СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа «Психокоррекционные занятия» для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата ( вариант 6.1)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная коррекционно-развивающая программа «Психокоррекционные занятия» для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата ( вариант 6.1)»

Пояснительная записка

За последнее десятилетие научные представления об особенностях развития детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата (НОДА) расширились и уточнились. Выявление и накопление новых фактов связано с тем, что образование в рамках образовательной организации стали получать дети с тяжелыми нарушениями опорно – двигательного аппарата.

Особую актуальность анализ структуры нарушений у детей с НОДА приобретает в связи с началом реализации ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

У детей с НОДА формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает трудности.

В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание уже с первых месяцев жизни ребенка развивается аномально. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.

Нарушения зрительного восприятия у детей с НОДА объясняется недостаточной зрительной фиксацией, плохим прослеживанием предмета, сужением поля зрения и снижением остроты зрения. Кроме того, у таких детей часто отмечаются косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движений глаз, опущенное верхнее веко (птоз), непроизвольные движения глазных яблок. Такие особенности зрительного анализатора приводят к дефектному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности.

В силу двигательной недостаточности нарушается формирование восприятия предметов окружающего мира. Недостаточное развитие предметного восприятия в значительной степени зависит также от отсутствия у детей предметных действий. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Для развития познавательной деятельности важное значение имеет согласованность движений руки и глаза. По мере совершенствования действий с предметами у него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функция имеет важное значение для развития познавательной деятельности.

У детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Это приводит к тому, что у ребенка задерживается формирование целостного представления о предметах, их свойствах и фактуре, что в свою очередь обусловливает недостаточность запаса знаний и представлений об окружающем мире и задерживает овладение мыслительными операциями.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предусматривает для детей с НОДА организацию коррекционно - развивающего курса «Психокоррекционные занятия»

Рабочая программа курса «Психокоррекционные занятия» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Данная программа разработана на основе программы Митеевой Л., Удалова Л. «Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья», Безбородовой М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности.

Рабочая программа коррекционного курса (далее Программа) «Психокоррекционныезанятия» по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) разработана с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов ребенка с нарушениями ОДА.

Реализуемая Программа строится на принципе личностно-развивающего игуманистического характера взаимодействия взрослого с ребенком.

Цель Программы: Создание условий развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы, активности и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Все стороннее развитие познавательной сферы.



Планируемый результат:


Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированныйхарактер и определяются индивидуальными программами развития детей с НОДА. Взависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группырезультатов (личностные, метапредметные, предметные).


Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

 Положительное отношение к школе.

 Принятие социальной роли ученика.

 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способамрешения новой задачи.

 Способность к оценке своей учебной деятельности.

 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

 Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех сусилиями, трудолюбием, старанием.

 Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующийинтересам, склонностям, состоянию здоровья.



Регулятивные УУД:

 Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность(от постановки цели до получения и оценки результата);

 Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временноймомент.

 Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе егооценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки длясоздания нового, более совершенного результата.

 Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителейи других людей.

 Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.



ПознавательныеУУД:

 Выполнять познавательные и практические задания, в том числе сиспользованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальнойпрактике.

Использовать элементы причинно-следственного анализа;

  • Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верныхкритериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

 Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированныхисточниках различного типа;

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватнопознавательной и коммуникативной ситуации.



Коммуникативные УУД:

 Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетоммнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения вокружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,экологических требований;

 Определение собственного отношения к явлениям современной жизни,формулирование своей точки зрения.

 Адекватно использовать речевые средства для решения различныхкоммуникативных задач.

 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, втом числе в ситуации столкновения интересов. Конструктивно разрешать конфликтныеситуации.


Основное содержание коррекционной программы

Диагностика познавательной сферы (в начале и в конце учебного года) (6 ч).

Выявление уровня развития познавательных процессов, анализ психологических причин трудностей в обучении.

Диагностика внимания: 

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

- методика «Продолжи числовой ряд» (изучение уровня переключения внимания);

- методика «Установи закономерность»;

- методика «Графический диктант»;

- методика «Лабиринт».

Диагностика памяти:

- методика «Точки»;

-методика «Корректурная проба».

