СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное консультирование в рамках системного, семейного подхода.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация, о методах работы в рамках индивидуального консультирования.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное консультирование в рамках системного, семейного подхода.»

Индивидуальное консультирование в рамках системного семейного подхода, применяемое к образовательному учреждению.

Индивидуальное консультирование в рамках системного семейного подхода, применяемое к образовательному учреждению.

Индивидуальный подход    Работа над устранением или профилактика тех индивидуальных или социально – психологических факторов, приводящих к распаду семьи, вызывающих дисгармонию, невротические состояния, снижающие качество воспитания и порождающие нарушения поведения и развития детей.

Индивидуальный подход

Работа над устранением или профилактика тех индивидуальных или социально – психологических факторов, приводящих к распаду семьи, вызывающих дисгармонию, невротические состояния, снижающие качество воспитания и порождающие нарушения поведения и развития детей.

Семья Благополучная семья Неблагополучная семья Конфликтные семьи Проблемные семьи Кризисные семьи

Семья

Благополучная семья

Неблагополучная семья

Конфликтные семьи

Проблемные семьи

Кризисные семьи

Семейная система. Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей Структура семьи – это состав семьи и число её членов, а также соввокупность их взаимоотношений Динамика – это жизненный цикл семьи и её развития

Семейная система.

Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей

Структура семьи – это состав семьи и число её членов, а также соввокупность их взаимоотношений

Динамика – это жизненный цикл семьи и её развития

Основные функции семьи. Репродуктивная (продолжение человеческого рода). Экономическая (общественное производство средств к жизни, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности). Воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течении всей жизни). Коммуникативная (контакт членов семьи со средствами массовой информации, литературой, искусством). Хозяйственно-бытовая Эмоциональная (сексуальная сфера первичного социального контроля, сфера духовного общения).

Основные функции семьи.

  • Репродуктивная (продолжение человеческого рода).
  • Экономическая (общественное производство средств к жизни, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности).
  • Воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течении всей жизни).
  • Коммуникативная (контакт членов семьи со средствами массовой информации, литературой, искусством).
  • Хозяйственно-бытовая
  • Эмоциональная (сексуальная сфера первичного социального контроля, сфера духовного общения).
Структура семьи. «Нуклеарная» (Муж, жена, дети). «Пополненная» (Супружеская пара, их дети, плюс родители других поколений). «Смешанная» (Является перестроенной образовывается в следствии брака разведенных людей). «Родители одиночки» (Неполная семья).

Структура семьи.

  • «Нуклеарная» (Муж, жена, дети).
  • «Пополненная» (Супружеская пара, их дети, плюс родители других поколений).
  • «Смешанная» (Является перестроенной образовывается в следствии брака разведенных людей).
  • «Родители одиночки» (Неполная семья).
Динамика (жизненный цикл). Стадия Монада. Вовлечение (встреча будущих супругов). Супружеские пары без детей. Появление детей (возраст ребенка до 2,5-х лет). Семья с детьми дошкольниками (ребенок от 2,5 – 6 лет). Семья с детьми младшими школьниками (ребенок 6 – 13 лет). Семья с подростками (ребенок от 13 – 20 лет). Уход молодых людей из семьи. Средний возраст родителей (От «пустого гнезда» до ухода на пенсию ). Старение (От ухода на пенсию до смерти).

Динамика (жизненный цикл).

  • Стадия Монада.
  • Вовлечение (встреча будущих супругов).
  • Супружеские пары без детей.
  • Появление детей (возраст ребенка до 2,5-х лет).
  • Семья с детьми дошкольниками (ребенок от 2,5 – 6 лет).
  • Семья с детьми младшими школьниками (ребенок 6 – 13 лет).
  • Семья с подростками (ребенок от 13 – 20 лет).
  • Уход молодых людей из семьи.
  • Средний возраст родителей (От «пустого гнезда» до ухода на пенсию ).
  • Старение (От ухода на пенсию до смерти).
Семейные границы. Внутренние границы Внешние границы – это границы между семьей и социумом. Проницаемые Жесткие Проницаемые Размытые Жесткие Размытые

Семейные границы.

Внутренние границы

Внешние границы – это границы между семьей и социумом.

Проницаемые

Жесткие

Проницаемые

Размытые

Жесткие

Размытые

Параметры семейной системы. Структура семейных ролей – предписывает родственникам, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения. Структура семейных подсистем. Семья – сложная система, состоящая из многих людей, однако сама она представляет собой подсистему – расширенной семьи, группы, социума. Система внешних и внутренних границ.

Параметры семейной системы.

  • Структура семейных ролей – предписывает родственникам, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения.
  • Структура семейных подсистем. Семья – сложная система, состоящая из многих людей, однако сама она представляет собой подсистему – расширенной семьи, группы, социума.
  • Система внешних и внутренних границ.
Семейные правила «гласные и негласные». Особенности (стандарты, стереотипы) взаимодействия. Семейные мифы (защитные механизмы для поддержания единства в дисфункциональных семьях). Семейная история (несущая эмоциональную нагрузку проблема, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт). Семейные стабилизаторы (То что скрепляет систему, помогает людям держаться вместе).
  • Семейные правила «гласные и негласные».
  • Особенности (стандарты, стереотипы) взаимодействия.
  • Семейные мифы (защитные механизмы для поддержания единства в дисфункциональных семьях).
  • Семейная история (несущая эмоциональную нагрузку проблема, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт).
  • Семейные стабилизаторы (То что скрепляет систему, помогает людям держаться вместе).
Нарушение функционирования семейной системы. Нарушение представления о семье и её членах. Нарушение межличностной коммуникации в семье. Нарушение интеграции в семье. Нарушение структурно – ролевого аспекта динамики. Сексуальная дисгармония у супругов. Психологическая несовместимость. Несовместимость уровня духовности и культуры.

Нарушение функционирования семейной системы.

  • Нарушение представления о семье и её членах.
  • Нарушение межличностной коммуникации в семье.
  • Нарушение интеграции в семье.
  • Нарушение структурно – ролевого аспекта динамики.
  • Сексуальная дисгармония у супругов.
  • Психологическая несовместимость.
  • Несовместимость уровня духовности и культуры.
Семейная системная психотерапия – это одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Этот подход возник после Второй Мировой войны, он развивался в тесном сотрудничестве с кибернетикой, и в этом его существенное отличие от других психотерапевтических подходов. Человек в этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система. Именно она – объект психотерапевтического воздействия.

Семейная системная психотерапия – это одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Этот подход возник после Второй Мировой войны, он развивался в тесном сотрудничестве с кибернетикой, и в этом его существенное отличие от других психотерапевтических подходов. Человек в этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система. Именно она – объект психотерапевтического воздействия.

Семейная система - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой. В этом психотерапевтическом подходе утверждается, что намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы.

Семейная система - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой. В этом психотерапевтическом подходе утверждается, что намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы.

Семейная система Закон гомеостаза  заключается в том, что каждая семья стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. То есть, семейная система никуда не хочет двигаться и на уровне индивидуального сознания человека, члена семьи, перемены пугают больше, чем то, что есть. То есть закон гомеостаза требует от семьи в целом оставаться без перемен. закон развития , согласно которому каждая семья должна пройти свой  жизненный цикл . И успешное движение по пути смены жизненных этапов обеспечивается обязательными перестройками в жизни семьи (например, взаимодействие на стадии добрачных отношений будет существенно отличаться от взаимодействия, которое строится в семье, где появился маленький ребенок). 

Семейная система

  • Закон гомеостаза  заключается в том, что каждая семья стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. То есть, семейная система никуда не хочет двигаться и на уровне индивидуального сознания человека, члена семьи, перемены пугают больше, чем то, что есть. То есть закон гомеостаза требует от семьи в целом оставаться без перемен.
  • закон развития , согласно которому каждая семья должна пройти свой  жизненный цикл . И успешное движение по пути смены жизненных этапов обеспечивается обязательными перестройками в жизни семьи (например, взаимодействие на стадии добрачных отношений будет существенно отличаться от взаимодействия, которое строится в семье, где появился маленький ребенок). 
циркулярную модель диагностики семейных систем . параметр: гибкости (наличия в семье механизмов, которые позволяют семье реагировать на внутренние и внешние изменения)   сплоченности  (степени эмоциональной вовлеченности в жизнь семьи, которая характеризуется тем, что для человека является важнее – время внутри семьи или время вне партнерства). В зависимости от степени их проявления в  модели выделяется 16 типов отношений, среди которых лишь только некоторые являются сбалансированными и гармоничными.

