СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная образовательная программа развития одаренного ребенка по Сольфеджио

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИОП - индивидуальная образовательная программа развития одаренного ребенка. Срок обучения - два года (8 и 9 классы). Цель - подготовить к дальнейшему обучению по профилю.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная программа развития одаренного ребенка по Сольфеджио»

31


ПРИЛОЖЕНИЕ №3


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Рощинская школа искусств»






Индивидуальная образовательная программа

развития одаренного ребенка





по учебному предмету

Сольфеджио




Разработчик программы:

преподаватель музыкально-

-теоретических дисциплин

Полякова Наталья Викторовна









2016 год

Структура программы учебного предмета «Сольфеджио»


  1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

  • Срок реализации учебного предмета

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий

  • Цель и задачи учебного предмета

  • Структура программы учебного предмета

  • Методы обучения

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


  1. Содержание учебного предмета

  • Учебно-тематический план

  • Содержание учебного предмета

  • Годовые требования


  1. Требования к уровню подготовки обучающегося

  • Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения


  1. Формы и методы контроля, система оценок

  • Формы и методы контроля

  • Критерии оценки


  1. Методическое обеспечение учебного процесса


  1. Список учебно-методической литературы






  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе


Индивидуальная общеразвивающая образовательная программа (далее по тексту – ИОП), развития одаренного ребенка по учебному предмету «Сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ и федеральной целевой программы «Дети России», включающей раздел «Одарённые дети» (1996). Составлена на основе федеральных государственных требований (далее по тексту – ФГТ), которые устанавливают обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области сольфеджирования в детских школах искусств.

Целевая основа ИОП развития одаренного ребенка по учебному предмету «Сольфеджио» ориентируется на педагогическую практику по работе с одарёнными детьми из «Рабочей концепции одарённости», разработанной и изданной по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одарённые дети» авторским коллективом педагогов и психологов: Богоявленской Д.Б., Шадриковым В.Д., Бабаевой Ю.Д., Брушлинским А.В., Дружининым В.Н. и др.

Учебный предмет «Сольфеджио» является составной частью музыкально-образовательного комплекса и входит в число обязательных дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию и формированию общего музыкального кругозора обучающегося, закладывает важные основы профессионального обучения и позволяет в будущем поступать в средние и высшие музыкальные учебные заведения по профилю.

Возраст одаренного ребенка, приступающего к освоению ИОП 13-16 лет.

Предлагаемая ИОП развития одаренного ребенка рассчитана на двухлетний срок обучения учащегося, которые окончил семилетний курс обучения по общеразвивающей образовательной программе и готовится для поступления в средние и высшие музыкальные учебные заведения по профилю. Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена в конце первого и второго года обучения.


Срок реализации учебного предмета


При реализации ИОП развития одаренного ребенка по учебному предмету «Сольфеджио» продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год. Срок обучения - два года - восьмой и девятый классы.


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Аудиторные занятия проводятся 1 раз в неделю по полтора академических часа. Предполагается внеаудиторная работа - самостоятельная деятельность обучающегося в подготовке домашнего задания в количестве одного академического часа в неделю.

Общая трудоемкость ИОП двухлетнего срока обучения составляет 210 часов. Из них: 105 часов - аудиторные занятия, 105 часов – внеаудиторная работа.

Объем самостоятельной работы определяется экзаменационными требованиями для поступления в средние музыкальные учебные заведения. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Сведения о затратах учебного времени


Вид учебной работы, нагрузки


Затраты учебного времени в академических часах



Всего

часов


Годы обучения

1-й год

2-й год



Класс

8 класс

9 класс

Полугодия


1

2

3

4





Количество недель

16

19

16

19

Аудиторные

занятия

52,5

52,5


105




Внеаудиторная работа

52,5

52,5

105


Максимальная учебная нагрузка

105

105

210

Форма проведения учебных занятий

Аудиторные занятия проводятся в индивидуальной форме для создания индивидуального образовательного пространства.

Основные формы работы на занятии: сольфеджирование, т.е. пение мелодий с произнесением названием звуков и исполнение одноголосных и многоголосных певческих упражнений (гамм, интервалов, аккордов и др.), метро - ритмические упражнения, слуховой анализ (устный и письменный), различные формы музыкального диктанта, различные виды творческих работ. Все эти формы представляют единый комплекс логически последовательных упражнений, используются во взаимодействии, способствуют гармоническому развитию слуха одаренного музыканта.

В курсе 8 и 9 классов практическая часть работы является ведущей формой обучения, поскольку именно эта часть, чаще всего является решающей при оценке способностей абитуриента на вступительных экзаменах, именно практика составляет основную часть экзамена, поэтому в курсе обучения этого года практическим занятиям следует уделить особое внимание.


Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является создание индивидуального музыкально-профессионального пространства для развития творчески одаренного ребенка, воспитание музыкального слуха и формирование музыкально-творческих способностей через вокально-интонационную, теоретическую и слуховую практику овладения закономерностями музыкальной речи на материале народного и профессионального творчества.

Задачи учебного предмета


Задачами учебного предмета «Сольфеджио» являются:

Образовательные:

- закрепление знаний в области теоретических основ музыкальной грамоты;

- совершенствование навыков чистого вокального интонирования музыкально-нотных текстов (образцы народной музыки, специальные упражнения), ладов, гамм, ладовых оборотов, интервалов, аккордов, пения (чтения) нотных текстов с листа;

- закрепление практических навыков грамотной записи ладов, интервалов и аккордов.

