СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Индийские варны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используются технологии проблемного обучения, ИКТ технологии и др., что позволит повысить интерес и мотивацию  учеников в изучении данной темы.

Просмотр содержимого документа
«"Индийские варны"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Героя Советского Союза Сережникова А.И.»





Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс

учителя истории Исеновой М.А.

Тема: Индийские касты.

Педагогические
цели

Способствовать формированию представлений о кастовом делении индийского общества, его влиянии на жизнь общества; создать условия для ознакомления с культурными достижениями Индии

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экскурсия

Планируемые
результаты
(предметные)

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Личностные
результаты

Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение и др.)

Основное содержание темы, понятия и термины

Общественное устройство, варны. Кастовое деление общества: жрецы-брахманы, кшатрии-воины, вайшьи-земледельцы, шудры-слуги, наприкасаемые. Религиозные верования, легенды и сказания. Бог Брахма. Легенда о принце Гаутаме. Возникновение буддизма. Будда – основатель буддизма. Особенности буддизма как религиозной системы. Культурное наследие Древней Индии: цифры, шахматы. Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм

Образовательные ресурсы

Учебник. Электронное приложение. Карты: «Древние государства мира», «Индия и Китай в древности», компьютер, презентация.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг

другу улыбнулись. И тихонечко присаживаемся.


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Эмоциональный настрой.

Быстрое включение в деловой ритм

Личностные:

Проявляют положительное отношение к учебной деятельности.


II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Фронтальная

Словесный
















Индивидуальный.




-Ребята, в страну мы путешествие на прошлом уроке? Верно, в Индию. Давайте вспомним.

Блиц – опрос.

1) Где Индия?

( на карте). Один показывает на у доски, в контурной карте.

2) воды Индию? (Показать на карте). Один показывает на у доски, в контурной карте.

3) главных рек по Индии? (Показать на карте). Один показывает на у доски, отмечают в контурной карте.

4) Как называются и где самые горы в мире? Как они называются? (Показать на , в контурной карте).

5) На доске вам представлены слова: группа, слой населения, варна, сословие

– Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? (Варны)

– Сформулируйте тему нашего урока. (Тема нашего урока «Индийские варны»)

– Запишите тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы.Показывают по карте, контурной карте




-в Южной Азии.






- океан, море, залив.



- Инд и Ганг.





- на Индии, .




Слушают учителя и отвечают на его вопросы


Проявляют к материалу.


Осознанно речевые в форме.

Осознают пройденного материала.

Личностные:

- Уметь соблюдать дисциплину на уроке;

- Уважительно относиться к одноклассникам;

Коммуникативные:

- Уметь слушать учителя.


Умеют читать карту, местоположение Индии, ее моря и океан, указывают воды.

Сравнивают и полученные данные.

осуществляют и выделение информации;

используют знаково-символические для учебной задачи;

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Самостоятельно формулировать тему, цель, задачи

Самостоятельно формулировать тему

Владение диалоговой, устной формой речи(К).


Вопросы, работа по карте.




























III. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.







IV.


Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации











V. Открытие новых знаний


- построение проекта выхода из затруднения


- реализация проекта





































VI.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.








VII.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Фронтальная. Словесный. Беседа
































Работа с презентацией (наглядный ряд) – ассоциативное мышление



















































Работа в парах




























Метод проблемного обучения





-Мы продолжаем свое путешествие по Индии. На прошлом уроке вы познакомились с термином «Варны», раскройте смысл данного понятия.


- Давайте определим, что мы узнаем на уроке (ребята определяют цели урока)

-План:

1 . Миф о происхождении четырёх каст.

2. Характеристика каст.

3. Будда – основатель религии буддизма.

Постановка проблемного вопроса:


- Ребята, представьте, что мы в Индии познакомились с семьёй земледельца, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать его сыновья. Глава семьи ответил, что они хотят стать воинами.

-Но это невозможно! – кто-то прокричал в ответ.

Вопрос. Почему его дети не могут стать воинами?

- На этот вопрос вы мне должны будете дать ответ в конце урока.

- Варна состояла из групп, которые португальцы называли «касты»

-Что такое каста? Найдите определение стр.100 учебника

Запишите в тетради.

-Определение «варна» своими корнями уходит в древний санскрит, в переводе это значит «цвет» или «качество» — с учетом определенного цвета одежды, характерного для людей отдельной варны. Варна — обширное понятие, определяющее статус в обществе, а каста является подгруппой варны, указывающая на принадлежность к роду деятельности по праву наследования и религиозной секте.

- Ребята, что вы можете сказать о людях изображенных на картинках? Предположите, на какие сословия делилось индийское общество (ответы ребят).

(Помогаю ребятам правильно сформулировать название сословий):

жрецы, землевладельцы, воины, слуги.

-У индийцев эти сословия имели свои названия :

Жрецы – брахманы

Воины - кшатрии

Земледельцы - вайшьи

Слуги – шудры

Неприкасаемые- отдельная особая категория населения

(на доске - слайд)

- Согласно легенде бог Брахма создал из своего тела варны .(Слово сопровождается слайдом из презентации – изображение бога Брахмы). - Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки.
Средством передвижения Брахмы является божественный лебедь.

