СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная образовательная программа по химии для одаренного ученика (9кл)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа составлена для занятий с учащимся 9класса и направлена на углубленное изучение химии, подготовку к участию в олимпиадах, на получение высшего балла на ОГЭ. Программа поможет ученику овладеть стандартными алгоритмами, что позволит успешно решать задачи разного уровня сложности. 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная программа по химии для одаренного ученика (9кл)»



государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Г.А. Смолякова

с. Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области













Индивидуальная

образовательная программа по химии

(проект)


ученика 9 класса


Индивидуальная образовательная программа разработана для учащегося 9 класса с устойчивой системой интереса к химии, отличающегося высокой познавательной активностью, что является главной отличительной чертой способного (одаренного) ученика. Программа составлена с учетом интересов, возможностей и способностей данного ученика.






Разработала:

учитель химии: Ищенко Т.В













2017





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова И. Канта. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.

Обучение химии начинается в 8 классе. Как трудно восьмиклассникам погружаться в этот незнакомый мир веществ и формул! Поначалу учащиеся демонстрируют интерес к данному предмету. Но с течением времени, когда они сталкиваются с той бездной знаний, которую таит в себе данная наука, энтузиазм стихает. Одним становиться неинтересно, другим предмет дается с трудом, третьи просто зарабатывают отметки. И лишь немногие, выдержавшие это нелегкое испытание, не теряют блеска в глазах и искреннего стремления к познанию. Поэтому так важно поддержать таких детей, помочь развитию их творческих способностей.

Своевременное выявление и поддержка одаренности имеет первостепенное значение для развития соци­ума, так как она является предпосылкой творчества в любой профессии, в науке и искусстве, а это способствует не только созданию нового, но и собственному самовыражению и самораскрытию. Поэтому на современном этапе становится актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.

Индивидуальные образовательные программы учащихся включаются в общую программу занятий по предметам в качестве отдельных компонентов. Такой вид обучения предполагает использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одарённый учащийся может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Предлагаемая программа составлена для занятий с учащимся 9 класса и направлена на углубленное изучение химии, подготовку к успешному участию в олимпиадах различного уровня, на получение высшего балла на ОГЭ и ЕГЭ по химии. Данная программа поможет ученику овладеть стандартными алгоритмами и логикой, что позволит уверенно решать подавляющее большинство задач по химии, включая очень сложные. Значительное внимание уделено самостоятельному изучению смежного материала и поиску решения проблем.

Индивидуальная программа построена в соответствии с программой курса химии средних общеобразовательных учреждений ФГОС (автор О.С. Габриелян).


Цель программы: создание условий для углубленного изучения химии, развития творческих способностей, умений и навыков в области решения задач и химического эксперимента.

Основные задачи:

-закрепить, систематизировать, расширить и углубить знания в рамках индивидуальной программы по всем разделам химии;

-решать типовые и предметно-типовые и специфические задачи с применением знаний по дисциплине (типовые умения);

-осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету (логические умения);

-решать нестандартные задачи с использований знаний по дисциплине (творческие умения);

-осуществлять общие приемы учебной работы (учебные умения);

-способствовать расширению кругозора, пониманию связей между знаниями из разных образовательных областей.

-стать призером окружной олимпиады по химии;

-получить высокие баллы на ОГЭ.


Формы работы:

-уроки;

-консультации;

-конкурсы;

-участие в олимпиадах;

-исследовательская и проектная деятельность.


Формы контроля: домашняя контрольная работа, творческие задания, тесты, участие в олимпиадах, зачет по курсу, экзамен в форме ОГЭ.


Сроки реализации: 2017/18 уч.год

Ожидаемые результаты:

-овладение навыками самостоятельной и исследовательской работы;

-овладение рациональными приемами работы, навыками самоконтроля, самооценки;

-выработка умений применять знания в нестандартных и проблемных ситуациях;

-призовое место на окружной олимпиаде;

-высокие баллы ОГЭ


Практическая направленность: разработаны практические работы, способствующие развитию познавательных способностей ученика, имеющих экологическую, региональную, здоровьесберегающую направленность.

Компоненты индивидуального образовательного маршрута


елевой - постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребнос­тей ученика при получении образования;

-содержательный - обоснование структуры и отбор содержания учебного предмета;

-технологический - определение используемых педагогических техноло­гий, методов, методик, систем обучения и воспитания;

-диагностический - определение системы диагностического сопровождения;

-организационно-педагогический - условия и пути достижения педаго­гических целей;

-результативный - формулировка ожидаемых результатов.