циркулярную модель диагностики семейных систем .

параметр: гибкости (наличия в семье механизмов, которые позволяют семье реагировать на внутренние и внешние изменения)

  сплоченности  (степени эмоциональной вовлеченности в жизнь семьи, которая характеризуется тем, что для человека является важнее – время внутри семьи или время вне партнерства).

В зависимости от степени их проявления в  модели выделяется 16 типов отношений, среди которых лишь только некоторые являются сбалансированными и гармоничными.

В циркулярной модели Олсона выделяются пары четырех степеней сплоченности .   Разобщенная пара  состоит в союзе, но для каждого из партнеров время, проведенное вне семьи, представляется более ценным, чем время, проведенное с  партнером. Друзья и подруги являются отдельными и каждый супруг имеет свой круг общения. Попытки посягнуть на личное время рассматриваются как угроза союзу. Запутанные отношения  – это отношения, в  которых слишком много центростремительных сил и вся энергия партнеров сосредоточена на союзе. Друзья только общие, хобби и развлечения только общие, всякие различия во мнениях рассматриваются как угроза союзу. В моменты кризиса, когда разделенность диктуется материальной или временной необходимостью, партнеры не умеют дать свободу друг другу. Запутанные отношения несут в себе замедление развития каждого партнера как личности. 

В циркулярной модели Олсона выделяются пары четырех степеней сплоченности .

  • Разобщенная пара  состоит в союзе, но для каждого из партнеров время, проведенное вне семьи, представляется более ценным, чем время, проведенное с  партнером. Друзья и подруги являются отдельными и каждый супруг имеет свой круг общения. Попытки посягнуть на личное время рассматриваются как угроза союзу.
  • Запутанные отношения  – это отношения, в  которых слишком много центростремительных сил и вся энергия партнеров сосредоточена на союзе. Друзья только общие, хобби и развлечения только общие, всякие различия во мнениях рассматриваются как угроза союзу. В моменты кризиса, когда разделенность диктуется материальной или временной необходимостью, партнеры не умеют дать свободу друг другу. Запутанные отношения несут в себе замедление развития каждого партнера как личности. 
В   раздельных отношениях  есть общие друзья и общие интересы, но время, проведенное вне семьи предпочтительнее для партнеров. Общность есть, но она расценивается как то, что не мешает развитию индивидуальности, которая стоит в  таких отношениях на первом месте. При  сплоченных отношениях   друзья и интересы в основном общие, и  люди не боятся иметь отдельных друзей и подруг. Сплоченные отношения отличаются от раздельных тем, что время, проведенное вместе ценится больше, чем время, проведенное отдельно. И, таким образом, девиз такой пары: прежде всего развитие отношений, и уж потом развитие индивидуальностей. 
  • В   раздельных отношениях  есть общие друзья и общие интересы, но время, проведенное вне семьи предпочтительнее для партнеров. Общность есть, но она расценивается как то, что не мешает развитию индивидуальности, которая стоит в  таких отношениях на первом месте.
  • При  сплоченных отношениях   друзья и интересы в основном общие, и  люди не боятся иметь отдельных друзей и подруг. Сплоченные отношения отличаются от раздельных тем, что время, проведенное вместе ценится больше, чем время, проведенное отдельно. И, таким образом, девиз такой пары: прежде всего развитие отношений, и уж потом развитие индивидуальностей. 
Гибкость определяет стиль управления семьей. Ригидное управление  подразумевает, что роли в семье распределены раз и навсегда. Дети к обсуждению ролей не допускаются, их голоса не учитываются и  роли не меняются даже при сильных изменениях внешних условий. Как правило, ригидными становятся отношения, где есть четко выделенный лидер, который крепко держится за свою власть.

Гибкость определяет стиль управления семьей.

  • Ригидное управление  подразумевает, что роли в семье распределены раз и навсегда. Дети к обсуждению ролей не допускаются, их голоса не учитываются и  роли не меняются даже при сильных изменениях внешних условий. Как правило, ригидными становятся отношения, где есть четко выделенный лидер, который крепко держится за свою власть.
структурированное управление , где роли распределены, структура ответственности существует, но лидерство может обсуждаться и меняться в зависимости от ситуации. В таких союзах мнения детей, свекровей, тещ, как минимум, выслушиваются, они признаются как лица, которые имеют право голоса.
  • структурированное управление , где роли распределены, структура ответственности существует, но лидерство может обсуждаться и меняться в зависимости от ситуации. В таких союзах мнения детей, свекровей, тещ, как минимум, выслушиваются, они признаются как лица, которые имеют право голоса.
гибком управлении  роли меняются часто в результате совместного обсуждения, третьи лица принимают открытое участие в обсуждении и их мнение учитывается. Третьи лица могут повлиять на распределение ролей.
  • гибком управлении  роли меняются часто в результате совместного обсуждения, третьи лица принимают открытое участие в обсуждении и их мнение учитывается. Третьи лица могут повлиять на распределение ролей.
хаотичное управление , когда партнеры говорят о том, что в их союзе никто не командует, а решения принимаются сами собой, «как сложится жизнь». Это структура, где нет устойчивого руководства, и решение принимается спонтанно, что, к сожалению, делает семью или пару непредсказуемой. В ситуации, когда нужно взять на себя ответственность, все от нее отказываются в надежде на то, что все само устроится.
  • хаотичное управление , когда партнеры говорят о том, что в их союзе никто не командует, а решения принимаются сами собой, «как сложится жизнь». Это структура, где нет устойчивого руководства, и решение принимается спонтанно, что, к сожалению, делает семью или пару непредсказуемой. В ситуации, когда нужно взять на себя ответственность, все от нее отказываются в надежде на то, что все само устроится.
три основные группы семей несбалансированные семьи  – к ним относятся семьи, где существуют разобщенные ригидные, запутанные ригидные, хаотичные запутанные, разобщенные хаотичные отношения. Такого рода союзы могут существовать, но не могут существовать долго, потому что в них нет баланса между подчиненностью и  руководством, свободой и эмоциональным теплом. среднесбалансированные семьи   -  раздельные ригидные, сплоченные ригидные, запутанные структурированные, запутанные гибкие, сплоченные хаотичные, раздельные хаотичные, разобщенные гибкие, разобщенные структурированные союзы. Отношения по этим законам могут существовать сколь угодно долго. Эти союзы называются среднесбалансированные, потому что со  временем такие отношения имеют тенденцию скатываться к несбалансированным – в них существует угроза того, что разделенность станет разобщенностью, диктатура надоест, а демократия превратится в анархию.

три основные группы семей

  • несбалансированные семьи  – к ним относятся семьи, где существуют разобщенные ригидные, запутанные ригидные, хаотичные запутанные, разобщенные хаотичные отношения. Такого рода союзы могут существовать, но не могут существовать долго, потому что в них нет баланса между подчиненностью и  руководством, свободой и эмоциональным теплом.
  • среднесбалансированные семьи   -  раздельные ригидные, сплоченные ригидные, запутанные структурированные, запутанные гибкие, сплоченные хаотичные, раздельные хаотичные, разобщенные гибкие, разобщенные структурированные союзы. Отношения по этим законам могут существовать сколь угодно долго. Эти союзы называются среднесбалансированные, потому что со  временем такие отношения имеют тенденцию скатываться к несбалансированным – в них существует угроза того, что разделенность станет разобщенностью, диктатура надоест, а демократия превратится в анархию.
сбалансированные семьи  – раздельные структурированные, сплоченные структурированные, раздельные гибкие, сплоченные гибкие отношения. Взаимодействие таких типов считается стабильными, и пара может справиться с  любым жизненным кризисом. Кроме того, такие отношения стимулируют развитие индивидуальности, поэтому никто не стремиться ни к большей свободе, ни к большему лидерству. С течением времени система отношений неизбежно меняется. В зависимости от  характера, темперамента, финансовых условий партнеров, они меняют степень эмоциональной сплоченности и стиль руководства. Такие изменения закономерны и  неизбежны. Главным отличием сбалансированных семей от несбалансированных является наличие между партнерами  развитых навыков общения .
  • сбалансированные семьи  – раздельные структурированные, сплоченные структурированные, раздельные гибкие, сплоченные гибкие отношения. Взаимодействие таких типов считается стабильными, и пара может справиться с  любым жизненным кризисом. Кроме того, такие отношения стимулируют развитие индивидуальности, поэтому никто не стремиться ни к большей свободе, ни к большему лидерству.
  • С течением времени система отношений неизбежно меняется. В зависимости от  характера, темперамента, финансовых условий партнеров, они меняют степень эмоциональной сплоченности и стиль руководства. Такие изменения закономерны и  неизбежны.
  • Главным отличием сбалансированных семей от несбалансированных является наличие между партнерами  развитых навыков общения .
Вопросы для оценки сплоченности.   —  Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя супруги? —  Насколько активно участвуют они в жизни друг друга? —  Проводят ли супруги время вместе, когда это возможно или предпочитают заниматься своими делами? —  Имеют ли супруги общих друзей или у каждого они свои? —  Что супруги любят делать вместе и есть ли у них общие интересы? —  Как пара проводит праздники и дни рождения? —  Что обычно происходит у пары вечером и в выходные? —  Как соотносится интенсивность отношений родителей и ребенка с возрастом ребенка?

