СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная дополнительная общеразвивающая программа "Экомир"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы вызвана необходимостью эффективности работы по выявлению и развитию одаренности учащихся, что предусмотрено законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Талантливая молодежь - интеллектуальное богатство нации, ее творческий потенциал. Поэтому работу о развитии одаренности детей необходимо рассматривать как заботу о будущем нашего государства. Работа по выявлению и развитию одаренности личности тогда станет успешной, когда она будет иметь системный характер, объединять усилия образовательных институтов, семьи, научных и производственных коллективов, общественных организаций.  

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная дополнительная общеразвивающая программа "Экомир"»



Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

Центр детского и юношеского творчества




Согласована

с методическим советом

МКУ ДО ЦДЮТ

Протокол № _____

от ______________ 20___ г.

Утверждаю

Директор МКУ ДО ЦДЮТ

____________ Е.Ю.Кобзарь

Приказ № ______

от _______________ 2017__ г.





ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Экомир»


Срок реализации программы:2 года

Возраст обучающихся: 16-17 лет

Направление деятельности:

естественно-научное


Автор индивидуальной дополнительной общеразвивающей программы:

Тевризова Татьяна Александровна

педагог дополнительного образования


Приволжск 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разработка программы вызвана необходимостью эффективности работы по выявлению и развитию одаренности учащихся, что предусмотрено законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Талантливая молодежь - интеллектуальное богатство нации, ее творческий потенциал. Поэтому работу о развитии одаренности детей необходимо рассматривать как заботу о будущем нашего государства. Работа по выявлению и развитию одаренности личности тогда станет успешной, когда она будет иметь системный характер, объединять усилия образовательных институтов, семьи, научных и производственных коллективов, общественных организаций.

Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

Программа разработана в соответствии с рекомендациями 1248 Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, Конституцией Российской Федерации, Законом РФ “Об образовании”, Посланием Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года Президента Российской Федерации, президентской программой “Одаренные дети».

Сегодня, когда коренным образом изменились социальная ситуация и отношения в обществе, встал вопрос об обновлении системы отечественного образования, причем не только в области содержания, но и в области форм и методов обучения и воспитания. Постепенно мы придем к тому, что содержание образования станет не самоцелью, а средством приобретения личного опыта, условием самоопределения и самореализации личности. И это правильно, ведь лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее время вызывает все больший интерес.

Понятие одаренности.

Каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не отнесен. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Что же такое “одаренность”, “одаренная личность”?

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или несколько областях выше среднего (по К. К. Платонову и А. М. Чередник).

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной.

Одаренность бывает проявленной или скрытой, общей и специальной.

Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:

• интеллектуальной; 
• академических достижений; 
• творческого или продуктивного мышления; 
• общения и лидерства; 
• художественной деятельности; 
• психомоторной.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образова­тельных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружок.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­альной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Данная образовательная программа носит научную направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к научному познанию, творчеству. Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа. В этой системе одно из заметных мест может занять дополнительная образовательная программа «Экомир».

В ходе реализации данной программы экспериментальная работа вызывает у подростков интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Цель программы:

Формирование всесторонне развитой личности, развитие у обучающихся интереса к исследовательской деятельности, создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с основными понятиями, подходами, методами, направлениями, законами, принципами экологии;

  • Раскрыть основные экологические проблемы города, района, страны. Влияние окружающей среды на здоровье человека;

  • Познакомить с нормативами качества окружающей среды;

  • Формировать систему научных взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде;

  • Обобщить знания об основных экологических проблемах мира, их причинах и последствиях;

  • Познакомить с методами проведения и анализа научного эксперимента;

  • Овладеть навыками исследовательской деятельности;

  • Научиться правильно оформлять научно-исследовательскую работу.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;

  • Развивать творческие способности учащихся;

  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

  • Развивать познавательный интерес к изучению родного края;

  • Способствовать развитию трудолюбия, терпения, самостоятельности, уверенности в себе.

Воспитательные:

  • Воспитать культуру работы в группах;

  • Воспитать любовь к родной природе;

  • Воспитать личность, готовую к практической деятельности, к защите и улучшению окружающей среды.

  • Поднять рейтинг значимости природы в системе ценностей подростка.


Сроки реализации дополнительной образовательной программы


Программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа, продолжительностью 45 минут - один час.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 16-17 лет.


