СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальные листы обучения. Окружающий мир 3 класс О. Т. Поглазова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальные листы обучения содержат вопросы к каждому параграфу учебника "Окружающий мир 3 класс" О. Т. Поглазова. Ими можно пользоваться для самостоятельного изучения материала на уроке и дома.

Просмотр содержимого документа
«1 Разнообразие изменений»


Разнообразие изменений в окружающем мире (8ч.)


Земля – наш общий дом (1ч., стр.8-13)


  1. Назови группы растений.

  2. Где обитают растения?

  3. Назови группы животных по способу передвижения.

  4. Назови группы животных по внешнему виду.

  5. Назови группы животных по способу питания.

  6. Где обитают животные?

  7. Какие водоёмы и формы земной поверхности есть на Земле?

  8. В чём значение Солнца для всего живого на Земле?

  9. Как использовали дикорастущие растения и диких животных наши предки?

  10. Какие растения называются культурными?

  11. Какие растения называются декоративными?

  12. Для чего человек приручал диких животных?

  13. Чем отличаются домашние и дикие животные?

  14. Почему домашние животные могут погибнуть, если их выпустить в природу?

  15. Что такое заповедник и заказник?




Разнообразие изменений в окружающем мире (1ч., стр.14-20)


  1. О каких изменениях в неживой и живой природе говорится в тексте?

  2. Какие изменения происходят в природе медленно?

  3. Какие изменения происходят в природе быстро?

  4. Как со временем могут измениться овраг, река в результате действия природных явлений?

  5. Что изучает наука история?

  6. Что в старину было настоящим бедствием для городских жителей?

  7. Когда появились асфальтированные дороги?

  8. Когда в больших городах начали строить здания театров?




Времена года (1., стр.21-25)


  1. Что происходит в природе ежедневно?

  2. Что происходит в природе ежегодно?

  3. Что изменяется при этом?

  4. Когда наступает весна по Солнцу?

  5. Когда наступает лето по Солнцу?

  6. Когда наступает зима по Солнцу?

  7. Когда наступает осень по Солнцу?

  8. Сколько раз можно отмечать начало сезона и по каким признакам?

  9. Как называли календарь наши предки?

  10. С чем связывали название месяцев?








Природные явления и погода (1ч., стр.26-29)


  1. Что такое погода?

  2. Как называются происходящие в природе изменения?

  3. Каким может быть состояние облачности?

  4. Назови виды облаков.

  5. Назови виды осадков.

  6. Что такое ветер?

  7. От чего зависит сила ветра?

  8. Какова скорость слабого, среднего, сильного ветра?

  9. Что можно узнать по направлению ветра?

  10. Что такое штиль?

  11. Что такое шторм?



Необычные природные явления (1ч., стр.30-34,130)


  1. Назови опасные природные явления.

  2. Что такое гром?

  3. Что такое молния?

  4. Чего следует бояться во время грозы?

  5. Что в природе к себе притягивает молнию?

  6. Чем опасны ураганы?

  7. Чем смерч отличается от сильного ветра?

  8. Как по облакам можно узнать о возможных изменениях погоды?

  9. Почему на небе возникает радуга?

  10. Каков порядок цветных полосок в радуге?

  11. Какое правило помогает запомнить порядок цветов?

  12. Что такое град?

  13. Как образуется град?

  14. Чем опасен град?



Температура и её измерение (1ч., стр.35-37)


  1. Что нагревает воздух, воду, землю, живые организмы?

  2. Чем характеризуется степень нагретости?

  3. На что влияет изменения температуры воздуха?

  4. Каким прибором измеряют температуру?

  5. Какие бывают термометры?

  6. Как называют медицинский термометр в быту? Почему?

  7. Какая жидкость в них используется?

  8. Что происходит с жидкостью в термометре при нагревании?

  9. Как записывают измеренную температуру?

  10. Когда появились первые термометры?

  11. Какой температурной шкалой пользуются в России?

  12. Какая самая высокая и низкая температура воздуха была на Земле?

  13. Какую температуру человека считают нормальной? Какую – низкой?

  14. Почему в уличных термометрах не используют воду?





Прогноз погоды (1ч., стр.38-42)


  1. Что должны знать синоптики, чтобы составит прогноз погоды?

  2. Кто наблюдает за природными явлениями, определяющими погоду?

  3. Какими приборами пользуются метеорологи?

  4. Где размещаются эти приборы?

  5. Людям каких профессий особенно важно знать прогноз погоды?

  6. Какая информация о прогнозе погоды представляет наибольшую ценность? Почему?

  7. Какое количество метеорологических спутников несут службу в космосе?

  8. Как появились у предков приметы изменения погоды?

  9. Сколько насчитывается видов животных и растений, по которым можно предсказать изменения погоды?

  10. Приведи пример приметы изменения погоды.






Просмотр содержимого документа
«2 Осенние изменения»


Осенние изменения в природе и в жизни человека (4ч.)


Осень в неживой природе (1ч., стр.44-45)


  1. Какие изменения в неживой природе подсказывают, что закончилось лето и началась осень?

  2. Чем примечателен день 23 сентября?