Родители, семья в системе реализации программы


Работа с родителями – необходимое условие работы с одаренными детьми. Работая с обучающимися, необходимо проводить не только теоретическую и практическую подготовку, но и обращать внимание на психологические особенности ребенка. Полный социальный портрет школьника можно составить, беседуя с родителями, а также зная материальное и нравственное положение дел в семье. Посещение детей на дому, приглашение родителей для проведения внеклассных мероприятий - основные формы взаимодействия.

Учитывая личностные и возрастные способности одаренных детей, необходимо:

-создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;

-оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;

-формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);

-организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей;

-привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.

На мероприятиях школьники вместе с родителями участвуют в интеллектуальных, спортивных художественно-эстетических конкурсах, что положительно влияет на климат в семье и взаимопонимание участников воспитательного процесса: учителей и родителей. Возникает согласованное взаимодействие родителей со школой.


Индивидуальная образовательная программа была разработана в соответствии с результатами предварительной диагностики, которая выявила цели изучения предмета и уровень знаний учащегося. Основой предварительной диагностики были целевая анкета и предметный тест (Приложение 1).

Критерии выявления одаренности:

1) активность, динамичность интеллектуальной деятельности;

2)наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;

3)систематическое самообразование;

4)креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);

5)темпераментные особенности;

6)активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).

Анализ анкетных данных учащегося позволил судить о когнитивных целях (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов) и методологических (желание овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности, постановки целей, планирования деятельности; освоения техники ведения дискуссий).

Анализ предметного теста выявил серьезные проблемы при решении задач и недостаточные знания механизмов некоторых химических процессов. Все это позволило совместно с учеником наметить пути решения данных проблем и получения желаемого результата. Была выбрана урочно-консультативная форма занятий с упором на самостоятельное изучение отдельных тем, рекомендованных учителем.


Технологии реализации программы


-технология развития критического мышления - формирование критического мышления через учебный процесс;

-проектный метод обучения - самостоятельная поисковая деятельность ученика, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта;

-технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) - развитие творческого воображения, выработка умения работать с нетривиальными идеями;

-технология исследования - анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия, умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

-технология «портфолио» - развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом;

-технология «Дебаты» - развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога;

-технология интерактивного обучения - воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.


Содержание программы


РАЗДЕЛ I. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (10 ч)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторные опыты.

1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 3. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. 4. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. 5.Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 6. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 7. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 8. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 9. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

РАЗДЕЛ II. Металлы (16 ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 .

Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

10. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 11. Ознакомление с рудами железа. 12. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 13. Взаимодействие кальция с водой. 14.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. 15. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 16. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 17. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (2ч)

Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.

РАЗДЕЛ III. Неметаллы (28 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) какмера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород.Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода.

Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов.

Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.

Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера.

Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот.

Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).

Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор.

Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.

Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний.

Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.

Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 18. Получение и распознавание водорода. 19.Растворение медного купороса в воде. 20. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 21. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 22. Ознакомление с составом минеральной воды. 23. Качественная реакция на галогенид-ионы. 24. Получение и распознавание кислорода. 25.Свойства разбавленной серной кислоты. 26. Изучение свойств аммиака. 27. Распознавание солей аммония. 28. Свойства разбавленной азотной кислоты. 29. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 30. Распознавание фосфатов. 31. Горение угля в кислороде. 32. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 33. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. 34. Разложение гидрокарбоната натрия. 35. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.

Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч)

1.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов».

2.Решение экспериментальных задач по теме«Подгруппа кислорода».

3.Получение, собирание и распознавание газов.

РАЗДЕЛ IV. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка

к государственной итоговой аттестации (ГИА) (10 ч)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.

Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие

границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.


