СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индийский океан

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать знания о характерных чертах географического положения, особенности строения дна и рельефа, свойства водных масс, морские течения и природные богатства Индийского океана; дать представление о его исследования и представителей органического мира; подписать на контурной карте объекты географической номенклатуры океана.

Просмотр содержимого документа
«Индийский океан»

Урок № 14

Индийский океан

Цель урока: сформировать знания о характерных чертах географического положения, особенности строения дна и рельефа, свойства водных масс, морские течения и природные богатства Индийского океана; дать представление о его исследования и представителей органического мира; подписать на контурной карте объекты географической номенклатуры океана.

Оборудование: учебник, тетрадь для практических работ, атлас, физическая карта мира, карта океанов.

Географическая номенклатура: Аравийское море, залива - Бенгальский, Персидский; Суэцкий канал; остров Шри-Ланка; Зондовый глубоководный желоб; подводные хребты - западноиндийского, Аравийско-Индийский, Центральноиндийський; течения - Муссонная, мадагаскарская.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемые результаты: ученики смогут: сравнивать географическое положение Тихого и Индийского океанов; рассказывать об особенностях строения дна и рельефа Индийского океана; приводить примеры течений, представителей органического мира; рассказывать о свойствах водных масс и морских течений; показывать на карте географические объекты.

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Вступительное слово учителя

Хотя Индийский океан меньше Тихого и Атлантического, он имеет свои уникальные черты. Так, в его состав входят водоемы (Персидский залив и Красное море), известные высокими показателями температуры и солености. Моряки утверждают, что, проплывая по их акватории, палуба настолько накаляется, что ноги обжигает даже сквозь обувь. В океане встречаются реликты (виды, сохранившиеся с давних эпох). У юго-восточного побережья Африки в 1938 г.. Была выловлена ​​латимерия - рыба, относится к группе китицеперих. Это стало настоящей сенсацией, ведь латимерию называют «живой ископаемым». На берегах океана или в непосредственной близости от них сформировались древнейшие цивилизации, в частности Шумер. Некоторые ученые считают центром зарождения и развития мореплавания. Известно, что задолго до нашей эры камышовые корабли шумеров побывали в Аравийской заливе, Красном море и очевидно доходили до берегов современной Индии.

(Объявить тему и ожидаемые результаты урока.)

III. Актуализация опорных знаний и умений

Проверка домашнего задания

Собрать карточки с вопросами, которые ученики подготовили дома, и предложить каждому ученику выбрать две карты и ответить на вопросы. Если ответа нет - отвечает автор вопроса.

IV. Изучение нового материала

1. Географическое положение

Работа с таблицей

Напомнить учащимся план характеристики географического положения океана и предложить, вы-користовуючы карты атласа, сравнить географическое положение Атлантического и Индийского океанов, найти общие и отличительные черты и заполнить таблицу.

2. История исследования

Работа с карточкой

Учитель раздает на каждую парту карточку с материалом, обработав который, ученики должны выписать имена путешественников (исследователей) и их достижения. После завершения работы результаты обобщаются в таблице на доске.

Образец карточки

Задолго до нашей эры египетские корабли отправлялись Индийским океаном в отдаленных берегов Азии и Африки за древесиной, слоновой костью, серебром и золотом. Выдающимися мореплавателями древности были финикийцы. 3500 лет назад они плавали в Персидском заливе, Красном море и прилегающих территориях Индийского океана. С IV в. начинается освоение океана китайскими мореплавателями, которые, вероятно, доходили до Красного моря. В 1292-1294 гг. Марко Поло, возвращаясь из Китая в Европу, проплыл от Малаккского пролива до Персидского залива. В 1340 г.. Арабский путешественник Ибн Баттута плавал северной частью океана. В 1498 г.. Васко да Гама первым из европейцев обогнул Африку и проложил путь в Индию.