  3. Какие изменения происходят в неживой природе в октябре?

  4. Какие изменения происходят в неживой природе в ноябре?

  5. О какой погоде осенью говорят «бабье лето» и когда?

  6. Как по древнеславянскому календарю называли осенние месяцы? Почему?



Растения осенью (1ч., стр.46-48)


  1. Какие явления происходят осенью у растений?

  2. Почему происходят изменения окраски листьев осенью?

  3. Как называются растения, листья которых остаются всегда зелёными?

  4. Почему в середине осени начинается листопад?

  5. У каких деревьев листья опадают зелёными?

  6. У каких деревьев листья опадают разноцветными?

  7. У каких растений осенью не наблюдается листопад? Почему?

  8. Какое хвойное дерево является «исключением»? Почему?



Осенние явления в жизни животных (1ч., стр.49-51,130)


  1. Что происходит осенью в жизни насекомых?

  2. Какие птицы улетают первыми? Почему?

  3. Какие птицы улетают последними? Почему?

  4. Какие птицы прилетают на смену перелётным?

  5. Какие птицы остаются зимовать?

  6. Что происходит осенью в жизни земноводных и пресмыкающихся?

  7. Что происходит осенью в жизни зверей?



Осень в жизни человека (1ч., стр.52-58,131,132)


  1. Какая главная забота у людей осенью?

  2. Как заботятся осенью люди о домашних животных?

  3. Как заботятся осенью люди об урожае следующего года?

  4. Как сохраняют созревший урожай?

  5. Что устраивают после осенних работ?

  6. Почему пору уборки урожая предки называли страдой?

  7. Что начиналось в июле?

  8. Что начиналось в августе?

  9. Назови орудия труда предков?

  10. Что оставляли предки после жатвы на поле?

  11. Что делали с первым сжатым снопом?

  12. Что делали с последним снопом?


Просмотр содержимого документа
«3 Тела и вещества»


Тела и вещества (4ч.)



Тела и вещества. Три состояния веществ (1ч., стр.60-61)


  1. Что называют телом?

  2. Чем различаются тела?

  3. Из чего состоят тела?

  4. Какими могут быть вещества?

  5. Какими свойствами отличаются вещества?

  6. Какие материалы использует человек для своих изделий?





Строение и свойства веществ (1ч., стр.62-64)


  1. Из чего состоят вещества?

  2. Из чего состоят молекулы?

  3. Как располагаются молекулы твёрдого вещества?

  4. Какими свойствами обладает твёрдое вещество?

  5. Как располагаются молекулы жидкого вещества?

  6. Какими свойствами обладает жидкое вещество?

  7. Как располагаются молекулы газообразного вещества?

  8. Какими свойствами обладает газообразное вещество?





Удивительные открытия (1ч., стр.65-69,133)


  1. Для чего изобрели увеличительные приборы?

  2. Что является их основной частью?

  3. Чем различаются увеличительные приборы?

  4. Как их используют?

  5. Что узнали о молекулах с помощью микроскопа?

  6. Какие новые группы живых организмов обнаружили с помощью микроскопа?

  7. Как учёные назвали частицы живых организмов?

  8. Где живут бактерии?

  9. Какие бактерии существуют?

  10. Как люди используют бактерии?

  11. Какими способами можно бороться с болезнетворными бактериями?

  12. Из чего состоит всё живое?

  13. Назови группы живых организмов.

Просмотр содержимого документа
«4 Воздух, вода, почва»


Свойства воздуха, воды, почвы (10ч.)



Воздух и его состав (1ч., стр.70-71)


  1. Чем важен воздух всем обитателям Земли?

  2. Что такое воздух?

  3. Каков состав воздуха?

  4. Какой газ очень важен для живых организмов? Почему?

  5. Одинаков ли состав воздуха в разных местностях?

  6. Какие живые организмы помогают очищать воздух?




Свойства воздуха (1ч., стр.72)


  1. Каков цвет воздуха?

  2. Каков запах воздуха?

  3. Каков вкус воздуха?

  4. Занимает ли весь предоставленный объём?

  5. Сопротивляется ли воздух изменению его объёма?

  6. Что происходит с упругостью воздуха при нагревании и при охлаждении?

  7. Хорошо ли воздух проводит тепло и холод?

  8. Куда движется тёплый воздух?

  9. Куда движется холодный воздух?




Движение воздуха. Как используют воздух (1ч., стр.73-76,134)


  1. Какие движения воздуха называют потоками?

  2. Какие движения воздуха называют ветром?

  3. Как возникает ветер?

  4. Почему тёплый воздух движется вверх?

  5. Что с ним происходит в верхних слоях?

  6. От чего зависит сила ветра?

  7. Как в древности человек использовал воздух?

  8. Как в наше время человек использует воздух?
















Вода и её свойства (1ч., стр.77-79)


  1. Что значит вода для всего живого на Земле?

  2. В каких водоёмах вода пресная, солёная?

  3. Каков цвет воды?

  4. Вода прозрачная?

  5. Каков вкус воды?

  6. Каков запах воды?