Формы и методы занятий: индивидуальные


Для достижения хороших результатов при реализации программы предусматривается применение следующих дидактических форм и методов:

1.Аудиторно-лабораторные:

  • тематические лекции, рассказы, эвристические беседы;

  • консультации преподавателя;

  • работа учащихся с определителем, научно-популярной литературой;

  • работа на базе ИГХТУ;

  • работа на базе ОГБОУ «Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей» (по индивидуальному плану);

  • работа в школьной химической лаборатории (по индивидуальному плану);

  • викторины и конкурсы;

  • обучающие игры;

  • работа с компьютерными программами (по индивидуальному графику).

2.Полевые:

  • экскурсии в природу;

  • полевые исследования;

  • взятие образцов биологических объектов для дальнейшего изучения.

3.Комплексные:

  • индивидуальные исследовательские работы учащихся (наблюдения, опыты, эксперименты).


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности :

Формирование способности применять теоретические знания на практике.

Высокая степень интереса одарённых детей к содержанию занятий.

Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы.

Раскрытие творческого потенциала одарённых детей, повышение уровня духовности.

Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

Формой подведения итогов считать: участие в предметных олимпиадах, районных и областных научно – исследовательских конференциях, в работе школьного научного общества «Архимед».

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Анкетирование,

  • Включение педагогического наблюдения,

  • Рефлексия,

  • Анализ научно – исследовательских работ,

  • Анализ выступлений на научно – исследовательских конференциях, на олимпиадах.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать предметы, понятия):

История науки. Предмет экологии. Направления экологии. Подходы и методы экологии.

Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Свойства экосистем: устойчивость, гомеостаз, равновесие, живучесть, безопасность. Принципы функционирования экосистем. Биоценоз. Биома. Биотоп. Местообитание. Экологическая ниша. Пищевые цепи, экологические пирамиды. Продуктивность экосистем. Естественные и антропогенные экосистемы. Эволюция экосистем. Экологические сукцессии.

Экологические факторы. Понятие о лимитирующем факторе. Закон минимума Либиха. Правило о лимитирующем влиянии максимума Шелфорда. Комплексное воздействие факторов

Внутривидовые экологические факторы. Демографические факторы. Кривые роста. Кривые выживания. r и к – зависимости. Этологические факторы. Межвидовые взаимодействия: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, конкуренция, жертва – хищник, мутуализм.

Механизмы адаптации. Фотопериодизм. Циркадные ритмы.

Биосфера. Биогеохимические циклы. Биогеохимические принципы В. И. Вернадского. Ноосфера.

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Эколого-зависимые заболевания.

Этапы развития социоэкосистем. Понятие экологической безопасности. Экологический риск. Зоны экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации. Ресурсология. Классификация ресурсов. Рациональное природопользование.

Правовая база экологии.

Экологическое нормирование.

Источники загрязнения среды обитания.



Обучающиеся должны уметь:

раскрывать сущность проблем загрязнения окружающей среды и находить пути их решения;

вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;

проводить исследования в природе; уметь спланировать и выполнить исследовательскую работу, правильно её оформить;

анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

оценивать экологическое состояние городской среды и местных экосистем;

работать с научно-популярной литературой;

пользоваться химической посудой, реактивами, проводить химические опыты, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.




















Характеристика

на обучающихся объединения «Исток» МКУ ДО Центра детского и юношеского творчества

Апёнкину Марию, Соколову Анну

Девочки являются обучающимися МКУ ДО Центра детского и юношеского творчества г. Приволжска.

В объединение «Исток» Маша Апёнкина зачислена с 2015 года, а Аня Соколова – с 2017 года. С этого же времени участвуют в конкурсах и мероприятиях различного уровня, представляя Приволжский район и город Приволжск на муниципальных, региональных, Всероссийских конкурсах.

Апёнкина Маша, Соколова Анна - разносторонние, увлекающиеся дети, успевает сочетать занятия в объединении с хорошей и отличной успеваемостью в школе. Проявляют высокую степень работоспособности, ответственно относятся к занятиям. Показывают для своей возрастной категории высокие результаты. Все девочки неоднократные призёры и победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии, биологии, участники региональных, всероссийских конкурсов. Мария и Анна – неоднократные победители конкурса Приволжского муниципального района «Успех года».

