СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная образовательная программа интеллектуально одаренного (мотивированного) учащегося

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА учащейся 9А класса МБОУ СОШ № 4 г. Лесосибирска Шахмирзоевой В. на 2023-24 уч.гг. составлена  с учетом учебного плана ОУ, включает организацию внеурочной деятельности, дополнительного образования и специальных курсов для реализации образовательных потреностей учащейся. Целью программы является создание условий для формирования и развития знаний, практических умений, качеств личности, необходимых для предпрофессиональной подготовки к конкретной профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная программа интеллектуально одаренного (мотивированного) учащегося»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 города Лесосибирска»

















ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА

учащейся 9А класса МБОУ СОШ № 4 г. Лесосибирска

Шахмирзоевой Виктории

на 2023-24 уч.гг.





Составитель:

Стецюк Л.А

учитель технологии























2023

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Тип одаренности:

в практической деятельности - ремесленная

в познавательной деятельности – естественно-научная

в художественно-эстетической деятельности - изобразительная

Направления развития способностей (предметы/профили): технология, изобразительное искусство

Учащаяся 9 класса Вика – интеллектуально развитая, но неинициативная девушка. С начала обучения выделялась когнитивными способностями, но в силу раннего физического развития и речевых затруднений (заикание) учащаяся старалась не выделяться в классе. При этом с начала обучения сразу завоевала авторитет у одноклассников более развитыми учебными способностями, сохраняет авторитет до настоящего времени. Несмотря на уровень развития интеллекта, учащаяся не всегда имела высокий балл по предметам (русский язык, математика), т.к. в выполнении домашних заданий не соблюдала постоянства, системности. Родители учащейся (мама) обеспечивали девочке свободу в обучении, контроль был слабый и несистемный. В начальной школе учащаяся старалась избегать публичных выступлений (теряла речь, сильно комплексовала, длительно переживала), поэтому обучалась в рамках школьной программы. У девушки обнаружились выраженные художественные (изобразительные) способности, в 5-7 классах занималась в школьной студии; работы Вики неоднократно становились победителями муниципальных, краевых и Всероссийских конкурсов художественного творчества. Педагог-наставник неоднократно предлагала девушке и родителям продолжить обучение в художественной школе, но Вика отказывалась, родители не считали нужным изменить ситуацию.

На данный момент девушка успешно обучается практически по всем предметам, но инициативы в углубленном изучении конкретных предметов не проявляет. Наибольший интерес – изобразительная и предметная деятельность. Наибольших успехов девушка достигла в предмете «технология». У Вики хорошая память, девушка легко концентрирует и удерживает внимание, проявляет способности к проектной деятельности, успешно осваивает новые предметные технологии. При обучении ученица не испытывает больших трудностей, легко работает как по самостоятельно составленному плану, так и по индивидуальной траектории, определенной для неё учителем, но требует постоянного контроля со стороны педагога-наставника, т.к. не отличается активностью, нуждается в постоянном стимулировании, поощрении и поддержке.

В силу психологических особенностей (в ситуации стресса сохраняется заикание), выступление перед аудиторией на научно-практических конференциях, решение заданий всероссийских и иных олимпиад, защита проекта – пока является для нее стрессом и вызывает сильное волнение. При этом в 8-ом классе девушка активно участвовала в названных мероприятиях, разных уровней (муниципальный, краевой, Всероссийский), в очном формате. В ситуации поддержки (присутствие рядом одноклассников или друзей) Вике удается активизироваться и успешно выступить публично.

Педагоги знают и признают способности учащейся, но взаимодействие с Викой организовано с одним педагогом. Потенциал ученицы в получении более высоких образовательных результатов не находит внимания со стороны остальных педагогов ОУ. Это можно объяснить следующим:

-отсутствие личной инициативы со стороны учащейся, сформировавшейся в предыдущие годы обучения;

-учащаяся нуждается в постоянном стимулировании, активизации ее мыслительных способностей при обучении, т.к. низкий уровень самостоятельности сдерживает инициативу девушки, лишает ее уверенности в своем выборе. Педагоги имеют высокие ожидания, основанные на когнитивных способностях учащейся, и считают, что она не способна работать надпредметно, на повышенном уровне;

-учащаяся нуждается в специальной организации условий обучения (режим обучения, место), постоянной поддержке педагога. Педагоги рассчитывают на самостоятельность Вики при изучении дополнительного материала, но сталкиваются с тем, что самостоятельно девушка заданий не выполняет, а при возникновении трудности не прикладывает усилий для решения проблемы.

Поэтому по многим учебным предметам учащаяся на занимается сверх учебной программы, несмотря на свои учебные возможности.

Ученица в 8-ом классе под руководством учителя технологии участвует в муниципальном этапе ВСоШ по технологии (победитель), в Краевом этапе показывает второй результат. За творческий проект учащаяся получила высокую оценку, защита проекта прошла для девушки успешно. Также в 8-ом классе девушка принимала в муниципальном этапе НПК, стала участницей Краевого конкурса «Кытмановские чтения – 2023» (г. Енисейск), принимала участие в краевом и Всероссийском этапе конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Высший пилотаж» (Направление «Психология»).

В семье Вика – старший ребенок, постоянно помогает родителям в воспитании двух младших детей, поэтому не всегда может посещать дополнительные занятия. Родители поддерживают участие девушки в учебной деятельности, но помощи не оказывают, считают, что девушка может справиться самостоятельно. В организацию учебного процесса не вмешиваются, делегируя дочери полномочия самой принимать решения и выбирать образовательный маршрут, мотивируя это тем, что «это ее жизнь, пусть сама думает, как она будет жить».