Тематическое планирование (68ч.,2ч/нед)


Название раздела

Название темы

Предметные и метапредметные (УУД) результаты изучения химии

Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

(10 часов)

1-2.Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева

3.Амфотерные оксиды и гидроксиды

4.Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома

5. Химическая организация живой и неживой природы

6. Классификация химических реакций

7.Понятие о скорости химической реакции

8. Катализаторы

9. Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение»

10.Контрольная работа №1



Предметные:

учащийся должен уметь: использовать при характеристике превращений веществ понятия по теме; характеризовать химические элементы 1-3-го периодов по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева; характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; давать характеристику химических реакций; объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов на скорость химических реакций; наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами; проводить опыты, подтверждающие химические свойства

Метапредметные:

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по плану; -сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;

-составлять аннотацию текста;

-создавать модели с выделением существенных характеристик объекта;

-определять виды классификации

Металлы (16часов)

1.Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Физические свойства металлов. Сплавы

2. Химические свойства металлов

3.Способы получения металлов

4. Понятие о коррозии металлов

5. Щелочные металлы: общая характеристика

6.Соединения щелочных металлов

7. Щелочноземельные металлы: общая характеристика

8. Соединения щелочно-земельных металлов

9. Алюминий: физические и химические свойства

10. Соединения алюминия

11. Железо: физические и химические свойства

12. Соединения железа

13. Обобщение знаний по теме «Металлы»

14. Контрольная работа №2

15. ПР №1.Решение экспериментальных задач

на распознавание и получение соединений металлов

16. ПР №2.Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов




Предметные:

учащийся должен уметь: использовать при характеристике металлов и их соединений понятия по теме; давать характеристику химических элементов-металлов по их положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева; называть соединения металлов и составлять их формулы по названию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ- металлов; объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-металлов от положения в ПСХЭ Д. И.Менделеева; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления- восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их общими физическими и химическими свойствами; описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений; выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент; экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

Метапредметные:

-работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ);

-с помощью учителя отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

-представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

-составлять рецензию на текст;

-осуществлять доказательство от противного;

-определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента.

Неметаллы

(28часов)







1.Общая характеристика неметаллов

2.Общие химические свойства

неметаллов

3. Водород

4.Вода

5.Галогены:общая характеристика

6.Соединения галогенов

7.ПР№3.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»

8.Кислород

9. Сера, ее физические и химические свойства

10.Соединения серы

11.Серная кислота как электролит и ее соли

12. Серная кислота как окислитель. Получение и

применение серной кислоты

13.ПР№3.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

14. Азот и его свойства

15.Аммиак и его свойства

16. Соли аммония

17. Оксиды азота

18.Азотная кислота, ее свойства применение и получение

19. Фосфор, его соединения

20.Углерод

21.Оксиды углерода

22.Угольная кислота и её соли.

Жесткость воды и способы её устранения

23.Кремний

24.Соединения кремния

25.ПР №5.Получение собирание и распознавание газов

26-27.Обобщение по теме

28.Контрольная работа №3


Предметные:

учащийся должен уметь: использовать при характеристике металлов и их соединений понятия по теме; давать характеристику химических элементов-неметаллов по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева; называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов; объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-неметаллов от положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева; описывать общие химические свойства неметаллов; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления- восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их общими физическими и химическими свойствами; описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений; описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им химический эксперимент; выполнять, решать экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»; описывать химический эксперимент; обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; делать выводы по результатам проведенного эксперимента; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.

Метапредметные:

-организовывать учебное взаимодействие в группе;

-предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

-понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,

-отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

-подтверждать аргументы фактами;

-критично относиться к своему мнению;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-составлять реферат по определенной форме;

-определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ГИА.

(10часов)


1-2.Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева в свете теории строения атома

3.Виды химических связей и типы кристаллических решеток.

4.Классификация химических реакций. Скорость хим. р-ий

5.ТЭД. Ионные ур-ния реакций

6.ОВР. Электронный балланс

7-8. Классификация и свойства

неорганических веществ

9-10. Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии

Предметные:

обобщать информацию по основным темам курса химии в виде схем, выполнять тестовые задания

Метапредметные:

-ставить и формулировать цели и проблемы урока;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-владеть общими приемами решения задач;

-владеть монологической и диалогической формами речи;

-проявлять ответственность за результат;

-иметь целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки

Резерв (4часа)



Итого: 68 часов


Темы для самостоятельного изучения в рамках ИОП


  1. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева

  2. Основные понятия и законы химии

  3. Элементы IA-VIIA групп

  4. Элементы IB-VIIB групп

  5. Инертные газы

  6. Химия и народное хозяйство

  7. Решение типовых задач по известному алгоритму


Дополнительное содержание образования

1. Элементы подгруппы галлия

2. Актиний и актиноиды. Лантан и лантаноиды

3. Триада железа

4. Платиновые элементы

5. Биографии выдающихся химиков и их открытия

6. Решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач всех типов прошлых лет


Темы для творческих работ


1.Проектируем товары бытовой химии

2.Одежда из синтетики: за и против

3.Энергетика будущего

4.Пестициды в современном сельском хозяйстве.