Развивающие:

- развитие музыкально-слуховых способностей обучающегося, музыкального мышления и музыкальной памяти (слуховой анализ, музыкальные диктанты), как основу для практических навыков;

- развитие чувство метроритма, музыкально-ритмической памяти и навыков дирижирования;

- формирование творческих навыков (подбор по слуху, сочинение подголосков к русским народным песням, сочинение мелодий в разных жанрах) и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;

- формирование основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка (музыкальные формы, жанры, стили);

Воспитательные:

- воспитание навыков выразительного исполнения, эмоциональной культуры;

- воспитание внимания, трудолюбия, бережного отношение к музыкальному тексту, уважительное отношение к авторскому замыслу и музыкальному искусству в целом;

- адаптирование обучающегося к условиям и требованиям прохождения вступительных экзаменов в средние и высшие музыкальные учебные заведения по профилю.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающегося;

- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

- методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения


Для достижения поставленной цели и реализации задач учебного предмета «Сольфеджио» используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы, использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса);

- практический (освоение приемов сольфеджирования, правил написания теоретического материала в нотных тетрадях, запись музыкального диктанта, слуховой анализ);

- творческий (сочинение и досочинение мелодий в разных жанрах или на стихотворный текст);

- исследовательский (самостоятельный анализ и трактовка гармонического и мелодического языка музыкальных произведений)

- игровой – экспериментальный (использование на занятиях музыкальной игровой – экспериментальной деятельности).


Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета


Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

Минимально необходимый для реализации в рамках учебной программы «Сольфеджио» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:

-учебные аудитории для индивидуальных занятий с роялем/фортепиано;

- учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);

- наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, магнитные доски, демонстрационные модели;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (компьютер, аудио- и видеотехника, мультимедийные энциклопедии);

- библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал/класс).

Обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающийся может пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.






II СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Учебно-тематический план 1-го года обучения по ИОП,

8 класс

п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов

Часы аудиторной работы

Часы внеаудиторной работы

Всего часов

1.

Вводный урок. Инструктаж по ТБ и ПБ Теоретические сведения.

9

9

18


Тональности до семи знаков в ключе.




Лады народной музыки.

Септаккорд второй ступени с обращениями и разрешениями.

Хроматическая гамма.

Модуляция в родственные тональности.

Характерные интервалы и тритоны их строение и разрешение.

Смешанные, составные, переменные размеры.

Виды мелизмов. Энгармонизм.

2.

Вокально-интонационная работа

9

9

18


Интонационные упражнения в тональностях до 7 знаков включительно: ступеневые цепочки, отдельные интервалы или группы с разрешением, отдельные аккорды или группы с разрешением.




Пение одноголосных номеров с ладовыми и метроритмическими трудностями.

Пение двухголосных и трехголосных примеров.

Интонационные упражнения вне тональности: пение тетрахордов от звука, допевание до тоники от звука, интервально-аккордовых цепочек от звука под диктовку.

3.

Ритмическая работа

4,5

4,5

9



Сложные ритмические структуры.




Сложные и сложно-смешанные размеры.

Ритмические диктанты и партитуры.

4.

Музыкальный диктант

9

9

18


Различные формы устного и письменного одноголосного диктанта, за восемь проигрываний, в форме периода на 8–10 тактов в размере 3/4, 4/4, 6/8, включая ладовые и метроритмические трудности.




Двухголосные диктанты на заданный бас и на заданную мелодию.

5.

Анализ на слух и запись ступеней, интервалов и аккордов

9

9

18


Устные слуховые упражнения в тональностях до 7 знаков включительно: определение ступеней лада, интервалов и аккордов ≪вразбивку≫ по одному и в виде цепочки.




Устные слуховые упражнения вне тональности: определение интервалов и аккордов в разных регистрах с названием нот.

Определение на слух и запись с двух - трёх раз цепочки из ступеней, интервалов и аккордов в тональности.

6.

Чтение с листа

4,5

4,5

9


Одноголосные и двухголосные примеры с транспозицией.




7.

Воспитание творческих навыков

4,5

4,5

9


Подбор аккомпанемента к знакомым песням и романсам. Игра по буквенным обозначениям.




Досочинение мелодий устно и письменно.

8.

Итоговая аттестация

3

3

6

ИТОГО

52,5

52,5

105


Содержание учебного предмета

Вводный урок. Инструктаж по ТБ и ПБ.

Раздел 1. Теоретические сведения.

Закрепление теоретических сведений и навык их построения и определения: тональности до семи знаков в ключе, лады народной музыки, септаккорд второй ступени с обращениями и разрешениями, хроматическая гамма, модуляция в родственные тональности, характерные интервалы и тритоны их строение и разрешение. Смешанные, составные, переменные размеры, виды мелизмов, энгармонизм.

Самостоятельная работа: выучить теоретический материал, выполнить письменное задание.

Раздел 2. Вокально-интонационная работа

Интонационные упражнения в тональностях до 7 знаков включительно: пение гамм, ступеней, в том числе альтерированных; интервалов, аккордов в тональности; диатонических интервалов, тритонов и характерных интервалов с обращением и разрешением в тональности. Пение 3-х и 4-х звучных аккордов в тональности с разрешением. Последовательности интервалов и аккордов (8-10), включая септаккорд второй ступени с обращениями и разрешениями. Пение одноголосных номеров с хроматизмом, отклонениями, модуляцией. Пение двух и трехголосных примеров.