Учащаяся планирует обучаться в ОУ в 10-11 классах, планирует профессиональную деятельность посвятить проектированию и моделированию одежды. Для этого уже сейчас девушка изучает швейное дело и моделирование. Вика определила, что ей необходима дополнительная подготовка по направлению «Черчение», «Конструирование и моделирование», «Швейное дело». Никаких дополнительных занятий в школе или учреждениях дополнительного образования ученица не посещает, считает, что может сама готовиться в выбранном направлении.

В связи с тем, что в 9-11 классах учебный предмет «Технология» не изучается, Вике требуется индивидуальная траектория обучения, которая позволит учащейся развиваться в выбранном направлении, конкретизировать с будущим направлением предпрофессиональной и профессиональной подготовки.

Таким образом, ученице необходима организация обучения по индивидуальному образовательному маршруту, с реализацией индивидуальной образовательной программы, которая будет способствовать:

1) равномерному развитию способностей ученицы во всех предметных областях учебного плана, включая те, которые необходимы для дальнейшей профессиональной подготовки;

2) развитию умений решения нестандартных задач, переносу этих умений с учебных предметов школьной программы на интересующие области (проектная, научно-исследовательская деятельность, предметы «черчение», «конструирование», «моделирование»);

3) воспитанию потребности у учащейся в постоянном самосовершенствовании и саморазвитии, умению объективно оценивать свои возможности и выстраивать свою жизненную траекторию развития максимально эффективно;

4) развитию коммуникативных умений, расширению словарного запаса, овладению способами саморегуляции;

4) развитию стрессоусточивости, умению доказывать собственную точку зрения через реализацию исследовательской деятельности в разных областях и публичной защите результатов своей работы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИОП

Цель образовательной индивидуализации: в течение 2023-24 учебного года подготовить учащуюся к участию в Краевом этапе Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Технология» (направление «Культура дома, дизайн и технологии») с призовым результатом (не менее 80 баллов) в 2024 г., создать условия для формирования и развития знаний, практических умений, качеств личности, необходимых для предпрофессиональной подготовки к конкретной профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Изучить и освоить предметное направление «Черчение», в том числе «Компьютерное черчение»;

2. Изучить основы бытовых, производственных технологий и дизайна на углубленном уровне (теоретический блок);

3. Изучить и освоить основные способы и приемы технического моделирования (женское платье с рукавом), применять приемы технического моделирования разных моделей одежды в соответствии с требованиями, в том числе и с использованием графических редакторов (совместная работа учащегося с педагогом-наставником);

4. Изучить и освоить способы обработки разных швейных узлов на швейно-вышивальном оборудовании в соответствии с современными технологическими требованиями (по технологической карте);

5.Проводить профессиональные пробы в конкретной профессиональной деятельности на основе механической обработки швейного изделия (по технологической карте), разрабатывать и выполнять художественную отделку изделия;

6. Освоить алгоритмы и приёмы решения заданий ВсОШ по технологии (направление «Культура дома, дизайн и технологии») (задания теоретического конкурса, практическое задание по моделированию, практическое задание по обработке текстильных материалов) (совместная работа обучающегося с педагогом-предметником);

7. Освоить приемы коммуникации, публичных выступлений, способов саморегуляции (индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом по коммуникативным навыкам);

8. Расширить словарный запас, освоить приемы построения грамотной речи;

9. Выбрать направление для исследования с возможностью практической реализации (проект), реализовать, представить результат исследования на муниципальном этапе НПК, на НПК в г. Енисейске);

10. Сформировать умения применять теоретические знания по технологии для решения практических задач на примере проекта в соответствии с требованиями (на основе результатов исследования), представить проект (защиту проекта) на разных уровнях (в классе, на школьном уровне, на муниципальном и региональном уровнях).



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИОП, ЭТАПЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (основное общее образование)

Название предметов

Кол-во часов

Ф.И.О.

педагога

Форма работы

Обязательная часть

1

Русский язык

4

Колланг Г.В

Классно-урочная с применением индивидуализации, дифференциации

2

Литература

2

Галинина В.С.

3

Биология

2

Шумилова Е.Г.

7

География

1

Конных О.Ю.

4

Индивидуальный проект (У)

1

Стецюк Л.А.

Индивидуальная

5

Иностранный язык

3

Харрасова Т.Н.

Групповая

6

История

2

Храмова О.М.

Классно-урочная с применением индивидуализации, дифференциации

8

Обществознание

1

Атясова Г.Н.

9

Алгебра

3

Герасимова Л.Б.

10

Геометрия

2

Федотовская В.Р.

11

Информатика

2

Суббота Т.В.

Групповая

12

Физика

2

Васильева Н.П.

Классно-урочная с применением индивидуализации, дифференциации

13

Химия

2

Ефремова И.Ю.

14

Физическая культура

3

Алексеева Н.Ф.

15

ОБЖ

1

Белоусов Р.А.

16

Технология (У)

1

Стецюк Л.А.

Групповая

ИТОГО:

32




Часть, формируемая участниками образовательных отношений


Функциональная грамотность

1

Конных Т.В.

Стецюк Л.А.

Васильева Н.П.

Классно-урочная с применением индивидуализации, дифференциации

Математика плюс

1

Федотовская В.Р.

Родной русский язык

1

Колланг Г.В.