Технологическая карта занятий по ИОП ученика


Раздел I. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Содержание раздела

ПЗ Д.И.Менделеева. ПСХЭ Д.И.Менделеева – гра­фическое ото­бражение Перио­дического закона. Физический смысл номера эле­мента, но­мера периода и номера группы. Закономерности из­менения свойств элементов в периодах и группах. Значение ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менде­леева. Состав атома. Строение элек­тронных оболочек атома первых 20 элементов периоди­ческой системы Д.И. Менде­леева. Характер простого ве­щества; сравнение свойств про­стого вещества с соседями по пе­риоду; ана­ло­гично- для соседей по под­группе. Со­став и характер высшего ок­сида, гидроксида, летучего во­дородного соеди­нения (для неметаллов). Гене­тические ряды металла и не­металла. Переходные элементы. Генетический ряд. Амфотерность. ТЭД, оксиды, кислоты, основания, соли. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы

Материал для самостоятельного изучения

1.Элементы подгруппы галлия: галлий, индий, таллий. Актиний и актиноиды. Лантан и лантаноиды. Триада железа. Платиновые элементы. Биографии Руэля, Ловица, М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева и других русских химиков.

2.Современные представления об электронном строении атомов. Квантовые числа. Форма s-, р-, d- орбиталей. Электронная конфигурация атомов и ионов. Изоэлектронные частицы. Принцип наименьшей энергии, принцип Паули. Правило Хунда. Радиоактивность: α, β и γ распад.

3.Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность на примере хрома и марганца и их соединений.

4.Номенклатура, графические и электронные формулы, получение и химические свойства веществ различных классов: оксидов, гидроксидов, солей. Взаимодействие различных классов веществ друг с другом (генетическая связь). Термическая устойчивость химических соединений различных классов. Определения кислот, оснований и солей с точки зрения теории Аррениуса. Реакции ионного обмена в растворах электролитов.

5.Почему протекают химические реакции. Химическая кинетика. Энергия активации.

6.Катализаторы, ингибиторы, их роль в промышленном производстве

Консультации

11.09. 18.09. 25.09. 2.10.

Контрольная работа

1.Тема: Амфотерные соединения

2. Тема: ТЭД, оксиды, кислоты, основания, соли

Тест

1.Тема: Физический смысл номера эле­мента, но­мера периода и номера группы. Закономерности из­менения свойств элементов в периодах и группах

2.Тема: Строение элек­тронных оболочек атома

Зачет

По разделу

Творческие задачи

1.Химический элемент Х – неметалл, широко распространен в природе, причем значительные залежи самородного неметалла Х встречаются в Европе (прежде всего в Сицилии), в Америке (штаты Луизиана и Техас, США), а также в Японии. Элемент Х образует несколько аллотропных модификаций. Кроме самородного неметалла Х встречается в природе в виде соединений с металлами, которые применяются для получения металлов и различных соединений элемента Х. Как простое вещество, Х широко используется в производстве черного пороха, спичек, в пиротехнике, а также в медицине для лечения кожных заболеваний. Определите химический элемент Х и опишите его свойства.

2. Вещество массой 14,9 г, образованное двумя видами химических частиц с одинаковым электронным строением 1s22s22p63s23p6 , полностью прореагировало с 20,0 г 98%-ной серной кислоты.

а) напишите уравнение реакции. б) определите массу образовавшейся соли.

3. п.2, упр. №2

4. а)написать уравнение реакции, в которой из трех сложных веществ образуется кислая соль. б)привести по одному примеру двойной, смешанной и комплексной соли.

5. учебник 11кл, стр. 149 № 8, 10

Сроки

1-5-я неделя

Оценка


Раздел II. Металлы

Содержание темы

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 .

Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Материал для самостоятельного изучения

1.Особенности строения атомов металлов побочных подгрупп

2.Металлическая связь. Полиморфизм. Аллотропия

3.Особенности химических свойств металлов

4.Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии. Легированные сплавы

5.Способы получения металлов. Пиро- и гидрометаллургия. Электролиз. Закон Фарадея.

6.Особенные свойства меди, железа, цинка, хрома. Взаимодействие с азотной кислотой. Хроматы и дихроматы. Комплексные соединения железа.