Вопросы для оценки сплоченности.

  • —  Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя супруги?
  • —  Насколько активно участвуют они в жизни друг друга?
  • —  Проводят ли супруги время вместе, когда это возможно или предпочитают заниматься своими делами?
  • —  Имеют ли супруги общих друзей или у каждого они свои?
  • —  Что супруги любят делать вместе и есть ли у них общие интересы?
  • —  Как пара проводит праздники и дни рождения?
  • —  Что обычно происходит у пары вечером и в выходные?
  • —  Как соотносится интенсивность отношений родителей и ребенка с возрастом ребенка?
Вопросы для оценки гибкости. Поделено ли руководство семьей между супругами? —  Строгая ли в семье дисциплина? —  Как проходит обсуждение разногласий в семье? —  Выполняют ли супруги определенные задачи или роли в семье строго не  определены? —  Насколько часто меняются в семье правила поведения? —  Как часто происходят в семье другие изменения? —  Кажется ли вам семья дезорганизованной или ригидной? —  Насколько строго осуществляют родители руководящие функции?

Вопросы для оценки гибкости.

  • Поделено ли руководство семьей между супругами?
  • —  Строгая ли в семье дисциплина?
  • —  Как проходит обсуждение разногласий в семье?
  • —  Выполняют ли супруги определенные задачи или роли в семье строго не  определены?
  • —  Насколько часто меняются в семье правила поведения?
  • —  Как часто происходят в семье другие изменения?
  • —  Кажется ли вам семья дезорганизованной или ригидной?
  • —  Насколько строго осуществляют родители руководящие функции?
Циркулярное интервью Миланская школа системной терапии  понимает под этим названием выявление циркулярной последовательности происходящих в семье событий или действий членов семьи.   Немецкая школа  понимает под циркулярным интервью технику семейной терапии, суть которой состоит в том, что психотерапевт спрашивает одного из членов семьи, как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях такая техника вследствие своего проективного характера дает более существенную информацию как психотерапевту, так и семье. Такой тип опрашивания позволяет легче вовлечь в беседу всех членов семьи, начать разговор об отношениях в семье.

Циркулярное интервью

  • Миланская школа системной терапии  понимает под этим названием выявление циркулярной последовательности происходящих в семье событий или действий членов семьи.
  •   Немецкая школа  понимает под циркулярным интервью технику семейной терапии, суть которой состоит в том, что психотерапевт спрашивает одного из членов семьи, как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях такая техника вследствие своего проективного характера дает более существенную информацию как психотерапевту, так и семье. Такой тип опрашивания позволяет легче вовлечь в беседу всех членов семьи, начать разговор об отношениях в семье.
Вопросы применяемые в Миланской школе. Когда папа приходит с работы, и ты его встречаешь в коридоре, что в это время делает твоя мама? А брат? -         А что происходит потом? А что в это время делает мама? А брат? -         А затем? Что тогда делает мама? Брат? -         Что после этого?….. Подобные уточняющие вопросы задаются до тех пор, пока не прояснится символический смысл симптоматического поведения или не подтвердится системная гипотеза.

Вопросы применяемые в Миланской школе.

  • Когда папа приходит с работы, и ты его встречаешь в коридоре, что в это время делает твоя мама? А брат?
  • -         А что происходит потом? А что в это время делает мама? А брат?
  • -         А затем? Что тогда делает мама? Брат?
  • -         Что после этого?…..
  • Подобные уточняющие вопросы задаются до тех пор, пока не прояснится символический смысл симптоматического поведения или не подтвердится системная гипотеза.
Немецкое понимание включает в себя три уровня вопросы могут быть заданы одному члену семьи о том, что  думает  другой ? вопросы могут быть заданы одному члену семьи о том, что  чувствует  другой? вопросы могут быть заданы о  поведении, поступках, действиях  другого?

Немецкое понимание включает в себя три уровня

  • вопросы могут быть заданы одному члену семьи о том, что  думает  другой ?
  • вопросы могут быть заданы одному члену семьи о том, что  чувствует  другой?
  • вопросы могут быть заданы о  поведении, поступках, действиях  другого?
-         Если бы здесь был твой брат, что бы он сказал, какие проблемы есть в вашей семье? -         Ваша жена сказала, что произошел сдвиг. Как вы думаете, что она имела ввиду?
  • -         Если бы здесь был твой брат, что бы он сказал, какие проблемы есть в вашей семье?
  • -         Ваша жена сказала, что произошел сдвиг. Как вы думаете, что она имела ввиду?
          Как тебе кажется, что чувствует мама, когда видит, как ты боишься? Как тебе кажется, что чувствует папа, когда у тебя что-то не получается? Какие чувства ты вызываешь у своего учителя, одноклассника. (применяется в школе)
  •           Как тебе кажется, что чувствует мама, когда видит, как ты боишься?
  • Как тебе кажется, что чувствует папа, когда у тебя что-то не получается?
  • Какие чувства ты вызываешь у своего учителя, одноклассника. (применяется в школе)
  Как тебе кажется, после смерти бабушки родители стали жить дружнее или нет? -         Что сделал бы папа, если бы ты не вышел встречать его в коридор
  •   Как тебе кажется, после смерти бабушки родители стали жить дружнее или нет?
  • -         Что сделал бы папа, если бы ты не вышел встречать его в коридор
Вопросы в системном подходе решают разные задачи: 1.      Получение информации, как и в любом разговоре; 2.      Обеспечение коммуникаций; 3.      Процессуальное видение происходящего; 4.      Стимуляция ассоциативного процесса; 5.      Вовлечение в процесс на вербальном и невербальном уровне третьих, четвертых, пятых и т.д. персон; 6.      Проведение прямой терапевтической интервенции.

Вопросы в системном подходе решают разные задачи:

  • 1.      Получение информации, как и в любом разговоре;
  • 2.      Обеспечение коммуникаций;
  • 3.      Процессуальное видение происходящего;
  • 4.      Стимуляция ассоциативного процесса;
  • 5.      Вовлечение в процесс на вербальном и невербальном уровне третьих, четвертых, пятых и т.д. персон;
  • 6.      Проведение прямой терапевтической интервенции.
Группы вопросов «классифицирующие» «Процентные» « предназначенные для начала и для завершения сессии » «для выяснения коалиций» « на конструирование возможностей » «на прояснение реальной ситуации»

Группы вопросов

«классифицирующие»

«Процентные»

« предназначенные для начала и для завершения сессии »

«для выяснения коалиций»

« на конструирование возможностей »

«на прояснение реальной ситуации»

Классифицирующие вопросы В первую очередь они ориентированы на то, чтобы увидеть различия во взглядах, с которыми пришла семья. -         Кто радуется в семье больше всех, когда свекровь занимается ведением домашнего хозяйства? Кто меньше всех? Примером вопроса на классификацию, который можно использовать и для начала терапии, может быть такой: -         Кто сегодня настроен наиболее оптимистично? А кто сегодня самый большой пессимист?

Классифицирующие вопросы

  • В первую очередь они ориентированы на то, чтобы увидеть различия во взглядах, с которыми пришла семья.
  • -         Кто радуется в семье больше всех, когда свекровь занимается ведением домашнего хозяйства? Кто меньше всех?
  • Примером вопроса на классификацию, который можно использовать и для начала терапии, может быть такой:
  • -         Кто сегодня настроен наиболее оптимистично? А кто сегодня самый большой пессимист?
«Процентные» вопросы. С помощью них можно дифференцировать идеи, настроения, концепции, взгляды на болезнь, мнения. Очень хороши они и для прояснения амбивалентных позиций. -         Если в сердце вашей жены существуют две тенденции: расстаться с вами или остаться, сколько процентов сердца отдается одной тенденции, а сколько другой?