Интонационные упражнения вне тональности : пение заданного звука как какую-либо ступень тональности с последующим допеванием до тоники, пение от заданного звука ↑ или ↓ верхний тетрахорд в разных видах мажора / минора либо нижний тетрахорд мажора / минора. Пение от звука диатонических интервалов, тритонов и характерных интервалов с обращением и разрешением в тональности. Пение 3-х и 4-х звучных аккордов от звука с разрешением, пение ↑ и ↓ интервально-аккордовых цепочек под диктовку.

Самостоятельная работа: чисто интонировать заданный материал.

Раздел 3. Ритмическая работа.

Сложные ритмические группы в пройденных размерах. Сложные ритмические структуры. Сложные и сложно-смешанные размеры – закрепление понятий, схем дирижирования и чтение нот в этих размерах. Ритмические диктанты с сложным ритмическим рисунком – устные и письменные.

Самостоятельная работа: выучить и просчитать материал, тренировать навыки дирижирования.

Раздел 4. Музыкальный диктант.

Различные формы устного и письменного одноголосного диктанта, за восемь проигрываний, в форме периода на 8–10 тактов в размере 3/4, 4/4, 6/8, включая ладовые трудности: скачки, движение по звукам аккордов, разные виды мажора/минора, вспомогательный или проходящий хроматизмы, опевающий хроматизм, секвенции, модуляции в параллельную тональность либо в тональность доминанты; метроритмические трудности: пунктирный ритм, разные виды синкоп, триоли восьмых, залигованные ноты, ритмические группы с шестнадцатыми. Двухголосные диктанты на заданный бас и на заданную мелодию средней сложности.

Самостоятельная работа: транспонировать диктант и исполнять наизусть.

Раздел 5. Анализ на слух и запись ступеней, интервалов и аккордов.

Слуховые упражнения в тональностях до 7 знаков включительно:

Определение ступеней лада ≪вразбивку≫ в пределах от большой до третьей октавы; определение интервалов ≪вразбивку≫ на различных ступенях мажора / минора; определение интервалов и аккордов ≪вразбивку≫. После двух-трёх прослушиваний запомнить и спеть цепочку ступеней из 5 элементов (ладовый оборот) с названием нот, цепочку интервалов из 5–7 элементов, цепочку аккордов в элементарном виде с участием трезвучий главных ступеней с обращением, V7 с обращением (включая прерванный оборот — разрешение V7 в трезвучие VI ступени), VII7 без обращений уменьшенного и малого вводного, II7 с обращениями, Ум53 и Ув53.

Слуховые упражнения вне тональности:

Определение интервалов в разных регистрах в пределах одной октавы, либо больше октавы в гармонической и мелодической форме; определение аккордов в элементарном виде, а также в четырехголосии.

Определение на слух и запись с двух – трёх раз цепочки из ступеней (8 тактов, по две ступени в такте ровными длительностями, в последнем такте одна или две ступени). Определение и запись с двух раз цепочки интервалов и аккордов (8 тактов, по два интервала в такте ровными длительностями, в последнем такте один либо два интервала).

Самостоятельная работа: исправить ошибки, подобрать аналогичные задания.

Раздел 6. Чтение с листа

Чтение с листа: спеть одноголосную мелодию с дирижированием; примерная трудность: Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио, № 247–253, 262–270 и двухголосных примеров. Транспозиция.

Самостоятельная работа: петь с листа в домашних условиях.

Раздел 7. Воспитание творческих навыков

Творческие задания, предложенные в рабочей тетради Калининой Г.Ф. (7 класс). Подбор аккомпанемента к знакомым песням и романсам. Игра по буквенным обозначениям и вокальное исполнение знакомых песен и романсов. Досочинение мелодий устно и письменно.

Самостоятельная работа: выполнить творческие практические и письменные задания.

Раздел 8. Итоговая аттестация.

Требования на итоговую аттестацию в соответствие с учебным планом.


Учебно-тематический план 2-го года обучения по ИОП,

9 класс

п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов

Часы аудиторной работы

Часы внеаудиторной работы

Всего часов

1.

Вводный урок. Инструктаж по ТБ и ПБ Теоретические сведения.

9

9

18


Весь курс теоретических знаний за весь период обучения и практическое применение этих знаний.




2.

Вокально-интонационная работа

9

9

18


Формирование устойчивых вокально – интонационных навыков в тональностях до 7 знаков включительно: ступеневые цепочки, отдельные интервалы или группы с разрешением, отдельные аккорды или группы с разрешением.




Исполнение одноголосных номеров с повышенными ладовыми и метроритмическими трудностями.

Исполнение двухголосных и трехголосных примеров, с повышенными ладовыми и метроритмическими трудностями.

Формирование устойчивых вокально – интонационных навыков вне тональности: пение тетрахордов от звука, допевание до тоники от звука, интервально-аккордовых цепочек от звука под диктовку.

3.

Ритмическая работа

4,5

4,5

9



Формирование устойчивых знаний навыков работы с нотными текстами повышенной метроритмической сложностью и совершенствование навыков дирижирования.




Более сложные виды ритмических диктантов в разных формах изложения.

4.

Музыкальный диктант

9

9

18


Различные формы устного и письменного одноголосного диктанта за шесть проигрываний в форме периода на 8–10 тактов, включая ладовые и метроритмические трудности повышенной сложности. Одноголосные диктанты от звука, вне тональной настройки.




Двухголосные диктанты на заданный бас и на заданную мелодию.

5.

Анализ на слух и запись ступеней, интервалов и аккордов

9


9


18



Устные слуховые упражнения, повышенной сложности, в тональностях до 7 знаков включительно: определение ступеней лада, интервалов и аккордов ≪вразбивку≫ по одному и в виде цепочки.




