СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа «Психокоррекционные занятия» для обучающегося с задержкой психического развития ( вариант 7.2)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная коррекционно-развивающая программа «Психокоррекционные занятия» для обучающегося с задержкой психического развития ( вариант 7.2)»

Пояснительная записка

Обучающиеся с ЗПР − это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений − от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Программа курса «Психокоррекционные занятия» предназначена для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерством образования науки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 № 19644, с изменениями, внесенными приказами:

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937).

- Фундаментального ядра содержания общего образования. - М. «Просвещение» 2010г.;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009г.;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями.

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 "О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях" (зарегистрированного в Минюсте России 18.12.2015 № 40154);

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 года N 26;

- РАСПОРЯЖЕНИЯ от 3 июня 2017 года N 1155-р [Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации];

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);

Цель курса: оказание психолого-педагогической помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Задачи курса:

  • формировать, развивать, совершенствовать и корректировать познавательные процессы (восприятия, внимания, памяти, мышления);

  • формировать позитивную учебную мотивацию;

  • развивать эмоционально-личностную сферу (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).

  • реализовывать комплексное психолого-медико-социального сопровождение обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);

  • осуществлять информационно-просветительскую и консультативную работу с родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.


Рабочая программа для обучающегося 5 класса с задержкой психического развития (ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР, на основе авторских программ «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М., «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В. М., «Я – подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева А. В, пособие для школьного психолога. Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и направлена на психолого-педагогическую коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося, его социальную адаптацию.

Целевая группа – обучающиеся с задержкой психического развития варианта 7.1;7.2, имеющие недостатки в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.


Психологическая характеристика обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР).

1.Общая осведомленность

Подросток легко вступает в контакт, на вопросы отвечает без интереса, данная ситуация вызывает у него дискомфорт в связи с его настороженным отношением к окружающим.

Уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире сформировано на низком уровне его возрастной категории. Представления ограничены непосредственно окружающей его обстановкой. Испытывает затруднения в ориентации во времени.

Уровень самооценки и уровень притязаний находится на среднем уровне.

2. Общая моторика

Развита в пределах возрастной категории.

3. Мелкая моторика

Развита достаточно.

4. Особенности восприятия

Достаточно развита функция восприятия. Развито целостное восприятие картины. Не испытывает трудности при действии по зрительному образцу, по словесной инструкции, воспринимает информацию избирательно.

5. Особенности внимания

Внимание неустойчивое и истощаемое. Произвольность, концентрация и переключаемость внимания снижена.

6. Особенности памяти

Зрительная память, кратковременная и долговременная слабо развиты. Механическая и логическая память развита на среднем уровне.

7. Особенности мышления

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление не соответствуют возрасту.

8. Особенности поведения

Правила поведения нарушает редко. Вредных привычек не имеет. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены.  Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Пытается выполнять предъявляемые к нему требования.

В школе Ученик не проявляет агрессии, конфликтов с учителями нет.

9. Особенности эмоционально-волевой сферы

Общий эмоциональный фон спокойный, ровный, адекватно устойчивый.

10. Работоспособность

Общий темп деятельности низкий. Повышенная утомляемость.

11. Характеристика устной речи

Не выявляются нарушения устного речевого развития, фонематического слуха. Понятийный словарный запас развит на среднем уровне.

12. Отношение к учебной деятельности

Учебная мотивация сформирована на низком уровне. Подросток с неохотой посещает школу, учебные и коррекционные занятия.


Общая характеристика коррекционного курса



Необходимость создания коррекционного курса для обучающихся с ЗПР обусловлена, прежде всего, требованиями Российского законодательства, в части создания специальных условий обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образовательными стандартами (ФГОС) и рекомендациями специальной литературы.

Ребенок с ЗПР нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.

Дети с ЗПР особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к

окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Основной принцип организации коррекционно-развивающего образовательного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение коррекционных занятий общей и предметной направленности.

Большое значение коррекционные занятия, представленные в программе, имеют для повышения уровня общего развития обучающегося, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе результатов комплексной диагностики и оценки резервов возможностей ребенка. Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без глубокого и всестороннего изучения причин затруднений, возникающих у детей в процессе образования. Содержание занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

Коррекционно-развивающая программа способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данная программа способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики. Коррекционно-развивающая программа имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования.

Основными принципами содержания программы являются:

 Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, которые призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования.

 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

 Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.

 Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог).

Основные формы и приемы обучения:

Интерактивная деятельность - деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар, стимулирует развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.

Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание).

Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе. Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.

Использование методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент. Для детей с ЗПР игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой соревновательный характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих возможностей.

Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с детьми с ЗПР, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.

Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися.


Методологической основой программы являются следующие положения:

Коррекционный курс составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Наиболее велика его роль в подготовке базы для успешной социализации, формировании сферы жизненной компетенции. Курс «Психокоррекционные занятия» являются обязательной составной частью коррекционно-развивающей области комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР, реализуется во внеурочное время.

  1. Образовательный уровень – средний.

  2. Ориентации содержания – практическая.

  3. Характер освоения – развивающий.

  4. Возраст обучающихся – 13 лет

  5. Форма организации учебно- воспитательного процесса – урок.

  6. Периодичность – 1 урок в неделю.

  7. Условия вхождения в программу – учебный план.

  8. Продолжительность одного урока – 40 минут .

  9. Программа составлена на 34 часа (по 1 ч. в неделю при 34 учебных недели)


Формы организации занятий

Занятия с ребенком по коррекционному курсу проводятся в рамках индивидуального учебного плана. Занятия проводятся один раз в неделю, индивидуально, их продолжительность составляет 30 - 40 минут. Занятия проходят в классном кабинете.


Структура занятия

Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций, активизация мыслительной деятельности, создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов.

Заключительная часть занятия – подведение итогов и рефлексия.



Материально-техническое обеспечение.

  • индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.);

  • демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п.;

  • магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);

  • доска с магнитными держателями;

  • мультимедиапроектор и экран;

  • переносные носители информации;

  • наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);

  • плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);

  • значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры;

  • мягкие игрушки и куклы среднего размера, пальчиковые куклы;

  • маски животных и сказочных персонажей, аксессуары для создания игрового образа; материал для лепки;

  • защитные клеенки на столы;

  • тетради для записей;



Формы контроля:

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, учебной и познавательной деятельности учащегося, эмоционально волевой сферы.

1 балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает, принимает частично или только при пошаговой инструкции.

2 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого; переносит способ действия на аналогичные задания.

3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

Целью первичного мониторинга является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Проведение итоговой (заключительной) диагностики необходимо для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия педагога – психолога.


Планируемый результат

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).

Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):  Положительное отношение к школе.

 Принятие социальной роли ученика.

 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

 Способность к оценке своей учебной деятельности.

 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

 Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

 Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.

Регулятивные УУД:

 Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

 Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

 Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.

 Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.

Познавательные УУД:



 Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.

 Использовать элементы причинно-следственного анализа.

 Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

 Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов.

 Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.

 Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Коммуникативные УУД:

 Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований.

 Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Основное содержание коррекционной программы

Рабочая программа психокоррекционной работы следующими направлениями: Адаптация. В рамках работы по адаптации в пятом классе осуществляется принятие социальной роли школьника, перешедшего из начального звена в среднее, ознакомление с новыми правилами.

Коррекция познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений).

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (работа по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).

Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Коррекционная работа по формированию интереса к себе и позитивного самоотношения.

Коррекционная работа по совершенствованию познавательной деятельности на учебном материале.

Определения уровня сформированности мыслительных процессов на начало учебного года.

Диагностика внимания: 

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

- методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);

- методика «таблиц Шульте»

Диагностика памяти:

- методика «Определение слуховой и зрительной механической памяти»;

- методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания);

- методика «Смысловая память».

Диагностика мышления:

- Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);

- методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);

- методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);

- исследование вербально-логического мышления

Диагностика зрительно-моторной координации:

- гештальт-тест Бендер

Развитие высших психических функций: внимания, различных видов мышления (логического, абстрактного, вербального и т.д.), памяти, воображения, речи. Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действия. Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.

Развитие эмоционально-волевой сферы: умения дифференцировать чувства, различать эмоции. Развитие навыков договариваться, сотрудничать.

Развитие личностной сферы: рефлексия, самооценка. Развитие умения различать виды поведения. Познание своего поведения.

Определения уровня сформированности мыслительных процессов к концу учебного года.

Диагностика внимания: 

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

- методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);

- методика «таблиц Шульте»

Диагностика памяти:

- методика «Определение слуховой и зрительной механической памяти»;

- методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания);

- методика «Смысловая память».

Диагностика мышления:

- Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);

- методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);

- методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);

- исследование вербально-логического мышления

Диагностика зрительно-моторной координации:

- гештальт-тест Бендер




Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы

N занятия

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

1

Определение уровня сформированности мыслительных процессов на начало учебного года.

