Индивидуальная программа
«Формирование и развитие устной речи у обучающегося со сложным дефектом и умеренной степенью умственной отсталости, находящегося на домашнем обучении»
Составитель: Пантелеева Н.В.,
учитель-логопед МОУ ОШ № 3
г. Переславль-Залесский
2017 г.
Содержание:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………………………………………….…………………………2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА……………………………………………………………….......................................3
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ……………………………………………………………………………………….4
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА……………………………………………………………………………4
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА …………………………………………………………………………………………...……….…...5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………………………….……………….……………………..…..…………………..…7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………………………………….....11
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА………………………………………………………………………………...……….……12
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………………………...……..13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционно-логопедической работы, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) использованием следующих методических разработок:
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М, 2004.
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В.: Русский язык. 3 класс. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М, 2016.
- Бакисова Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия. Волгоград, 2015.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007.
Цель программы – формирование коммуникативных и речевых навыков для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Основные задачи:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
Развитие понимания обращенной речи.
Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи;
Формирование первоначальных навыков письма и чтения.
Формирование предпосылок к осмысленному чтению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
В программе предусмотрены следующие виды контроля: логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей речевого развития обучающихся; мониторинг динамики речевого развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования с последующим заполнением речевых карт, карт динамики речевого развития. Для этих целей проводятся:
- индивидуально организованное обследование,
- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы),
- наблюдение за учениками во время учебной деятельности,
- изучение работ ребенка (тетради).
3.МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа коррекционных занятий рассчитана на 34 занятия в год (1 раз в неделю). Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать:
1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Овладение начальными навыками чтения и письма
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Слово (15 ч)
Знакомство со словом. Различение слов, сходных по звучанию. Слова, обозначающие неживые предметы. Обобщающие слова. Понятие о словах, обозначающих живые предметы. Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы. Понятие о словах, обозначающих действие живых предметов. Слова, обозначающие действие неживых предметов. Подбор действий к предметам. Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Понятие о словах, обозначающих признак предмета. Подбор признаков к предметам. Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.
Предложение (9 ч)
Знакомство с предложением. Состав предложения. Связь слов в предложении. Составление простых предложений с использованием графического изображения. Составление предложений по картинкам. Составление предложений, выражающих просьбу, желание. Использование предлогов в речи. Составление предложений с предлогами. Анализ предложения с предлогами.
Связная речь (10 ч)
Ответы на вопросы по содержанию текста. Пересказ с опорой на серию сюжетных картин. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения. Составление рассказа по картинке с помощью ответов на вопросы. Цепной текст. Составление рассказа о себе с использованием графического изображения. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Предполага-емые сроки проведения. Дата проведения занятия |
15 | Слово | Сентябрь-декабрь |
1 | Знакомство со словом | Определять лексическое значение слова. Подбирать обобщающие понятия к группам предметов. Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку. Различать слова, близкие по звучанию. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности. Узнавать напечатанные на карточках слова. | |
2 | Различение слов, сходных по звучанию | |
3 | Слова, обозначающие неживые предметы | Различать слова и звукосочетания. Узнавать напечатанные слова и слоги. Сравнивать предметы, выделять основные признаки. Выявлять общий признак группы слов. Определять лексическое значение слов. Подбирать обобщающие понятия к группам предметов. Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку. Ставить вопросы к словам-предметам | |
4 | Обобщающие слова | |
5 | Понятие о словах, обозначающих живые предметы. Обобщающие слова | |
6 | Слова, обозначающие живые предметы | |
7 | Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы | Группировать слова по заданному признаку. Выделять общий признак группы слов. Различать (по значению и вопросам) одушевленные и неодушевленные имена существительные. Ставить вопросы к словам-предметам, отвечающим на вопросы кто? что? Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку. | |
8 | Понятие о словах, обозначающих действие живых предметов | Знакомиться с признаками слов-действий. Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос что делает?). Задавать вопрос к словам-действиям. Отгадывать по действиям предмет. Сравнивать действия, выделять основные признаки. Осуществлять подбор действий к предметам. Приобретать опыт в постановке вопросов к словам-действиям. Подбирать слова, противоположные по значению. Понимать на слух речь учителя и одноклассников, работать совместно в группе для достижения общей цели. | |
9 | Слова, обозначающие действие неживых предметов | |
10 | Подбор действий к предметам. Антонимы | |
11 | Дифференциация слов-предметов и слов-действий | Различать, сравнивать слова-предметы и слова-действия. Выявлять общий признак группы слов. Выделять из ряда слов слова по заданному признаку. Распознавать слова-предметы и слова-действия в предложениях. Составлять простое нераспространенное предложение. | |
12 | Понятие о словах, обозначающих признак предмета | Подбирать слова-предметы к данным признакам, согласуя их в роде и числе. Задавать вопросы к словам-признакам. Определять предмет по его признакам. Выделять из ряда слов слова по заданному признаку. | |
13 | Слова, обозначающие признак предмета | |
14 | Подбор признаков к предметам. Антонимы | Осуществлять подбор признаков к предметам. Приобретать опыт в постановке вопросов к словам-признакам (какой? какая? какое? какие?). Подбирать антонимы к словам-признакам. Определять роль имен прилагательных в речи. | |