Диагностика мышления:

- методика «Исключи лишнее»;

- методика «Подбери пару»;

- методика «Простые аналогии»;

- методика «Противоположное слово».



Коррекции и развитию познавательных процессов (34 ч).

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие воображения  и творческих способностей. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.Развивать воображение и творческие способности.

Развитие тонкой моторики рук (136 ч)Развитие мелких мышц кистей рук. Массаж. Самомассаж. Игры с предметами.





Целевыеориентирырезультатоввоспитаниянауровнеосновногообщего образования.



Направлениявоспитания

Целевыеориентиры

Гражданское

Знающийипринимающийсвоюроссийскуюгражданскуюидентичностьвполикультурном,многонациональномимногоконфессиональномроссийскомобществе,всовременноммировомсообществе.

Проявляющийуважение,ценностноеотношениекгосударственнымсимволамРоссии,праздникам,традициямнарода России.

Понимающийипринимающийсвоюсопричастностьпрошлому,настоящему ибудущему народамРоссии,тысячелетнейисториироссийскойгосударственности.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностейгражданина России, реализации своих гражданских прависвобод.

Ориентированныйнаучастиенаосновевзаимопониманияивзаимопомощивразнообразнойсоциальнозначимойдеятельности,втомчислегуманитарной(добровольческиеакции,помощьнуждающимсяи т.п.).

Принимающий участие в жизни класса, школы (в томчисле самоуправлении), местного сообщества, родногокрая.

Выражающийнеприятиелюбойдискриминацииграждан,проявленийэкстремизма,терроризма,коррупциивобществе.







Патриотическое

Сознающийсвоюэтнокультурнуюидентичность,любящийсвойнарод,еготрадиции,культуру.

Проявляющийуважение,ценностноеотношениекисторическому и культурному наследию своего и другихнародовРоссии,символам,праздникам,памятникам,традициямнародов,проживающихвроднойстране.

СознающийсебяпатриотомсвоегонародаинародаРоссиивцелом,своюобщероссийскуюкультурнуюидентичность.

Проявляющийинтерескпознаниюродногоязыка,истории, культуры своего народа, своего края, другихнародовРоссии. Знающийиуважающийбоевыеподвигиитрудовыедостижениясвоихземляков,жителейсвоегокрая,народаРоссии,героевизащитниковОтечествавпрошломисовременности.

Знающийи уважающийдостижениянашей общейРодины – России в науке, искусстве, спорте,

технологиях.





Духовно-

нравственное

Знающийиуважающийосновыдуховно-нравственной

культурысвоегонарода,другихнародовРоссии.

Выражающий готовность оценивать свое поведение ипоступки,поведениеипоступкидругихлюдейспозицийтрадиционныхроссийскихдуховно-нравственных,социокультурныхценностейинормсучетомосознания последствий поступков.

ОриентированныйнатрадиционныедуховныеценностииморальныенормынародовРоссии,российскогообществавситуацияхнравственноговыбора.

Выражающийнеприятиеаморальных,асоциальныхпоступков, поведения, противоречащих традиционным вРоссиидуховно-нравственнымценностяминормам.

Сознающий свою свободу и ответственность личностивусловияхиндивидуальногоиобщественногопространства.

Понимающий ценность межрелигиозного,межнационального согласия людей, граждан, народов вРоссии, умеющий общаться с людьми разных народов,вероисповеданий.

Выражающий уважительное отношение к религиознымтрадициямиценностямнародов России, религиознымчувствамсограждан.

Проявляющийуважениекстаршим,кроссийскимтрадиционнымсемейнымценностям,институтубракакаксоюзумужчиныиженщиныдлясозданиясемьи,рожденияи воспитаниядетей.

Проявляющий нравственные и эстетические чувства кродному языку, русскому языку и литературе как частидуховнойкультурысвоегонарода,российского

общества,устойчивыйинтерескчтению.










Эстетическое

Проявляющийвосприимчивость к разным видам

искусства, понимание его эмоционального воздействия,влияниянадушевноесостояниеиповедениелюдей.

Знающийиуважающийхудожественноетворчествосвоего и других народов, понимающий его значение вкультуре. Сознающийзначениехудожественнойкультурыкаксредствакоммуникацииисамовыражениявсовременномобществе,значениенравственныхнорм,ценностей,традиций вискусстве.