«Процентные» вопросы.

  • С помощью них можно дифференцировать идеи, настроения, концепции, взгляды на болезнь, мнения. Очень хороши они и для прояснения амбивалентных позиций.
  • -         Если в сердце вашей жены существуют две тенденции: расстаться с вами или остаться, сколько процентов сердца отдается одной тенденции, а сколько другой?
Вопросы для выяснения коалиций . Направлены для выяснения коалиций – «кто с кем?» Ключевым вопросом для этой группы является вопрос: Видите ли вы эту проблему также или по-другому? -         Папа держит тебя за маменькина сыночка. Ты смотришь на этот вопрос так же, или ты все-таки больше папенькин сынок?

Вопросы для выяснения коалиций .

  • Направлены для выяснения коалиций – «кто с кем?» Ключевым вопросом для этой группы является вопрос: Видите ли вы эту проблему также или по-другому?
  • -         Папа держит тебя за маменькина сыночка. Ты смотришь на этот вопрос так же, или ты все-таки больше папенькин сынок?

Вопросы на прояснение реальной ситуации .  

  • Вопросы, проясняющие запрос.  К прояснению запроса относятся вопросы, касающиеся тех людей, которые прислали семью.
  • -        Кому пришла в голову идея об этом контакте?
  • -        Что бы вы хотели, чтобы здесь происходило?
  • -        Почему клиентом является именно этот человек?
  • -        Почему семья пришла именно ко мне и почему именно сейчас?
  • Вопросы, проясняющие, с какими ожиданиями пришла семья.
  • -         Кто чего хочет и от кого?
  • -         От меня, как от терапевта и от всех остальных?
  • -         Кто является оптимистом, а кто пессимистом?
  • -         Что должен был бы я, терапевт, или должны были бы мы сделать, чтобы эти ожидания оправдались?
  • -         Что должен я и мы сделать, чтобы работа была абсолютно неуспешной?
  • -         Кто чего хочет, от кого, с какого времени? И до какого времени?
  • -         Как часто вы бы хотели встречаться?
  • -         С кем встречаться? Против кого встречаться?
  • -         Сколько денег вы готовы заплатить за эту терапию?
  • -         Скольким временем готовы пожертвовать для решения этой конкретной проблемы?
Вопросы о проблеме. -         Из каких отношений вырастает проблема? -         Кому эти проблемные отношения демонстрируются, а кому – нет? -         Где проблема проявляется, а где – нет? -         Когда проблема проявляется, когда – нет? -         Что должно произойти, чтобы проблема была решена? -         Кто первым выявил сложность и обозначил ее как проблему? -         Что имеет ввиду папа, когда говорит о существовании проблемы, о сложности взаимоотношений, о непонимании и т.д.? -         Кто реагирует на проблему больше всех, кто меньше всех? -         Кому она больше всех мешает, кому меньше всех? Если речь идет о проблемном ребенке, то такой вопрос: -         Как реагирует ребенок на реакции окружающих? (вопрос к окружающим) -         Что изменилось в отношениях, когда возникла проблема? -         Что изменится в отношениях, если эта проблема будет усилена? Последние вопросы можно задавать до бесконечности, уточняя, проясняя в кругу, кто как реагирует на проблемное поведение,  пока всем не станет ясно про всех остальных, кто и как реагирует.
  • Вопросы о проблеме.
  • -         Из каких отношений вырастает проблема?
  • -         Кому эти проблемные отношения демонстрируются, а кому – нет?
  • -         Где проблема проявляется, а где – нет?
  • -         Когда проблема проявляется, когда – нет?
  • -         Что должно произойти, чтобы проблема была решена?
  • -         Кто первым выявил сложность и обозначил ее как проблему?
  • -         Что имеет ввиду папа, когда говорит о существовании проблемы, о сложности взаимоотношений, о непонимании и т.д.?
  • -         Кто реагирует на проблему больше всех, кто меньше всех?
  • -         Кому она больше всех мешает, кому меньше всех?
  • Если речь идет о проблемном ребенке, то такой вопрос:
  • -         Как реагирует ребенок на реакции окружающих? (вопрос к окружающим)
  • -         Что изменилось в отношениях, когда возникла проблема?
  • -         Что изменится в отношениях, если эта проблема будет усилена?
  • Последние вопросы можно задавать до бесконечности, уточняя, проясняя в кругу, кто как реагирует на проблемное поведение,  пока всем не станет ясно про всех остальных, кто и как реагирует.

Вопросы на конструирование возможностей .   1. Вопросы, ориентированные на решение. -         Как часто, как долго или когда проблема не проявляется? -         Если проблемы не будет, чем бы занялись вы и другие? -         Что бы мы могли делать здесь, если проблемы не будет? На усиление ресурсов. -         Что вы делаете хорошо? -         Что вы хотели бы в своей семье сохранить (конкретно)? -         Какие усилия вы готовы еще приложить, чтобы делать что-то еще лучше, то, что и так вам хорошо удается? Чудесные вопросы. -         Если ночью прилетит фея (или в понедельник вас сделают операцию и т.д.) и проблема неожиданно будет решена, что вы утром первое заметите, что будет вторым? -         Кто больше всех будет удивлен? -         Кто будет больше всех шокирован, что проблема ушла так неожиданно, вдруг?

Вопросы на конструирование возможностей .  

  • 1. Вопросы, ориентированные на решение.
  • -         Как часто, как долго или когда проблема не проявляется?
  • -         Если проблемы не будет, чем бы занялись вы и другие?
  • -         Что бы мы могли делать здесь, если проблемы не будет?
  • На усиление ресурсов.
  • -         Что вы делаете хорошо?
  • -         Что вы хотели бы в своей семье сохранить (конкретно)?
  • -         Какие усилия вы готовы еще приложить, чтобы делать что-то еще лучше, то, что и так вам хорошо удается?
  • Чудесные вопросы.
  • -         Если ночью прилетит фея (или в понедельник вас сделают операцию и т.д.) и проблема неожиданно будет решена, что вы утром первое заметите, что будет вторым?
  • -         Кто больше всех будет удивлен?
  • -         Кто будет больше всех шокирован, что проблема ушла так неожиданно, вдруг?
. Вопросы, усиливающие проблему . -         Что вы должны сделать, чтобы ваша ситуация ухудшилась? -         Что бы я мог сделать, чтобы это ухудшение еще больше поддержать? -         Кто мог бы быть еще включен в эту проблему, чтобы ситуация стала еще хуже?
  • . Вопросы, усиливающие проблему .
  • -         Что вы должны сделать, чтобы ваша ситуация ухудшилась?
  • -         Что бы я мог сделать, чтобы это ухудшение еще больше поддержать?
  • -         Кто мог бы быть еще включен в эту проблему, чтобы ситуация стала еще хуже?
  Вопросы комбинированные, ориентированные как на проблему, так и на ее решение. -         Для чего было бы хорошо, чтобы проблема еще раз к вам вернулась? -         Что может ухудшиться, если проблема исчезнет? -         Как долго вы собираетесь давать этой проблеме место в вашей квартире? -         Когда вы планируете выставить ее за дверь? -         До какого времени, как вы считаете, это делать еще рано?
  •   Вопросы комбинированные, ориентированные как на проблему, так и на ее решение.
  • -         Для чего было бы хорошо, чтобы проблема еще раз к вам вернулась?
  • -         Что может ухудшиться, если проблема исчезнет?
  • -         Как долго вы собираетесь давать этой проблеме место в вашей квартире?
  • -         Когда вы планируете выставить ее за дверь?
  • -         До какого времени, как вы считаете, это делать еще рано?
  Вопросы, предназначенные для начала и для завершения сессии . Начало сесии -         Что должно сегодня произойти, чтобы для вас это было хорошим разговором? -         Что произошло с нашей последней встречи, что удивило вас больше всего (за эту неделю)? -         Что могло бы быть уже сегодня позитивным изменением? -         Кому из вашей семьи в последнее время лучше всех живется? -         Что должно было бы уже сегодня произойти, чтобы это была наша последняя встреча? -         Какие идеи у вас есть в голове относительно того, что сегодня здесь будет происходить?