  7. Текуча ли вода?

  8. Какую форму принимает вода?

  9. Есть ли у воды упругость?

  10. Какие вещества растворяются в воде?



Очистка воды (1ч., стр.80-81,135)


  1. Почему возникла проблема очистки воды?

  2. Где берут воду для городского водопровода?

  3. Как очищают воду?

  4. Для чего водопроводную воду хлорируют?

  5. Как можно очистить воду в быту?

  6. Какая деятельность человека загрязняет водоёмы?

  7. Что надо делать, чтобы сохранить их чистоту?



Превращения воды (1ч., стр.82-85)


  1. В каких состояниях может находиться вода?

  2. Почему происходит переход воды их одного состояния в другое?

  3. Как называется процесс превращения воды в лёд?

  4. Как называется процесс превращения воды в пар?

  5. Как называется процесс превращения льда в воду?

  6. Как называется процесс превращения пара в воду?

  7. Как изменяется расстояние между молекулами и скорость их движения, когда вода превращается в пар?

  8. Как изменяется расстояние между молекулами и скорость их движения, когда вода превращается в лёд?

  9. Как изменяется расстояние между молекулами и скорость их движения, когда лёд превращается в воду?

  10. Когда и почему появляется туман?

  11. Когда и почему появляется смог? Чем он опасен?

  12. Когда и почему появляется роса?

  13. Что отмечали на Руси 19 мая?

  14. Когда и почему появляется иней?


Круговорот воды в природе (1ч., стр86)


  1. Что происходит с водой под действием солнечного тепла?

  2. Откуда испаряется вода?

  3. Почему водяной пар поднимается вверх?

  4. Что происходит с водяным паром при охлаждении?

  5. Как ветер помогает круговороту воды?

  6. Что и куда выпадает из облаков?

  7. Можно ли считать, что мы пьём воду, которую пили наши предки?


Почва её состав и свойства (1ч., стр.87-90)


  1. Что такое почва?

  2. Как она образовалась?

  3. Что такое перегной?

  4. Из чего образовался перегной?

  5. Сколько надо времени, чтобы создался или восстановился 1 см почвенного слоя?

  6. Какова толщина слоя почвы?

  7. Что входит в состав почвы?

  8. От чего зависит плодородие почвы?

  9. Какая почва самая плодородная?

  10. В чём отличие почвы от горной породы?




Обитатели почвы (1ч., стр.91-93)


  1. Какие животные живут на разных глубинах почвы?

  2. По каким причинам они там обитают?

  3. Что происходит с листьями, упавшими на почву, и погибшими животными?

  4. Кто в почве помогает перерабатывать растительные и животные остатки?

  5. Кто превращает сгнившие остатки растений и животных в минеральные соли?

  6. Как минеральные соли из почвы попадают в растения?




Почва – кормилица (1ч., стр.93-96,135)


  1. Как возделывали поле наши предки?

  2. Какие орудия труда использовали?

  3. Как относились наши предки к земле?

  4. Какие природные явления могут разрушать почву?

  5. Как и чем человек может разрушить почву?

  6. Какими способами сохраняли плодородие почвы наши предки?

  7. Как можно защитить почву и урожай от природных опасностей?

Просмотр содержимого документа
«5 Зимние изменения»


Зимние изменения в природе и жизни человека (5ч.)



Зимние явления в неживой природе (1ч., стр.98-103)


  1. С какого времени считается, что в природе наступила зима?

  2. Какой день считается началом зимы по календарю?

  3. Какой день считают началом зимы астрономы?

  4. Что называют снеговым покровом?

  5. Что происходит с водоёмами в начале зимы?

  6. Какие реки затягиваются льдом самые первые? Почему?

  7. Какие реки затягиваются льдом позже других? Почему?

  8. Где и как образуются снежинки?

  9. Что такое снегопад?

  10. Когда снег летит хлопьями?

  11. Когда снег летит мелкой крупой?

  12. Когда где появляется изморозь?

  13. Как по морозному узору на стекле окна предсказать погоду?

  14. Каков цвет снега и льда?

  15. Прозрачны ли снег и лёд?

  16. Сравни твёрдость и хрупкость снега и льда.

  17. Плавают ли в воде снег и лёд?

  18. Снег или лёд тает быстрее, находясь в одинаковых условиях?




Растения зимой (1ч., стр.104-110)


  1. Почему снеговой покров помогает растениям переносить зиму?

  2. Что происходит с однолетними травянистыми растениями зимой?

  3. Что происходит с многолетними травянистыми растениями зимой?

  4. Что происходит с вечнозелёными растениями зимой?

  5. Как помочь растениям суровой зимой?

  6. По каким признакам можно узнать лиственные деревья зимой?

  7. Чем покрыт ствол дерева?

  8. Что такое кора дерева? Какое значение имеет?

  9. Чем отличается кора у разных деревьев?

  10. Когда возникают морозобоины на коре дерева?

  11. Как можно защитить кору от разрушений?

  12. Какое время года наиболее благоприятно для роста дерева?

  13. Зависит ли рост дерева от температуры воздуха и количества влаги, от плодородия почвы?

