СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Импрессионизм и постимпрессионизм. Урок-презентация по МХК/искусству, 11 класс, базовый уровень

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Импрессионизм и постимпрессионизм" предназначена для учителей и учащихся 11класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Импрессионизм и постимпрессионизм. Урок-презентация по МХК/искусству, 11 класс, базовый уровень»

МХК, 11 класс Урок № 22 Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи  Д.З.: Глава 20, ?? (с.236-237), тв. задания (с.237-241)  © ред. А.И. Колмаков

МХК, 11 класс

Урок № 22

Импрессионизм

и постимпрессионизм

в живописи

Д.З.: Глава 20, ?? (с.236-237), тв. задания (с.237-241)

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Содействовать осознанию учащихся роли импрессионистов и постимпрессионистов в изобразительном искусстве; Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи; Воспитывать культуру восприятия шедевров школы импрессионистов и постимпрессионистов.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащихся роли импрессионистов и постимпрессионистов в изобразительном искусстве;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров школы импрессионистов и постимпрессионистов.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ импрессионизм (в живописи); постимпрессионизм (в живописи); (в живописи) «Салон Отверженных»; импрессионисты;  Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар; пейзажи впечатления;  К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро, П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и А. Тулуз-Лотрек, К. А. Коровин, В.А. Серов, И. Э. Грабарь

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • импрессионизм (в живописи);
  • постимпрессионизм (в живописи);
  • (в живописи) «Салон Отверженных»;
  • импрессионисты;
  • Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар;
  • пейзажи впечатления;
  • К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро, П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и А. Тулуз-Лотрек, К. А. Коровин, В.А. Серов, И. Э. Грабарь

Универсальные учебные действия

  • перечислять существенные признаки импрессионизма и соотносить его с определенной исторической эпохой; характеризовать основные черты , образы и темы искусства импрессионизма; прослеживать эволюцию творческого метода в произведениях известных представителей направления; исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира; определять эстетическую, духовную и художественную ценность искусства художников-импрессионистов; выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами импрессионизма, представленными в различных видах искусства; определять роль искусства импрессионизма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи; разрабатывать план-проспект выставки о творчестве импрессионистов с последующим оформлением экспозиции; проводить самостоятельный анализ лирического стихотворения «Импрессионизм» О. Э.Мандельштама; знакомиться с лучшими зарубежными и отечественными коллекциями произведений художников-импрессионистов
  • перечислять существенные признаки импрессионизма и соотносить его с определенной исторической эпохой;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства импрессионизма;
  • прослеживать эволюцию творческого метода в произведениях известных представителей направления;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • определять эстетическую, духовную и художественную ценность искусства художников-импрессионистов;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами импрессионизма, представленными в различных видах искусства;
  • определять роль искусства импрессионизма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи;
  • разрабатывать план-проспект выставки о творчестве импрессионистов с последующим оформлением экспозиции;
  • проводить самостоятельный анализ лирического стихотворения «Импрессионизм» О. Э.Мандельштама;
  • знакомиться с лучшими зарубежными и отечественными коллекциями произведений художников-импрессионистов
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Художественные искания импрессионистов.  Пейзажи впечатления.  Повседневная жизнь человека. Последователи импрессионистов. Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество импрессионистов и постимпрессионистов?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Художественные искания импрессионистов.
  • Пейзажи впечатления.
  • Повседневная жизнь человека.
  • Последователи импрессионистов.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество импрессионистов и постимпрессионистов?

подвопросы Художественные искания импрессионистов. «Салон Отверженных» - решительный вызов официально признанному искусству. Поиски новых путей в живописи. Подвижность и изменчивость мира как главный объект изображения. Мастерство в передаче света, цвета и тени (на примере известных картин художников-импрессионистов). Творческие поиски в области композиции (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар). Пейзажи впечатления. Стремление художников запечатлеть мельчайшие изменения в состоянии природы (на примере известных произведений К. Моне, А. Сислея, К.Писсарро). Повседневная жизнь человека. Внимание художников к жизни и интересам простого человека (на примере творчества О. Ренуара). Последователи импрессионистов. Индивидуальный характер творчества П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена и А. Тулуз-Лотрека. Поиски нового художественного решения. Последователи импрессионизма в русской живописи (К. А. Коровин, В.А. Серов, И. Э. Грабарь)