  Вопросы, предназначенные для начала и для завершения сессии .

  • Начало сесии
  • -         Что должно сегодня произойти, чтобы для вас это было хорошим разговором?
  • -         Что произошло с нашей последней встречи, что удивило вас больше всего (за эту неделю)?
  • -         Что могло бы быть уже сегодня позитивным изменением?
  • -         Кому из вашей семьи в последнее время лучше всех живется?
  • -         Что должно было бы уже сегодня произойти, чтобы это была наша последняя встреча?
  • -         Какие идеи у вас есть в голове относительно того, что сегодня здесь будет происходить?
Вопросы, адресованные наиболее сопротивляющемуся члену семьи. -         Кто из вас ничего не хочет? -         От кого вы здесь ничего не хотите? -         Как вы считаете, будет ли это постоянной позицией или, возможно, что это слишком рано – что-то прямо сейчас хотеть? -         Если вы, собственно говоря, ничего не хотите, в чем тогда цель прихода?
  • Вопросы, адресованные наиболее сопротивляющемуся члену семьи.
  • -         Кто из вас ничего не хочет?
  • -         От кого вы здесь ничего не хотите?
  • -         Как вы считаете, будет ли это постоянной позицией или, возможно, что это слишком рано – что-то прямо сейчас хотеть?
  • -         Если вы, собственно говоря, ничего не хотите, в чем тогда цель прихода?
Для завершения Сесии -         Как долго вы думаете будете еще нуждаться в терапии? -         Кто из вас имеет больше интереса и готов больше времени уделить терапии – вы или ваша жена? -         Предположим, что по каким-то причинам терапия сегодня закончится, что вы будете делать? -         Если по причине землетрясения все врачи, социальные работники умрут, как вы будете тогда решать свою проблему?
  • Для завершения Сесии
  • -         Как долго вы думаете будете еще нуждаться в терапии?
  • -         Кто из вас имеет больше интереса и готов больше времени уделить терапии – вы или ваша жена?
  • -         Предположим, что по каким-то причинам терапия сегодня закончится, что вы будете делать?
  • -         Если по причине землетрясения все врачи, социальные работники умрут, как вы будете тогда решать свою проблему?
Метод расстановок Берта Хеллингера   Расстановка -- это работа  на осознавание глубинных подсознательных процессов, формирующих проблему, с целью найти ей решение

Метод расстановок Берта Хеллингера

  • Расстановка -- это работа  на осознавание глубинных подсознательных процессов, формирующих проблему, с целью найти ей решение
Метод расстановки является  системным , то есть работает с проблемами системного характера (семейными, родовыми, организационными...), и   краткасрочным  -- метод отличается малым количество встреч с психологом и большими интервалами между ними. Ориентированность на решение означает, что в фокусе работы психолога -- поиск решения, а не анализ самой проблемы.

Метод расстановки является  системным , то есть работает с проблемами системного характера (семейными, родовыми, организационными...), и   краткасрочным  -- метод отличается малым количество встреч с психологом и большими интервалами между ними. Ориентированность на решение означает, что в фокусе работы психолога -- поиск решения, а не анализ самой проблемы.

С чем работает расстановка.   Берт Хеллингер ввел понятие «семейное переплетение». Незавершенные процессы прошлого в семье (или расширенной семье) неосознанно вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Так действует закон уравновешивания системы

С чем работает расстановка.

  • Берт Хеллингер ввел понятие «семейное переплетение». Незавершенные процессы прошлого в семье (или расширенной семье) неосознанно вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Так действует закон уравновешивания системы
Баланс между «брать» и «давать».  Это основа любых отношений. Находясь в отношениях, что-то из них мы  берем   и что-то  отдаем , и  только тогда отношения могут БЫТЬ, могут длиться. Нарушение баланса ведет к различным семейным переплетениям. Например, инцест — следствие нарушения баланса между супругами.

Баланс между «брать» и «давать». 

  • Это основа любых отношений. Находясь в отношениях, что-то из них мы  берем   и что-то  отдаем , и  только тогда отношения могут БЫТЬ, могут длиться.
  • Нарушение баланса ведет к различным семейным переплетениям. Например, инцест — следствие нарушения баланса между супругами.
Иерархия в системе --  хронологический порядок вхождения в систему: кто старший, кто младший, кто первый, второй, и т.д. Нарушение иерархии приводит к семейным переплетениям. Например нарушение иерархии в детско-родительских отношениях (ребенок становится родителем своим родителям) приводит к эмоциональной и функциональной загруженности ребенка.
  • Иерархия в системе --  хронологический порядок вхождения в систему: кто старший, кто младший, кто первый, второй, и т.д.
  • Нарушение иерархии приводит к семейным переплетениям. Например нарушение иерархии в детско-родительских отношениях (ребенок становится родителем своим родителям) приводит к эмоциональной и функциональной загруженности ребенка.
Принадлежность системе.   Каждый член системы имеет право на принадлежность. Для семейной системы не важно, был этот человек святой или преступник. Он был -- и это главное. Если кто в семье забыт и тем самым лишен своего права принадлежности системе (например: пропавший на войне дедушка, репрессированный родственник, абортированный ребенок), кто-то другой из  семейной системы займет его место и будет жить как он, напоминая об исключенном

Принадлежность системе.

  •   Каждый член системы имеет право на принадлежность. Для семейной системы не важно, был этот человек святой или преступник. Он был -- и это главное.
  • Если кто в семье забыт и тем самым лишен своего права принадлежности системе (например: пропавший на войне дедушка, репрессированный родственник, абортированный ребенок), кто-то другой из  семейной системы займет его место и будет жить как он, напоминая об исключенном
Как работает метод расстановок.   В основе работы расстановки лежит тот феномен, что люди берут на себя роль другого человека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те, кого они замещают. Феномен называется «замещающее восприятие», а люди, выбранные на определенные роли, -- «заместителями».

Как работает метод расстановок.

  • В основе работы расстановки лежит тот феномен, что люди берут на себя роль другого человека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те, кого они замещают. Феномен называется «замещающее восприятие», а люди, выбранные на определенные роли, -- «заместителями».
Виды расстановок семейные расстановки —  работа с семейными проблемами; сюда же относятся   расстановки субличностей  ( работа с внутриличностным конфликтом) и  расстановки линии рода (при прояснении родовых посланий, семейных установок, негативно влияющих на жизнь ...); структурные расстановки  -- позволяют работать с такими явлениями (структурами), как работа, деньги, болезни, страхи и др., к ним же относятся  симптомные расстановки;

Виды расстановок

  • семейные расстановки —  работа с семейными проблемами; сюда же относятся   расстановки субличностей  ( работа с внутриличностным конфликтом) и  расстановки линии рода (при прояснении родовых посланий, семейных установок, негативно влияющих на жизнь ...);
  • структурные расстановки  -- позволяют работать с такими явлениями (структурами), как работа, деньги, болезни, страхи и др., к ним же относятся  симптомные расстановки;
организационные расстановки -- для разрешения проблем в трудовых  коллективах;-- специальная применения: используются в работе с авторами сценариев, бизнес-консультантами, учеными. К ним относятся также  расстановки ролей, расстановки основных черт характера, расстановки структурных формул историй.  клиентские расстановки (относятся к орграсстановкам)  -- расстановки для людей помогающих профессий (врачей, психологов, педагогов, социальных работников...). Этот вид растановки позволяет увидеть отношения того, кто помогает и того, кому помогают. Здесь можно увидеть насколько действенна и эффективна помощь и скорректировать ее, прояснить истинные мотивы помощи, прояснить цели участников процесса, внести ясность в ситуацию. 
  • организационные расстановки -- для разрешения проблем в трудовых  коллективах;-- специальная применения: используются в работе с авторами сценариев, бизнес-консультантами, учеными. К ним относятся также  расстановки ролей, расстановки основных черт характера, расстановки структурных формул историй. 
  • клиентские расстановки (относятся к орграсстановкам)  -- расстановки для людей помогающих профессий (врачей, психологов, педагогов, социальных работников...). Этот вид растановки позволяет увидеть отношения того, кто помогает и того, кому помогают. Здесь можно увидеть насколько действенна и эффективна помощь и скорректировать ее, прояснить истинные мотивы помощи, прояснить цели участников процесса, внести ясность в ситуацию. 
сценарные расстановки тетралеммные расстановки --  расстановки для ситуаций принятия решения. Применяются  для поиска новых путей решения проблем, при блокировке креативности.  скрытая  расстановка, т. е. без озвучивания какой-либо информации. Cтепень открытости своей работы регулирует сам клиент. Вся информация, полученная в консультировании и в процессе расстановки -- строго конфиденциальна и не подлежит обсуждению. Все материалы на сайте, связанные с реальными расстановочными работами  не содержат информации, нарушающей анонимности клиентов, тексты публикуются  только с их согласия.