Консультация

9.10. 16.10 23.10 7.11. 13.11. 20.11. 27.11. 4.12.

Контрольная работа

1.Тема: Химические свойства металлов

2.Тема: Способы получения металлов. Электролиз.

3.Тема: Особенные свойства меди, железа, цинка, хрома.

Тест

1.Тема:Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Общие физические свойства

металлов.

2.Тема: Коррозия металлов

3.Тема: Общая характеристика щелочных и щелочноземельных металлов.

Зачет

По разделу

Творческая задача

1.Сравните электронное строение атомов элементов 7 группы: марганца и хлора. Объясните различие в их химических свойствах и наличие разных степеней окисления атомов.

2. Имеются следующие сплавы: алюмель (Ni, AI, Mn, Si) бронза (Cu, Sn, Al, Pb, Cr, Si, Be) мельхиор (Cu, Ni, Fe, Mn) нихром (Ni, Cr, Al, Si) хромель (Ni, Cr, Co, Fe). Выберите сплав, полностью растворяющийся в разбавленной серной кислоте. Напишите уравнения реакций.

3.Изделие из марганца находится в воде и контактирует с медным изделием. Сохранятся ли они в неизменном виде?

4. На поверхности закисленной почвы садового участка находятся железные трубы со вставленными латунными кранами. Что будет подвергаться коррозии: труба или кран? В каком месте разрушение наиболее выражено?

5.Почему в медицине для гипсовых повязок используют не гипс, а алебастр?

6.Решение олимпиадных заданий прошлых лет

Сроки

6-13-я неделя

Оценка


Раздел III. Неметаллы

Содержание темы

Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород. Положение водорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Вода.

Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Материал для самостоятельного изучения

1.Биогенные элементы.

2.Аллотропия у неметаллов. Графит, алмаз, фуллерен

3.Валентные возможности атомов неметаллов

4.Неметаллы-окислители и неметаллы-восстановители

5.Гидроксиды неметаллов

6.Особые свойства азотной кислоты и серной концентрированной

7.Карбоновые кислоты, их особенности

8.Бескислородные основания( аммиак, амины)

9.Амфотерные органические соединения

10.Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ

11.Научные принципы организации химических производств ( произ-во серной кислоты, аммиака и метанола)

12.Химия и сельское хозяйство

13.Химия в быту

Консультация

11.12. 18.12. 25.12. 10.01. 15.01 22.01. 29.01. 5.02. 12. 02. 19.02. 26.02. 5.03.

Контрольная работа

1.Тема: Галогены

2.Тема: Сера и ее соединения

3.Тема: Азот и фосфор

4.Тема: Углерод и кремний

5.Тема: Генетическая связь между классами химических соединений

Тест

1.Тема: Общая характеристика неметаллов

2.Тема: Водород. Вода

3.Тема: Применение неметаллов

Зачет

По разделу

Творческая задача

1.По какой причине очень сильно различаются температуры кипения воды и сероводорода, но близки между собой температуры кипения серо- и селеноводорода?

2.Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щелочные растворы? Написать уравнения реакций

3.9кл. стр.110 №7

4.9кл. стр.121 №5, 7

5.9кл. стр.164 №7

6.9кл. стр. 186 №6

7.Решение олимпиадных заданий прошлых лет

Сроки

14-27-я неделя

Оценка


Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ

Содержание темы

ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.

Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли в свете теории электролитической диссоциации.

Материал для самостоятельного изучения

Алгоритмы решения задач

Консультация

2.04. 9.04. 16.04. 23.04. 7.05. 14.05.

Контрольная работа

Решение тестов ОГЭ

Тест

Решение тестов ОГЭ

Зачет

За весь курс

Творческая задача

Решение части С

Сроки

28-34-я неделя

Оценка





Консультирование:


Экспертное: оценка работ, выполненных обучающимися

Проектное: сопровождение учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся

Процессное: сопровождение ребенка при реализации им ИОП


Анализ результатов работы

Дата и

время консульта-ций

Главные изучаемые вопросы

Дополнитель-

ные вопросы, не предусмотрен-

ные программой

Темы вызвавшие затруднения

Результат

Педагоги

ческие задачи

контр.работа

тест

обобщ. по разделу

участие в конкурсах, олимпиадах и др.











Самооценка успехов ученика


Моя цель

Что я сделал для достижения цели?

Чему научился?