  14. Как узнать сколько лет дереву?

  15. Что можно узнать по годичным кольцам дерева?

  16. Как долго могут расти деревья?











Зима в жизни животных (1ч., стр.111-115)

(звери, насекомые, пресмыкающиеся)


  1. Зачем и как звери меняют шерсть зимой?

  2. Чем кормятся зимой белки? лисы? лоси? рыси?

  3. Какие животные зимой впадают в спячку?

  4. Какие изменения происходят с животными, впадающими в спячку?

  5. У каких зверей потомство рождается зимой?

  6. Чем отличаются насекомые и пресмыкающиеся от млекопитающих?

  7. В каком состоянии зимуют насекомые и пресмыкающиеся?

  8. Где они скрываются зимой?




Зима в жизни животных (1ч., стр.116-119,138-140)

(рыбы, земноводные, птицы)


  1. Где и как зимуют рыбы?

  2. Где и как зимуют моллюски?

  3. Где и как зимуют земноводные?

  4. Какая рыба зимой мечет икру?

  5. Какие свойства воды, снега и льда помогают сохранить жизнь обитателям водоёмов?

  6. Как помогают люди животным водоёмов зимой?

  7. Как называют птиц, улетевших зимовать в тёплые края?

  8. Каких птиц называют оседлыми? Приведи примеры.

  9. Каких птиц называют кочующими? Приведи примеры.

  10. Что помогает оседлым и кочующим птицам пережить холода?

  11. Как спасаются от мороза тетерева, рябчики, глухари?

  12. Где зимой находят корм насекомоядные птицы?

  13. Чем питаются зимой растительноядные птицы?

  14. Какая птица зимой выводит птенцов? Когда?




Зима в жизни наших предков (1ч., стр.122-128)


  1. Как назывался старинный праздник, после которого начинает прибывать день?

  2. Как его отмечали?

  3. Чем занимались наши предки в праздничные новогодние дни?

  4. Чем занимались зимой мужчины в старину?

  5. Чем занимались зимой женщины в старину?

  6. Как помогали старшим дети?

  7. Когда в Древней Руси праздновали Новый год?

  8. Когда на Руси праздновать Новый год стали 1 января?

  9. Как называли наши предки месяц январь?

  10. Как изменяется положение Солнца и длительность светового дня с приходом января?

  11. Как изменяется температура воздуха и высота снежного покрова в январе?

  12. Чем опасны снегопады и гололедица для людей, растений?

Просмотр содержимого документа
«6 Организм человека»


Организм человека и его здоровье (11ч.)


Организм человека (2ч., стр.6-10)


  1. Какая наука изучает строение тела человека?

  2. Какая наука изучает работу его организма?

  3. Какая наука исследует причины заболеваний и методы их лечения?

  4. Какая наука занимается сохранением и укреплением здоровья?

  5. Каков размер зародыша будущего человека?

  6. Что определено в зародыше будущего человека?

  7. Когда начинает биться сердце будущего человека?

  8. Когда формируются все части тела у зародыша будущего человека?

  9. Откуда зародыш человека получает питание для развития?

  10. Как видит ребёнок, появившийся на свет?

  11. Из чего состоит организм человека?

  12. Назови внутренние органы человека?

  13. Какие функции они выполняют?

  14. Что такое система органов? Назови их.

  15. Какая система органов руководит работой всего организма?

  16. Назови главного «командира» в организме и его «разведчиков».

  17. Из чего состоят все органы человека?



Скелет – надёжная опора и защита (2ч., стр.11-17)


  1. Из чего состоит скелет человека?

  2. Каково количество костей скелета?

  3. Какие функции выполняет скелет?

  4. Назови основные кости скелета.

  5. Как соединены между собой большинство костей скелета?

  6. Чем скреплены кости скелета?

  7. Что обеспечивает гибкость позвоночника?

  8. Какими свойствами обладают кости скелета?

  9. Какова масса костей скелета?

  10. До какова возраста человека растут кости скелета?

  11. Что необходимо и важно для костей скелета?

  12. Осанка, что это?

  13. Какую осанку считают правильной?

  14. Как укрепить кости стопы?

  15. Каковы основные травмы костей и суставов?



Мышцы и их назначение. Развитие мышц (2ч., стр.18-20)


  1. Что помогает человеку двигаться?

  2. Сколько мышц в организме человека?

  3. Какие функции выполняют мышцы?

  4. Чем крепятся мышцы к костям?

  5. Какие сухожилия самые мощные?

  6. Что происходит с мышцами во время работы?

  7. Что надо делать, чтобы не замёрзнуть?

  8. Как развивать мышцы?



Органы дыхания (2ч., стр.21-24)


  1. Что такое дыхание?

  2. Сколько воздуха вдыхает человек каждый день?

  3. Какие органы относятся к системе дыхания?

  4. Что происходит с воздухом в носу?

  5. Что происходит с воздухом в носоглотке?

  6. Какую функцию выполняет гортань?

  7. Что такое трахея?

  8. Через что проходит воздух в лёгкие?

  9. Что происходит в лёгочных пузырьках?

