Индивидуальная программа
«Коррекция дизорфографии у учащегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому» (5 класс)
Учителя-логопеда
Пантелеевой Н.В.
Исходя из логопедического заключения по результатам обследования (Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-методическое пособие. Ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.), («Дизорфография») составлена индивидуальная программа коррекционно-логопедической работы.
При составлении индивидуального плана были использованы следующие методические разработки:
- Азова О.А. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников. – М, 2006 – 391 с.
- Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: АППО, 2004. - 172 с.
- Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006 – 240 с.
Цель - преодоление неуспеваемости по русскому языку, обусловленной недостаточным развитием связной речи, неумением применять правила русского языка на письме.
Задачи:
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Расширение и уточнение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Развитие языкового анализа и синтеза путем выработки навыков количественного, позиционного и порядкового анализа и синтеза слов в предложении (анализ структуры предложения с опорой на схему, определение количества и последовательности слов в предложении, составление предложений из слов, данных вразбивку).
Развитие слогового анализа и синтеза (развитие умения определять количество слогов в словах, развитие умения делить слова на слоги при их повторении, определение количества слогов в названиях картинок с помощью цифр).
Развитие навыков построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции, точное формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Составление предложений из слов, данных в начальной форме, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста (композиция). План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Деление сплошного текста на отдельные предложения. Составление связного текста из данных предложений. Редактирование текста. Составление связного текста из деформированных предложений. Составление рассказа по данному началу, концу. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N п/п | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности | Дата проведения |
1 | Составление предложений из слов. Составление сложносочиненных предложений | Развитие умений конструирования предложений из слов, данных в начальной и нужной формах. Выделение простых предложений в составе сложносочиненного предложения. Составление сложносочиненных предложений из простых предложений. Выделение грамматических основ в сложносочиненном предложении. Нахождение в тексте сложносочиненных предложений. | Развитие умения слушать, запоминать. Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения). Развитие умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Развитие коммуникативной функции речи на основе предложения как средства выражения и сообщения мысли. Развитие коммуникативной функции речи на основе текста. Развитие понимания логико-грамматических конструкций Развитие аналитико-синтетической деятельности в области языковых средств. Активизирование волевых усилий ребенка, его внимания на смысловую связь между частями высказывания. Совершенствование отбора языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания. Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей, развитие логического мышления. Совершенствование умения внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, строить высказывания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием. Развитие умения строить монологическое высказывание. Развитие умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Формирование умения работать в определенном темпе. Совершенствование умения применять полученные знания в новых ситуациях. | |
2 | Составление сложноподчиненных предложений | Выявление причинно-следственных связей в сложноподчиненных предложениях. Конструирование сложноподчиненных предложений. Составление схемы предложения. Нахождение в тексте сложноподчиненных предложений. | | |
3 | Текст. Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста | Формирование представлений о тексте: признаки текста, определение темы, основной мысли. Связь предложений в тексте. | | |
4 | Деление сплошного текста на отдельные предложения | Выделение предложений из текста. Определение границ предложения. Оформление предложения | | |
5 | Составление связного текста из данных предложений. | Расположение предложений в правильной последовательности для получения связного рассказа. Определение темы, основной мысли текста, озаглавливание текста | | |
6 | Редактирование текста. Грамматическое оформление текста с повторяющимися словами | Нахождение логических ошибок в предложениях. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование сложноподчиненных предложений | | |
7 | Составление связного текста из деформированных предложений | Составление связного текста из деформированных предложений. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами, предлогами для получения связного рассказа. Грамматическое оформление предложений. Установление связности и последовательности предложений в тексте. Определение темы, основной мысли текста. Озаглавливание текста | | |
8 | Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами | | |
9 | Составление связного текста по вопросам. Грамматическое оформление | Составление связного текста путем ответа на вопросы. Запись связного рассказа. Анализ составленных текстов. Определение темы, основной мысли рассказа | | |
10 | Составление рассказа по данному началу | Дополнение рассказа предложениями. Последовательность передачи событий. Определение темы текста и основной мысли. Озаглавливание текста | | |
11 | Составление рассказа по его концу | | |
12 | Выборочное выписывание из текста по заданию | Выписывание из текста слов, предложений, отрывков по заданию логопеда | | |
13 | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста | Особенности текста-повествования. Последовательность частей. Деление текста на части. Тема и главная мысль текста и его частей. План связного высказывания | | |
14 | Текст-описание. Характерные признаки текста-описания Схема построения описательного текста | Особенности текста-описания. Последовательность частей. Составление плана текста. Тема и главная мысль текста и его частей. | | |
15 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения | Особенности текста-рассуждения. Последовательность частей. План связного высказывания. Конструирование сложноподчиненных предложений. Смысловой анализ составляющих частей предложения. Анализ текста | | |
В конце коррекционного обучения
обучающийся должен знать:
- Правила переноса слов.
- Правила построения связного высказывания.
обучающийся должен уметь:
- Правильно переносить слова по слогам;
- Грамматически правильно строить простые распространенные предложения.
- Использовать в речи различные конструкции предложений.
- Строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность).
- Точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.
- Свободно участвовать в диалоге, самостоятельно и грамотно задавать вопросы и точно отвечать на заданные вопросы.
- Составлять рассказ по отдельным словам, по деформированному тексту с соблюдением логической последовательности делить текст на предложения, предложения (с предлогами) на слова.
- Определять основную мысль, тему текста.
- Определять тип текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение)
- Сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами и сочетаниями слов.
- Писать небольшие изложения и слуховые диктанты.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Для учителя-логопеда:
Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда. Ч. 2: Предложение. Текст / Н. Г. Андреева; под ред. Р. И. Лалаевой. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 302 с.
Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Кн. Для логопедов.—М.: Просвещение, 1991.— 224 с
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.