Что необходимо

сделать ещё?


Критерии сформированности исследовательской культуры

(автор Макотрова Г.В)


-мотивация исследования (интенсивность потребности к познавательной деятельности, осознание ценности исследования, увлечённость процессом исследования);

-научный стиль мышления (осмысление структурных элементов собственных исследовательских действий, следование нормам и требованиям научного стиля мышления, обобщение предметного и операционного результатов исследования);

-технологическая готовность к исследованию (освоение понятийного аппарата исследуемого вопроса, владение умением использовать методы научного познания, соблюдение правил научной организации труда );

-творческая активность личности учащегося (уровень лабильности, способности к самостоятельному обучению, степень знакомства с историей науки и её современными проблемами, умение поддерживать научное общение).


Рекомендуемая литература:


1.О.С.Габриелян. Химия. 9 класс. ООО «Дрофа». 2016.

2.Электронное учебное издание. Химия. 9 класс. ООО «Дрофа». Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриелян. 2016.

3.Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным и вступительным экзаменам по химии.

4.Н.Е.Кузьменко. Начала химии. «Экзамен», Москва, 2013 год. (современный курс для поступающих в вузы)

5.Н.Л. Глинка. Общая химия, 2000

6.Д. Шрайвер, В. Эткинс. Неорганическая химия. М.: МАИК

7.Задачи Всероссийской олимпиады по химии/под ред. В.В. Лунина./ М.: Экзамен, 2003

8.Задачи по химии. Г. П. Хомченко. Для поступающих в вузы. 2009 год, Москва.

9.http://fcior.edu.ru/

10.WEB – квест по химии. http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Chemistry_Quest/

11.Видео урок по химии. http://interneturok.ru/school/chemistry/8-klass/

12.Виртуальная лаборатория. http://school-collection.edu.ru/

13.Электронная библиотека. http://elibrary.rsl.ru

Для мониторинга можно использовать методики:

-« Эрудит»

-С.Н. Костромина « Интеллектуальная лабильность»,

-Р.В. Овчарова« Сформированность коммуникативных качеств»,

-Н.Н.Обозов « Определение самооценки»,

-Е.П. Ильин, Е.К.Фещенко «Определение самооценки терпеливости, настойчивости и силы воли», ---Кондаш « Определение уровня тревожности», а также методы наблюдения.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Анкета

Вопрос: С какой целью ты хотел бы заниматься по индивидуальной программе?

1) изучить материал учебника;

2) усвоить основные понятия и законы темы;

3) подготовить доклад по одной из проблем;

4) хорошо подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену);

5) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме;

6) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;

7) углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы;

8) научиться выполнять опыты, работать с техническими средствами;

9) проявить и развить свои способности (перечислить);

10)организовать свою учебу по теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;

11) научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы;

12) получить хорошую отметку на зачёте;

13) научиться решать задачи и проблемы по теме;

14) свой вариант цели.

Анализ:

1, 4, 12 - формальная ориентация ученика в обучения;

2, 7, 13 - наличие когнитивных мотивов (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов);

3, 5, 8 – креативные наклонности (составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины);

6, 9, 10, 14 – методологические приоритеты деятельности (овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий).




ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Тест

1. В виде простого вещества кислород содержится в

1)земной коре

2)дистиллированной воде

3)атмосфере

4)граните

2. Ряд чисел 2,8,5 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома

1) алюминия

2) фосфора

3) азота

4) хлора

3.Наиболее ярко выражены неметаллические свойства у

1)Sn

2)Si

3)Ge

4)C

4. Высшую валентность азот проявляет в оксиде

1)N2O5

2)NO

3)NO

4)N2O

5. Химическая связь в молекуле брома Br2

1)ионная

2)металлическая

3)ковалентная неполярная

4)ковалентная полярная

6. Формулы оксида, основания, соли, соответственно,

1)BaO, Fe(OH)2, NaNO3

2)SiO2,CaO, K2CO3

3)P2O5, Na2O, CaCI2

4)SO3, P2O5, Ca(OH)2

7. При повышенной температуре водород реагирует со всеми веществами группы:

1)O2, N2, CuO

2)H2O, O2, Fe2O3

3)O2, S, H2O

4)H2O, CI2, WO2

8. Формулы продуктов реакции натрия с водой и коэффициенты перед ними в соответствующем уравнении реакции