подвопросы

  • Художественные искания импрессионистов. «Салон Отверженных» - решительный вызов официально признанному искусству. Поиски новых путей в живописи. Подвижность и изменчивость мира как главный объект изображения. Мастерство в передаче света, цвета и тени (на примере известных картин художников-импрессионистов). Творческие поиски в области композиции (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар).
  • Пейзажи впечатления. Стремление художников запечатлеть мельчайшие изменения в состоянии природы (на примере известных произведений К. Моне, А. Сислея, К.Писсарро).
  • Повседневная жизнь человека. Внимание художников к жизни и интересам простого человека (на примере творчества О. Ренуара).
  • Последователи импрессионистов. Индивидуальный характер творчества П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена и А. Тулуз-Лотрека. Поиски нового художественного решения. Последователи импрессионизма в русской живописи (К. А. Коровин, В.А. Серов, И. Э. Грабарь)
Стилевые направления художественной культуры в Западной Европы XIX века I треть XIX века I половина XIX века Середина XIX века 70-80 – е г. XIX века Конец XIX века – начало XX века

Стилевые направления художественной культуры в Западной Европы XIX века

I треть XIX века

I половина XIX века

Середина XIX века

70-80 е г. XIX века

Конец XIX века – начало XX века

Париж,  1863 год , Дворец промышленности … Жюри знаменитого Салона отклоняет около 70% представленных работ. В разразившийся скандал вмешался Наполеон III , который милостиво разрешил представить полотна в другой части Дворца промышленности. Так 15 мая  1863  года была открыта выставка, получившая выразительное название  «Салон Отверженных». Среди них - Клод Оскар Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), Альфред Сислей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917) и др. Битва за новое искусство продолжалась вплоть до 1886 г., когда состоялась последняя , восьмая выставка этих художников.

Париж, 1863 год , Дворец промышленности

Жюри знаменитого Салона отклоняет около 70% представленных работ.

В разразившийся скандал вмешался Наполеон III , который милостиво разрешил представить полотна в другой части Дворца промышленности.

Так 15 мая 1863 года была открыта выставка, получившая выразительное название «Салон Отверженных».

Среди них - Клод Оскар Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), Альфред Сислей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917) и др. Битва за новое искусство продолжалась вплоть до 1886 г., когда состоялась последняя , восьмая выставка этих художников.

 Публика привыкшая к академическому искусству на этой выставке пребывает в полном недоумении…  Взрыв хохота вызывает «неприличная»  картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» Эдуард Мане  (1832 - 1883)

Публика привыкшая к академическому искусству на этой выставке пребывает в полном недоумении…

Взрыв хохота вызывает «неприличная»

картина Эдуарда Мане

«Завтрак на траве»

Эдуард Мане

(1832 - 1883)

Э.Мане Олимпия На защиту картины встал писатель « Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль…  Место господину Мане в Лувре уже обеспечено».

Э.Мане

Олимпия

На защиту картины встал писатель

« Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль… Место господину Мане в Лувре уже обеспечено».

Вокруг Мане объединились немало талантливых художников, которые как и он не признавали официальное искусство и решили идти своим путём. Франция 70-80-е годы 19 в. «Салон Отверженных» Эдуард Мане 1832-1883  Камиль Писсарро 1830-1903  Клод Оскар Моне 1840-1926  Пьер Огюст Ренуар 1841-1919  Альфред Сислей 1839-1899  Эдгар Дега 1834-1917

Вокруг Мане объединились немало талантливых художников, которые как и он не признавали официальное искусство и решили идти своим путём.

Франция

70-80-е годы 19 в.

«Салон Отверженных»

Эдуард Мане

1832-1883

Камиль Писсарро

1830-1903

Клод Оскар Моне

1840-1926

Пьер Огюст Ренуар

1841-1919

Альфред Сислей

1839-1899

Эдгар Дега

1834-1917

 Так в конце 19 века во французском искусстве появилось новое направление-импрессионизм. С французского impression- впечатление …   Своим названием он обязан картине Клода Моне , впервые представленной на выставке отверженных художников  в 1874 году .  Она называлась  «Впечатление. Восход солнца». «Зарождение импрессионизма  было радостно, как ранняя весна.  Первые импрессионисты вышли на свет из темной комнаты и по-детски радовались свету, краскам».  Максимилиан Волошин

Так в конце 19 века во французском искусстве появилось новое направление-импрессионизм. С французского impression- впечатление

Своим названием он обязан картине Клода Моне , впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году .