сценарные расстановки

  • тетралеммные расстановки --  расстановки для ситуаций принятия решения. Применяются  для поиска новых путей решения проблем, при блокировке креативности. 
  • скрытая  расстановка, т. е. без озвучивания какой-либо информации. Cтепень открытости своей работы регулирует сам клиент. Вся информация, полученная в консультировании и в процессе расстановки -- строго конфиденциальна и не подлежит обсуждению. Все материалы на сайте, связанные с реальными расстановочными работами  не содержат информации, нарушающей анонимности клиентов, тексты публикуются  только с их согласия.
Дисфункциональная семья.

Дисфункциональная семья.

Дисфункциональная семья это такая семья, в которой одна или несколько функций нарушены или отсутствуют. Дисфункциональная семья оказывается неспособной удовлетворять потребности друг друга в духовном личностном росте.
  • Дисфункциональная семья это такая семья, в которой одна или несколько функций нарушены или отсутствуют. Дисфункциональная семья оказывается неспособной удовлетворять потребности друг друга в духовном личностном росте.
Мотивы вступления в брак в дисфункциональной семье.   1.   Бегство от родителей.   2. Долженствование/вступление в брак из чувства вины.   3.   Одиночество.   4. Следование традиции (инициатива родителей)   5.   Любовь.   6. Престиж,  поиск материальных благ.

Мотивы вступления в брак в дисфункциональной семье.

 

1.

 

Бегство от родителей.

 

2.

Долженствование/вступление в брак из чувства вины.

 

3.

 

Одиночество.

 

4.

Следование традиции (инициатива родителей)

 

5.

 

Любовь.

 

6.

Престиж,  поиск материальных благ.

 В работе с дисфункциональными семьями встречаются следующие проблемы.   1. Ошибочный выбор партнера. Ожидание того, что муж/жена будут напоминать отца/мать. 2. Незавершенные отношения с родительской семьей. Супруги вместо обсуждения проблемы друг с другом обращаются к родителям. 3. Утрата иллюзий («синдром утопий»). Супруги считают, что женились по любви и ради любви, но счастья нет. На самом деле в их отношениях преобладает не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличение сексуальных фантазий. Потребность в опеке и доминировании оказались важнее реальных сексуальных отношений.

В работе с дисфункциональными семьями встречаются следующие проблемы.

  • 1. Ошибочный выбор партнера. Ожидание того, что муж/жена будут напоминать отца/мать.
  • 2. Незавершенные отношения с родительской семьей. Супруги вместо обсуждения проблемы друг с другом обращаются к родителям.
  • 3. Утрата иллюзий («синдром утопий»). Супруги считают, что женились по любви и ради любви, но счастья нет. На самом деле в их отношениях преобладает не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличение сексуальных фантазий. Потребность в опеке и доминировании оказались важнее реальных сексуальных отношений.
4. Переживание растерянности. Почему мы живем вместе? Потому что хотим или обязаны? 5. Супружеская измена и угроза развода. 6. Гражданский брак как попытка избежать ответственности (юридической, финансовой).
  • 4. Переживание растерянности. Почему мы живем вместе? Потому что хотим или обязаны?
  • 5. Супружеская измена и угроза развода.
  • 6. Гражданский брак как попытка избежать ответственности (юридической, финансовой).
Признаки дисфункциональной семьи : 1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий. 2. Вакуум интимности 3. Замороженность правил и ролей 4. Конфликтность во взаимоотношениях 5. Недифференцированность

Признаки дисфункциональной семьи :

1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

  • 2. Вакуум интимности
  • 3. Замороженность правил и ролей
  • 4. Конфликтность во взаимоотношениях
  • 5. Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")
  • 6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной
  • 7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия
  • 8. Склонность к полярности чувств и суждений
  • 9. Закрытость системы
  • 10. Абсолютизирование воли, контроля.
Признаки дисфункциональной семьи:  к признаку дисфункциональной семьи можно отнести наличие у кого-то из членов семьи какого-то из типов  зависимости , в том числе и тех ее разновидностей, которые с огромным трудом могут быть замечены даже самим страдающим ею человеком, например, зависимости от работы или от отношения к другому человеку. Если в семье есть такой тип зависимости у кого-то из членов семьи (родителей, детей или близких родственников), то такую семью можно прямо назвать нездоровой, дисфункциональной .

Признаки дисфункциональной семьи:

  • к признаку дисфункциональной семьи можно отнести наличие у кого-то из членов семьи какого-то из типов  зависимости , в том числе и тех ее разновидностей, которые с огромным трудом могут быть замечены даже самим страдающим ею человеком, например, зависимости от работы или от отношения к другому человеку. Если в семье есть такой тип зависимости у кого-то из членов семьи (родителей, детей или близких родственников), то такую семью можно прямо назвать нездоровой, дисфункциональной .
  неполная семья , т.е. отсутствие одного из родителей в семье (мамы или отца). Этот признак, как и первый, абсолютен. То есть любая неполная семья дисфункциональна, независимо от причин ее неполноты, от существующих отношений между ее оставшимися членами или достоинств (или недостатков) самих этих членов. Один родитель по определению не может дать ребенку полноты воспитания, которое могут дать только оба родителя. Это примерно то же самое, что и отсутствие у человека одной ноги или руки. Каким бы хорошим он ни был, насколько бы он ни был духовным и образованным, он все равно останется неполноценным человеком, который не сможет выполнять всех необходимых жизненных функций .

  неполная семья , т.е. отсутствие одного из родителей в семье (мамы или отца). Этот признак, как и первый, абсолютен. То есть любая неполная семья дисфункциональна, независимо от причин ее неполноты, от существующих отношений между ее оставшимися членами или достоинств (или недостатков) самих этих членов. Один родитель по определению не может дать ребенку полноты воспитания, которое могут дать только оба родителя. Это примерно то же самое, что и отсутствие у человека одной ноги или руки. Каким бы хорошим он ни был, насколько бы он ни был духовным и образованным, он все равно останется неполноценным человеком, который не сможет выполнять всех необходимых жизненных функций .

  • Наличие в семье  "секрета", "тайны" . Этот признак относится уже не столько к причинам, как предыдущие, сколько к следствиям, симптомам дисфункциональности. Впрочем, "секрет", из какой бы области он ни был: работа отца, прошлые любовные похождения матери или национальность бабушки - это всегда не только признак отсутствия полной доверительности в отношениях, но и фактор, который эту доверительность ограничивает. Вообще замечено, что в семьях, где есть зависимость (например, отец пьет или сын колется), принято скрывать от других эту информацию. Не очень-то приятно рассказывать друзьям или коллегам по работе, что мама вчера пришла домой пьяная, или что брат сидел в туалете и кололся героином. Гораздо проще держать эту информацию в секрете. Еще тяжелее, если над ребенком в семье совершаются разные формы насилия, особенно сексуальные, и ребенок не может этим ни с кем поделиться, так как ему сказали, что если ты об этом кому-то расскажешь, то мы тебя любить не будем. И в итоге в семье накапливаются такие вот семейные тайны, которыми нельзя ни с кем поделиться, а значит и нельзя освободиться полностью от того стресса, которые они с собой несут и который будет разрушать членов семьи изнутри.
Характерные признаки дисфункциональной семьи могут служить также установленные в ней негласные (неписаные) правила. Вот некоторые из них:   Не говорить о своих проблемах.  Это может означать запрет на обсуждение своих проблем как вне семьи, так и в самой семье. Вообще, не обращай внимания на свои проблемы, трудности, неприятности. Старайся жить для других, не обращая внимания на себя и не заботясь о себе. Твои проблемы на самом деле никого не интересуют, есть намного более важные дела, чем твои проблемы. - Не выражать открыто своих чувств.  Как часто вы слышали в семье:

Характерные признаки дисфункциональной семьи могут служить также установленные в ней негласные (неписаные) правила. Вот некоторые из них:

  • Не говорить о своих проблемах.  Это может означать запрет на обсуждение своих проблем как вне семьи, так и в самой семье. Вообще, не обращай внимания на свои проблемы, трудности, неприятности. Старайся жить для других, не обращая внимания на себя и не заботясь о себе. Твои проблемы на самом деле никого не интересуют, есть намного более важные дела, чем твои проблемы.
  • - Не выражать открыто своих чувств.  Как часто вы слышали в семье: "Не плачь, ты же мальчик! Не злись, не кричи, не дурачься! Не прыгай от радости, не выражай своей обиды, гнева, страха!" В больных же семьях есть постоянные запреты на чувства и их проявления.
  • - Избегать прямых высказываний,  стремиться к выражению своих мыслей иносказаниями, а потребностей - через манипуляции. Это значит, что такой человек не может просто прямо попросить кого-то о помощи, он будет делать это в обход. Например: "Знаешь, сегодня на улице так холодно, а форточка открыта и ее никто закрыть не может, я же так и простыть могу!" "Уже какой день никто мусор вынести не может. В этом доме вообще есть мужчины или все перевелись!" Можно же просто и прямо попросить - "Закрой форточку, пожалуйста. Вынеси мусор, если тебе не трудно". Пример непрямого общения: мама говорит сыну: "Скажи своей бабушке, чтобы она картошку почистила". В этом примере в семье никто никому ничего не говорит в лицо, но все говорится через посредников, через третьи лица.
  • - Привычка строить нереальные планы  и возлагать на людей и обстоятельства несбыточные надежды. Эту привычку можно назвать магическим мышлением. "Вот случится то-то, и все станет хорошо, все будут довольны и счастливы". Это и сверхразвитая мечтательность у членов семьи, причем она может быть и коллективная и индивидуальная
Не говорить на определенные
  • Не говорить на определенные "табулированные темы".  Самым распространенным "табу" является запрет на разговоры о сексуальных проблемах и потребностях.
  • - "Делай, как я говорю, а не как я делаю".  Это очень страшное и тяжелое правило, которое начинает сводить ребенка с ума. Например, мама говорит сыну, что шуметь нехорошо, надо вести себя тихо. И тут приходит домой пьяный папа и начинает орать на всех, громыхать и валять мебель. И непонятно - так все-таки можно шуметь или нет?
  • - "Играть, развлекаться - это плохо, греховно".  Например, когда ребёнку говорят: "Вот ты сейчас смеешься, а потом плакать же будешь! Не веселись так сильно, это не к добру! Ты не видишь, мне плохо, а ты тут прыгаешь, как глупый!" Такие правила или установки запрещают наслаждаться жизнью, радоваться ей. Запрещают смеяться громко, танцевать, прыгать и скакать от радости и просто валять дурака. Семья, где это делать в той или иной мере запрещается - это больная семья.
  • "Не выносить сор из избы" , "не раскачивать лодку", то есть не напоминать о тех проблемах, о которых всем удалось хотя бы на время забыть. Это значит, что ни в коем случае нельзя обсуждать проблему, решать ее. И тем более нельзя ни в коем случае выносить проблему за пределы своей семьи, обращаться за помощью к специалистам или просто к друзьям. Не важно, бьют вас дома, насилуют или просто унижают постоянно, является ли член вашей семьи алкоголиком или наркоманам - обо всем это не должен знать никто ни в коем случае. Это такое табу, которое нельзя разглашать. Такое правило может убить всякую надежду на помощь, на решение серьезных проблем и улучшение жизни. Это очень опасное и вредное правило, старайтесь отделаться от него и делиться своими проблемами, проговаривать и прорабатывать их обязательно.
Нормально функционирующая семья.   Нормально функционирующая семья это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого члена

Нормально функционирующая семья.

  • Нормально функционирующая семья это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого члена
 Ледерер и Джексон выдвинули такую точку зрения, что хороший брак имеет следующие признаки:   - толерантность. -уважение друг к другу. -честность. -желание быть вместе. -сходство интересов и ценных ориентаций.

Ледерер и Джексон выдвинули такую точку зрения, что хороший брак имеет следующие признаки:

  • - толерантность.
  • -уважение друг к другу.
  • -честность.
  • -желание быть вместе.
  • -сходство интересов и ценных ориентаций.
 А.Н.Обозов считает, что стабильный брак обуславливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств.   Признаки функциональной семьи .  Проблемы признаются и решаются. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества) Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности.  Родители делают то, что говорят.  Ролевые функции выбираются, а не навязываются.  В семье есть место развлечениям.  Ошибки прощаются, на них учатся.  Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения .

А.Н.Обозов считает, что стабильный брак обуславливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств.

  • Признаки функциональной семьи .
  • Проблемы признаются и решаются.
  • Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)
  • Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.
  • Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности.
  • Родители делают то, что говорят.
  • Ролевые функции выбираются, а не навязываются.
  • В семье есть место развлечениям.
  • Ошибки прощаются, на них учатся.
  • Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения .
Техника семейного консультирования   Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональ­ный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются пробле­мы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне.  Консультация —  это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная дина­мика этих контактов, создающая условия для самораскрытия с помо­щью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов лич­ности (В. В. Сталин. 1993).

Техника семейного консультирования

  • Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональ­ный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются пробле­мы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. 
  • Консультация —  это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная дина­мика этих контактов, создающая условия для самораскрытия с помо­щью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов лич­ности (В. В. Сталин. 1993).
  • Первая фаза — установление контакта с клиентом.  Итог: опреде­ление границ взаимодействия с ним. Осуществляется в ходе первич­ной консультативной беседы. В этой фазе устанавливаются дистанция общения и его составляющие. Консультант еще до беседы наблюдает за семьей, контактами родителей и ребенка. Он определяет тип их по­ведения в коммуникации с ребенком, отмечает особенности реакций детей и родителей в диаде, характер вербальных и невербальных кон­тактов, способы оценки и регулирования поведения ребенка. В первичной беседе выявляется характер отношения родителей к социальному педагогу (деловое, рентное, игровое) и устанавливают­ся границы взаимодействия с семьей. Опытный консультант уже при первой встрече может получить ин­формацию об истории развития ребенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, педагогических установках родителей. Эта фаза позволяет клиенту оценить возможности психолога, со­риентироваться в тех процедурах, которые будут совершаться; он полу­чает установку на серьезную, продолжительную работу самой семьи.
  Вторая фаза  —  определение проблемы клиента, проблемы (боли) се­мьи.  Итог: согласие клиента и консультанта в понимании проблемы. На этом этапе клиент сам определяет проблему на языке трудностей. Консультант проясняет ее, обозначив как реальную проблему. Клиент и консультант, обсуждая альтернативные гипотезы, приходят к едино­му мнению. Клиент принимает проблему. Консультант может предос­тавить клиенту право формулировать проблему не от собственного лица, а относительно «третьих лиц». На этом этапе важно прийти к согласию относительно понимания проблемы-дилеммы. В противном случае приходится начинать весь консультативный процесс сначала.  Характер беседы (управляемое или неуправляемое интервью) оп­ределяется целями консультирования, индивидуальными особенно­стями клиента и принятым теоретическим подходом.
  •   Вторая фаза  —  определение проблемы клиента, проблемы (боли) се­мьи.  Итог: согласие клиента и консультанта в понимании проблемы. На этом этапе клиент сам определяет проблему на языке трудностей. Консультант проясняет ее, обозначив как реальную проблему. Клиент и консультант, обсуждая альтернативные гипотезы, приходят к едино­му мнению. Клиент принимает проблему. Консультант может предос­тавить клиенту право формулировать проблему не от собственного лица, а относительно «третьих лиц». На этом этапе важно прийти к согласию относительно понимания проблемы-дилеммы. В противном случае приходится начинать весь консультативный процесс сначала. Характер беседы (управляемое или неуправляемое интервью) оп­ределяется целями консультирования, индивидуальными особенно­стями клиента и принятым теоретическим подходом.
Третья фаза — рабочая.  Итог: новое понимание клиентом проблемы.   Для этой фазы характерна следующая динамика: структурирова­ние связи (раппорта) между клиентом и консультантом, создание кон­тролируемых условий для невроза, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из переноса (трансфера) и обретение им суверенитета.
  • Третья фаза — рабочая.  Итог: новое понимание клиентом проблемы. Для этой фазы характерна следующая динамика: структурирова­ние связи (раппорта) между клиентом и консультантом, создание кон­тролируемых условий для невроза, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из переноса (трансфера) и обретение им суверенитета.
Четвертая фаза — принятие решения и действия.  Итог: эффектив­ное поведение клиента в естественной ситуации.  В этой фазе, опираясь на определенную консультативную теорию, специалист разрабатывает план действий, стратегию своего поведе­ния, которые приводят клиента к поиску и нахождению выхода из создавшейся ситуации. Найдя оптимальное для себя решение, при­няв его как собственное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, клиент принимает решение действовать. Вместе с консультан­том он сортирует различные способы действий, выбрав, наконец, наиболее приемлемый для себя вариант. Затем он проверяет этот ва­риант в естественных условиях. В случае успеха он переносит свое решение на поведение в целом.
  • Четвертая фаза — принятие решения и действия.  Итог: эффектив­ное поведение клиента в естественной ситуации. В этой фазе, опираясь на определенную консультативную теорию, специалист разрабатывает план действий, стратегию своего поведе­ния, которые приводят клиента к поиску и нахождению выхода из создавшейся ситуации. Найдя оптимальное для себя решение, при­няв его как собственное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, клиент принимает решение действовать. Вместе с консультан­том он сортирует различные способы действий, выбрав, наконец, наиболее приемлемый для себя вариант. Затем он проверяет этот ва­риант в естественных условиях. В случае успеха он переносит свое решение на поведение в целом.
Пятая фаза — обратная связь.  Итог: удовлетворение клиента про­цессом консультирования и его результатами.  Частично консультант получает эту информацию уже в процессе консультирования, когда наблюдает поведенческие признаки пере­носа. Он также может проводить эпизодические повторные встречи, проясняя ситуацию.  Ориентируясь на принцип обратной связи, психолог судит о пра­вильности избранной стратегии и тактики консультирования и должен реализовать следующие  требования к консультативной информа­ции: конкретность и конструктивность ее содержания; адресованность конкретному лицу; констатирующий, своевременный и потребностный характер .
  • Пятая фаза — обратная связь.  Итог: удовлетворение клиента про­цессом консультирования и его результатами. Частично консультант получает эту информацию уже в процессе консультирования, когда наблюдает поведенческие признаки пере­носа. Он также может проводить эпизодические повторные встречи, проясняя ситуацию. Ориентируясь на принцип обратной связи, психолог судит о пра­вильности избранной стратегии и тактики консультирования и должен реализовать следующие  требования к консультативной информа­ции: конкретность и конструктивность ее содержания; адресованность конкретному лицу; констатирующий, своевременный и потребностный характер .
Эффективное консультирование • Встреча психолога с клиентом происхо­дит; они обмениваются посланиями   • Психолог уважает права клиента, соблю­дает меру, дистанцию и границы про­фессионального общения   • Психолог верит в уникальность клиента и его способность самому найти реше­ние проблемы   • Вербальными и невербальными способа­ми он демонстрирует это своему клиенту    