Устные слуховые упражнения, повышенной сложности, вне тональности: определение интервалов и аккордов в разных регистрах с названием нот.

Определение на слух и запись с одного - двух раза цепочки из ступеней, интервалов и аккордов в тональности.

6.

Чтение с листа

4,5

4,5

9


Одноголосные и двухголосные примеры повышенной сложности с транспозицией.




7.

Воспитание творческих навыков

4,5

4,5

9


Подбор аккомпанемента. Игра по буквенным обозначениям, используя разные виды фигураций.




Досочинение более сложных мелодий устно и письменно.

8.

Итоговая аттестация

3

3

6

ИТОГО

52,5

52,5

105



Содержание учебного предмета


Вводный урок. Инструктаж по ТБ и ПБ.

Раздел 1. Теоретические сведения.

Быстрое и грамотное ориентирование в музыкально-теоретической грамоте, а также совершенствование навыков построения и определения: тональностей до семи знаков в ключе, ладов народной музыки, хроматической гаммы, модуляции в родственные тональности, диатонических, характерных интервалов и тритонов, трезвучий главных ступеней с обращениями и разрешениями, септаккордов пятой, седьмой и второй ступени с обращениями и разрешениями. Грамотные знания метроритмических основ, разных схем дирижирования и других теоретических сведений, необходимых для поступления по профилю.

Раздел 2. Вокально-интонационная работа

Формирование устойчивых вокально – интонационных навыков в тональностях до 7 знаков включительно: пение и дирижирование гамм от I до I в разных видах мажора / минора (включая одноименные тональности) либо фрагменты звукоряда от различных ступеней ↑ и ↓. Пение отдельные ступени со скачками в разных видах мажора / минора под диктовку. Пение цепочек ступеней со скачками ↑ и ↓ из 5–7 элементов. Пение отдельных интервалов без разрешения либо с разрешением, а также интервалов по группам. Пение отдельных аккордов без разрешения либо с разрешением (трезвучия главных ступеней с обращениями, V7 с обращениями, II7 c обращениями, уменьшенные трезвучия, увеличенное трезвучие, VII7 в разных видах без обращений), а также аккорды по группам — главные трезвучия, главные секстаккорды, главные квартсекстаккорды, уменьшенные трезвучия.

Выразительное исполнение одноголосных номеров с повышенными ладовыми и метроритмическими трудностями. Выразительное исполнение двухголосных и трехголосных примеров, с повышенными ладовыми и метроритмическими трудностями.

Формирование устойчивых вокально – интонационных навыков вне тональности: пение от заданного звука ↑ или ↓ верхний тетрахорд в разных видах мажора / минора либо нижний тетрахорд мажора / минора. Пение заданного звука как какую-либо ступень тональности с последующим допеванием до тоники. Пение ↑ и ↓ интервально-аккордовых цепочек под диктовку с участием больших, малых и чистых интервалов, тритонов, а также четырех видов трезвучий (Б53, М53, Ув53, Ум53), Б6 и М6, Б64 и М64, V7 c обращениями, VII7 уменьшенного и малого вводного без обращений.

Раздел 3. Ритмическая работа

Ритмическая работа с нотными текстами повышенной метроритмической сложностью и совершенствование навыков дирижирования.

Более сложные виды ритмических диктантов в разных формах изложения. Сложные ритмические группы в пройденных размерах. Сложные ритмические структуры. Сложные и сложно-смешанные размеры – закрепление понятий, схем дирижирования и чтение нот в этих размерах. Ритмические диктанты с сложным ритмическим рисунком– устные и письменные.

Раздел 4. Музыкальный диктант

Различные формы устного и письменного одноголосного диктанта, за шесть проигрываний, в форме периода на 8–10 тактов в размере 3/4, 4/4, 6/8, включая ладовые трудности: скачки, движение по звукам аккордов, разные виды мажора/минора, вспомогательный или проходящий хроматизмы, опевающий хроматизм, секвенции, модуляции в параллельную тональность либо в тональность доминанты; метроритмические трудности: пунктирный ритм, разные виды синкоп, триоли восьмых, залигованные ноты, ритмические группы с шестнадцатыми..

Усложнение музыкального материала одноголосного диктанта в форме периода на 8–10 тактов в размере 3/4, 4/4, 6/8 с тональной и без тональной настройки; от камертона «ля» и от первого звука. Двухголосные диктанты, на заданный бас и на заданную мелодию.

Раздел 5. Анализ на слух и запись ступеней, интервалов и аккордов.

Устные слуховые упражнения, повышенной сложности, в тональностях до 7 знаков включительно: определение ступеней лада ≪вразбивку≫ в пределах от большой до третьей октавы; определение интервалов ≪вразбивку≫ на различных ступенях мажора / минора; определение аккордов ≪вразбивку≫: трезвучия главных ступеней с обращениями, V7 c обращениями, Ум53 на II и VII ступенях, Ув53 на III mollг и VIг durг, разные виды VII7 без обращений. После одного-двух прослушиваний запомнить и спеть цепочку ступеней из 5 элементов (ладовый оборот) с названием нот, цепочку интервалов из 5–7 элементов, цепочку аккордов в элементарном виде с участием трезвучий главных ступеней с обращением, V7 с обращением (включая прерванный оборот — разрешение V7 в трезвучие VI ступени), VII7 без обращений уменьшенного и малого вводного, II7 с обращениями, Ум53 и Ув53.

В четырехголосной последовательности с участием трезвучий главных ступеней с обращениями, V7 с обращениями (включая прерванный оборот — разрешение V7 в трезвучие VI ступени), VII7 без обращений после первого прослушивания запомнить и спеть бас, а после второго прослушивания назвать аккорды.