Она называлась «Впечатление. Восход солнца».

«Зарождение импрессионизма

было радостно, как ранняя весна.

Первые импрессионисты вышли

на свет из темной комнаты и

по-детски радовались свету,

краскам».

Максимилиан Волошин

Особенности живописного языка импрессионистов . Неважно, ЧТО изображено, важно – КАК.  Работа на пленэре  Техника  пастели   Изобразить подвижность и изменчивость мира Общие принципы Восприятие цвета на расстоянии Чувственное восприятие, впечатление Живая подвижная композиция

Особенности живописного языка импрессионистов .

Неважно, ЧТО изображено, важно – КАК.

Работа на

пленэре

Техника

пастели

Изобразить

подвижность

и изменчивость

мира

Общие

принципы

Восприятие

цвета на

расстоянии

Чувственное

восприятие,

впечатление

Живая

подвижная

композиция

Впервые художники – импрессионисты вышли из темных мастерских на пленэр (фр. plein air – вольный воздух). Альфред Сислей. Дорога на опушке леса . Камиль Писсарро. Весна в Эраньи. Клод Моне. Маки

Впервые художники – импрессионисты вышли из темных мастерских

на пленэр (фр. plein air вольный воздух).

Альфред Сислей. Дорога на опушке леса .

Камиль Писсарро. Весна в Эраньи.

Клод Моне.

Маки

Художников –импрессионистов объединяло субъективное переживание света, цвета, тени, отражений на поверхности предметов Эдуард Мане. Сирень. Клод Моне. Цветущий сад. Клод Моне. Руанский собор. Камиль Писсарро. Мороз. Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр в Париже.

Художников –импрессионистов объединяло

субъективное переживание света, цвета, тени, отражений на поверхности предметов

Эдуард Мане. Сирень.

Клод Моне. Цветущий сад.

Клод Моне. Руанский собор.

Камиль Писсарро. Мороз.

Камиль Писсарро.

Бульвар Монмартр

в Париже.

1. Подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения. С помощью света и цвета художники пытались запечатлеть «мимолетные видения», поэтому они наносили краски на холст быстрыми мазками, заботясь только об общем впечатлении от увиденного. Клод Моне. Здание парламента в Лондоне.

1. Подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения.

С помощью света и цвета художники пытались запечатлеть «мимолетные видения», поэтому они наносили краски на холст быстрыми мазками, заботясь только об общем впечатлении от увиденного.

Клод Моне.

Здание парламента в Лондоне.

Подвижность и изменчивость Клод Моне. Парламент. Чайки. Река Темза. Клод Моне. Парламент. Закат.

Подвижность и изменчивость

Клод Моне. Парламент.

Чайки. Река Темза.

Клод Моне. Парламент. Закат.

Клод Моне. Осень . 2. Передачи света и цвета . С их помощью можно передать изменчивость и быстротечность жизни. Художники учитывали законы восприятия цвета на расстоянии и никогда не смешивали краски на палитре. Использовалось сочетание цветов солнечного спектра. Альфред Сислей. Город Вильнев на берегу Сены. Огюст Ренуар. Качели.

Клод Моне. Осень .

2. Передачи света и цвета .

С их помощью можно передать изменчивость и быстротечность жизни. Художники учитывали законы восприятия цвета на расстоянии и никогда не смешивали краски на палитре. Использовалось сочетание цветов солнечного спектра.

Альфред Сислей. Город Вильнев на берегу Сены.

Огюст Ренуар. Качели.

3. Техника пастели (фр. pastel – живопись цветными карандашами или красочным порошком) открывала огромные возможности в использовании цвета.  Фактура пастели бархатиста, она способна передать вибрацию цвета, который кажется как бы светящимся изнутри. Эдгар Дега Голубые танцовщицы. Танцовщицы  в зале для занятий. Танцовщицы  на поклонах.

