СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа «Коррекция дизорфографии у учащегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому» (5 класс)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная индивидуальная программа разработана для коррекции нарушений письменной речи (дизорфографии) у ученика 5 класса с ЗПР, находящегося на домашнем обучении.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа «Коррекция дизорфографии у учащегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому» (5 класс)»







Индивидуальная программа


«Коррекция дизорфографии у учащегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому» (5 класс)








Учителя-логопеда

Пантелеевой Н.В.






















Исходя из логопедического заключения по результатам обследования (Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-методическое пособие. Ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.), («Дизорфография») составлена индивидуальная программа коррекционно-логопедической работы.

При составлении индивидуального плана были использованы следующие методические разработки:

- Азова О.А. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников. – М, 2006 – 391 с.

- Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методиче­ское пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: АППО, 2004. - 172 с.

- Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006 – 240 с.

Цель - преодоление неуспеваемости по русскому языку, обусловленной недостаточным развитием связной речи, неумением применять правила русского языка на письме.

Задачи:

  1. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

  2. Расширение и уточнение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  3. Развитие языкового анализа и синтеза путем выработки навыков количественного, позиционного и порядкового анализа и синтеза слов в предложении (анализ структуры предложения с опорой на схему, определение количества и последовательности слов в предложении, составление предложений из слов, данных вразбивку).

  4. Развитие слогового анализа и синтеза (развитие умения определять количество слогов в словах, развитие умения делить слова на слоги при их повторении, определение количества слогов в названиях картинок с помощью цифр).

  5. Развитие навыков построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции, точное формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.


СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ


Составле­ние пред­ложений из слов, данных в начальной форме, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста (композиция). План. Связь между предло­жениями в тексте, частями текста. Деление сплошного текста на отдельные предложе­ния. Составление связного текста из данных предложений. Редактирование текста. Составление связного текста из деформированных предложений. Составление рассказа по данному началу, концу. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


N

п/п

Тема занятия

Содержание коррекционной работы

Развитие пси­хологических предпосылок и навыков учеб­ной деятельно­сти

Дата проведения

1

Составле­ние пред­ложений из слов. Составление сложносочиненных предложений

Развитие умений конструирова­ния предложений из слов, дан­ных в начальной и нужной фор­мах.

Выделение простых предложений в составе сложносочиненного предложения. Составление сложносочиненных предложений из простых предложений. Выделение грамматических основ в сложносочиненном предложении. Нахождение в тексте сложносочиненных предложений.











Развитие умения слушать, запоминать.

Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти.

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения).

Развитие умения отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией.

Развитие коммуникативной функции речи на основе предложения как средства выра­жения и сообще­ния мысли.

Развитие коммуникатив­ной функции речи на основе текста.

Развитие пони­мания логико-грамматических конструкций

Развитие аналитико-синтетической деятельности в области языко­вых средств.

Активизирование волевых усилий ребенка, его внимания на смысловую связь между частями высказывания.

Совершенство­вание отбора язы­ковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания.

Совершенство­вание навыков установления причинно-следственных связей, развитие логического мышления.

Совершенствование умения внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;

Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, строить высказывания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием.

Развитие умения строить монологическое высказывание.

Развитие умения отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией.

Формирование умения работать в определенном темпе.

Совершенствование умения применять полу­ченные знания в новых ситуациях.







2

Составление сложноподчиненных предложений

Выявление причинно-следственных связей в сложноподчиненных предложениях. Конструирование сложноподчиненных предложений. Составление схемы предложения. Нахождение в тексте сложноподчиненных предложений.



3

Текст. Выделение признаков связного текста. Тема текста.

Основная мысль текста

Формирование представлений о тексте: признаки текста, опреде­ление темы, основной мысли. Связь предложений в тексте.



4

Деление сплошного текста на отдельные предложе­ния

Выделение предложений из тек­ста. Определение границ пред­ложения. Оформление предло­жения



5

Составление связного текста из данных предложений.

Расположение предложений в правильной последовательности для получения связного рассказа. Определение темы, основной мысли текста, озаглавливание текста



6

Редактирование текста. Грамматическое оформление текста с повторяющимися словами

Нахождение логических ошибок в предложениях. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование сложноподчиненных предложений



7

Составление связного текста из деформированных предложений

Составление связного текста из деформированных предложений. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами, предлогами для получения связного рассказа. Грамматическое оформление предложений. Установление связности и последовательности предложений в тексте. Определение темы, основной мысли текста. Озаглавливание текста



8

Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами



9

Составление связного текста по вопросам. Грамматическое оформление

Составление связного текста путем ответа на вопросы. Запись связного рассказа. Анализ составленных текстов. Определение темы, основной мысли рассказа



10

Составление рассказа по данному началу

Дополнение рассказа предложениями. Последо­вательность передачи событий. Определение темы текста и основной мысли.

Озаглавливание текста



11

Составление рассказа по его концу



12

Выборочное выписывание из текста по заданию

Выписывание из текста слов, предложений, отрывков по заданию логопеда



13

Тип текста. Текст-по­вествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста

Особенности текста-пове­ствования. Последовательность частей. Деление текста на части. Тема и главная мысль текста и его частей. План связного высказывания




14

Текст-опи­сание. Характерные признаки текста-описания Схема построения описательного текста

Особенности текста-описания. Последовательность частей. Составление плана текста.

Тема и главная мысль текста и его частей.



15

Текст-рас­суждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения

Особенности текста-рас­суждения. Последовательность частей. План связного высказывания. Конструирование сложноподчиненных предложений. Смысловой анализ составляющих частей предложения. Анализ текста




В конце коррекционного обучения


обучающийся должен знать:

- Правила переноса слов.

- Правила построения связного высказывания.


обучающийся должен уметь:

- Правильно переносить слова по слогам;

- Грамматически правильно строить простые распространенные предложения.

- Использовать в речи различные конструкции предложений.

- Строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность).

- Точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.

- Свободно участвовать в диалоге, самостоятельно и грамотно задавать вопросы и точно отвечать на заданные вопросы.

- Составлять рассказ по отдельным словам, по деформированному тексту с соблюдением логической последовательности делить текст на предложения, предложения (с предлогами) на слова.

- Определять основную мысль, тему текста.

- Определять тип текста (текст-по­вествование, текст-опи­сание, текст-рас­суждение)

- Сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами и сочетаниями слов.

- Писать небольшие изложения и слуховые диктанты.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Для учителя-логопеда:


  1. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда. Ч. 2: Предложение. Текст / Н. Г. Андреева; под ред. Р. И. Лалаевой. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 302 с.

  2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда.

  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Кн. Для логопедов.—М.: Просвещение, 1991.— 224 с

  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

  5. Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!