3. Строение и рельеф океана

Рассказ учителя

Впадина Индийского океана имеет свои особенности. Здесь сравнительно слабо развит шельф, в большинстве районов он простирается узкой полосой от нескольких до 100 км. Материковый склон, особенно вдоль африканского побережья, является нешироким и отличается крутизной (это наиболее крутой материковый склон на планете).

В Индийском океане сформировалась сложная система срединно-океанических хребтов. Она занимает примерно шестую часть дна океана. Особенностью трех хребтов - западноиндийского, Аравийско Индийского и Центральноиндийського, является их тройное соединение. Срединно-океаническими хребтами ложе Индийского океана разделяются на три большие части. Наибольшие глубины океана связаны с желобами. Глубокий и длинный из них - Зондский. Он протянулся на 2 900 км вдоль склонов группы островов, отделяющих Индийский океан от Тихого (мак-симально глубина южнее острова Ява - 7729 м).

Работа с картами

Используя карты атласа, сравните размещения океанических хребтов в Атлантическом и Индийском океанах. Объясните, как они связаны с особенностями литосферных плит.

4. Климат и водные массы. Влияние океана на природу материка. Течения

1) Климат и водные массы

Работа с карточкой

Учитель раздает на каждую парту карточку с материалом, обработав который, ученики должны составить к нему план.

Образец карточки

Индийский океан расположен во всех климатических поясах Южного полушария, в Северном полушарии его территория ограничена тропическим поясом. В феврале средняя температура воздуха в экваториальных широтах составляет + 26 ... + 28 ° С. Между Южным тропиком и Антарктидой она быстро снижается и у берегов «белого» континента равен -4 ... -8 ° С. Средняя температура августа в экваториальном поясе составляет + 26 ... + 28 ° С, в северной части океана она возрастает до + 29 ... + 30 ° С, достигая максимальных показателей +31 ... + 34 ° С в районе Красного моря и Пер-ской залива. У берегов Антарктиды температура в августе снижается до -20 ... -25 ° С. Здесь об-ются льды, которые могут переноситься ветрами и течениями до 68 ° ю. ш. Количество атмосферных осадков является наиболее крупной в экваториальном поясе, меньше всего их выпадает у берегов Аравийско-го полуострова.

Распределение температуры поверхностных вод Индийского океана подобный распределения температур воздуха над его территорией. Так, наиболее высокие температуры, до +33 ° С, наблюдаются летом в Северном полушарии в Персидском заливе и Красном море (это самые высокие показатели температуры вод Мирового океана). У берегов ледяного материка температура поверхностных вод опускается до -0,5 ° С.

Распределение солености воды в поверхностных слоях океана зависит от баланса атмосферных осадков и испарения в отдельных его частях. Выделяются две области, где преобладает испарение. Одна из них характеризуется особенно высокими показателями солености. Эта область охватывает северо-западную часть океана. Так, в Аравийском море соленость составляет 35,5-36,0 ‰, в Персидском заливе - 37-39 ‰, а в Красном море достигает 42 ‰ (это самые высокие показатели в Мировом океане). Вторая область высокой солености размещена в субтропическом поясе Южного полушария. На западе экваториального пояса соленость составляет 35,0-35,5 ‰, а на востоке она снижается до 33-34 ‰. Снижается этот показатель и Антарктиды.

2) Влияние океана на природу материка

Рассказ учителя

Вы уже знаете, что вода обладает высокой теплоемкостью. Поэтому океан медленно нагревается и отдает тепло, смягчая этим климатические условия прибрежных районов. Над океаном формируются воздушные массы, которые содержат большое количество влаги. Перемещаясь на сушу, эта влага выпадает в виде дождя. Обильными осадками отличаются многие прибрежные районы Индийского океана. Так, населенный пункт Черрапунджи (Индия) считается самым дождливым местом на Земле.

Бассейн Индийского океана характеризуется хорошо выраженными муссонами. В наибольшей степени ветры влияют на климат полуострова Индостан.

