II. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Фронтальная Словесный Индивидуальный. | -Ребята, в страну мы путешествие на прошлом уроке? Верно, в Индию. Давайте вспомним. Блиц – опрос. 1) Где Индия? ( на карте). Один показывает на у доски, в контурной карте. 2) воды Индию? (Показать на карте). Один показывает на у доски, в контурной карте. 3) главных рек по Индии? (Показать на карте). Один показывает на у доски, отмечают в контурной карте. 4) Как называются и где самые горы в мире? Как они называются? (Показать на , в контурной карте). 5) На доске вам представлены слова: группа, слой населения, варна, сословие – Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? (Варны) – Сформулируйте тему нашего урока. (Тема нашего урока «Индийские варны») – Запишите тему урока в тетрадь. | Отвечают на вопросы.Показывают по карте, контурной карте -в Южной Азии. - океан, море, залив. - Инд и Ганг. - на Индии, . Слушают учителя и отвечают на его вопросы | Проявляют к материалу. Осознанно речевые в форме. Осознают пройденного материала. Личностные: - Уметь соблюдать дисциплину на уроке; - Уважительно относиться к одноклассникам; Коммуникативные: - Уметь слушать учителя. Умеют читать карту, местоположение Индии, ее моря и океан, указывают воды. Сравнивают и полученные данные. осуществляют и выделение информации; используют знаково-символические для учебной задачи; Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Самостоятельно формулировать тему, цель, задачи Самостоятельно формулировать тему Владение диалоговой, устной формой речи(К). | Вопросы, работа по карте. |
III. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока. IV. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации V. Открытие новых знаний - построение проекта выхода из затруднения - реализация проекта VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Фронтальная. Словесный. Беседа Работа с презентацией (наглядный ряд) – ассоциативное мышление Работа в парах Метод проблемного обучения | -Мы продолжаем свое путешествие по Индии. На прошлом уроке вы познакомились с термином «Варны», раскройте смысл данного понятия. - Давайте определим, что мы узнаем на уроке (ребята определяют цели урока) -План: 1 . Миф о происхождении четырёх каст. 2. Характеристика каст. 3. Будда – основатель религии буддизма. Постановка проблемного вопроса: - Ребята, представьте, что мы в Индии познакомились с семьёй земледельца, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать его сыновья. Глава семьи ответил, что они хотят стать воинами. -Но это невозможно! – кто-то прокричал в ответ. Вопрос. Почему его дети не могут стать воинами? - На этот вопрос вы мне должны будете дать ответ в конце урока. - Варна состояла из групп, которые португальцы называли «касты» -Что такое каста? Найдите определение стр.100 учебника Запишите в тетради. -Определение «варна» своими корнями уходит в древний санскрит, в переводе это значит «цвет» или «качество» — с учетом определенного цвета одежды, характерного для людей отдельной варны. Варна — обширное понятие, определяющее статус в обществе, а каста является подгруппой варны, указывающая на принадлежность к роду деятельности по праву наследования и религиозной секте. - Ребята, что вы можете сказать о людях изображенных на картинках? Предположите, на какие сословия делилось индийское общество (ответы ребят). (Помогаю ребятам правильно сформулировать название сословий): жрецы, землевладельцы, воины, слуги. -У индийцев эти сословия имели свои названия : Жрецы – брахманы Воины - кшатрии Земледельцы - вайшьи Слуги – шудры Неприкасаемые- отдельная особая категория населения (на доске - слайд) - Согласно легенде бог Брахма создал из своего тела варны .(Слово сопровождается слайдом из презентации – изображение бога Брахмы). - Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Средством передвижения Брахмы является божественный лебедь. Задание: Ребята, подумайте и определите из каких частей тела, по предположению древних жителей Индии, были созданы варны (касты). - А теперь давайте обратимся к тексту «Миф о происхождении четырёх каст» стр.100-101 учебника. Сравните ваши предположения. Вопрос: почему происхождение определенной варны связывали именно с этой частью тела? - А теперь, предлагаю вам, в ходе нашего путешествия , побывать в гостях одной из каст, познакомится с их жизнью, заполнив таблицы в рабочих листах и рассказать нам о том, что вы узнали. - Работая в парах с раздаточным материалом -
Пара №1 Брахманы. п. 2,3 -
Пара № 2 Воины п.4 -
Пара № 3 Земледельцы п. 4 -
Пара № 4 Слуги. п 4 -