3. Техника пастели (фр. pastel – живопись цветными карандашами или красочным порошком) открывала огромные возможности в использовании цвета.

Фактура пастели бархатиста, она способна передать вибрацию цвета, который кажется как бы светящимся изнутри.

Эдгар Дега

Голубые танцовщицы.

Танцовщицы

в зале

для занятий.

Танцовщицы

на поклонах.

4. Пейзажи впечатления. Реалистическим пейзажам художники – импрессионисты предпочли пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы, пытаясь запечатлеть ее «душу» Клод Моне.  Вокзал Сен-Лазар.

4. Пейзажи впечатления.

Реалистическим пейзажам художники – импрессионисты предпочли

пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они

наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы,

пытаясь запечатлеть ее «душу»

Клод Моне.

Вокзал Сен-Лазар.

Берег Сены у Буживаля. Мост в Марэ ранним утром. Альфред Сислей Камиль Писсарро.  Оперный проезд в Париже. Набережная Малаке в солнечную погоду.

Берег Сены у Буживаля.

Мост в Марэ ранним утром.

Альфред Сислей

Камиль Писсарро.

Оперный проезд в Париже.

Набережная Малаке в солнечную погоду.

5. Повседневная жизнь человека Эдуард Мане. Бар в Фоли Бержер. Огюст Ренуар. Танец в Буживале. Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри.

5. Повседневная жизнь человека

Эдуард Мане. Бар в Фоли Бержер.

Огюст Ренуар. Танец в Буживале.

Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри.

Огюст Ренуар. «Ренуар превосходен в портретах. Он не только схватывает внешние черты, но и детально воссоздает их характер и внутренний мир». Теодор Дюре. Прогулка Портрет Жанны Самари. Дама с веером.

Огюст Ренуар.

«Ренуар превосходен

в портретах. Он не

только схватывает

внешние черты,

но и детально

воссоздает их

характер и внутренний

мир».

Теодор Дюре.

Прогулка

Портрет Жанны Самари.

Дама с веером.

Говоря о творчестве импрессионистов, нельзя  не отметить их поиски в области живописных  композиций. Эти художники во многом обновили принципы их построений, отказавшись от академических требований неподвижности, симметрии, порядка и четкости. О.Ренуар. Лодки на Сене. К.Моне. Тюльпаны Голландии А.Сислей. Регата. К.Моне. Мост Ватерлоо. Э.Мане. Весна.(Жанна) А.Сислей. Лужайки весной. К.Моне. Пруд в Монжероне К.Моне. Эртрет. Закат. Э.Мане. Скачки в Булонском лесу.

Говоря о творчестве

импрессионистов,

нельзя

не отметить их поиски

в области живописных

композиций.

Эти художники во многом

обновили

принципы их построений,

отказавшись от академических

требований

неподвижности,

симметрии,

порядка и четкости.

О.Ренуар. Лодки на Сене.

К.Моне. Тюльпаны Голландии

А.Сислей. Регата.

К.Моне. Мост Ватерлоо.

Э.Мане. Весна.(Жанна)

А.Сислей. Лужайки весной.

К.Моне. Пруд в Монжероне

К.Моне. Эртрет. Закат.

Э.Мане. Скачки в Булонском лесу.

Постимпрессионизм  Цель через изменчивую видимость природы передать ощущение ее постоянства. Максимально яркие художественные образы. Яркие краски. Ван Гог «Дорога в Провансе» Поль Гоген «Таитянские пасторали» Поль Сезанн «Натюрморт с луком»

Постимпрессионизм

Цель через изменчивую видимость природы передать ощущение ее постоянства. Максимально яркие художественные образы. Яркие краски.

Ван Гог «Дорога в Провансе»

Поль Гоген «Таитянские пасторали»

Поль Сезанн «Натюрморт с луком»

Поль Гоген.Таитянские женщины. Франция. Голландия. Винсент Ван Гог. Подсолнухи Жорж Сера. Цирк Вид на Мартинику. Терраса кафе ночью. Поль Сезанн.  Дорога в Шантийи.

Поль Гоген.Таитянские женщины.

Франция.