  10. Что опасно для органов дыхания?



Питание и органы пищеварения (2ч., стр.25-31,156)


  1. Что даёт пища организму?

  2. Что необходимо для роста и развития человека?

  3. Что дают белки?

  4. Для чего нужны минеральные соли?

  5. Чем обеспечивают организм жиры и углеводы?

  6. Чем важны витамины?

  7. Какие органы входят в пищеварительную систему?

  8. Что происходит с пищей во рту?

  9. Назови строение коренного зуба.

  10. Какую функцию выполняет пищевод?

  11. Какую функцию выполняет желудок?

  12. Какова роль печени в организме человека?

  13. Что происходит с пищей в кишечнике?

  14. как беречь пищеварительную систему?



Кровь и кровообращение (2ч., стр.32-36)


  1. Сколько крови в организме взрослого человека?

  2. Что входит в состав крови?

  3. Что такое плазма крови?

  4. Какую функцию выполняют эритроциты?

  5. Какую функцию выполняют лейкоциты?

  6. Какую функцию выполняют тромбоциты?

  7. Какие органы составляют кровеносную систему?

  8. Как выглядит сердце человека?

  9. Какова роль сердца в кровообращении?

  10. Сколько крови перекачивает сердце за сутки?

  11. Назови кровеносные сосуды.

  12. Чем отличаются артерии от вен?

  13. В чём различие венозной и артериальной крови?

  14. Расскажи по схеме, как происходит кровообращение в организме человека.

  15. Что такое пульс?

  16. Как надо развивать сердце?





Очистка организма. Органы выделения (2ч., стр.37-41)


  1. Почему кровь нуждается в очистке?

  2. Назови органы выделения.

  3. Где расположены почки?

  4. Какова роль почек?

  5. Какую функцию выполняют мочеточники?

  6. Чем опасно переполнение мочевого пузыря?

  7. Какие функции выполняет кожа?

  8. Какое значение имеют сальные железы?

  9. Какое значение имеют потовые железы?

  10. Какое значение имеют нервные окончания?

  11. Сколько волос на голове человека?

  12. Как надо ухаживать за кожей?



Органы чувств (2ч., стр.42-49)


  1. Кто выполняет роль информаторов?

  2. Орган зрения

  3. Какие функции выполняют брови, веки, ресницы?

  4. Каково строения глаза?

  5. Что придаёт глазам цвет?

  6. Что такое зрачок?

  7. Что отвечает на сетчатке за чёрно-белое и цветное зрение?

  8. Как беречь глаза?

  9. Орган слуха и равновесия

  10. Что входит в состав уха?

  11. Какую функцию выполняет ушная раковина?

  12. Какую работу выполняет барабанная перепонка?

  13. Что помогает сохранять равновесие?

  14. Орган вкуса

  15. Благодаря чему мы различаем вкус?

  16. Где на языке находится зона сладкого вкуса?

  17. Где на языке находится зона горького вкуса?

  18. Где на языке находится зона кислого вкуса?

  19. Где на языке находится зона солёного вкуса?

  20. Орган обоняния

  21. Орган осязания

  22. Какие участки кожи наиболее чувствительны?

  23. Какие органы чувств помогают слепому человеку?

  24. Какие органы чувств помогают глухому человеку?

  25. Какой сигнал об опасности придёт первым: звуковой, световой, ароматный?












Нервная система и её роль в организме. Память (2ч., стр.50-58,159)


  1. Какие органы относятся к нервной системе?

  2. Где находится головной мозг?

  3. Какую роль играет в работе нервной системы головной мозг?

  4. Где располагается спинной мозг?

  5. Какие функции выполняет спинной мозг?

  6. Какую работу выполняют нервы?

  7. Какой орган нервной системы является главным?

  8. Сколько полушарий в головном мозге?

  9. Какая часть мозга отвечает за мышление?

  10. Какие ощущения формирует головной мозг в указанных на рисунке центрах (стр.52)?

  11. Чем может быть опасен «подзатыльник»?

  12. До какова возраста формируется мозг человека?

  13. Какие виды памяти имеет человек?

  14. Одинаково ли развиты виды памяти у людей?

  15. Что опасно для нервной системы человека?

  16. Какие советы по сохранению здоровья оставили нам наши предки?







Просмотр содержимого документа
«7 Развитие жив. и растен.»


Развитие животных и растений (10ч.)



Размножение животных птиц (2ч., стр.67-70)


  1. Кто из животных рождает детёныша и выкармливают его молоком?

  2. Какие группы животных развиваются из яиц?

  3. У кого происходит несколько стадий превращений, пока появится взрослое животное?

  4. Где появляется потомство у зверей и птиц?

  5. Что образует большинство животных?

  6. Что расположено в центре яйца?

  7. Где находится зародыш будущего цыплёнка?

  8. Что содержится в желтке яйца?

  9. Что предохраняет зародыш от повреждений?

  10. Для чего в скорлупе яйца имеются поры?




Развитие рыб и земноводных (2ч., стр.70-72)


  1. Какие места выбирают рыбы для нереста?

  2. С чего начинается развитие рыбы?