Итого

35





ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Направление

Название

Ф.И.О.

педагога

Форма работы

Духовно-нравственное

«Разговоры о важном»

Алексеева Н.Ф.

Урочная с использованием разнообразных форм организации работы (проектная деятельность)

Общеинтеллекутальное

«Подготовка к ОГЭ»

Федотовская В.Р.

Самостоятельная работа, тестирование, тренинг

Спортивно-оздоровительное

«Подготовка к ГТО»

Белоусов Р.А.

Соревнования, тренировки, игры

Социальное

«Россия – мои горизонты»

Алексеева Н.Ф.

Урочная с использованием разнообразных форм организации работы (экскурсия, проф. проба, погружение, эксперимент)

Общекультурное

«Мой край»

Алексеева Н.Ф.

Внеклассные мероприятия,

интеллектуальные игры, викторины, вебинары, квесты, квизы, экскурсии



УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Название курса

Кол-во часов

Форма обучения

Ф.И.О.

педагога

Форма работы

Подготовка к ВсОШ

(в ОУ)

2

(1 раз в неделю)

Очное

(индивидуальные и групповые занятия)

Стецюк Л.А.

Дополнительные занятия по предмету, проектная деятельность, участие в олимпиадах

Школьное научно-исследовательское общество

(в ОУ)

2

(2 раза в неделю)

Очное

(индивидуальные и групповые занятия)

Сараева М.С.

Проведение исследований, экскурсии, походы, экспериментальная деятельность, подготовка и участие в конкурсах

Студия ДПИ и ИЗО

(в ОУ)

2

(1 раз в неделю)

Очное

(в группах)

Стецюк Л.А

Дополнительные занятия по предмету, практическая деятельность, участие в конкурсах

Черчение

(в ЦДО г.Лесосибирска)

2

(2 раза в неделю)

Очное

(групповые занятия)

Вторых С.Г.

Дополнительные занятия по предмету, участие в конкурсах, олимпиадах

Швейное дело

(Технологический техникум г. Лесосибирска)

2

(1 раз в неделю)

Очное

(групповые занятия)


Дополнительные занятия по предмету, практическая деятельность, участие в конкурсах

«Психология коммуникации»

(в ОУ)

1

(1 раз в неделю)

Индивидуальные и групповые занятия (малые группы) с педагогом-психологом

Игнатова Е.В.

Тренинг, коррекция, коммуникационная игра

«Ораторское искусство»

(в ОУ)

1

(1 раз в неделю)

Групповые занятия

Галинина В.С.

Дополнительные занятия по предмету, участие в конкурсах, игры, проекты

ИТОГО:

12




ПЛАН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СОСТЯЗАНИЙ

Название олимпиады/конкурса

Предмет соревнования

Этап

Дата участия


Мероприятия из Перечня Министерства Просвещения РФ и Министерства

науки и высшего образования РФ за 2023/2024 учебный год


1

Всероссийская олимпиада

Предмет: технология

Направление: Культура дома, дизайн и технологии

Технология

школьный

Октябрь 2023

муниципальный

Декабрь 2023

региональный

Февраль 2024

2

Конкурс проектных и исследовательских работ для школьников «Высший пилотаж»

Направление: предпринимательство

Технология

региональный

Январь 2024

3

Компетентностный трек Национальной технологической олимпиады: конкурс цифровых портфолио «Талант национальной технологической олимпиады»

Компетенция: проектная деятельность

Компетенция: исследовательская деятельность

Технология

региональный

Апрель 2024

4

Большой Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества (с международным участием)

Направление: театр моды

Технология

Изобразительное искусство

региональный

Май 2024

5

Ежегодный Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters

Номинация: художник по костюмам

Технология

Изобразительное искусство

региональный

Май 2024


Мероприятия краевого/муниципального уровня


1

НПК «Первые шаги в науку»

Технология

муниципальный

Февраль 2024

2

Конкурс исследовательских работ школьников «Кытмановские чтения»

Секция: «Коренные и малочисленные народы Сибири и Крайнего Севера» (национальный костюм)

Технология

Изобразительное искусство

Региональный

Февраль 2024

3

Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науку»

Направление: технологии и техническое творчество

Технология

Региональный

Февраль 2024



БАНК ЗАДАНИЙ

Название олимпиады/

конкурса

Предмет

Адрес ссылок на банк заданий

1

Всероссийская олимпиада школьников (региональный этап)


Предмет: технология

Направление: культура дома, дизайн и технологии

Технология

ВСОШ по технологии, задания Регионального этапа 2023 года https://postupi.online/olimpiada/vserosiyskaya-olimpiada-tehnologiya-vsosh/zadanija/regionalnyj-etap-vseros/?fyear=2023


ВСОШ по технологии, задания Регионального этапа 2022 года https://postupi.online/olimpiada/vserosiyskaya-olimpiada-tehnologiya-vsosh/zadanija/regionalnyj-etap-vseros/?fyear=2022


ПОРТАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ https://talant55.irooo.ru/arkhiv-zadanij-i-reshenij-za-period-2009-2015-uchebnogo-goda/arkhiv-zadanij-shkol-nogo-etapa-2019-2025-gg/979-arkhiv-zadanij-shkol-nogo-etapa-2019-2023-gg


Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей Интеллект https://center-intellect.ru/vsosh/resursy-dlya-podgotovki-k-vsosh/zadaniya-proshlykh-let.php


2

Компетентностный трек Национальной технологической олимпиады: конкурс цифровых портфолио «Талант национальной технологической олимпиады»