Голландия.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи

Жорж Сера. Цирк

Вид на Мартинику.

Терраса кафе ночью.

Поль Сезанн. Дорога в Шантийи.

Германия. Андерс Цорн. Купание у скал. Волны Лапландии.

Германия.

Андерс Цорн.

Купание у скал.

Волны Лапландии.

Россия. Игорь Грабарь. Февральская лазурь. Константин Коровин. Бульвар Капуцинок.

Россия.

Игорь Грабарь.

Февральская лазурь.

Константин Коровин.

Бульвар Капуцинок.

Валентин Серов. Портрет Зинаиды Юсуповой Девочка с персиками

Валентин Серов.

Портрет Зинаиды Юсуповой

Девочка с персиками

Задание на дом Портрет Жанны Самари

Задание на дом

Портрет Жанны Самари

Винсент  Ван Гог  Автопортрет Аральские дамы

Винсент

Ван Гог

Автопортрет

Аральские дамы

Поль  Гоген

Поль Гоген

Поль  Сезанн  Натюрморт с драпировкой

Поль

Сезанн

Натюрморт с драпировкой

Камиль  Писсарро  Сена и Мост Искусств

Камиль

Писсарро

Сена и Мост Искусств

Пьер Ренуар  Девушка с веером

Пьер Ренуар

Девушка с веером

Эдгар Дега

Эдгар Дега

Клод Моне

Клод Моне

Эдуард Мане «Перед зеркалом»

Эдуард Мане

«Перед зеркалом»

Контрольные вопросы

1. Какие открытия в области художественного творчества были

сделаны импрессионистами ? Проиллюстрируйте их на примере

известных вам произведений. Почему реалистическим пейзажам

художники-импрессионисты предпочли пейзаж и впечатления?

2. Почему современные французские критики увидели в картине К.

Моне «Впечатление. Восход солнца» «дерзкий вызов прекрасному»,

«оскорбление общественного вкуса»? Какие именно «впечатления» и

почему стремился выразить в ней художник? Чем можно объяснить

приверженность К. Моне к жанру пейзажа? Какими живописными

средствами ему удавалось передавать изменчивость мира,

неповторимое очарование и волшебство образов?

3. Какая почва была подготовлена импрессионизмом для

возникновения постимпрессионизма? Что сближало и отличало два

этих художественных течения?

4. Расскажите об истоках творчества Ван Гога. Что отличало его

художественную манеру? К каким сюжетам, темам и образам он

обращался? В чём особенность трактовки мира природы и человека

в его произведениях?

5 . Какие художественные открытия в жанре натюрморта были

сделаны П. Сезанном?

6. Используя картину К. А. Коровина «Париж. Бульвар Капуцинов»

(см. с. 238), поясните, почему художника причисляли в

определённый период его творчества к последователям

импрессионизма.

Темы проектных исследований или презентаций  Эстетическая программа и живописная система импрессионизма.  Художественные искания импрессионистов.  Художественная организация пространства в произведениях К. Моне.  Особенности использования цвета, света и тени в произведениях К. Моне.  Колористическая реформа К . Моне.  Проблема традиции и новаторства в творчестве Э. Мане.  Мастерство в создании женских портретов Э. Мане.  Творческий диалог и художественные аналогии Э. Мане и Ван Гог (Ф. Гойя, П. Пикассо, С. Дали - по выбору).  Художники русского импрессионизма - по выбору К. А. Коровин, В А . Серов, И. Э. Грабарь.

Темы проектных исследований или презентаций

  • Эстетическая программа и живописная система импрессионизма.
  • Художественные искания импрессионистов.
  • Художественная организация пространства в произведениях К. Моне.
  • Особенности использования цвета, света и тени в произведениях К. Моне.
  • Колористическая реформа К . Моне.
  • Проблема традиции и новаторства в творчестве Э. Мане.
  • Мастерство в создании женских портретов Э. Мане.
  • Творческий диалог и художественные аналогии Э. Мане и Ван Гог (Ф. Гойя, П. Пикассо, С. Дали - по выбору).
  • Художники русского импрессионизма - по выбору К. А. Коровин, В А . Серов, И. Э. Грабарь.
рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014. Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ»,  р.п. Ермишь, Рязанская область


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!