3) Течения

Рассказ учителя

Система поверхностных течений в южной части Индийского океана подобная систем течений в соответствующих широтах Тихого и Атлантического океанов. Здесь теплые (Южная Пассатная, Мадагаскарская) и холодные течения образуют большой круговорот.

Изменения движения поверхностных вод, характерные для Индийского океана, наблюдаются в северной части. Они оговариваются действием муссонов. Эти ветры дали название течения (Муссонная течение), что меняет свое направление дважды в год. Сомалийская течение является единственной в Мировом океане, несет холодные воды от экватора к более высоким широтам. Ее особенности связаны с тем, что к северу и северо-востоку от Мадагаскара образуется обширная область дивергенции и поднятия воды. Температура на поверхности падает до -20 ° С и ниже.

Практическая работа

На контурной карте «Карта океанов» подпишите Аравийское море, залива - Бенгальский, пресс-ка; Суэцкий канал; остров Шри-Ланка; Зондовый глубоководный желоб; подводные хребты - Захи-дноиндийський, Аравийско-Индийский, Центральноиндийський; обозначьте и подпишите течения - Му-сонная, мадагаскарская.

Беседа за вопросами

1) Каковы особенности течений в южной части Индийского океана?

2) С чем связано изменение направления муссонных течения?

5. Органический мир и другие природные богатства океана

Рассказ учителя

Животный мир Индийского океана подобный фауны западной части Тихого океана. Здесь живут разные виды кораллов, большое количество крабов, рачков, моллюсков. В Индийском океане также много кальмаров и каракатиц, омаров и лангустов, встречаются гигантские морские черепахи, крупные морские млекопитающие - дюгонь, киты, ластоногие (морской слон, тюлени). С рыб в океане распространены тунцы, анчоус, скумбрия, сардина, барракуды, скаты, летучие рыбы, акулы. В южных водах обитают нототении и белокровные рыбы (например ледяная). Эта часть океана отличается большим количеством эндемиков (видов, свойственных только определенному района).

Важнейшими минеральными ресурсами шельфа Индийского океана нефть и природный газ. Особенно выделяется район Персидского залива. Он известен уникальной концентрацией месторождений нефти и газа: так, запасы нефти оцениваются в 53600000000 т. Ежегодно отсюда вывозится в Европу, Америку, некоторые страны Азии, Австралию более 500 млн т «черного золота». Среди других минеральных ресурсов особое место занимают железо-марганцевые конкреции, они распространены во всех океанических котловинах. В странах Юго-Восточной Азии разрабатываются месторождения оловянных руд.

Работа с контурной картой

Напомнить ученикам условные знаки, которыми обозначаются полезные ископаемые, и предложить нанести на контурную карту «Карта океанов» районы добычи минеральных ресурсов на побережье и шельфе Индийского океана.

6. Хозяйственная деятельность в океане. Охрана природы океана

Рассказ учителя

Океаном проходят мировые торговые пути, связывающие страны Азии, Восточной Африки и Австралии с Европой и Америкой. Оживленные морские трассы размещены в северной и западной части океана. Их большинство проходит через Суэцкий канал, Зондский и Малаккский проливы, а также по направлению к мысу Доброй Надежды.

Среди загрязнений вод Индийского океана лидирует нефтяное. Особенно в этом плане выделяется Персидский залив и прилегающие районы. Аварии танкеров, сброс нефти, повреждения буровых установок приводят к образованию нефтяной пленки. Очень опасным является загрязнение Индийского океана ртутью и свинцом. Эти металлы попадают в воды океана через атмосферу и с речными стоками. Растет загрязнение твердым мусором, выносится в океан реками и сточными водами.

Несмотря на относительно небольшие объемы морского промысла, многим животным, обитающим в океане, грозит опасность уничтожения. Так, резко сокращается количество морских черепах. Некоторые из них, например зеленый или суповая черепаха, имеют очень вкусное мясо и до недавнего времени были ценным объектом промысла. Сегодня морские черепахи охраняются и занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

С целью охраны флоры и фауны в Индийском океане создаются морские резерваты.