Достижения данных обучающихся позволяют считать их одарёнными детьми в данном направлении и поэтому необходимо продолжить их обучение в объединении «Исток» по индивидуальной образовательной программе «Экомир».












Достижения Апёнкиной Марии Алексеевны


за 2015-2016 уч. год

№ п/п

наименование мероприятия

время

коллектив

ФИО педагога

результаты

ФИО участника

место



Муниципальный уровень


1

Муниципальная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Апрель 2016 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Апёнкина М. А.

Диплом I степени

2.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Декабрь 2015 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Апёнкина М. А.

Призёр


Региональный уровень


1

IX областной конкурс Юных химиков


Декабрь 2016 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Апёнкина М. А.

Диплом III степени

2

Областная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Апрель 2016 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Апёнкина М. А.

Диплом за II место

3

VIII областной конкурс юношеских чтений имени Д. Г. Бурылина

Февраль 2016 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Апёнкина М. А.

Диплом победителя


За 2016-2017 уч. год

Муниципальный уровень


1

Муниципальная научно-исследовательская конференция «Молодёжь изучает окружающий мир»

Апрель 2017 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Апёнкина М. А.

Диплом победителя

2

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Декабрь 2016 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Апёнкина М. А.

Призер

Региональный уровень

1

IX областной конкурс юношеских чтений имени Д. Г. Бурылина

Февраль 2017 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Апёнкина М. А.

Диплом лауреата

2

Межрегиональная олимпиада школьников «Фундаментальные науки – развитию регионов»

Май 2017 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Апёнкина М. А.

Диплом I степени

Всероссийский уровень

1

XX Российская научная конференция школьников «Открытие» в г. Ярославле

Апрель 2017 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.






Апёнкина М. А.

Диплом за высокую социальную значимость работы, предоставленной на XX Российской научной конференции школьников «Открытие»


За 2017-2018 уч. год

Муниципальный уровень


1

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Декабрь 2017 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Апёнкина М. А.

Призёр

2

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии

Декабрь 2017 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Апёнкина М. А.

Призёр

3.

Районные краеведческие чтения

Ноябрь 2017 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Апёнкина М. А.

Участник

4.

Муниципальный фестиваль экологических действий

Октябрь 2017 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Апёнкина М. А.

Диплом лауреата


Региональный уровень




















Достижения Соколовой Анны Александровны


за 2017-2018 уч. год


№ п/п

наименование мероприятия

время

коллектив

ФИО педагога

результаты

ФИО участника

место



Муниципальный уровень


1

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Декабрь 2017 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Соколова А. А

Призёр

2

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии

Декабрь 2017 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Соколова А. А

Призёр

3

Районные краеведческие чтения

Ноябрь 2017 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Соколова А. А

Участник

4

Муниципальный фестиваль экологических действий

Октябрь 2017 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Соколова А. А

Диплом лауреата


Региональный уровень


1

IX областной конкурс Юных химиков


Декабрь 2017 г.

«Исток»

Тевризова Т. А.

Соколова А. А

Диплом участника























Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Техника безопасности. Вводный инструктаж. Введение. История науки. Предмет экология.

2

2


2

Экосистемы, их свойства, принципы функционирования

6

6


3

Экологические факторы

2

2


4

Популяционная экология

4

4


5

Факторы окружающей среды и живые организмы. Адаптация к среде обитания.

2

2


6

Биосфера. Биогеохимические циклы. Ноосфера.

6

6


7

Экология человека. Окружающая среда и здоровье человека.

4

4


8

Взаимодействие человек-природа. Законы экологии. Экологический риск. Природопользование.

2

2


9

Экологическое право. Ответственность.

2

2


10

Экологическое нормирование

2

2


11

Источники загрязнения среды обитания

6

4

2

12

Исследовательская деятельность

12


12

13

Инженерная защита окружающей среды

4

4


14

Экологический менеджмент

2

2


15

Международные организации в деле охраны ОС

4

4


16

Особо охраняемые территории

4

4


17

Законы, правила и принципы экологии

6

6


18

Заключительное занятие. Подведение итогов за год.

2

2


Итого:


72

58

14






Содержание программы


1 год обучения


Введение. История науки. Предмет экология. (2 часа)

Ознакомление с планом работы. Знакомство и повторение правил безопасной работы в кабинете, с оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Проведение инструктажа.