Устные слуховые упражнения, повышенной сложности, вне тональности: определение интервалов в разных регистрах в пределах одной октавы, либо больше октавы в гармонической и мелодической форме; определение аккордов в элементарном виде, а также в четырехголосии.

Определение на слух и запись с одного - двух раза цепочки из ступеней (8 тактов, по две ступени в такте ровными длительностями, в последнем такте одна или две ступени)

Определение и запись с двух раз цепочки интервалов и аккордов (8 тактов, по два интервала в такте ровными длительностями, в последнем такте один либо два интервала).

Раздел 6. Чтение с листа

Чтение с листа: спеть одноголосную мелодию повышенной сложности с дирижированием; примерная трудность: Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио, №№ 317, 333, 337, 343 и двухголосных примеров. Транспозиция.

Раздел 7. Воспитание творческих навыков

Творческие задания по сочинению и досочинению в рабочих тетрадях. Подбор аккомпанемента к знакомым песням и романсам. Игра по буквенным обозначениям, используя разные виды фигураций. Прослушать мелодию в объеме 4 тактов, запомнить с двух раз досочинить и спеть с названием нот, дирижируя.

Раздел 8. Итоговая аттестация.

Требования на итоговую аттестацию в соответствие с учебным планом.

Годовые требования

Годовые требования содержат необходимые теоретические знания, навыки сольфеджирования и аналитически – слуховые умения, которые должен сформировать обучающийся по окончании учебного года для поступления в средние и высшие музыкальные учебные заведения по профилю.

Годовые требования к окончанию 8 класса:

Должен знать:

Тональности до 7-ми знаков включительно, знать буквенные обозначения звуков и тональностей. Тональности I степени родства, правописание хроматических гамм, смешанные, составные и переменные размеры, лады народной музыки, все виды тетрахордов и модуляций. Знать построение в тональности и от звука диатонических интервалов, тритонов и характерных интервалов с обращением и разрешением. Знать правила построения в тональности и от звука трезвучия главных ступеней с обращениями, Д7 и II7 с обращениями; VII7 без обращений с двумя вариантами разрешения в тонику; уметь разрешать II7 с обращениями в тонику через доминанту. Знать основные теоретические понятия за весь курс обучения.

Должен уметь:

Сольфеджировать и выразительно исполнять нотами и с текстом одноголосные и двухголосные музыкальные примеры, включающие соответствующие интонационные, дадовые и ритмические сложности, петь с листа романсы, чтение одноголосных примеров с листа и их транспозиция. Петь гаммы до 7-ми знаков включительно, петь ступени «вразбивку», хроматическую гамму и её фрагменты, петь диатонические интервалы, характерные интервалы, тритоны с разрешением в тональности и от звука. Петь 3-х и 4-х звучные аккорды с обращением, разрешением в тональности - одноголосные аккордовые последовательности (6 -8 аккордов) и от звука.

Записывать одноголосный диктант за восемь проигрываний, включающий пройденные мелодические и ритмические трудности, элементы хроматизма (объем 8-10 тактов) в форме периода однотонального или модулирующего.

Определять на слух пройденные интервалы и аккорды в тональности и от звука, ступени лада, интервалы и аккорды «вразбивку» в пределах от большой до третьей октавы; определять на слух и записывать последовательность ступеней после двух проигрываний, интервалов (5-7), включающую тритоны, уменьшенные и увеличенные интервалы с участием гармонических ступеней после трёх проигрываний; аккордовую последовательность без баса (5-7); аккордовую последовательность с басом после трёх проигрываний. После двух прослушиваний запомнить мелодию в масштабе четырехтактного предложения и досочинить.

Годовые требования к окончанию 9 класса:

Должен знать:

Тональности до 7-ми знаков включительно, знать буквенные обозначения звуков и тональностей. Тональности I степени родства, правописание хроматических гамм, смешанные, составные и переменные размеры, лады народной музыки, все виды тетрахордов и модуляций. Знать построение в тональности и от звука диатонических интервалов, тритонов и характерных интервалов с обращением и разрешением. Знать правила построения в тональности и от звука трезвучия главных ступеней с обращениями, Д7 и II7 с обращениями; VII7 без обращений с двумя вариантами разрешения в тонику; уметь разрешать II7 с обращениями в тонику через доминанту. Знать основные теоретические понятия за весь курс обучения.

Должен уметь:

Сольфеджировать и выразительно исполнять нотами и с текстом одноголосные и двухголосные музыкальные примеры повышенной сложности, включающие соответствующие интонационные, ладовые и ритмические сложности, петь с листа романсы, чтение одноголосных примеров с листа, повышенной сложности и их транспозиция. Петь гаммы до 7-ми знаков включительно, ступни «вразбивку», петь хроматическую гамму и её фрагменты, петь диатонические интервалы, характерные интервалы, тритоны с разрешением в тональности и от звука. Петь 3-х и 4-х звучные аккорды с обращением, разрешением в тональности - одноголосные аккордовые последовательности (6 -8 аккордов) и от звука.

Записывать одноголосный диктант за шесть проигрываний, включающий пройденные мелодические и ритмические трудности, элементы хроматизма (объем 8-10 тактов) в форме, с тональной и без тональной настройки (от звука).