Компетенция: проектная деятельность

Технология

Проектная деятельность

Конкурс цифровых портфолио «Талант НТО»

Задания прошлых лет https://olymp.mephi.ru/junior/examples


3

Большой Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества (с международным участием)


Направление: театр моды

Технология

ИЗО

Большой Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества https://grandfestival.vcht.center/exponents#

4

Ежегодный Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters


Номинация: художник по костюмам

Технология

ИЗО

Описание компетенции

«Художник по костюмам»

https://am2023.hb.bizmrg.com/opisaniya/osnovnaya/khudozhnik-po-kostyumam.pdf




ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИОП ОБУЧАЮЩЕЙСЯ

(этапы индивидуального образовательного маршрута)


Мероприятие

Содержание

Сроки

Результаты

Ресурсы



Диагностико-мотивационный этап


1

Самоопределение обучающегося

Анкетирование

IV четверть 2023 г

Выбор направления обучения

Классный руководитель


Педагог-психолог


Родители

2

Диагностика обучающегося

Анкетирование, тестирование, собеседование

I четверть 2023 г

Определение склонностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций;

результаты

диагностик.

Классный руководитель


Педагог-психолог

Информационно-аналитический этап

3

Изучение и

анализ

образовательных

ресурсов ОУ, города

Работа с педагогами ОУ и ДО

I четверть 2023 г.

Библиотека ресурсов

Школьная

команда по

работе с ОД

4

Информирование о

совокупности

образовательной

деятельности

обучающегося и

сетевого

сообщества в

течение

определенного

времени

Ознакомление

администрации

школы,

педагогов,

родителей с

результатами

диагностик по

изучению

личности


Проведение

консультаций с

педагогами ОУ и ДО


Ознакомление

со сроками

действия ИОП

I четверть 2023 г.

Согласование действий

Школьная

команда по

работе с ОД


Проектировочный этап


5

Разработка ИОП, проектирование системы образовательных результатов

Ознакомление

администрации

школы,

педагогов,

родителей с

результатами

диагностик по

изучению

личности.

Собеседование с учащимся, родителями, педагогический совет

I четверть нового учебного года

ИОП, приказ ОУ, договор о взаимодействии (сетевом) с учреждениями ДО, СПО


Формирование

модели

одаренного

ребенка; целеполагание; выбор

технологий,

методов, форм

обучения; прогнозирование

результатов ИОП

Школьная

команда по

работе с ОД


Администрация ОУ

6

Определение

содержания

образовательной

деятельности

ОР

Составление

планов, банка

заданий,

библиотеки ресурсов

I четверть нового учебного года

Планирование, банк

заданий,

библиотека

ресурсов

Школьная

команда по

работе с ОД


Реализационный этап


7

Тьюторское

сопровождение

обучающейся по

ИОП согласно

ИУП

Разработка

нормативных

документов.

Реализация

ИОП.

В течение учебного года

Сопровождение учащегося в учебном процессе по реализации ИУП.

Контроль обучения, контроль реализации ИУП.

Школьная

команда по

работе с ОД

8

Организация

психолого-

педагогической

помощи

для улучшения

эмоционального

состояния и

повышения

самооценки

девочки.

Проведение

психологических

тренингов,

консультаций и

бесед с учащейся.

В течение учебного года

Изменение

мотивации,

самооценки

учебных

достижений и

психологическог

состояния.

Педагог-психолог

Школьная

команда по

работе с ОД

9

Реализация программ и мероприятий внеурочной деятельности

Применение методов, технологий, форм обучения в соответствии с целями обучения и содержанием образования.

В течение учебного года

Освоение содержания, выполнение заданий. Оценочные процедуры по достижению планируемых результатов.

Школьная

команда по

работе с ОД

10

Реализация курсов ДО

Освоение программы курсов, подготовка к конкурсным мероприятиям

В течение учебного года

Освоение содержания, выполнение заданий. Оценочные процедуры по достижению планируемых результатов.

Школьная

команда по

работе с ОД

11

Участие в конкурсных мероприятиях

Оформление заявки, принятие участие в мероприятиях

В течение учебного года

Портфолио учащегося.

Школьная

команда по

работе с ОД


Контрольно-диагностический этап


12

Организация и

проведение

мониторинга

учебной,

внеучебной

деятельности

Выявление

трудностей,

ошибок;

выделение

сложных заданий разного уровня; качество

обучения.


Конец каждой учебной четверти нового учебного года

Фиксация

возможных

трудностей,

ошибок, заданий

разного уровня.


Школьная

команда по

работе с ОД

13

Фиксация

результатов

образовательной

деятельности

Оценка и

самооценка

успехов

воспитанника.

Рефлексия.

Корректировка

ИОП.

Конец каждой учебной четверти нового учебного года

Определенные

результаты в

олимпиадах и

интеллектуальны

х конкурсах.


Школьная

команда по

работе с ОД


Аналитический этап



Оценка результативности проделанной работы

Оценка достижений учащегося, качества обучения.

Анкетирование учащегося. Собеседование с родителями.

Конец учебного года

Изменения ИОП

на новый

учебный год

Школьная

команда по

работе с ОД



ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИОП

Способы организации учебной деятельности влияют на успешность усвоения знаний учеником и развитие его познавательных способностей. Поэтому при обучении интеллектуально одаренных детей ведущими в учебной деятельности должны являться методы:

проблемные задачи;

поисковые задачи;

эвристические задания;

исследования;

проекты.