История науки. Предмет экологии. Подходы и методы экологии.

Экосистемы, их свойства, принципы функционирования. (6 часов)

Экологическая система. Биогеоценоз. Свойства экосистем. Биоценоз. Биотоп. Экологическая ниша. Пищевые цепи и трофические уровни. Экологические пирамиды. Продуктивность экосистем. Естественные и антропогенные экосистемы. Эволюция экосистем. Экологические сукцессии. Эволюция биосферы.

Экологические факторы. (2 часа)

Экологические факторы. Факторы среды.

Популяционная экология. (4 часа)

Внутривидовые экологические факторы. Демографические факторы. Этологические факторы. Межвидовые взаимодействия: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, конкуренция, мутуализм, хищничество.

Факторы окружающей среды и живые организмы. Адаптация к среде обитания. (2 часа)

Механизмы адаптации живых организмов к среде обитания.

Биосфера. Биогеохимические циклы. Ноосфера. (6 часов)

Биосфера. Биогеохимические циклы. Цикл натрия, хлора, углерода, серы, азота, кислорода, водорода. Биогеохимические принципы В. И. Вернадского. Ноосфера. Роль человеческого фактора в развитии биосферы.

Экология человека. Окружающая среда и здоровье человека. (4 часа)

Эколого-зависимые заболевания (раковые, аллергические, болезни дыхательных путей). Основные виды воздействия загрязняющих веществ на организм человека. Действие тяжелых металлов.

Взаимодействие человек-природа. Законы экологии. Экологический риск. Природопользование. (2 часа)

Человек-природа. Этапы развития социоэкосистем. Законы экологии. Понятие экологической безопасности. Экологический риск. Зоны экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации. Ресурсология. Классификация ресурсов. Рациональное природопользование.

Экологическое право. Ответственность. (2 часа)

Правовая база экологии. Нормативно-техническая база. Ответственность в области охраны окружающей среды (административная, уголовная, материальная, дисциплинарная).

Экологическое нормирование. (2 часа)

Основные принципы разработки стандартов качества природной среды. Гигиеническое, экосистемное, производственно-хозяйственное нормирование.

Источники загрязнения среды обитания. (6 часов)

Химические, физические, биологические источники загрязнения среды обитания. Источники загрязнения атмосферы. Естественные загрязнители минерального, растительного, животного или микробиологического происхождения. Загрязнители, образующиеся при сжигании топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, при работе автомобильного, железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта и т.п. Загрязнители, образующиеся в результате промышленных выбросов. Загрязнители, обусловленные сжиганием и переработкой бытовых и промышленных отходов. Физико-химические свойства загрязнителей атмосферы. Источники загрязнения гидросферы. Экскурсия на очистные сооружения г. Приволжска. Загрязнение почвы. Радиоактивное загрязнение. Энергетические загрязнения. Воздействие свалки на окружающую среду.


Исследовательская деятельность. (12 часов)

Индивидуальная работа с научно-популярной литературой. Обзор литературы. Оформление научно-исследовательских работ. Написание тезисов. Подготовка устного доклада, презентации работы.

Инженерная защита окружающей среды. (4 часа)

Безотходное производство. Принципы создания малоотходных производств. Очистка воздушных выбросов. Очистка сточных вод. Инновационные технологии рекультивации почв. Классификация промышленных отходов. Укрупненная классификация отходов. Утилизация ТБО.

Экологический менеджмент. (2 часа)

Экологический контроль. Экологический паспорт. Экологическая экспертиза и экологический аудит. Мониторинг. Экономика среды обитания.

Международные организации в деле охраны ОС. (4 часа)

Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды. Международные экологические движения и организации. Межправительственные экологические организации. Неправительственные экологические организации. Экологические программы. Конференции и соглашения.

Особо охраняемые территории. (4 часа)

Основные категории ООПТ: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Российские заповедники. Задачи заповедников. Объекты всемирного наследия.