Пара № 5 Неприкасаемые. П5 -Таблица(приложение). Понятие: отшельник запись в тетради. -выступление пар. Физкультминутка - Ребята, можете ли вы дать ответ на проблемный вопрос урока (Представьте, что мы здесь познакомились с семьёй земледельца, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать его сыновья. Глава семьи ответил, что они хотят стать воинами. -Но это невозможно! –кто-то прокричал в ответ). Вопрос. Почему его дети не могут стать воинами? Если возникнут затруднения, обратиться к определению понятия «каста» - Правильно каста являлась закрытой группой, в Индии переход из одной касты в другую был не возможен. В 1948 году негативная дискриминация по признаку касты была запрещена законом и дополнительно закреплена в Конституции Индии в 1950г. | Предполагаемый ответ «Варны- это четыре основных сословия древнеиндийского общества». Слушают учителя и отвечают на его вопросы. Предполагаемые ответы ребят: Что такое каста? Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность, к которой передавалась по наследству. Знакомятся с терминами и записывают в тетрадь. Слушают учителя и отвечают на его вопросы. Читают текст вслух, затем корректируют свои ответы-предположения . Размышление рябят, сравнение на основе положения касты. Анализ раздаточного материала Устно характеризуют условия и образ жизни, занятия людей разных каст индийского общества. Стр.102 учебник Анализ возникающих проблемных ситуаций, отвечают Предполагаемый ответ: положение передавалось по наследству. | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Самостоятельно формулировать цель, задачи Владение диалоговой, устной формой речи(К). Познавательные: - участие в обсуждении - выстраивание причинно- следственных связей - определение темы урока Коммуникативные: - выработка общего решения - умение выражать свои мысли Регулятивные: Целеполагание Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа, наглядного материала. Коммуникативные: принимают участие в работе пары ; договариваются, приходят к общему решению. Личностные: - Уважительно относиться к одноклассникам. Коммуникативные: - Представлять и сообщать конкретное содержание в письменной форме. Регулятивные: - Уметь организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями. (П) Владеют различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия); (Л) следуют этическим нормам и правилам ведения диалога; (Р)Умеют сознательно организовывать свою познавательную деятельность, поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных Источниках различного типа. | заполнение таблицы |
VIII. Включение в систему знаний. | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный метод, метод проблемного обучения. Частично-поисковый метод Межпредметная связь (история –ОДНКНР) Метод сравнения | Вопрос: Почему кастовая система была отменена? - С таким положением социальных групп в Индии не согласился основатель буддизма - мировой религии, которая является самой древней религией, царевич Сиддхартха Гаутама прозванный Буддой. Сообщение ученика о Будде «Легенда о Будде». Запись в тетрадь: «Будда»- Просветленный, Мудрец Буддизм (словарь учебника стр.301) Вопрос: (всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти). (христианство, Библия-Ветхий Завет- заповеди); (получила распространение у многих народов) Давайте познакомимся с выводами, которые сделал Будда в результате своих странствий. Чтение п.6 стр. 104 учебника Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы (Основа размышлений: несправедливое, унижающее честь и достоинство положение человека в обществе, ограничение прав и свобод человека и тд.) Слушают учителя. Слушание и анализ доклада одноклассника , отвечают на вопрос. Работа с учебником, словарем. Сравнивают, отвечают на вопросы, читают текст учебника, анализируют и делают выводы. | Ориентация в учебнике, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение (П). Владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К). Итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности (Р). | Задания по параграфу, сообщение Устный ответ Устный ответ |
IX. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. | Фронтальная, парная. Словесный. Беседа Фронтальная | - Ребята, а сейчас мы узнаем, внимательны ли вы были сегодня на уроке. Давайте поиграем в игру «Верно, не верно» Условия игры: Учитель говорит предложение, если верно, ученики показывают руками следующий знак, руки сложены в ладони перед собой. Если не верно, руки разведены в стороны ладошками вверх. 1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. + 2. Из ступней бога вышла каста воинов. - 3. Жрецы - брахманы были самой высшей и главной кастой. + 4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. - 5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. + 6. Религия буддизма учит, главное- достоинства человека, а не его происхождение. + - Ребята, продолжите фразу - Сегодня на уроке я повторил… - на уроке я узнал… - на уроке я научился… - на уроке я познакомился… - на уроке я закрепил… - я не понял… | Следуют правилам игры, жестами показывая верно или нет утверждение Отвечают на вопросы | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: - Уметь оценивать свою работу. | Игра по вопросам Игра «Верно, не верно». |