  3. Что развивается из икринки рыбы?

  4. Чем питаются личинки?

  5. В кого превращается личинка через некоторое время?

  6. Сколько времени требуется малькам, чтобы стать взрослой рыбой?

  7. С чего начинается развитие лягушки?

  8. Что происходит с икрой лягушки через 1-2 недели?

  9. Как называется личинка лягушки?

  10. Какие изменения происходят у головастика?

  11. Сколько времени длится превращение головастика в лягушонка?

  12. Когда лягушонок превратится во взрослую лягушку?




Стадии развития насекомых (2ч., стр.73-77)


  1. С чего начинают своё развитие насекомые?

  2. Кто вылупится из яйца?

  3. Как выглядят личинки мухи?

  4. Как выглядят личинки бабочки?

  5. Как выглядят личинки колорадского жука?

  6. Как выглядят личинки божьей коровки?

  7. Во что превращаются личинки?

  8. Кто развивается внутри куколки?

  9. Через сколько времени яйцо превратится во взрослую муху?

  10. Как появляется из куколки бабочка?

  11. Чем опасны личинки колорадского жука?

  12. Какую пользу приносят личинки божьей коровке?

  13. Что тебя удивило в развитии муравьёв?





Растение живой организм. Органы растений (2ч., стр.78-80)


  1. Назови 5 групп растений.

  2. По каким признакам их можно разделить на группы?

  3. На какие группы делятся растения по условиям роста?

  4. Назови лекарственные растения.

  5. Назови ядовитые растения.

  6. Что необходимо растениям для развития?

  7. Почему растения считаются живыми организмами?

  8. Назови части цветкового растения.

  9. Какие органы есть у цветкового растения?

  10. Чем отличается однолетнее растение от многолетнего?




Развитие растения из семени. Корневая система растения (2ч., стр.81-83)


  1. С чего начинается развитие растения?

  2. Чем покрыты семена цветковых растений?

  3. Что находится под кожурой?

  4. Что находится в семядолях?

  5. Чем отличаются семена однодольные от двудольных?

  6. Что необходимо семени для прорастания?

  7. Что появляется из семени первым?

  8. Назови части корневой системы.

  9. Какими бывают корневые системы?

  10. Для чего почву вокруг растения рыхлят?

  11. Чем удивительны некоторые корневые системы?

  12. Каково значение корней для растения?




Стебли растений, их функции (2ч., стр.84-87)


  1. Как называется стебель с почками и листьями?

  2. Какие бывают почки?

  3. Что образуется у деревьев из ветвей и листьев?

  4. Какую «работу» выполняет стебель для растения?

  5. Где зимуют почки деревьев?

  6. Где зимуют почки травянистых растений?

  7. Как выглядят стебли у травянистых растений?

  8. Как выглядят стебли у деревьев?

  9. Назови основной признак стебля.

  10. Какие названия имеют видоизменённые стебли растений?










Листья растений, их функции (2ч., стр.88-91,85)


  1. Из каких частей состоит лист растений?

  2. Какую «работу» выполняет кожица листа?

  3. Какие функции выполняют жилки листа?

  4. Чем соединяется главная жилка листа со стеблем?

  5. Чем различаются сложные и простые листья?

  6. Как называется лист, который прикрепляется к стеблю без черешка?

  7. Как располагаются листья на стебле?

  8. Какие вещества образуются в листьях растений?

  9. Что листьям необходимо для образования этих веществ?

  10. Каково значение растений для всех обитателей нашей планеты?



Цветок и плод растений (2ч., стр.92-94,164)


  1. Чем отличается одиночный цветок от соцветия?

  2. Чем прикреплён одиночный цветок к стеблю?

  3. Чем заканчивается цветоножка одиночного цветка?

  4. Как называется нарядное «платьице» цветка?

  5. Что находится в центре цветка?

  6. Что находится на ножках тычинок?

  7. Что находится внутри пестика?

  8. Что образуется на месте цветка?

  9. Для чего и чем привлекают цветки насекомых и птиц?

  10. Что ещё помогает опылять цветки?

  11. У каких растений нет цветков и плодов?

  12. У какого растения всё «на пять»?



Распространение семян. Размножение растений (2ч., стр.94-96)


  1. Про какой орган растения можно сказать «по всему свету без билета»?

  2. Какие приспособления есть у растений для путешествий?

  3. Как переносят растения семена во все уголки Земли?

  4. Как ещё размножаются растения?







Просмотр содержимого документа
«8 Весенние изменения»


Весенние изменения в природе и в жизни человека (4ч.)


Весна в неживой природе (2ч., стр.60-63,98-100)


  1. Как изменилось положение солнца на небе и продолжительность светового дня в феврале?

  2. Какие явления происходят в неживой природе в феврале?

  3. Почему март называют весной света?

  4. Как меняется высота Солнца и длительность дня в марте?

  5. Какие явления происходят в марте в неживой природе?

  6. Чем примечателен день 21 марта?

  7. Как изменилась весной почва?

  8. Как называют апрель и май?

  9. Какие явления происходят в неживой природе в эти месяцы?