Определять на слух пройденные интервалы и аккорды в тональности и от звука, ступени лада, интервалы и аккорды «вразбивку» в пределах от большой до третьей октавы; определять на слух и записывать последовательность ступеней после одного проигрывания, интервалов (5-7), включающую тритоны, уменьшенные и увеличенные интервалы с участием гармонических ступеней после двух проигрываний; аккордовую последовательность без баса (5-7); аккордовую последовательность с басом после двух проигрываний. После двух прослушиваний запомнить мелодию в масштабе четырехтактного предложения и досочинить.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

В результате реализации данной ИОП развития одаренного ребенка по учебному предмету «Сольфеджио обучающийся должен приобрести комплекс знаний, умений и навыков.

Выпускник имеет следующий уровень подготовки:

- владеет основными приемами сольфеджирования, умеет правильно использовать их на практике;

- умеет грамотно записать и вокально – интонационно правильно исполнить пройденный теоретический материал;

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения, его мелодическую и гармоническую основу;

- владеет навыками подбора аккомпанемента и сочинения мелодий в разных жанрах.

Требования на итоговую аттестацию в конце 8 класса.

  1. Письменная работа.

1. Записать с двух раз цепочку ступеней (8 тактов, по две ступени в такте ровными длительностями, в последнем такте одна или две ступени);

2. Записать с трёх раз цепочку интервалов (8 тактов, по два интервала в такте ровными длительностями, в последнем такте один либо два интервала);

3. Записать с восьми раз одноголосный диктант в форме периода на 8–10 тактов в размере 3/4, 4/4, 6/8; ладовые трудности: скачки, движение по звукам аккордов, разные виды мажора/минора, вспомогательный или проходящий хроматизмы, опевающий хроматизм, секвенции, модуляции в параллельную тональность либо в тональность доминанты; метроритмические трудности: пунктирный ритм, разные виды синкоп, триоли восьмых, залигованные ноты, ритмические группы с шестнадцатыми.

  1. Устная работа.

1. Интонационные упражнения в тональностях до 7 знаков включительно:

• спеть с дирижированием гамму от I до I в разных видах мажора / минора (включая одноименные тональности) либо фрагменты звукоряда от различных ступеней ↑ и ↓.

Например: D-durг на 2/4 ↑, d-mollм на 2/4 ↓, в E-dur от VI до IV ↑, от VIг до VII ↓, в d-moll от VIIг до V ↑, от VI до II ↓, от III до I ↑ по мелодическому минору.

• спеть отдельные ступени со скачками в разных видах мажора / минора под диктовку.

Например: III – ↑VI – ↓II – ↑VIг – ↓VII – ↑V – ↓I;

• спеть цепочку ступеней со скачками ↑ и ↓ из 5–7 элементов.

Например, в H-dur: I – ↓III – ↑VI – ↓II – ↑VIг – ↓VII – ↑I;

• спеть отдельные интервалы без разрешения либо с разрешением, а также интервалы по группам.

Например: спеть все б3 в dur, все м3 в moll, все б6 в dur, все м6 в moll и др., все тритоны, все увеличенные и уменьшенные интервалы.

• спеть отдельные аккорды без разрешения либо с разрешением (трезвучия главных ступеней с обращениями, V7 с обращениями, II7 c обращениями, уменьшенные трезвучия, увеличенное трезвучие, VII7 в разных видах без обращений), а также аккорды по группам — главные трезвучия, главные секстаккорды, главные квартсекстаккорды, уменьшенные трезвучия.

2. Интонационные упражнения вне тональности:

• от заданного звука спеть ↑ или ↓ верхний тетрахорд в разных видах мажора / минора либо нижний тетрахорд мажора / минора.

Например: от звука f спеть верхний восходящий тетрахорд гармонического мажора; от звука g спеть верхний нисходящий тетрахорд мелодического минора.

• заданный звук представить как какую-либо ступень тональности с последующим допеванием до тоники.

Например: звук fis – III ступень мажора, допеть ↓ до тоники.

• спеть ↑ и ↓ интервально-аккордовую цепочку под диктовку с участием больших, малых и чистых интервалов, тритонов, а также четырех видов трезвучий (Б53, М53, Ув53, Ум53), Б6 и М6, Б64 и М64, V7 c обращениями, VII7 уменьшенного и малого вводного без обращений.

Например, от звука d: ↑Б64 – ↓ч4 – ↑м6 – ↓V2 – ↑м7 – ↓М64 – ↑ч5 – ↓М6.

3. Слуховые упражнения в тональностях до 7 знаков включительно:

• определить ступени лада «вразбивку» в пределах от большой до третьей октавы;

• определить интервалы «вразбивку» на различных ступенях мажора / минора;

• определить аккорды «вразбивку»: трезвучия главных ступеней с обращениями, V7 c обращениями, Ум53 на II и VII ступенях, Ув53 на III mollг и VIг durг, разные виды VII7 без обращений;

• после двух прослушиваний запомнить и спеть цепочку ступеней из 5 элементов (ладовый оборот) с названием нот.

Наример, в e-moll: II – ↑V – ↓VIм – ↑VIIг – ↓V;

• после двух-трёх прослушиваний запомнить, назвать и спеть цепочку интервалов из 5–7 элементов.

Например, в D-dur: б3/IV – ум5/II – ум7/VII – м6/VII – ч4/I – б2/I – б3/I;

• после двух-трёх прослушиваний запомнить, назвать и спеть цепочку аккордов в элементарном виде с участием трезвучий главных ступеней с обращением, V7 с обращением (включая прерванный оборот — разрешение V7 в трезвучие VI ступени), VII7 без обращений уменьшенного и малого вводного, II7 с обращениями, Ум53 и Ув53.