Эффективное консультирование

  • • Встреча психолога с клиентом происхо­дит; они обмениваются посланиями  • Психолог уважает права клиента, соблю­дает меру, дистанцию и границы про­фессионального общения  • Психолог верит в уникальность клиента и его способность самому найти реше­ние проблемы  • Вербальными и невербальными способа­ми он демонстрирует это своему клиенту   
• Эмоционально поддерживает клиента   • Он осуществляет эмпатическое слуша­ние, давая возможность клиенту излить свои чувства и высказать свои трудно­сти   • Он умело объективирует (через прояс­нение смыслов) и субъективирует (че­рез чувства клиента и свои собствен­ные) ситуацию клиента • В определении проблемы он движется вслед за логикой клиента   • Он не торопится с выводами и рекомен­дациями, а лишь создает условия для инсайта клиента  • Он вызывает в клиенте благодарность и желание сотрудничать   ♦ Он стремится к пониманию и совмест ному решению проблем
  • • Эмоционально поддерживает клиента  • Он осуществляет эмпатическое слуша­ние, давая возможность клиенту излить свои чувства и высказать свои трудно­сти  • Он умело объективирует (через прояс­нение смыслов) и субъективирует (че­рез чувства клиента и свои собствен­ные) ситуацию клиента

• В определении проблемы он движется вслед за логикой клиента  • Он не торопится с выводами и рекомен­дациями, а лишь создает условия для инсайта клиента • Он вызывает в клиенте благодарность и желание сотрудничать  ♦ Он стремится к пониманию и совмест ному решению проблем

Игры с родителями и детьми ^ Метод видеокоррекции  состоит в проигрывании заданий психо­лога, при этом ведется видеозапись взаимодействия родителя и ре­бенка, которая затем просматривается и анализируется в группе и/ или самими родителями.

Игры с родителями и детьми

  • ^ Метод видеокоррекции  состоит в проигрывании заданий психо­лога, при этом ведется видеозапись взаимодействия родителя и ре­бенка, которая затем просматривается и анализируется в группе и/ или самими родителями.
Метод игры  помогает моделировать и воспроизводить в контро­лируемых условиях семейные ситуации. Примерами таких игр могут служить «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Не­приятное воспоминание».
  • Метод игры  помогает моделировать и воспроизводить в контро­лируемых условиях семейные ситуации. Примерами таких игр могут служить «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Не­приятное воспоминание».
В первой игре строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, дол­жен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях.   Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать, как это было.   В третьей игре нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору ро­дителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и родителя.
  • В первой игре строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, дол­жен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях. Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать, как это было. В третьей игре нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору ро­дителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и родителя.
 ^ Метод совместных действий  основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится его анализ. Метод конструктивного спора  помогает сравнивать различные точки зрения родителей на воспитание ребенка, разрешение проблем­ных ситуаций, прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее ра­циональные и эффективные подходы на основе сотрудничества.
  • ^ Метод совместных действий  основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится его анализ.
  • Метод конструктивного спора  помогает сравнивать различные точки зрения родителей на воспитание ребенка, разрешение проблем­ных ситуаций, прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее ра­циональные и эффективные подходы на основе сотрудничества.
Метод вербальной дискуссии  обучает культуре диалога в семье, выра­батывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассмат­ривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка.  89166596140
  • Метод вербальной дискуссии  обучает культуре диалога в семье, выра­батывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассмат­ривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка. 89166596140
Генограмма семьи Генограмма  - это графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Генограмма семьи

  • Генограмма  - это графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.
Генограмма семьи  - своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Генограмма позволяет определить Вам свое место в семейной цепочке. Как сказал великий Фрейд: «Все мы родом из детства», - я же добавлю – «все мы родом из семьи». Вот и в семейной системе были незавершенные процессы, семьи бывают разные, часто с изуродованным детством. А  ребенок не осознано вовлекается в процессы прошлого, что передается или в устной форме или как невербальное сообщение. А уж, какое  впечатление это оставляет на ребенка, мы можем догадываться сейчас по результату. Вот Вы лично, что можете сказать о себе или о своем партнере?
  • Генограмма семьи  - своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями.
  • Генограмма позволяет определить Вам свое место в семейной цепочке. Как сказал великий Фрейд: «Все мы родом из детства», - я же добавлю – «все мы родом из семьи». Вот и в семейной системе были незавершенные процессы, семьи бывают разные, часто с изуродованным детством. А  ребенок не осознано вовлекается в процессы прошлого, что передается или в устной форме или как невербальное сообщение. А уж, какое  впечатление это оставляет на ребенка, мы можем догадываться сейчас по результату. Вот Вы лично, что можете сказать о себе или о своем партнере?
Составление генограммы начинается с того человека, который хочет ее построить, т.е. если я захочу составить свою генограмму, то начну ее с себя, затем перейду к своим родителям, затем – к моим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам, и так далее. Все зависит от того, сколько у меня есть информации о своих предках.
  • Составление генограммы начинается с того человека, который хочет ее построить, т.е. если я захочу составить свою генограмму, то начну ее с себя, затем перейду к своим родителям, затем – к моим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам, и так далее. Все зависит от того, сколько у меня есть информации о своих предках.
МОУ СОШ № 20 п. Зелёный Составитель: Педагог-психолог МОУ СОШ № 20 пос. Зелёный Медведев Сергей Александрович Посёлок Зелёный 2017

МОУ СОШ № 20 п. Зелёный

Составитель: Педагог-психолог МОУ СОШ № 20 пос. Зелёный

Медведев Сергей Александрович

Посёлок Зелёный 2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!