СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИМС для классных руководителей «Особенности построения общения с непопулярными в группе студентами. Рекомендации педагогам»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен примерный конспект инструктивно-методического семинара для классных руководителей, социальных педагогов, содержащий теоретические аспекты  по теме, результаты анкетирования в ОУ. Материал представляет интерес для тех, кто заинтересован в формировании эффективных взаимоотношений с обучающимися, сплочении коллектива.

Просмотр содержимого документа
«ИМС для классных руководителей «Особенности построения общения с непопулярными в группе студентами. Рекомендации педагогам»»

ИМС для классных руководителей

Дата проведения: 12.04.2022

Ответственный: педагог-психолог Васильева Ю.В.

Оборудование: доклад, презентация


Тема «Особенности построения общения с непопулярными в группе студентами. Рекомендации педагогам»


Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности (ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности), так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Важнейшим звеном в системе межличностных отношений является активность личности. Вступая в самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре межличностные отношения, человек проявляет себя как личность, субъект деятельности, индивидуальность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Одним из ведущих условий формирования и совершенствования коммуникативной компетентности студентов является общение в студенческой группе. Занимая определенную позицию в группе, студенты приобретают опыт влияния на других людей, совершенствуют умения и навыки межличностного познания и оценки, необходимые как для учебной деятельности в колледже, так и для развития профессиональных качеств. Значимость этого опыта для становления личности и будущей профессиональной деятельности студентов трудно переоценить.

С целью изучения внутригрупповых отношений наших студентов в декабре 2021 года ППС было проведено социально-психологическое исследование. В анкетировании приняли участие 57 групп (МО - 17 гр., 295 чел., ТО - 23 гр., 468 чел., ООД - 17 гр., 361 чел.) в количестве 1124 человек.

Слайд 2. На вопрос: "Бывают ли у неприятности в колледже?" большинство студентов колледжа (50%) ответили, что неприятности бывают иногда, 3% студентов отметили вариант, «да, бывают часто». Слайд 3. Из 53% студентов, отметивших наличие неприятностей в колледже, большинство студентов (21%) утверждают, что неприятности, происходящие в колледже, исходят «от самого себя», 15% - от педагогов-предметников; 7% – от одногруппников; 5% - от социальных педагогов; 3% – от классного руководителя и 2% – от студентов других групп.

В машиностроительном отделении наименьшее количество студентов, отметивших неприятности от одногруппников (6%), что на 2% меньше, чем в технологическом и общеобразовательном отделениях (по 8%).

Соответственно небезынтересен вопрос о проявлении в группах явления буллинга.

Слайд 4. 36% студентов отмечают наличие такого явления в своих группах как сплетни о ком-то, распространение ложной информации.

37% (8% («часто») и 29% («редко»)) студентов колледжа отмечают, что в их группах демонстрируют свое презрение к другим студентам с помощью жестов или взглядов.

Слайд 5. 39% студентов колледжа отмечают, что в их группах бывает такое явление, как смех над кем-то, плохие отзывы о других.

36% студентов колледжа отмечают, что в их группах за чьей-то спиной плохо говорят о каком-либо человеке.

Слайд 6. При этом 18% студентов (14% «редко» и 4% - «часто») отмечают, что в своих группах они портят/прячут регулярно чьи-то вещи.

26% студентов отмечают такое проявление буллинга в своих группах как регулярное игнорирование кого-либо (например, не принимают в группу, не приглашают на мероприятия, оставляют в стороне).

Таким образом, можно сделать заключение, что все 6 симптомов буллинга проявляются во взаимоотношениях студентов во всех отделениях колледжа, причем в наибольшей мере эти проявления отмечаются студентами технологического отделения, наименьшей мере – студентами общеобразовательного отделения.

Анализируя результаты мы отметили, что отношения в студенческих группах складываются неоднозначно, а процесс возникновения и закрепления определенных групповых норм и ценностей, которые в той или иной степени должны разделять все участники, идет достаточно сложно.


