащиеся пользовались льготами при проезде в трамвае. Если обычные категории граждан платили за проезд 5 – 9 геллеров, то льготники всего 4 геллера13. Городские власти четко следили за тарифами на проезд и качеством транспортных услуг, оказываемых жителям. Доступность городского транспорта позволяла людям с окраин без проблем добираться в центр города и обратно, в том числе, на работу14. В 1893 – 1902 гг. практически все районы города и ближайшие пригороды были соединены с помощью железной дороги, что значительно повышало мобильность населения.

Данное обстоятельство способствовало развитию отдыха горожан в пригородах. На лето венцы предпочитали перебираться из города в прекрасные пригороды, сняв там дачу или поселившись в пансионате. Эта привилегия стала доступной и представителям среднего класса. Когда учительница из Санкт-Петербурга Ольга Матафтина в начале сентября 1894 г. приехала в Вену для изучения опыта деятельности школ в столице Австрии, она узнала, что занятия в школах начинаются только 15 сентября, а до этого практически все учителя отдыхают на дачах за городом. Воспоминания русской учительницы интересны еще и тем, что она была в восторге и от венских школ и организации в них учебного процесса, в чем Санкт-Петербург во многом проигрывал Вене15. Знаменитый врач-психолог З. Фрейд также стремился летом больше время проводить за городом.

В эпоху дуализма городские власти при поддержке имперского правительства решали целый ряд сложных проблем. Настоящей бедой Вены явля-

стр. 126
лось качество питьевой воды. Город в 1873 г. построил новый водопровод, который чистую альпийскую воду доставлял прямо из Штирии в Вену. Длина этого водопровода составила 170 км. Город строил общественные скотобойни и следил за качеством поставляемого в столицу продовольствия, модернизировал старые и строил новые рынки, наводил порядок на городских кладбищах, уделял огромное внимание уборке улиц и утилизации отходов.

Результаты упорной деятельности не замедлили сказаться. Так, если в 1860 г. смертность в городе составляла 40 чел. на 1000 горожан, то к 1894 г. этот показатель сократился до 22 человек16. Следует подчеркнуть большую роль городской системы медицинского обслуживания населения, которая началась с создания в 1873 г. первой городской больницы в Вене. Функция милосердия перешла от церкви к либеральному муниципалитету города. Всемирное признание получила “вторая венская медицинская школа” (К. Рокитянский, Й. Шкода, И. Земмельвайс, Т. Билльрот и др.), результаты ее научной и практической деятельности17. Показателем успеха Вены стал бурный рост численности населения города. В 1860 г. в нем проживало 500 тыс. чел., а к 1914 г. уже 2,2 млн. человек18. В основном прирост населения происходил за счет иммиграции. К 1910 г. только 48% венцев являлись коренными жителями19.

Вена на основе императорского указа от 9 марта 1850 г. получила особый муниципальный статус, став отдельной административной единицей в австрийской половине империи20. Бургомистр и городское собрание Вены обладали значительными полномочиями. Правда, избранного бургомистра Вены должен был обязательно утвердить император. Однако не все горожане имели право голоса. Избирательное право обусловливалось цензом оседлости не менее 3 лет (для четвертой – “всеобщей курии”), и уплатой определенной суммы налогов до 5 гульденов21. Всего к началу XX в. примерно треть мужчин Вены имела право голоса22. Только в 1907 г. в Австрии было введено всеобщее избирательное право.

Город всегда внимательно следил за соблюдением его прав и прерогатив. Когда в 1867 г. австрийское правительство выдало концессию на строительство в Вене трамвайных путей одной частной компании, городские власти опротестовали это решение, так как права города в данном вопросе не были учтены, а такого рода операции не могли проводиться без одобрения городского самоуправления. В результате правительство Австрии признало ошибку и компании пришлось заключить новое концессионное соглашение на этот раз с городскими властями Вены23.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!