Эти методы обладают высоким познавательно-мотивирующим потенциалом и в полной мере соответствуют познавательной активности мотивированного учащегося. Творческий характер методов позволяет развивать мышление ученика, а также такие качества личности, как учебную мотивацию, самостоятельность, уверенность в своих силах, эмоциональную устойчивость и способность к сотрудничеству.

Технологии, используемые в работе с мотивированными учащимися:

1.Технология проблемного обучения – обнаруженный пробел в знаниях решается через обращение к дополнительным источникам информации.

2.Технология проектного обучения - самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с продуктивным решением проблемы (потребности).

3.Здоровьесберегающие технологии - сохранение и приумножение физического, психического, нравственного и духовного здоровья через создание безопасного пространства, обеспечение двигательной активности, рациональной организации учебного процесса в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями учащегося.

4.Игровые технологии способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному взаимодействию, выявлению лидеров и аутсайдеров.

В сфере образования выделены следующие формы обучения мотивированных учащихся:

1.Индивидуальное обучение (работа по индивидуальному плану) или обучение в малых группах по образовательным программам в определенной области (курс «Черчение», «Швейное дело», «Ораторское искусство», «Психология и коммуникации», «Школьное научно-исследовательское общество»).

2. Дополнительные занятия с учащейся (технология, проектная деятельность).

3.Самостоятельная работа учащейся (исследовательская деятельность).

3.Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (курс «Индивидуальный проект»).

4.Очно-заочные школы (Курс «Швейное дело»).

5.Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории (подготовка к ВсОШ, Школьное научно-исследовательское общество).

6.Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.

7.Научно-практические конференции и семинары.

8.Сотрудничество со школами, учреждениями дополнительного образования, ВУЗами (ЦДО г. Лесосибирска, Лесосибирский Технологический техникум).

9. Использование современных средств информации (Интернет, электронные энциклопедии).



КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ИОП

Календарный план составляют педагоги, осуществляющие образовательную деятельность с обучающейся по соответствующим программам предметов/курсов.

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля













Календарный план учебного курса «Школьное научно-исследовательское общество»

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля


Основные виды творческо-исследовательских работ, особенности их выполнения:

-особенности научного стиля, определение цели, предмета, объекта

-подготовка доклада

-правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе

2

Лекция

Формирование банка тем исследования, определение цели, формулирование задач


Исследовательские умения:

-анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно-следственные связи

-выдвижение и обоснование гипотезы

-оценка собственной деятельности, рецензирование работы

2

Лекция

Выполнение упражнений, задач, написание рецензии


Работа с литературными источниками:

-работа с каталогом

-работа со справочной литературой

-электронные ресурсы

-Интернет как источник информации

-этапы работы с литературными источниками

2

Практическое занятие (работа с каталогом)

Библиографический список по теме

Каталог ресурсов


Этапы выполнения научно-исследовательской работы;

-выбор темы исследования, определение ее актуальности

-постановка цели и задач исследования

-определение объекта и предмета исследования

-выдвижение гипотезы

-изучение научной литературы по теме исследования

-выполнение практической части исследовательской работы

-анализ результатов, выводы

6

Семинар-практикум

Выполнение этапов исследования


Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательской работы

-правила оформления титульного листа и оглавления, разделов «Введение», «Заключение», списка литературы, приложений

10

Практикум

Оформление разделов исследования


Научный доклад – итог исследовательской работы;

-требования к докладу

-критерии оценки доклада

-правила оформления презентации, стенда (стендовый доклад)

10

Практическое занятие

Представление исследовательской работы (НПК разных уровней)


Анализ итогов:

-рефлексия

-планирование

2

Беседа

Составление плана работы на следующий учебный год


ИТОГО

34









НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИОП

Оценка исходных условий ОУ отвечает требованиям к правовым, педагогическим, учебно-методическим, кадровым ресурсам осуществления образовательной деятельности; материально-техническое обеспечение, опыт реализации общеобразовательных программ разных уровней, внеурочных курсов, исследовательской и проектной деятельности позволяют создавать условия, необходимые для реализации потребностей мотивированного учащегося.

Для успешного сопровождения мотивированного учащегося в ОУ сформирована нормативно-правовая база, имеются материально-технические, методико-дидактические, организационно-управленческие, психолого-педагогические ресурсы, создана развивающая образовательная среда, система учебно-методического обеспечения, оптимизировано сочетание методик, обеспечивающих соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям Стандарта.

В ОУ имеются необходимые условия для реализации образовательной программы индивидуального сопровождения одаренного учащегося:

-наличие квалифицированных педагогов;

-результативный опыт реализации общеобразовательных программ профильного уровня по разным предметам, в том числе «Технология»;

-реализуется программа «Одаренные дети»;

-обсуждается возможность сетевого взаимодействия в рамках оказания образовательных услуг с Лесосибирским Технологическим техникумом;

-осуществляется образовательное взаимодействие (договор о сотрудничестве) с Центром дополнительного образования г.Лесосибирска.