Слайд 7. В групповых отношениях все ведут себя по-разному: одни – активно взаимодействуют с одногруппниками, другие – стремятся искусственно отделиться от группы, так как боятся наступления для себя неблагоприятных последствий. В таком случае можно говорить о проявлении антагонизма по отношению к группе или иным студентам. Поэтому взаимоотношения в группах складывается не так уж и гладко.

Если члены группы исполняют требования группы, группа поощряет их – повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус. Если же поведение членов группы не соответствует принятым группой нормам, то группа в большей степени ориентирована на наказание таковых. Это могут быть такие психологические методы воздействия как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

По факту, большинство студентов строят свои отношения с другими студентами и педагогическими работниками в зависимости от того, как относятся к ним.

В январе-феврале 2021-2022 учебного года было проведено исследование эмоциональных связей между членами учебных групп во всех отделениях, в том числе социометрических статусов студентов в группе по методике «Социометрия» Морено Дж. В исследовании приняли участие студенты 1-2 курса (720 человек).

Слайд 8. По результатам диагностики по отделению в целом, были получены следующие данные: социометрический статус «Звезды» имеют 8% студентов, статус «Предпочитаемые» - 15% студентов, статус «Принятые» - 49%, статус «Пренебрегаемые» - 16%, статус «Отвергаемые» - 11% студентов, статус «Изолированные» - 1% студентов.

Количество студентов, имеющих положительный социометрический статус (к которому относятся такие статусы, как «Звезда», «Предпочитаемый», «Принятый»), составляет 72% (соответственно 28% студентов – отрицательный социометрический статус). Данное соотношение позволяет сделать вывод о наличии скорее благоприятного психологического климата в группах. Существенных различий между отделениями не выявлено.


Студент, имеющий статус пренебрегаемый и отверженный, назовем его непопулярный студент – это прежде всего человек, которому нужно помочь, предварительно изучив его возможности и достоинства.

Слайд 10. Выделяют следующие группы непопулярных детей.

I. Малообщительные дети: им характерны

  • отсутствие достаточно развитых игровых, деловых, коммуникативных умений;

  • малая подвижность студента;

  • отказ от общения в связи с невозможностью реализовать какую-то свою индивидуальную потребность;

  • недостаточно развитая потребность в общении

II. Открыто конфликтующие дети:

1 подгруппа:

  • неумение управлять своим поведением, что приводит к дезорганизации общения и обучения

  • отсутствие достаточно развитых деловых умений, умений строить взаимоотношения со сверстниками.

2 подгруппа:

  • неправильно сформированные мотивы общения (преобладание эгоистических мотивов).


Неудовлетворенность студента взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Эти студенты обидчивы, становятся агрессивны.

У непопулярных детей, как правило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых коммуникативных объединений, а их личностные качества низко оцениваются другими студентами. Их принимают на роли, которые не захотели выполнять другие.

В других случаях непопулярные студенты идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, становятся его тенью и таким образом получают его защиту, купаются в отблесках его славы. Таким ребятам постоянно не хватает общения со сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-либо или ненавидеть кого-то за пренебрежение к себе.

Изолированные ребята не могут удовлетворить основную потребность, характерную для данного возрастного этапа, - потребность в общении со сверстниками. Тот, кого не принимают, тяжело переживает свою отверженность.

Слайд 11. Типы непопулярных обучающихся
  • «Прилипала»

Такие дети стараются привлечь к себе внимание сверстников, хватая их вещи или обнимая объект симпатии, не давая ему пошевелиться и причиняя боль. Здороваясь, стремятся попасть в поле зрения собеседника, заглядывают в глаза, касаются руки.

Американский психолог Вайолет Оклендер считает, что подобная назойливость является результатом чувства незащищенности ребенка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно сверстники, начинают избегать их. А на новые попытки сблизиться таким образом, отвечают агрессией. Ребенок же не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.

Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия. 

  • «Озлобленные»

Некоторые ребята, не сумев установить контакт со сверстниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи. Во время занятий, чтобы привлечь к себе внимание окружающих, начинают стучать, шуршать, скрипеть всем, что попадается под руку. Педагоги вынуждены постоянно делать им замечания.