1)Na2O и H2

2)Na2O и H2O

3)2NaOH и H2

4)NaOH и H2O

9. Соль и водород могут образовываться при взаимодействии соляной кислоты с:

1)металлами (не всеми)

2)основаниями

3)основными оксидами

4)кислотными оксидами

10. Гидроксид меди (II) реагирует с:

1)Н2О

2)HNO3

3)Al2O3

4)Au

11. Оксид кальция реагирует с:

1)Li2O

2)Cu

3)HNO3

4)MgO

12. Фенолфталеин изменяет окраску при добавлении к

1)H2SO4 (раствор)

2)NaOH (раствор)

3)H2O

4)Cu(OH)2

13. В лаборатории кислород получают

1)разделением воздуха

2)разложением перманганата калия

3)взаимодействием метана с водой

4)взаимодействием натрием с водой

14. В промышленности водород не получали и не получают взаимодействием

1)метана СН4 с Н2О

2)Fe c H2O

3)Электролизом воды

4)Zn c HCl

15. Химические свойства воды не могут использоваться при получении

1)металлов из их оксидов

2)кислот из кислотных оксидов

3)щелочей из основных оксидов

4)водорода и кислорода электролизом водных растворов

16. Массовая доля кислорода в серной кислоте Н2SO4 равна приблизительно

1)16%

2)33%

3)65%

4)2%

17. Количество водорода, выделившегося при взаимодействии 325 граммов Zn c HCl равно

1)1 моль

2)3 моль

3)5 моль

4)7 моль

18. Для приготовления 5% раствора необходимо 2 грамма сахара растворить в воде, масса которой равна

1)19 грамм

2)20 грамм

3)38 грамм

4)40 грамм

19.Определите состав атмосферы, в которой:

а) разрезанное яблоко не темнеет

б) малахитовая шкатулка, привезенная вами с родной Земли (с оксидом меди II), на поверхности покрывается красным налетом меди.

в) известковая вода мутнеет.

20.Рассчитать, сколько граммов кислорода необходимо получить для заправки космического скафандра, если один человек потребляет 43г. кислорода за 1 час. В пути вы будете 2 часа. Объясните, какой способ получения кислорода вы примените? Сколько граммов вещества вы возьмете для получения нужного количества (в граммах) кислорода?



Тест для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли (по Н.Н. Обозову)

Инструкция

На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «нет». Если Вы ответили:

  • «да», то за это присваивается – 2 балла;

  • «не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл;

  • «нет» – 0 баллов.

При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.

Текст опросника

1.В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2.Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3.Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4.Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5.Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6.Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7.Быстро ли вы отвечаете на письма?

8.Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9.Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?

10.Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?

11.Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12.Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13.Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14.Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15.Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается общая сумма набранных баллов. Если она находится в пределах:

  • от 0 до 12 баллов – у Вас слабая сила воли, Вас легко переубедить. Однако, знание своих «слабых мест» делает человека более сильным. Работайте над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию.

  • от 13 до 21 баллов – у Вас сила воли средняя. В различных ситуациях Вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда – настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах.

  • от 22 до 30 баллов – у Вас большая сила воли, Вы волевой человек. Однако, помните что Вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах.


Тест позволяет определить уровень личной самооценки.

Выберите один из пяти вариантов ответа - "очень часто", "часто", "иногда", "редко", "никогда".

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям:

"очень часто" - 4 балла;

"часто" - 3 балла;

"иногда" - 2 балла;

"редко" - 1 балл;

"никогда" - 0 баллов.

Сумма от 0 до 25 баллов говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен "комплексами неполноценности", правильно реагирует на замечания и оценки других, редко сомневается в своих действиях.

Сумма от 26 до 45 баллов свидетельствует о среднем уровне самооценки. Если вы набрали такое количество баллов, то, вероятно, время от времени, ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооцениваете себя и свои способности без достаточных на то оснований.

Сумма от 46 до 128 баллов указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается "подстроиться" под мнение других людей, в большей степени страдает от "комплекса неполноценности".

Будучи одним из важнейших качеств личности, самооценка зависит от множества факторов. Вместе с тем уровень самооценки связывают с двумя, наиболее существенными, факторами и пользуются для его выражения так называемой "формулой Джеймса", гласящей: "самооценка есть соотношение успеха с притязаниями".

Из этой, пусть упрощенной, но весьма наглядной формулы следует, что повысить самооценку можно лишь максимизируя "успех", либо минимизируя "неудачи".







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!