Задание: Ребята, подумайте и определите из каких частей тела, по предположению древних жителей Индии, были созданы варны (касты).

- А теперь давайте обратимся к тексту «Миф о происхождении четырёх каст» стр.100-101 учебника. Сравните ваши предположения.

Вопрос: почему происхождение определенной варны связывали именно с этой частью тела?


- А теперь, предлагаю вам, в ходе нашего путешествия , побывать в гостях одной из каст, познакомится с их жизнью, заполнив таблицы в рабочих листах и рассказать нам о том, что вы узнали.

- Работая в парах с раздаточным материалом

    1. Пара №1 Брахманы. п. 2,3

    2. Пара № 2 Воины п.4

    3. Пара № 3 Земледельцы п. 4

    4. Пара № 4 Слуги. п 4

    5. Пара № 5 Неприкасаемые. П5

-Таблица(приложение).

Понятие: отшельник запись в тетради.

-выступление пар.


Физкультминутка

- Ребята, можете ли вы дать ответ на проблемный вопрос урока (Представьте, что мы здесь познакомились с семьёй земледельца, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать его сыновья. Глава семьи ответил, что они хотят стать воинами.

-Но это невозможно! –кто-то прокричал в ответ).

Вопрос. Почему его дети не могут стать воинами?

Если возникнут затруднения, обратиться к определению понятия «каста»

- Правильно каста являлась закрытой группой, в Индии переход из одной касты в другую был не возможен. В 1948 году негативная дискриминация по признаку касты была запрещена законом и дополнительно закреплена в Конституции Индии в 1950г.

Предполагаемый ответ «Варны- это четыре основных сословия древнеиндийского общества».

Слушают учителя и отвечают на его вопросы.



























Предполагаемые ответы ребят:

Что такое каста?

Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность, к которой передавалась по наследству.













Знакомятся с терминами и записывают в тетрадь.









Слушают учителя и отвечают на его вопросы.

Читают текст вслух, затем корректируют свои ответы-предположения .

Размышление рябят, сравнение на основе положения касты.






Анализ раздаточного материала



Устно характеризуют условия и образ жизни, занятия людей разных каст индийского общества.

Стр.102 учебник










Анализ возникающих проблемных ситуаций, отвечают




Предполагаемый ответ: положение передавалось по наследству.



Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.



Самостоятельно формулировать цель, задачи




Владение диалоговой, устной формой речи(К).






Познавательные:

- участие в

обсуждении

- выстраивание

причинно-

следственных связей

- определение темы

урока

Коммуникативные:

- выработка общего

решения

- умение выражать

свои мысли

Регулятивные:

Целеполагание



Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.





















Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа, наглядного материала.

















Коммуникативные: принимают участие в работе пары ; договариваются, приходят к общему решению.

Личностные:

- Уважительно относиться к одноклассникам.

Коммуникативные:

- Представлять и сообщать конкретное содержание в письменной форме.

Регулятивные:

- Уметь организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями.


(П) Владеют различными видами публичных выступлений

(высказывания, монолог, дискуссия);

(Л) следуют этическим нормам и правилам ведения диалога;

(Р)Умеют сознательно организовывать свою познавательную деятельность, поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных

Источниках различного типа.





























































































заполнение таблицы


















VIII. Включение в систему знаний.










































Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный метод, метод проблемного обучения.














Частично-поисковый метод





Межпредметная связь (история –ОДНКНР)


Метод сравнения



Вопрос: Почему кастовая система была отменена?













- С таким положением социальных групп в Индии не согласился основатель буддизма - мировой религии, которая является самой древней религией, царевич Сиддхартха Гаутама прозванный Буддой.

Сообщение ученика о Будде «Легенда о Будде».

Запись в тетрадь:

«Будда»- Просветленный, Мудрец

Буддизм (словарь учебника стр.301)

Вопрос:

  • Какие нравственные правила заложены в учениях Будды?

(всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти).

  • Есть ли сходство этих правил с правилами других религий? Где они прописаны?

(христианство, Библия-Ветхий Завет- заповеди);

  • Почему буддизм называют мировой религией?

(получила распространение у многих народов)

Давайте познакомимся с выводами, которые сделал Будда в результате своих странствий.

Чтение п.6 стр. 104 учебника

  • Какие выводы сделал Будда во время своих странствий?

Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.


Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

(Основа размышлений: несправедливое, унижающее честь и достоинство положение человека в обществе, ограничение прав и свобод человека и тд.)


Слушают учителя.




Слушание и анализ доклада одноклассника

, отвечают на вопрос.


Работа с учебником, словарем.

















Сравнивают,

отвечают на вопросы, читают текст учебника, анализируют и делают выводы.

Ориентация в учебнике, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение (П).

Владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К).

Итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности (Р).

