Законы, правила и принципы экологии. (6 часов)

Закон биогенной миграции атомов. Закон внутреннего динамического равновесия. Закон генетического разнообразия. Закон действия факторов. Закон хиральной чистоты. Закон константности. Закон максимизации энергии. Закон максимума биогенной энергии. Закон минимума. Закон необходимого разнообразия. Закон оптимальности. Закон сукцессионного замедления. Закон толерантности. Законы Коммонера. Правило Аллена. Правило Бергмана. Правило Вант-Гоффа термодинамическое. Правило взаимоприспособленности. Правило десяти процентов. Правило одного процента и др.

Заключительное занятие. Подведение итогов за год. (2 часа)









ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно -тематический план

(1 год обучения)

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Техника безопасности. Вводный инструктаж. Введение. История науки. Предмет экология.

2

2



Экосистемы, их свойства, принципы функционирования

6



2

Экологическая система. Биогеоценоз. Свойства экосистем. Биоценоз. Биотоп. Экологическая ниша.


2


3

Пищевые цепи и трофические уровни. Экологические пирамиды. Продуктивность экосистем.


2


4

Естественные и антропогенные экосистемы. Эволюция экосистем. Экологические сукцессии. Эволюция биосферы.


2


5

Экологические факторы

2

2



Популяционная экология

4

4


6

Внутривидовые экологические факторы. Этологические факторы.


2


7

Межвидовые взаимодействия: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, конкуренция, мутуализм, хищничество.


2


8

Факторы окружающей среды и живые организмы. Адаптация к среде обитания.

2

2



Биосфера. Биогеохимические циклы. Ноосфера.

6

6


9

Биосфера. Биогеохимические циклы. Цикл натрия, хлора, углерода, серы, азота, кислорода, водорода.


2


10

В. И. Вернадский о биосфере и «живом веществе».


2


11

Роль человеческого фактора в развитии биосферы.


2



Экология человека. Окружающая среда и здоровье человека.

4

4


12

Экология человека. Окружающая среда и здоровье человека.

2



13

Основные виды воздействия загрязняющих веществ на организм человека.

2



14

Взаимодействие человек-природа. Законы экологии. Экологический риск. Природопользование.

2

2


15

Экологическое право. Ответственность.

2

2


16

Экологическое нормирование

2

2



Источники загрязнения среды обитания

6

4

2

17

Источники загрязнения атмосферы.


2


18

Источники загрязнения гидросферы.



2

19

Загрязнение почвы.


2



Исследовательская деятельность

12


12

20

Работа с научно-популярной литературой. Обзор литературы.



2

21

Работа с научно-популярной литературой. Обзор литературы.



2

22

Оформление научно-исследовательских работ.



2

23

Оформление научно-исследовательских работ.



2

24

Написание тезисов.



2

25

Подготовка устного доклада и презентации работы.



2


Инженерная защита окружающей среды

4

4


26

Безотходное производство. Принципы создания малоотходных производств. Очистка воздушных выбросов. Очистка сточных вод.


2


27

Инновационные технологии рекультивации почв. Утилизация отходов.


2


28

Экологический менеджмент

2

2



Международные организации в деле охраны ОС

4

4


29

Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды. Международные экологические движения и организации. Межправительственные и неправительственные экологические организации.


2


30

Экологические программы. Конференции и соглашения.


2



Особо охраняемые территории

4

4


31

Основные категории ООПТ.


2


32

Российские заповедники. Объекты всемирного наследия.


2



Законы, правила и принципы экологии

6

6


33

Основные законы, правила, принципы экологии.


2


34

Основные законы, правила, принципы экологии.


2


35

Основные законы, правила, принципы экологии.


2


36

Заключительное занятие. Подведение итогов за год.

2

2


Итого:


72

58

14

72





Литература:

1. Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: изд. «ТГАСУ» 2008

2. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М: изд. «АРКТИ» 2008

3. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007

4. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989

5. Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007

6. Вторая городская научно-практическая конференция школьников по экологии и географии «В краю кедровом». - Томск: 2005

7. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998

8. 9. Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005

9. Ердаков Л.Н., Чубыкина. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2005

10. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990

11. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. - М: изд. «Владос» 2004

12. Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. - Новосибирск: 1998

13. Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: изд. «Новая школа» 1996

14. Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000

15. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994

16. Учебник по экологии file:///E:/Наши%20документы/ВСЕ%20ОЛИМПИАДЫ%202015-2017/учебник%20по%20экологии.pdf

17. Чернова Н.М. Экология. М: изд. «Просвещение» 1988






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!