Весенние изменения в жизни растений (2ч., стр.62-63,98-100)


  1. Какие изменения происходят с растениями в марте?

  2. Какие изменения происходят с растениями в апреле и мае?

  3. Какие растения цветут первыми ранней весной?

  4. Какие изменения происходят весной с комнатными растениями?



Весенние изменения в жизни животных (2ч., стр.60-63,98-100,168)


  1. Какие перелётные птицы возвращаются в родные края первыми?

  2. Почему трясогузку называют «ледоломкой»?

  3. Почему гуси прилетают позднее, чем грачи?

  4. Где и какие гнёзда вьют разные птицы?

  5. Какие птицы весной улетают на север?

  6. Какие насекомые просыпаются одновременно с первыми весенними цветущими растениями?

  7. Какие изменения происходят с млекопитающими в марте?

  8. Какие изменения происходят с млекопитающими в апреле и мае?

  9. Какие животные оживают в мае?

  10. Чем удивительны тритоны?

  11. Какие животные вымётывают икру весной?



Весна в жизни людей. Старинные обычаи встречи весны (2ч., стр.64-66,101-102)


  1. Какой праздник символизирует проводы зимы? Как его отмечали?

  2. Как называли первый месяц весны?

  3. Что особенного было в мартовской воде?

  4. Что и как встречали 1 марта?

  5. Что делали наши предки 4 марта?

  6. Чем замечателен день 21 марта?

  7. Чем занимались наши предки в марте?

  8. Что было главной заботой крестьян весной?

  9. Как отмечали день воскрешения жизни?

  10. Чем замечателен день 12 апреля?

  11. Чем замечателен день 22 апреля?


Просмотр содержимого документа
«9 Быт и культура предков»


Быт и культура наших предков (11ч.)



Что изучает история (2ч., стр.103-107)


  1. Какая наука изучает жизнь наших предков?

  2. Откуда узнают сведения о прошлой жизни?

  3. Что относится к вещественным историческим источникам?

  4. Что относится к письменным историческим источникам?

  5. Какой письменный исторический источник содержит ценные сведения? Почему?

  6. О чём узнали, изучая «берестяные грамоты»?

  7. Что относится к устным историческим источникам?

  8. Что можно узнать по названию улиц?

  9. Какие сказки подскажут нам, что печь особо ценилась нашими предками?

  10. Что ещё является историческим источником знаний? Почему?




Природа в жизни наших предков (2ч., стр.108-114)


  1. Чем занимались в старину наши предки?

  2. Какими орудиями труда пользовались наши предки?

  3. Из чего и как делали одежду наши предки?

  4. Что было священным у наших предков? Почему?

  5. Чему поклонялись наши предки? Почему?

  6. Как назывались места для молений и возложения даров?

  7. Почему они строились в самых красивых и «заповедных» местах?

  8. Что использовали наши предки от разных несчастий?

  9. Как наши предки учили своих детей безопасному поведению в природе и дома?

  10. Какие праздники и как отмечали наши предки?




Уклад жизни на Руси (2ч., стр.115-118,169)


  1. Как жили в древние времена наши предки?

  2. Кто возглавлял род?

  3. Во что объединялись семьи и роды? Почему?

  4. Кто руководил жизнью общины?

  5. Кто составлял племя?

  6. Кто руководил жизнью племени?

  7. Чем отличались дружинники от других членов племени?

  8. Что образовали племена, говорящие на одном языке?

  9. Какие жилища строили наши предки?

  10. Из чего строили жилища народы севера?

  11. Из чего строили жилища жители лесов?

  12. Из чего строили жилища степные народы?

  13. Что в старину означали слова: очаг, окно, улица?

  14. Чем украшали избу наши предки? Почему?






Жизнь на селе в старину (2ч., стр.119-125,170)



  1. Из чего делали пол в старинной избе?

  2. Что значит топить печь «по-чёрному», «по-белому»?

  3. Какими были окна в старинных избах? Почему?

  4. Что использовали наши предки вместо стекла в окне?

  5. Что жгли для освещения избы?

  6. Как со временем менялось устройство, освещение избы?

  7. Какие кушанья и в какой посуде подавали в крестьянской семье?

  8. Кто в семье начинал трапезу?

  9. Что пили наши предки?

  10. Какой продукт был обязательной частью еды?

  11. Какой овощ заменяли репой? Почему?

  12. Какой посудой пользовались наши предки?

  13. Из каких материалов она изготавливалась?

  14. Что умели делать крестьянские дети?

  15. Какие заботы взрослых по дому брали дети на себя?

  16. Во что играли дети в старину?





Старинный город (2ч., стр.126-132,171)



  1. Где и почему селились наши предки?

  2. Какое поселение наши предки называли городом?

  3. Как использовали воду для своей защиты?

  4. Какие укрепления сооружали для защиты городов?

  5. Что строили в центре города для правителей?

  6. Чем служил кремль во время военных действий?

  7. Кто защищал города от врагов?

  8. Кто командовал дружиной?

  9. Каким оружием пользовались наши предки?

  10. Какие были у них воинские доспехи?