Выражающийпониманиеценностиотечественногоимировогохудожественногонаследия,ролинародныхтрадицийинародного творчествавискусстве.

Ориентированный на самовыражение в разных видахискусства,художественномтворчестве.


Физическое

Понимающий ценность жизни, здоровья и

безопасностичеловекавобществе,значениеличныхусилий человека в сохранении здоровья своего и другихлюдей.

Выражающийустановкуназдоровыйобразжизни(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярнаяфизическая активность).

Проявляющий неприятие вредных привычек (курение,употреблениеалкоголя,наркотиков,игроваяииныеформы зависимостей), понимание их последствий, вредадляфизическогоипсихического здоровья.

Знающий и соблюдающий правила безопасности, в томчислебезопасногоповедениявинформационной,интернет-среде.

Способныйадаптироватьсякстрессовымситуациям,меняющимсясоциальным,информационнымиприроднымусловиям,втомчислеосмысляясобственныйопыт.

Умеющий осознавать эмоциональное состояние своё идругихлюдей,стремящийсяуправлятьсобственнымэмоциональнымсостоянием.

Обладающийпервоначальныминавыкамирефлексиифизического состояния своего и других людей, готовыйоказыватьпервуюпомощьсебеидругимлюдям.

Трудовое

Уважающийтруд,результатытрудовойдеятельности

своейидругихлюдей.

Выражающийготовностькучастиюврешениипрактических трудовых дел, задач (в семье, школе, своейместности)технологическойисоциальнойнаправленности, способный инициировать, планироватьивыполнятьтакогородадеятельность.

Проявляющийинтерескпрактическомуизучениюпрофессий и труда различного рода на основе изучаемыхпредметных знаний.

Сознающийважность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжениижизнидляуспешнойпрофессиональнойсамореализациивобществе.

Понимающий необходимость человека адаптироватьсявпрофессиональнойсредевусловияхсовременноготехнологического развития, выражающий готовность ктакойадаптации.

Понимающийнеобходимостьосознанноговыбораипостроения индивидуальной траектории образования ижизненныхплановполученияпрофессии,трудовой

деятельностисучетомличныхиобщественныхинтересовипотребностей.


Экологическое

Ориентированныйнаприменениезнанийестественных

и социальных наук для решения задач в области охраныокружающейсреды,планированиясвоихпоступковиоценкиихвозможныхпоследствийдляокружающейсреды.

Понимающийглобальныйхарактерэкологическихпроблем,путейихрешения,значениеэкологическойкультурывсовременноммире.

Выражающийнеприятиедействий,приносящихвредприроде,окружающей среде.

Сознающийсвоюответственностькакгражданинаипотребителявусловияхвзаимосвязиприродной,технологическойисоциальнойсред.

Выражающийготовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологической,природоохраннойнаправленности.


Познавательное

Выражающийпознавательные интересы в разных

предметныхобластяхсучетоминдивидуальныхспособностей,достижений.

Ориентированный в деятельности на систему научныхпредставленийозакономерностяхразвитиячеловека,природыиобщества,взаимосвязяхчеловекасприроднойисоциальной средой.

Развивающийличныенавыкииспользованияразличных средств познания, накопления знаний о мире(языковая,читательскаякультура,деятельностьвинформационной,цифровойсреде).

Демонстрирующийнавыкинаблюдений,накопленияфактов,осмысленияопытавестественнонаучнойигуманитарнойобластяхпознания,навыкиисследовательскойдеятельности.



Содержание коррекционного курса

Содержание Программы определяется возрастными психологическими особенностями детей. Построение Программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. Система работы по социально-личностному развитию состоит из шести блоков.

Тема

Задачи

Количество часов

Диагностика познавательной сферы (в начале и в конце учебного года).

Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления, восприятия, воображения.

6

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) азвивать произвольное внимание.

6

Развитие восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать пространственные представления

6) развивать наблюдательность

4

Развитие мышления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

6

Развитие памяти

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

6

Развитие воображения  и творческих способностей



1) развивать воображение и творческие способности.

6

Развитие тонкой моторики рук

1) развивать тонкую моторику рук

136


ИТОГО:170часов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!