Название мероприятия/ курса

Ресурсы


Диагностико-мотивационный этап


Самоопределение обучающегося

Анкеты для обучающегося и родителей


Диагностика обучающегося

Система автоматизированного компьютерного контроля (САКК)

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа)

Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)

Карта интересов (модификация анкеты, разработанной А. И. Савенковым)

Методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокич

Тесты на диагностику дивергентного мышления по Д. Гилфорду (модификации (Е. Е. Туник, Д. Б. Богоявленской, Т. А. Барышевой)

Анкета для педагогов и родителей «Способности ребенка»

Карта экспертной оценки компетентности


Проектировочный этап


Разработка ИОП, проектирование системы образовательных результатов

Шаблон ИОП

Программы дополнительного образования («Черчение», «Швейное дело»)

Перечень базовых мероприятий федерального и краевого уровня

База данных мероприятий, олимпиад конференций и т.д.

План внеурочной деятельности ОО


Реализационный этап


Программы и мероприятия по внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности ОУ

Курс «Подготовка к ВсОШ»

(в ОУ)

-Программа курса

-Интернет-поддержка курса

-Техническое обеспечение (персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением, принтер)

Типовой перечень необходимого оборудования для кабинета «Технология»

Курс «Школьное научно-исследовательское общество»

(в ОУ)

-Положение о проведении муниципального этапа НПК,

-Интернет-поддержка курса

-Техническое обеспечение (персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением, принтер)

-Лабораторное оборудование (электронный микроскоп)


Студия ДПИ и ИЗО

(в ОУ)

-Программа курса

-Типовой перечень необходимого оборудования для кабинета ИЗО и ДПИ

Черчение

(в ЦДО г.Лесосибирска)

-Программа курса

-Интернет-поддержка курса

-Техническое обеспечение (персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением, принтер)

! Программное обеспечение для изучения компьютерной графики и черчения

-Типовой перечень необходимого оборудования для кабинета «Черчение»

Швейное дело

(Технологический техникум г. Лесосибирска)

-Программа курса

-Интернет-поддержка курса

-Техническое обеспечение (персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением, принтер)

! Программное обеспечение для изучения конструирования моделей одежды

-Типовой перечень необходимого оборудования для швейной мастерской

! Швейное оборудование (машины швейные универсальные полуавтомат, специализированные, автомат (для выполнения вышивки))

«Психология коммуникации»

(в ОУ)

-Программа курса

-Техническое обеспечение (персональный компьютер для педагога)

-Типовой перечень необходимого оборудования для кабинета психолога

«Ораторское искусство»

(в ОУ)

-Программа курса

-Техническое обеспечение (персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением, принтер)

! Программное обеспечение и устройства для аудио- и видеозаписи

Всероссийская олимпиада школьников (технология), школьный, муниципальный, региональный этап

-Порядок проведения этапов ВсОШ, положение о ВсОШ, работы прошлых лет


Региональный конкурс исследовательских

и проектных работ школьников «Высший пилотаж» («Предпринимательство»), отборочный этап регионального конкурса, Красноярск

-Положение о проведении

-Организационные и установочные мероприятия

-Работы прошлых лет

Научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» («Предпринимательство и бизнес») , муниципальный, региональный этап

-Положение о проведении

Компетентностный трек Национальной технологической олимпиады: конкурс цифровых портфолио «Талант национальной технологической олимпиады» (Компетенция: проектная деятельность)

-Положение о проведении

-Цифровое портфолио (проект)

Муниципальный этап НПК «Открытые Курчатовские Чтения»

-Положение о проведении

Большой Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества (Направление: театр моды)

-Положение о проведении

Конкурс чтецов, школьный и муниципальный этап

-Положение о проведении


Аналитический этап


Оценка результативности проделанной работы

Портфолио достижений, аналитические данные, протоколы



Т.о., условия ОУ способствуют созданию условий для приобретения мотивированной учащейся углубленного содержания предмета «Технология», освоения научно-исследовательской и проектной деятельности и определению профессиональных склонностей и ориентаций.







ЛОКАЛЬНАЯ НОРМАТИВНАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ИОП

Внутренние нормативные документы для осуществления мероприятий по реализации индивидуального образовательного маршрута мотивированной учащейся включают:

-внутреннее положение школы о реализации ИУП/ИОП;

-образовательная программа школы, с предусмотренной вариативностью изучения учебных тем и с дидактическими формами, соответствующими ИУП;

-заявление родителей (законных представителей) учащейся;

-локальный нормативный акт образовательной организации о порядке обучения по индивидуальному учебному плану;

-дополнения к локальным нормативным актам о промежуточной и итоговой аттестации обучающейся;

-решение педсовета образовательной организации об утверждении ИУП;

-приказ директора образовательной организации;

-ИУП обучающейся, утвержденный организацией основного общего образования;

-приказ о возложении на педагогического работника дополнительных обязанностей куратора ИУП/ИОП;

-дополнения к трудовому договору \ должностной инструкции педагогического работника, обуславливающие порядок работы по сопровождению ИУП/ИОП и соответствующие стимулирующие выплаты;

-расписание планируемых занятий, консультаций, утвержденное директором и согласованное с родителями;

-программы конкретных мероприятий, предусмотренных ИУП (погружения, тренинги, и т.п.);

-внутренние финансовые документы о финансировании ИУП (см. ниже);

- журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.







РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИОМ, ФОРМЫ МОНИТОРИНГА

И ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Реализация ИОП мотивированной учащейся сопровождается мониторинговыми процедурами:

-Текущий мониторинг результативности реализации ИОП – после выполнения отдельных запланированных мероприятий, в процессе реализации образовательных программ;

Текущий контроль и оценка результатов освоения ИОП осуществляется педагогами в процессе проведения практических занятий в форме устного или письменного опроса, проверки внеаудиторной самостоятельной работы или онлайн – тестирования с применением дистанционных образовательных технологий, выполнения интерактивных упражнений с функцией контроля на компьютере.