  11. Какое место современного города называют историческим центром?

  12. Чем отличались постройки простых и богатых горожан?

  13. Как назывались дома богатых горожан?

  14. Где располагались горницы?

  15. Что называлось в доме светлицей?

  16. Чем украшали помещения в богатых домах?













Занятия горожан в старину (2ч., стр.133-139,172)



  1. Кто такие ремесленники?

  2. Чему обучали детей ремесленников?

  3. О какой профессии говорили, что она «всем ремёслам отец»?

  4. Что изготавливали в старину кузнецы?

  5. Какими приспособлениями они пользовались?

  6. Кто в старину занимался изготовлением глиняной посуды, игрушек?

  7. Какими приспособлениями они пользовались?

  8. Кто делал стеклянную посуду?

  9. Из чего и как изготавливалась стеклянная посуда?

  10. Где и какие старинные ремёсла художественной росписи сохранились в России?

  11. Чья профессия была связана с деревом?

  12. Какие свойства древесины использовали плотники при изготовлении своих изделий?

  13. Что изготавливали в старину плотники?

  14. Какими инструментами они пользовались?

  15. Почему на Руси поклонялись деревьям?

  16. У каких народов, какое дерево было священным?






Торговое дело на Руси (2ч., стр.140-143)



  1. Как назывались «торговые» люди на Руси?

  2. Чем занимались купцы?

  3. Чем опасна была их профессия?

  4. Как корабли «плавали» из реки в реку?

  5. Что купцы продавали «за морями»?

  6. Что купцы привозили из других стран?

  7. Как в старину происходила меновая торговля?

  8. Чем можно было заплатить за товар?

  9. Как назывались слитки серебра, которыми купцы расплачивались за товар?

  10. Как назывались отрубленные от слитков кусочки?

  11. Как в старину называлась самая мелкая монета?

  12. Как называлась монета с изображением всадника с копьём?

  13. Для чего люди придумали деньги?

  14. Какие названия старинных русских монет сохранились до наших дней?














Одежда наших предков (2ч., стр.144-149)


  1. Какую одежду носили простые горожане и сельские жители?

  2. Какую одежду шили из полотна?

  3. Какую одежду шили из шерстяной ткани и войлока?

  4. Какую одежду шили из шкур животных?

  5. Что изготавливали из козьего пуха?

  6. Что было обязательной частью одежды? Почему?

  7. Для чего одежду украшали разными узорами?

  8. Какую обувь носили сельские жители?

  9. Что такое онучи?

  10. Чем была шапка на Руси?

  11. Какая одежда примерно 100 лет назад «пришла из городов» в деревни?

  12. Какая одежда и обувь говорила о богатстве и знатности горожанина?

  13. Почему одежда простых людей была просторной и удобной, а у богатых – громоздкой?

  14. Почему необходима военная форма?

  15. Когда на Руси появилось постоянное войско? Какое?

  16. Что такое погоны?







Учение на Руси (2ч., стр.150-155)


  1. Когда начали учить читать и писать детей на Руси?

  2. Как и из чего создавались книги в Древней Руси?

  3. Когда стали открывать в крупных городах России школы? Какие?

  4. Кто занимался образованием дворянских детей?

  5. Что открывали при церквях для детей простых людей?

  6. Сколько лет длилось обучение в начальной школе?

  7. Какие предметы изучали в начальной школе?

  8. Где и как можно было продолжить обучение?

  9. Когда стали принимать на учёбу девочек?

  10. Когда было введено обязательное и бесплатное обучение?

  11. На чём и чем писали в давние времена?

  12. Чем писали наши предки, когда изобрели бумагу и чернила?

  13. Для чего и когда нужна была промокательная бумага?

  14. Что означает слово «тетрадь»?

  15. Кем были созданы учебники для начальной школы?













Ф.И. ученика ___________________________


Одежда наших предков (2ч., стр.144-149)


  1. Какую одежду носили простые горожане и сельские жители?

__________________________________________________________________________________


  1. Какую одежду шили из полотна?

__________________________________________________________________________________


  1. Какую одежду шили из шерстяной ткани и войлока?

__________________________________________________________________________________


  1. Какую одежду шили из шкур животных?

__________________________________________________________________________________


  1. Что изготавливали из козьего пуха?

__________________________________________________________________________________


  1. Что было обязательной частью одежды? Почему?

__________________________________________________________________________________


  1. Для чего одежду украшали разными узорами?

__________________________________________________________________________________


  1. Какую обувь носили сельские жители?

__________________________________________________________________________________


  1. Что такое онучи?

__________________________________________________________________________________


  1. Чем была шапка на Руси?

__________________________________________________________________________________


  1. Какая одежда примерно 100 лет назад «пришла из городов» в деревни?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


  1. Какая одежда и обувь говорила о богатстве и знатности горожанина?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


  1. Почему одежда простых людей была просторной и удобной, а у богатых – громоздкой?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


  1. Почему необходима военная форма?

__________________________________________________________________________________


  1. Когда на Руси появилось постоянное войско? Какое?

_________________________________________________________________________________


  1. Что такое погоны?

_________________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!