  • Отвергаемый агрессор

Обучающийся не умеет отстаивать интересы в споре, поэтому кричит, ругается, требует, хитрит, плачет, отнимает спорную вещь. Он не умеет проигрывать, злится, обижается, отказывается от заданий, неудачи надолго выбивают его «из колеи». Эти ребята бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище.

Обучающийся, испытывающий напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Он ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает.

С агрессией детей необходимо бороться, направляя их энергию в мирное русло. Замечательный чешский психолог Зденек Матейчек сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Любому человеку необходимо предоставлять как можно больше возможностей для разрядки накопившейся энергии.

  • Ябеды

Жалобщиков не любят ни взрослые, ни дети. Самая частая реакция взрослых на детские жалобы - досада или негодование. Сверстники считают ябед нытиками, слабаками, доносчиками, им не доверяют, не берут в общие дела. С жалобщиками стараются не связываться, - угрожая рассказать взрослым что-то о проделках жертвы, ябеда получает над ней власть, которой охотно пользуется.

Чаще всего ябеда - это отвергаемый сверстниками студент Вопрос в том, стал ли он изгоем из-за своей «любви» жаловаться или ябедой из-за того, что его отвергли сверстники? Основные причины, побуждающие ребенка жаловаться:

- Отчаяние. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непонятной, опасной - он идет к взрослому за помощью, с ним делится информацией о происходящем. Взрослый/Педагог для ребенка/студента - последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам.

- Месть. Если человека обижают сверстники, не берут в совместные занятия, он стремится взять реванш с помощью взрослого. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверстниками, неуверенные в себе, с низкой самооценкой.

- Нередко ябедничество для ребенка становится Способом самоутверждения. Ребенок с завышенной самооценкой, неадекватно высоким уровнем притязаний, стремящийся к лидерству (но не умеющий сотрудничать со сверстниками), будет жаловаться из желания самоутвердиться, из зависти. Также ябедничество может использоваться как шантаж, с целью заставить сверстника подчиниться. Следует помнить, Если человек будет чувствовать себя комфортно в группе и у него появится возможность проявить себя в какой-либо области (творчество, спорт, учеба и др.), то ему не нужно будет прибегать к жалобам.


Различия между популярными и непопулярными студентами представлены на слайде 12

Психологические исследования показали, что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект, не творческие способности, не общительность и даже не организаторские способности, а прежде всего те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность и пр.


Причины непопулярности человека в группе сверстников могут быть различными.

Слайд 13. На социометрический статус студента влияют:

  • Уровень развития навыков общения;

  • Привлекательный (непривлекательный) внешний вид;

  • Степень развития игровых, учебных навыков;

  • Обладание заманчивыми предметами;

  • Отношение педагога к студенту

У ребят, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим студентам. Оно может иметь различные проявления: от выраженной агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости.

Некоторые личностные особенности, например заниженная или завышенная самооценка, также могут быть причиной непопулярности ребенка, неприятия его студенческой группой.

Студент может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними. Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками.

Немаловажное значение имеет отношение Педагога к студенту. Неприязнь, раздражение и игнорирование, демонстрируемые невербальными способами при взаимодействии со студентом, красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку Педагог - взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для студентов, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к другому студенту.

Это же правило работает и в позитивном плане – положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая студенту Педагогом, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстника и способствуют налаживанию межличностных отношений.

Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия помощи представлены на слайде 14. Как помочь студенту завоевать расположение сверстников

I этап:

Преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребёнка от других.

Следует проводить психологические игры, в которых ребята должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчёркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей.

II этап:

Научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова.

На формирование этой способности направлены такие психологические игры, как «Испорченный телефон», «Эхо», «Зеркало», и др.

Слайд 15. III этап:

Дать непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых или учебных обстоятельствах. Эта забота не должна требовать от него особых жертв, поскольку должна соответствовать способностям и умениям студента.

IV этап:

Организация совместной деятельности студентов, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими.

Совместную деятельность лучше сначала организовывать в парах.

Главный способ воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается не в поощрении и порицании взрослого, а формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним.