Например, в d-moll: IV64 – II2 – V65 – I – IV6 – V7 – VI;

• в четырехголосной последовательности с участием трезвучий главных ступеней с обращениями, V7 с обращениями (включая прерванный оборот — разрешение V7 в трезвучие VI ступени), VII7 без обращений после первого прослушивания запомнить и спеть бас, а после второго прослушивания назвать аккорды.

Например, в B-dur: 3I – 7V43 – 5I6 – 7V65 – 3I – 8IV6 – 5V;

4. Слуховые упражнения вне тональности:

• определить интервалы в разных регистрах в пределах одной октавы либо больше октавы в гармонической и мелодической форме;

• определить аккорды в элементарном виде, а также в четырехголосии.

5. Досочинение: прослушать мелодию в объеме 4 тактов, определить размер, запомнить с трёх раз, досочинить и спеть с названием нот, дирижируя.

6. Чтение с листа: спеть мелодию с листа с дирижированием; примерная трудность: Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио, № 247–253, 262–270, а также «Раздел пятый».

7. Пение выученной мелодии, включающей все пройденные мелодические и ритмические трудности.

Требования на итоговую аттестацию в конце 9 класса.

I. Письменная работа.

1. Записать с одного раза цепочку ступеней (8 тактов, по две ступени в такте ровными длительностями, в последнем такте одна или две ступени);

2. Записать с двух раз цепочку интервалов (8 тактов, по два интервала в такте ровными длительностями, в последнем такте один либо два интервала);

3. Записать с шести раз одноголосный диктант в форме периода на 8–10 тактов в размере 3/4, 4/4, 6/8; ладовые трудности: скачки, движение по звукам аккордов, разные виды мажора/минора, вспомогательный или проходящий хроматизмы, опевающий хроматизм, секвенции, модуляции в параллельную тональность либо в тональность доминанты; метроритмические трудности: пунктирный ритм, разные виды синкоп, триоли восьмых, залигованные ноты, ритмические группы с шестнадцатыми.

II. Устная работа.

1. Интонационные упражнения в тональностях до 7 знаков включительно:

• спеть с дирижированием гамму от I до I в разных видах мажора / минора (включая одноименные тональности) либо фрагменты звукоряда от различных ступеней ↑ и ↓.

Например: D-durг на 2/4 ↑, d-mollм на 2/4 ↓, в E-dur от VI до IV ↑, от VIг до VII ↓, в d-moll от VIIг до V ↑, от VI до II ↓, от III до I ↑ по мелодическому минору.

• спеть отдельные ступени со скачками в разных видах мажора / минора под диктовку.

Например: III – ↑VI – ↓II – ↑VIг – ↓VII – ↑V – ↓I;

• спеть цепочку ступеней со скачками ↑ и ↓ из 5–7 элементов.

Например, в H-dur: I – ↓III – ↑VI – ↓II – ↑VIг – ↓VII – ↑I;

• спеть отдельные интервалы без разрешения либо с разрешением, а также интервалы по группам.

Например: спеть все б3 в dur, все м3 в moll, все б6 в dur, все м6 в moll и др., все тритоны, все увеличенные и уменьшенные интервалы.

• спеть отдельные аккорды без разрешения либо с разрешением (трезвучия главных ступеней с обращениями, V7 с обращениями, II7 c обращениями, уменьшенные трезвучия, увеличенное трезвучие, VII7 в разных видах без обращений), а также аккорды по группам — главные трезвучия, главные секстаккорды, главные квартсекстаккорды, уменьшенные трезвучия.

2. Интонационные упражнения вне тональности:

• от заданного звука спеть ↑ или ↓ верхний тетрахорд в разных видах мажора / минора либо нижний тетрахорд мажора / минора.

Например: от звука f спеть верхний восходящий тетрахорд гармонического мажора; от звука g спеть верхний нисходящий тетрахорд мелодического минора.

• заданный звук представить как какую-либо ступень тональности с последующим допеванием до тоники.

Например: звук fis – III ступень мажора, допеть ↓ до тоники.

• спеть ↑ и ↓ интервально-аккордовую цепочку под диктовку с участием больших, малых и чистых интервалов, тритонов, а также четырех видов трезвучий (Б53, М53, Ув53, Ум53), Б6 и М6, Б64 и М64, V7 c обращениями, VII7 уменьшенного и малого вводного без обращений.

Например, от звука d: ↑Б64 – ↓ч4 – ↑м6 – ↓V2 – ↑м7 – ↓М64 – ↑ч5 – ↓М6.

3. Слуховые упражнения в тональностях до 7 знаков включительно:

• определить ступени лада «вразбивку» в пределах от большой до третьей октавы;

• определить интервалы «вразбивку» на различных ступенях мажора / минора;

• определить аккорды «вразбивку»: трезвучия главных ступеней с обращениями, V7 c обращениями, Ум53 на II и VII ступенях, Ув53 на III mollг и VIг durг, разные виды VII7 без обращений;

• после одного прослушивания запомнить и спеть цепочку ступеней из 5 элементов (ладовый оборот) с названием нот.

Наример, в e-moll: II – ↑V – ↓VIм – ↑VIIг – ↓V;

• после одного-двух прослушиваний запомнить, назвать и спеть цепочку интервалов из 5–7 элементов.

Например, в D-dur: б3/IV – ум5/II – ум7/VII – м6/VII – ч4/I – б2/I – б3/I;

• после одного-двух прослушиваний запомнить, назвать и спеть цепочку аккордов в элементарном виде с участием трезвучий главных ступеней с обращением, V7 с обращением (включая прерванный оборот — разрешение V7 в трезвучие VI ступени), VII7 без обращений уменьшенного и малого вводного, II7 с обращениями, Ум53 и Ув53.