Диагностика ВПФ

1

Раздел 1. Развитие ВПФ

2

Развитие внимания и мышления

Рефлексия собственных личных качеств. Говорящая надпись.

Называйте и считайте. Три слова. Составьте слова.

1

3

Развитие памяти

Запомни слова. Пиктограммы.

1

4

Развитие пространственных

представлений.

Какие мы разные. Представьте куб. Замените цифры символами. Отгадайте слова.

1

5

Развитие мышления.

Пары слов. Аналогии.


6

Развитие речи

Игра «Объясни слова разными способами»

1

7

Развитие внутреннего плана действия

Формирование абстрагирования и вербального (словесного) анализа. Я узнаю себя. Муха.

Говорим по-марсиански. Объясните греческие слова.

1

8

Установление закономерностей и развитие гибкости мышления

Развитие мышления.

Я - ромашка. Необычные ножницы. Найдите фигуры.

1

9

Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

Развитие гибкости мышления. Что я могу сказать о себе хорошее? Делаем вместе. Способы применения предмета. Выберите синонимы и антонимы.

1

10

Развитие умения дифференцировать чувства.

Развитие вербального мышления. Слово в зеркале.

Подберите синонимы и антонимы. Отгадайте чувство.

1

11

Учимся сравнивать.

Что я чувствую? Найдите фигуры. Одинаковые? Противоположные?

Разные?

1

12

Учимся различать эмоции.

Какие бывают эмоции. Переворот фигур. Измените форму, не меняя содержания.

1

13

Развитие умения различать виды поведения.

Найдите фигуры. Понимание пословиц. Какое бывает поведение?

1

14

Познание своего поведения.

Развитие умения различать виды поведения.

Найдите фигуры. Выразите разными словами.

1

15

Учимся договариваться.

Делаем вместе. Какое это понятие? Как попросить и отказать.

1

16

Учимся сотрудничать.

Называйте и считайте. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты?

1

17

Развитие логического мышления

Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем понятия. Вылепите фигуру

1

18

Развитие логического мышления

Игра «Логический поезд»

1

19

Развитие внимания

Какие слова легче. Стенографы. Замените символы цифрами. Объясните поговорки.

1

20

Развитие воображения.

Придумайте предметы. Разделите понятия. Говорящая надпись.

1

21

Развитие пространственных представлений.

Перекрёсток. Деление понятий. Вылепите фигуру

Переворот фигур. Найдите фигуры. Измените форму, не меняя содержания. Угадайте выражение лица

1

22

Развитие логического мышления.

Развёртка с буквами. Учимся рассуждать. Говорящая надпись

1

23

Развитие логических форм вербального мышления

«Рисуем в уме» в уме. Определите вид суждения.

Что я могу сказать о себе хорошее?

1

24

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез)

Замените цифры буквами. Измените форму, не меняя содержания. Угадайте выражение лица

1

Раздел 2. Эмоции, поведение, личностные особенности.

25

Учимся рассуждать.

Я - ромашка. Замените буквы цифрами. Учимся рассуждать.

1

26

Мои достоинства и недостатки.

Найдите фигуры. Учимся рассуждать. Что я могу сказать о себе хорошее?

1

27

Я повзрослел

Осознание различия между агрессией и агрессивностью.

Работа со сказкой «Лабиринт души». Работа в тетради «Я повзрослел». Коллективное обсуждение «Символ моего Я». «Спрячь игрушку».

1

28

Я и мои друзья

Обсуждение проблем подростковой дружбы. «Самое длинное», «Красивые поступки», «Общая рука». Работа со сказкой «Светлячок».

1

29

Я и мои эмоции

Работа с метафорическими картами «Я и все, все, все…», «Мир моих эмоций», обсуждение «Какую роль эмоции играют в жизни человека»

1

30

Что такое уверенность к себе

Обсуждение проблемы уверенности в себе «Мои качества», «Могу, хочу, надо»

1

31

Тренируем уверенность в себе

Практическое занятие «Карта уверенности»

1

32

Умение сказать «Нет»

Ролевая игра «Я и компания»

1

33

Я - это личность

Обсуждение «Личность – это?», практическая работа « Как я вижу себя? Как меня видя другие? Как я хочу, чтобы меня видели?»

1

34

Определение уровня сформированности мыслительных процессов к концу учебного года.

Итоговая диагностика

1


Итого


34часа








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!