Слайд 16. Рекомендации педагогам

Преподаватель – стержень занятия. Именно от него зависит настроение в аудитории с самой первой секунды. Язык педагога и невербальное общение, все действия или их отсутствие определяют ход урока, слаженность, настроение и результат студентов. Предлагаем вам 10 проверенных советов, как правильно разговаривать со студентами, что делать, чтобы общение со студентом было приятно и эффективно.

1. Если студент склонен к аффективным (бурным) реакциям старайтесь не провоцировать его, не вступайте в открытое противостояние. Постарайтесь разговаривать спокойным твердым голосом, используя минимальное количество слов. Как бы то ни было, постарайтесь всем своим видом продемонстрировать спокойствие. Обсуждайте поведение студента только после того, как он успокоится и будет готов к продуктивному диалогу. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать.

2. Рекомендации по работе со студентами, склонными к истерическим реакциям и демонстративному поведению. В случае «закатывания истерики» игнорируйте поведение такого студента. Лучше всего сделать вид, что вообще ничего не происходит – истерика прекратится, вывести из аудитории.

3. Соблюдайте границы

Вежливость, выдержка, сила духа, терпение – вот, возможно, главные характеристики успешного преподавателя. Ведь студенты требуют не только знаний, но и внимания, энергии. Что порой становится затруднительным во многих нестандартных или конфликтных ситуациях. Особенно с «тяжелыми» студентами.

4. Будьте честны

Если преподаватель не знает ответа на поставленный учеником вопрос, не стоит придумывать новые или интуитивные правила, чтобы сохранить свой «авторитет». Очень вероятно, что такой ответ может быть неправильным либо неполным, и студент, который, скорее всего, еще и загуглит сказанное, перестанет доверять и постоянно будет перепроверять вас.

5. Станьте первым среди равных

Современный студент хочет чувствовать себя свободно и на равных с учителем. Хочет видеть в нем товарища, помощника, но никак не командира или хуже — тирана.

Говорите спокойно и с уважением, старайтесь не тыкать и не разрешать это студентам, как доверительно бы ни относились вы друг к другу. Старайтесь показать, рассказывая о себе, что сталкиваетесь с такими же проблемами, как и студент, имеете сходные привычки и традиции.

Также не забывайте, что хоть взрослые – это и большие дети, не стоит с ними сюсюкаться и разговаривать как с детьми. И наоборот, помните: студенты – еще не взрослые, они ждут игры, веселья, но и немного контроля.

6. Вдохновляйте и вдохновляйтесь

На занятии, где скучно и неинтересно, вряд ли кто-то получит удовольствие от общения. Студент будет чаще зевать, а преподаватель посматривать на часы.

Постарайтесь для себя и студента спланировать и провести такое занятие, которое бы осталось в памяти, благодаря мотивирующей игре, неординарному опроснику.. Будьте тем педагогом, к кому студенты будут «лететь» на занятие, тогда ваше с ними общение будет удовольствием и для вас.

Слайд 17. 7. Задавайте вопросы

Особенно наводящие. Лучше задать несколько вопросов, которые заставят студента подумать и самому найти ответ, чем если преподаватель сам все расскажет и «разжует», «расставит по полочкам».

8. Хвалите

Похвала – это то, что подбадривает, придает сил и энергии студенту, повышает самооценку, помогает двигаться вперед и не бояться своих ошибок. Хвалите, но не перехваливайте. Определите для себя список слов и выражений, которые наиболее подходят для похвалы. Не забывайте о положительных эмоциях и улыбке.

9. Установите контакт

Прямой взгляд глаза в глаза и язык тела помогут наладить нужный контакт со студентами: жесты, мимика и визуальный контакт так же важны, как и хорошее знание языка и умение подать его на уроке.

10. Шутите

Шутки и смешные истории всегда помогут разрядить атмосферу, мотивировать и подбодрить студентов. Но не забывайте, юмор должен быть оправданным, уместным и адекватным. Юмор преподавателя ни в коем случае не должен обидеть или зацепить студентов, заставить их плакать или злиться. Избегайте шуток на религиозную и политическую темы.


Помните, основными помощниками в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей обеспечьте возможность непопулярному студенту занять достойное место в коллективе

ПРОДОЛЖАЙТЕ работу по сплочению коллектива.


Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!