итоговый мониторинг результативности реализации ИОП – в конце учебного года.

Мониторинговая деятельность осуществляется по следующим критериям:

1.Образовательные результаты



Задачи программы

Образовательные результаты

Критерии

Показатели

Метод мониторинга

Освоить предметное направление «Черчение», в том числе «Компьютерное черчение»

-курс реализован в полном объеме

-сформированы умения в чтении и построений чертежей конструкций (на основе конструкций и чертежей швейных изделий), в том числе с использованием компьютерных технологий (КОМПАС)

-положительная оценка динамики роста умений в самооценке ученика и в характеристике учителя-наставника

-самооценка учащейся (рефлексия);


-характеристика динамики умений педагога, реализующего курс;


- текущая успеваемость и качество предметных знаний и умений;


- уровень выполнение заданий ВсОШ в части «Черчение, конструирование» при реализации курса «Подготовка к ВсОШ» (задания прошлых лет)

-учащаяся в системе осваивает дополнительные учебные дисциплины (черчение)


-положительная оценка динамики роста умений в характеристике педагога

Анализ результатов учебной деятельности


Анализ посещения курсов и их результативность (накопительная оценка)


Педагогическое наблюдение


Изучить основы бытовых, производственных технологий и дизайна (теоретический блок)

-курс освоен в полном объеме

-положительная оценка динамики роста умений в самооценке ученика и в характеристике учителя-наставника

-степень самостоятельности учебной деятельности возрастает

-уровень выполнение заданий ВсОШ по направлению «Культура дома» (задания прошлых лет) составляет не менее 80%

-самооценка учащейся (рефлексия);


-уровень выполнение заданий ВсОШ при реализации курса «Подготовка к ВсОШ» по направлению «Культура дома» (задания прошлых лет);


-качество участия в конкурсных мероприятиях разных уровней

-учащаяся самостоятельно осваивает дополнительные учебные дисциплины

Анализ образовательных

достижений учащейся


Тестирование


Анализ результатов участия в конкурсных мероприятиях (каждого уровня)

Освоить основные способы и приемы технического моделирования, применять приемы технического моделирования разных моделей одежды в соответствии с требованиями, в том числе и с использованием графических редакторов

-курс реализован в полном объеме

-результаты контроля и оценки учебных достижений учащихся возрастают

-уровень выполнение заданий ВсОШ по направлению «Моделирование швейного изделия» (задания прошлых лет) составляет не менее 80%

-результативность участия во ВсОШ по технологии (разных уровней)

- количество и качество участий в конкурсных мероприятиях соответствующего направления («Театр мод», «Художник по костюмам»)

-самооценка учащейся;


-результаты контроля и оценки учебных достижений учащихся;


-уровень выполнения заданий ВсОШ при реализации курса «Подготовка к ВсОШ» в части «Моделирование швейного изделия» (задания прошлых лет);


-качество участия в муниципальном этапе ВсОШ;


-уровень работ для участия в конкурсах по направлению «Театр мод», «Художник по костюмам»

-учащаяся в системе осваивает дополнительные учебные дисциплины

Анализ образовательных

достижений учащейся


Качество участия в конкурсных мероприятиях разных уровней


Анализ результатов участия в конкурсных мероприятиях (каждого уровня)

Изучить и освоить способы обработки разных швейных узлов на швейно-вышивальном оборудовании в соответствии с современными технологическими требованиями (по технологической карте)

-курс освоен в полном объеме

-результаты контроля и оценки учебных достижений учащихся возрастают

-уровень выполнение заданий ВсОШ по направлению «Обработка швейного изделия» (задания прошлых лет) составляет не менее 80%

-результативность участия во ВсОШ по технологии (разных уровней)

-степень самостоятельности при выполнении заданий курса

-самооценка учащейся;


-характеристика динамики умений педагога, реализующего курс;


- текущая успеваемость и качество знаний и умений по курсу «Швейное дело»;


-уровень выполнения заданий ВсОШ при реализации курса «Подготовка к ВсОШ» в части «Обработка швейного изделия» (практическая часть) (задания прошлых лет);


-качество участия в муниципальном этапе ВсОШ;


-качество выполнения работ для участия в конкурсах по направлению «Театр мод», «Художник по костюмам»

-учащаяся в системе осваивает дополнительные учебные дисциплины



Анализ образовательных

достижений учащейся


Анализ посещения курсов и их результативность (накопительная оценка)


Качество участия в конкурсных мероприятиях разных уровней


Анализ результатов участия в конкурсных мероприятиях (каждого уровня)

Освоить способы и приемы механической обработки швейного изделия (по технологической карте), разрабатывать и выполнять художественную отделку изделия

-результативность участия во ВсОШ по технологии (разных уровней)

-степень самостоятельности при выполнении работы

-качество выполнения работ для участия в конкурсах по направлению «Театр мод», «Художник по костюмам»

-самооценка учащейся;


-самостоятельное выполнение изделий (выполняет/не выполняет)

-учащаяся самостоятельно осваивает дополнительные умения

Анализ образовательных

достижений учащейся


Анализ продуктов деятельности учащейся (изделие)

Освоить приемы коммуникации, публичных выступлений, способов саморегуляции

-количество и качество участий в публичных представлениях, презентациях результатов учебной, проектной, исследовательской, конкурсной (олимпиадной) деятельностью на разных уровнях