Например, в d-moll: IV64 – II2 – V65 – I – IV6 – V7 – VI;

• в четырехголосной последовательности с участием трезвучий главных ступеней с обращениями, V7 с обращениями (включая прерванный оборот — разрешение V7 в трезвучие VI ступени), VII7 без обращений после первого прослушивания запомнить и спеть бас, а после второго прослушивания назвать аккорды.

Например, в B-dur: 3I – 7V43 – 5I6 – 7V65 – 3I – 8IV6 – 5V;

4. Слуховые упражнения вне тональности:

• определить интервалы в разных регистрах в пределах одной октавы либо больше октавы в гармонической и мелодической форме;

• определить аккорды в элементарном виде, а также в четырехголосии.

5. Досочинение: прослушать мелодию в объеме 4 тактов, определить размер, запомнить с двух раз, досочинить и спеть с названием нот, дирижируя.

6. Чтение с листа: спеть мелодию с листа с дирижированием; примерная трудность: Фридкин Г. «Чтение с листа на уроках сольфеджио» №№ 317, 333, 337, 343. а также «Раздел пятый».

7. Пение выученной мелодии, включающей все пройденные мелодические и ритмические трудности.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Для оценки результативности учебных знаний по сольфеджио применяется текущий и итоговый контроль. Для определения полноты, глубины знаний обучающегося проводится поурочный опрос, который позволяет оценить уровень подготовки и закрепить материал прошлого занятия. Текущий контроль сочетается с обобщающей проверкой на контрольном уроке в конце четверти. В конце восьмого и девятого класса проводится итоговая аттестация в форме экзамена.

Качество подготовки учащихся определяется по 5-ти бальной системе 5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно».

Критерии оценки: Балл выводится в процентном отношении к количеству заданий. Например: оценка 5= 100%, оценка 4= 75%, оценка 3= 50%. Оценки 2 и 1 не выставляются.

Виды аттестации по учебному предмету «Сольфеджио»: текущая, промежуточная, итоговая. Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения раздела учебного материала курса в форме контрольных уроков, письменных работ, устных опросов, тестирования.

Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных уроков, дифференцированных зачетов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце четверти в счет аудиторного времени, предусмотренного для предмета «Элементарная теория музыки».

Для определения полноты и глубины знаний обучающихся, по окончании каждой четверти выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущих отметок. На основании четвертных оценок выводятся годовые оценки.

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце четвертей в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Сольфеджио». Промежуточная аттестация по предмету «Сольфеджио» обеспечивает управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения: качества реализации ИОП, степени теоретической и практической подготовки по Сольфеджио и сформированных у обучающегося умений и навыков на определенных этапах обучения.

Итоговая аттестация проводится в конце первого и второго года обучения по ИОП в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Сольфеджио». Требования на итоговую аттестацию смотреть в разделе «Требования к уровню подготовки обучающегося».


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации ИОП развития одаренного ребенка по учебному предмету «Сольфеджио» преподавателям рекомендуется использовать следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы, использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса);

- практический (освоение приемов сольфеджирования, правил написания теоретического материала в нотных тетрадях, запись музыкального диктанта, слуховой анализ);

- творческий (сочинение и досочинение мелодий в разных жанрах или на стихотворный текст);

- исследовательский (самостоятельный анализ и трактовка гармонического и мелодического языка музыкальных произведений)

- игровой – экспериментальный (использование на занятиях музыкальной игровой – экспериментальной деятельности).

В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные, творческие и эмоциональные данные, уровень его подготовки и степень его одарённости.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы создать необходимое образовательное пространство, ориентируясь на индивидуальную творческую одаренность обучающегося для развития самостоятельности в его музыкальной деятельности. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.


VI. СПИСОК УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богоявленская Д.Б., Шадриковым В.Д., Бабаевой Ю.Д., Брушлинским А.В., Дружининым В.Н. и др. Рабочая концепция одарённости. http://www.eaicy-dar.ru/nordoc/doc20.html.

  2. Ёжикова Г. Музыкальные диктанты для 1-7 классов ДМШ. - (Л.): Советский композитор, 2010.

  3. Калмыков Д. Фридкин Г. Одноголосное сольфеджио. 1 ч. - (М.): Музыка, 2001.

  4. Калмыков Д. Фридкин Г. Двухголосное сольфеджио. 2 ч. - (М.): Музыка, 1998.

  5. Калужская. Сольфеджио 7 класс. - (М.): Музыка, 2011.

  6. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты 4-7 класс ДМШ. - (М.): Музыка, 2002.

  7. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 7 класс. - (М.): 2008.

  8. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 7 класса ДМШ. Методические указания в учебнике. - (СПб.): Композитор, 1998.

  9. Металлиди Ж., Перцовская А. Диктанты. - (Л.): Советский композитор, 2007.

  10. Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты для 3-8 классов ДМШ. - (Л.): Советский композитор, 2007.

  11. Новицкая Н. Музыкальные диктанты для ДМШ - (М.): Музыка, 2007.

  12. Плясова М. Детство под знаком музыки. Диалоги об одарённости. – М.: Классика-XXI, 2010.

  13. Способин И.В. Элементарная теория музыки - «Государственное музыкальное издательство", 2002г.

  14. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. - (М.): Музыка, 1998.

  15. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. - (М.): Музыка, 1997.

  16. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. - (М.): Музыка, 2012.

  17. Федеральная целевая программа «Дети России». http://www.programs-gov.ru/13_1.php.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!