15 | Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков | Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос что? кто? или что делает? или какой?). Различать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия в ряду слов. Выявлять общий признак группы слов. Составлять предложения, используя слова-предметы, слова-признаки и слова-действия. Осуществлять выбор из нескольких вариантов. Работать совместно в группе для достижения общей цели | |
9 | Предложение | Декабрь-март |
16(1) | Знакомство с предложением | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по картинке. | |
17(2) | Состав предложения | |
18(3) | Связь слов в предложении | Составлять предложения, используя графическое изображение. Определять правильную последовательность слов в предложении. Определять количество слов в предложении. | |
19(4) | Составление простых предложений с использованием графического изображения | |
20(5) | Составление предложений по картинкам | Составлять предложения, используя картинки. Определять правильную последовательность слов в предложении. Определять количество слов в предложении. | |
21(6) | Составление предложений, выражающих просьбу, желание | Составлять предложения, выражая свое желание, просьбу. Определять правильную последовательность слов в предложении. Определять количество слов в предложении | |
22(7) | Использование предлогов в речи | Употреблять предлоги в речи. Составлять предложения с использованием предлогов. Определять последовательность и количество слов в предложениях. Осуществлять самооценку своих действий. Последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. | |
23(8) | Составление предложений с предлогами | |
24(9) | Анализ предложения с предлогами | |
10 | Связная речь | Март-май |
25(1) | Ответы на вопросы по содержанию текста | Слушать текст, понимать содержание прослушанного текста. Отвечать на вопросы простым предложением после прослушивания текста. | |
26(2) | Пересказ с опорой на серию сюжетных картин | Осуществлять пересказ текстов с опорой на серию сюжетных картин, на сюжетную картину. Отвечать на вопросы по содержанию. Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Осуществлять самооценку своих действий. | |
27(3) | Пересказ с опорой на сюжетную картину | |
28(4) | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения | Понимать и называть продемонстрированные действия. Составлять простые предложения по показанным действиям, использовать графические изображения. Самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. Использовать навыки сотрудничества со взрослым. | |
29(5) | Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения | Понимать обращенную речь, смысл рисунков. Составлять рассказ по картинке, с помощью ответов на вопросы, с опорой на серию сюжетных картин, по одной сюжетной картинке. Отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. Осуществлять самооценку своих действий. Работать совместно в группе для достижения общей цели. Делиться впечатлениями об увиденном, услышанном, высказывать свою точку зрения, логично, понятно строить суждения. | |
30(6) | Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения | |
31(7) | Составление рассказа по картинке с помощью ответов на вопросы | |
32(8) | Цепной текст | |
33(9) | Составление рассказа о себе с использованием графического изображения | |
34(10) | Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения | |
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплекс
Для учителя-логопеда:
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 158с.
Современный урок в коррекционном классе / авт. – сост. Т.И. Нелипенко. – Волгоград: Учитель, 2015. – 130 с.
Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с.
Диагностика состояния устной и письменной речи у младших школьников
Исследование устной речи
Азова О.И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 98 с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 279 с.
Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: 2007. – 192 с.
Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования звукопроизношения. Наглядно-методическое пособие . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 67 с.
Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. Наглядно-методическое пособие . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 56 с.
Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Наглядно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. - 52 с
Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. Наглядно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 51 с.
Фотекова Т.А. Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.
Исследование письменной речи:
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. – М., 2011.
Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М.: Издательский дом «Академия», 2003. – 32 с.
Смиронова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Наглядно-методическое пособие. - СПб.: ТЦ Сфера, 2008. – 65 с.
Для обучающегося:
Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56с.
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создается и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по различным направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, а так же:
Материалы для диагностики речевых нарушений;
Дидактические пособия для развития мелкой моторики;
Дидактические пособия для развития и формирования фонематических процессов;
Дидактические пособия для коррекции звукопроизношения;
Дидактические пособия для развития слоговой структуры слова;
Дидактические пособия для развития для развития и формирования лексико-грамматического строя речи;
Дидактические пособия для развития и формирования связной речи;
Дидактические пособия по коррекции нарушений письменной речи;
Методическая и справочная литература.
8.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
В ходе реализации программы обучающийся получит возможность научиться:
- узнавать изученные объекты и явления окружающего мира, описывать их существенные признаки на основе предложенного плана;
- обобщать слова по основным признакам, выделять общий признак группы слов;
- участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета;
- рассматривать, последовательно раскладывать сюжетные картинки, определять главную идею сюжета, составлять предложения, небольшие рассказы по предложенному материалу;
- понимать на слух речь учителя при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией;
- узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действий;
- целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда;
- осуществлять самооценку своих действий;
- уметь осуществлять выбор из нескольких вариантов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Уровни освоения (выполнения) действий/операций |
Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) | |
Активное участие- действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с |
Сформированность представлений |
Представление отсутствует | - |
Не выявить наличие представлений | ? |
Представление на уровне: Использования по прямой подсказке Использования с косвенной подсказкой (изображение) Самостоятельного использования | пп п + |
17