ТОГАПОУ
«Промышленно-технологический колледж»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий отделением ПССЗ
____________/Панфилова А.И./
«__»__________________2017 г.
Программа
«Организация индивидуального обучения
для обучающихся колледжа
с особыми образовательными потребностями»
для изучающих иностранный язык (немецкий)
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными студентами чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Программа индивидуального обучения в учреждениях профессионального образования является одним из средств организации работы с одаренным студентом, развития мотивации его способностей, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведения базиса личностной культуры.
Данная программа предназначена для обучающихся с академической одаренностью (студенты, хорошо обучающиеся по дисциплине «Иностранный язык»).
Так как цель программы предполагает развитие лингвистической одаренности студентов в условиях профессионального образования, термин академическая одаренность плавно перетекает в лингвистическую. Лингвистическая одаренность учащихся – это «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка».
Цель программы:
- Развитие лингвистической одаренности студентов в условиях профессионального образования.
Задачи:
- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у студентов лингвистической одарённости;
- повысить интерес к иностранному языку, развивать мотивацию учебной деятельности;
- повысить результативность обучения;
- включить студентов в исследовательскую и проектную работу;
- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах и олимпиадах;
- формировать универсальные учебные действия, в том числе ИКТ-компетентность.
Обучение иностранному языку как средству межкультурной профессионально значимой коммуникации приобретает все большую актуальность в связи с возрастающими требованиями к специалистам в различных областях профессиональной деятельности. При обучении иностранному языку возникла необходимость учитывать профессиональную ориентацию студентов, с целью подготовки специалистов на уровне мировых стандартов.
В системе работы с одаренными и талантливыми студентами заметное место занимают различного рода интеллектуальные конкурсы и состязания. Любая олимпиада выступает в роли механизма для поиска, отбора, испытания новых решений в области содержания образования, мощного стимула инновационной деятельности образовательного учреждения. Главная цель олимпиады заключена в поиске одаренных студентов, создании необходимых условий для их поддержки, в развитии лингвистической одаренности, интеллекта, личностных качеств обучающихся на базе повышенного познавательного интереса к учебным предметам, стимулировании интереса обучающихся к образованию.
Содержание
Основополагающим компонентом программы организации индивидуального обучения для одаренных студентов является поэтапная диагностика и мониторинг качеств личности с последующим составлением программы развития отдельного студента. Программа развития предполагает коррекцию и может быть дополнена по мере становления качеств личности и их уверенного проявления в деятельности при переходе на новые уровни обучения и воспитания. Направления работы с одаренными студентами при реализации программы:
Углубление. Углубленное изучение иностранного языка позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для развития студентов.
2. Обогащение. Использование инновационных технологий способствует формированию умений и навыков общения, умений и навыков действовать в различных языковых ситуациях, способность брать на себя ответственность, способность к саморазвитию.
3. Проблематизация. Личностное развитие студентов.
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных студентов играет наставник (тьютор). Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.
Создание условий для развития и самореализации одаренных студентов:
1. Организация участия студентов в проектах, олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях в колледже и вне колледжа.
2. Подготовка информации о различных мероприятиях для одаренных студентов на муниципальном, окружном, федеральном уровне; создание условий для участия.
3. Организация индивидуальной работы с одаренными студентами.
Календарный план мероприятий:
Сроки реализации программы: 2015 - 2018 гг.
Этапы реализации:
I этап: Организационный (2015- 2016 уч.г) :
- Определение содержания образовательных услуг и программно- методического обеспечения.
II этап: Аналитико-диагностический (сентябрь 2016 г.):
- Выявление направленности и степени одаренности студентов, пополнение банка данных одаренных студентов с 1 курса;
- Индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей студентов, разработка индивидуальных образовательных траекторий;
III этап: Этап реализации (2016 – 2017 уч.г.):
Выполнение мероприятий, определенных программой.
IV этап: Рефлексивно - обобщающий (июнь 2017 г.):
- Анализ результатов работы;
- Определение проблем, возникающих в ходе реализации программы.
Исполнитель основных программных мероприятий:
Поддубская О.Б., преподаватель иностранного языка (немецкий)
Методическая деятельность:
-Поиск апробированных новых видов, форм, методов, средств обучения, оценивания учебной деятельности студентов;
-Рефлексия своей педагогической деятельности, выстраивание личной системы работы, индивидуального педагогического стиля в общении с одаренными студентами;
-Наличие дидактических наработок.
Область применения программы:
Индивидуальный учебный план на основе рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ. 03 «Иностранный язык» разработан для студентов 2 курса специальностей «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Технология продукции общественного питания», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
Тематический план:
Тема | Кол-во часов | Технология проведения занятий |
1. Иностранные языки в жизни людей. | 4 | -самостоятельная работа с учебным материалом, -видеоуроки, -участие в коллективной дискуссии |
2. Биография. | 6 | -лексико-грамматические тесты, -развитие устной монологической и диалогической речи, -составление и проигрывание диалогов на тему, -участие в Интернет-олимпиадах по грамматике немецкого языка, -видеоуроки |
3. Страноведение. | 10 | -самостоятельная работа с учебным материалом, -видеоуроки, -разноуровневые задания, тесты, -задания для самопроверки, -участие в Интернет-викторинах, -создание проектов |
4. Выдающиеся люди Германии. | 10 | -самостоятельная работа с учебным материалом, -видеоуроки, -участие в коллективной дискуссии, -семинарское занятие, -создание проектов, участие в дистанционных Интернет-проектах |
5. Профессиональный иностранный | 10 | -самостоятельная работа с учебным материалом, -видеоуроки, -семинарское занятие, - письменная работа, -консультирование по решению грамматических трудностей, -развитие устной монологической и диалогической речи, -участие в дистанционных Интернет-проектах |
Ожидаемые результаты:
- Совершенствование системы работы с одаренными студентами;
- Разработка модели образования с качественно новым содержанием программ и методик, направленных на развитие потенциала студента и преподавателя;
-Воспитание интеллектуальной, творческой, талантливой молодежи, способной к самореализации в соответствии с требованиями ФГОС;
-Создание в учебном процессе электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;
-Повышение качества обучения за счет использования современных образовательных технологий;
-Качественно новый уровень оказания образовательных услуг, соответствующий требованиям ФГОС.