- характеристика динамики умений учителем-наставником

-самооценка учащейся;


-количество и качество публичных выступлений;


-характеристика динамики умений педагога, реализующего курс;


-результаты контроля и оценки учебных достижений учащихся (другие педагоги)

-учащаяся принимает участие в публичных представлениях, презентациях результатов учебной, проектной, исследовательской, конкурсной (олимпиадной) деятельностью на разных уровнях

Анализ образовательных

достижений учащейся


Диагностические и мониторинговые процедуры (педагог-психолог), психологическая

Диагностика


Анкетирование учащейся

Расширить словарный запас, освоить приемы построения грамотной речи

-курс «Ораторское искусство» освоен в полном объеме

-учащаяся самостоятельно осуществляет учебную, исследовательскую деятельность по плану, с осуществлением контрольных остановок для анализа, рефлексии, принятия решений, внесения изменений в деятельность

-степень самостоятельности при составлении текста публичного выступления

-характеристика динамики умений учителем-наставником

-самооценка учащейся;


-характеристика динамики умений педагога, реализующего курс «Ораторское искусство»;


-качество и полнота содержания текстовых работ (научное исследование, пояснительная записка к проекту)

-учащаяся самостоятельно осуществляет учебную, исследовательскую деятельность по плану, с осуществлением контрольных остановок для анализа, рефлексии, принятия решений, внесения изменений в деятельность

Анализ образовательных

достижений учащейся


Анализ продуктов деятельности учащейся (описание результатов научного исследования, проектной деятельности)


Анализ результатов участия в конкурсных мероприятиях (защита проектной работы, защита научно-исследовательской работы)


Педагогическое наблюдение

Выбрать направление для исследования с возможностью практической реализации, реализовать

-сформированы исследовательские умения

-полнота реализации мероприятий, анализ участия в исследовательских конференциях

-характеристика динамики умений педагога-руководителя Школьного научно-исследовательского общества

-повышение результативности участия в конкурсных мероприятиях и испытаниях разных уровней

-степень самостоятельности учащейся при выполнении и оформлении исследования

-количество и качество представлений результатов работы

-уровень участия в конкурсных мероприятиях разных уровней (представление работы)

-характеристика динамики умений педагога-руководителя Школьного научно-исследовательского общества;


-степень самостоятельности учащейся при выполнении и оформлении исследования;



-количество и качество представлений результатов работы;


-уровень участия в конкурсных мероприятиях разных уровней (представление работы)

-учащаяся повышает результативность участия в конкурсных мероприятиях и испытаниях разных уровней

Анализ образовательных

достижений учащейся


Анализ продуктов деятельности учащейся (научно-исследовательская работа)


Анализ результатов участия в конкурсных мероприятиях (Национальная технологическая олимпиада: конкурс цифровых портфолио)


Количественный и

качественный анализ

результатов

деятельности

учащейся


Накопительная

оценка достижений

(портфолио учащейся)

Подготовить проект по технологии в соответствии с требованиями, представить проект на разных уровнях

-качество участия во ВсОШ (разных уровней) по направлению «Защита творческого проекта»

-самооценка учащейся (рефлексия);


-степень самостоятельности учащейся при выполнении и оформлении проектной работы;



-учащаяся последовательно и планомерно осуществляет проектно-исследовательскую деятельность, выполняя контрольные остановки в работе для проведения качественного анализа, рефлексии, принятия конструктивных решений, внесения изменений в работу (продукт)


-учащаяся повышает результативность участия в конкурсных мероприятиях и испытаниях разных уровней

Анализ образовательных

достижений учащейся


Анализ продуктов деятельности учащейся (проектная работа)


Анализ результатов участия в конкурсных мероприятиях (ВсОШ)


Количественный и

качественный анализ

результатов

деятельности

учащейся


Накопительная

оценка достижений

(портфолио учащейся)



2.Диагностика показателей личностного развития

-показатели интеллектуального развития

-мотивация учения (волевая сфера, учебная мотивация)

-формирование предметных компетенций (уровень сформированности)

-формирование профильной направленности

3.Портфолио учащейся

4.Рефлексивно-оценочная деятельность учащейся (самооценка учащейся)



Способы фиксации результатов ИОП:

1 Сбор информации и оценка исходных знаний, уровня развития функциональной грамотности обучающегося: проведение входных диагностических работ, протокол психолого-педагогической диагностики

2 Тематический учет ЗУН обучающегося по предметам (сводный протокол качества обучения по предметам);

3 Результаты успеваемости и качества обучения (сводный протокол качества обучения за четверти и учебный год);

4 Результаты промежуточных, итоговых комплексных проверочных работ (протоколы).

5 Результаты участия в НПК, олимпиадах, конкурсах различного уровня (портфолио документов и работ)

6 Комплексный портфолио











ОБЗОР НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ВОПРОСАМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

1.Богданова О.Н., Аверков М.С. Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для одарённых школьников: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2020 – 101 с.

2.Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети.// Вопросы психологии.– 1988.–№

3.Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования (проект) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/1.3.%20Система%20выявления,%20поддержки%20и%20развития%20способностей%20и%20талантов%20.pdf

4.Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. URL:https://edu.gov.ru/national-project

5.Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996.– С.416.

6.Рабочая концепция одаренности. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 68 с.

7.Табарданова Т.Б. Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях: учебно-методическое пособие.– Ульяновск: УИПКПРО, 2004.– 80 с.

8.Федеральный проект «Успех каждого ребенка» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!