Задача

Объясните последствия добычи и дальнейшей транспортировки нефти.

Интересные факты

В западной части Индийского океана часто случаются землетрясения. Один из них стал причиной планетарной катастрофы, произошедшей 26 декабря 2004 Очаг подземных толчков пере- бывало в Индийском океане, вблизи северо-западного берега острова Суматра (Индонезия) на глубине примерно 25 км. В результате землетрясения, длился всего 17 минут, произошло смещение океанической плиты. За считанные минуты огромный водяной вал охватил острова Суматра и Ява. Примерно через 10-20 минут он достиг Андаманских и Никобарских островов, а затем западных берегов Таиланда, в том числе курортного острова Пхукет. По 2:00 волна дошла до Шри-Ланки, Бангладеш, восточного побережья Индии и Мальдивских островов. Через 6:00 водяной вал охватил Сомали (восточное побережье Африки).

Это землетрясение было ужасные последствия. Только в Индонезии число жертв превысило 120 тыс. Человек.

Особенно масштабными были разрушения в районах, расположенных вблизи эпицентра землетрясения. Так, из воздуха не удалось обнаружить никаких признаков жизни в городе Малабо. Несколько островов у западного побережья Суматры просто исчезли, ушли под воду, как будто их никогда и не было.

Не менее трагичной была ситуация за 1,5 тыс. Км от Индонезии. Рыбацкие деревни на юго-восточном побережье Индии буквально смыло.

Тайский остров Пхукет за несколько минут с райского уголка превратился в руины. Многих туристов спасло только то, что в прошлом дня они праздновали католическое Рождество и поэтому отдыхали в гостиницах.

На Мальдивах высота волны не превышала 2 м. Но в связи с тем, что часть островов поднимаются над поверхностью океана лишь на 1-2 м, под водой оказались две трети территории сто- лице островного государства - Мале. В общем Мальдивские острова пострадали в меньшей степени, поскольку они окружены коралловыми рифами, которые взяли на себя удары волн, обеспечив пассивную защиту от цунами.

Дополнительный материал

В Индийском океане встречаются реликты (виды, сохранившиеся с давних эпох). У юго-восточного побережья Африки в 1938 г.. Была выловлена ​​латимерия - рыба, относится к группе китецеперих. Это стало настоящей сенсацией, ведь латимерию называют «живой ископаемым». Возможно, она является древнейшим из всех видов, живущих сегодня на Земле. Позже у Коморских островов выловили еще около 100 латимерий. Было выяснено, что длина этой рыбы может достигать 1,8 м, а вес - 95 кг.

Учитывая свойства вод морей и заливов, Индийский океан можно считать наиболее теплым и соленым (в целом поверхностные воды наиболее теплые в Тихом океане, а наиболее соленые - в Атлантическом). В Персидском заливе вода прогревается до + 35 ° С, на юге Красного моря - до 33 ° С. В Персидском заливе соленость составляет 37-39 ‰, а в Красном море достигает 42 ‰.

V. Закрепление изученного материала

Работа у карты

1. Покажите пределы Индийского океана.

2. Какие материки он омывает?

3. Назовите и покажите на карте крупные острова и архипелаги в Индийском океане.

4. Как Индийский океан связан с другими океанами?

5. Назовите известные вам проливы.

6. Какие моря является частью океана? Какие из них внутренние, а какие - окраинные?

7. Покажите районы добычи нефти и морские пути, которыми она транспортируется в США, Западной Европы, Японии.

Творческое задание

1. Предложить ученикам внимательно рассмотреть карту «Индийский океан», затем закрыть ее и нарисовать из памяти акваторию океана. Учащимся необходимо подписать названия крупнейших морей и заливов, обозначить и подписать течения. После завершения работы выбрать три наиболее удачные работы и выставить оценки.

VI. Выводы

VII. Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!