Задания по параграфу,
сообщение






Устный ответ















Устный ответ











































IX. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.































Фронтальная, парная. Словесный. Беседа




























Фронтальная

- Ребята, а сейчас мы узнаем, внимательны ли вы были сегодня на уроке. Давайте поиграем в игру «Верно, не верно»

Условия игры: Учитель говорит предложение, если верно, ученики показывают руками следующий знак, руки сложены в ладони перед собой. Если не верно, руки разведены в стороны ладошками вверх.

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма.   + 

2. Из ступней бога вышла каста воинов.             -  

3. Жрецы - брахманы были самой высшей и главной кастой.   +

4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.   -

5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.     +

6. Религия буддизма учит, главное- достоинства человека, а не его происхождение. +


- Ребята, продолжите фразу

- Сегодня на уроке я повторил…

- на уроке я узнал…

- на уроке я научился…

- на уроке я познакомился…

- на уроке я закрепил…

- я не понял…

Следуют правилам игры, жестами показывая верно или нет утверждение




























Отвечают на вопросы

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме;






Личностные: понимают значение знаний
для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала














Личностные: понимают значение знаний
для человека и принимают его.


Регулятивные:

- Уметь оценивать свою работу.

Игра по вопросам Игра «Верно, не верно».








































X. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

П.21стр.104 , повторить термины, выписать в тетрадь культурные достижения древних индийцев.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение об индуизме, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем они интересны для историков (по ресурсам
Интернета)

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу




Приложение1

Рабочий лист

Задание № 1 Заполнить таблицу «Индийские касты»


Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Брахманы







Воины







Земледельцы,







Слуги







Неприкасаемые

 



 







Приложение №2 ( для учителя) «Индийские касты»

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Брахманы

белый

Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников

Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество

Воины (кшатрии)

красный

Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука


Земледельцы (вайшью)

желтый

Возделывали поля, работали в мастерских, торговали


Слуги (шудры)

черный

Служить представителям высших каст

Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам






Приложение

Карточка-задание для группы №1.

Брахманы

Прочитайте учебник п.2 с 101-103 и «Законы Ману»:

  • Обучение, изучение (веды), жертвоприношение для себя и жертво-

приношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма)

установил для брахманов.


  • Всё, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.

  • Брахман – учёный или неучёный – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.

Брахманам приписывался белый цвет – цвет чистоты, незапятнанности.

Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.


Карточка-задание для группы №2

Кшатрии

Прочитайте п.4 с. 103-104 и «Законы Ману»:

  • Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и не приверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.

  • Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) – торговля.

  • Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвёртую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

Кшатриям приписывался красный цвет - цвет огня, войны, решительности и энергии.

Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы


Карточка-задание для группы №3

Вайшьи

Прочитайте учебник п. 4 с. 103-104 и «Законы Ману»:

  • Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

  • Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

  • Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного ( качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

Вайшьи приписывался желтый цвет - цвет земли.

Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы





Карточка-задание для группы №4

Шудры

Прочитайте учебник п. 4 и 5 с. 103-104 и «Законы Ману»:

  • Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим Варнам со смирением.

  • Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужение; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

  • Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

  • Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убийство шудры.

  • Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их ( должны быть) собаки и ослы.

  • Одеждами - одеяние мёртвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

  • Днём они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.

Им приписывался черный цвет.

Выберите информацию для таблицы.























Карточка для проверки ранее усвоенных знаний.

1.Индия расположена на юге материка __ _______ _______ 

. 2.Индия расположена на полуострове _________ . 

3.Северной границей Индии служат _______ __________ .

 4.Берега Индии с востока, юга и востока омывает ___________________ . 

5.Самые многоводные реки Индии __________ и ______ .

 6.Густые, непроходимые леса – это _ ___________ _ . 

7.Джунгли растут по берегам реки _____________ . 

8.Индийцы занимаются _______________________ . 

9.Они выращивают __________________ , _____________ .



Карточка для проверки ранее усвоенных знаний.

1.Индия расположена на юге материка __ _______ _______ 

. 2.Индия расположена на полуострове _________ . 

3.Северной границей Индии служат _______ __________ .

 4.Берега Индии с востока, юга и востока омывает ___________________ . 

5.Самые многоводные реки Индии __________ и ______ .

 6.Густые, непроходимые леса – это _ ___________ _ . 

7.Джунгли растут по берегам реки _____________ . 

8.Индийцы занимаются _______________________ . 

9.Они выращивают __________________ , _____________ .


Карточка для проверки ранее усвоенных знаний.

1.Индия расположена на юге материка __ _______ _______ 

. 2.Индия расположена на полуострове _________ . 

3.Северной границей Индии служат _______ __________ .

 4.Берега Индии с востока, юга и востока омывает ___________________ . 

5.Самые многоводные реки Индии __________ и ______ .

 6.Густые, непроходимые леса – это _ ___________ _ . 

7.Джунгли растут по берегам реки _____________ . 

8.Индийцы занимаются _______________________ . 

9.Они выращивают __________________ , _____________ 
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя