СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа домашнего обучения 2кл (Серкова Мирона) на 2022-2023 уч.г.(ФГОС, СИПР, 2вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка СИПР  2кл. 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа домашнего обучения 2кл (Серкова Мирона) на 2022-2023 уч.г.(ФГОС, СИПР, 2вариант)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОУРАЛЬСКАЯ ШКОЛА, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ»





Принято Утверждаю

Решением Педагогического совета Директор ГБОУ СО ГБОУ СО «Первоуральская школа» «Первоуральская школа»

Протокол № 1 _________Н.Н.Каськова

от «29» августа 2922 Приказ№ 67о/д от «01 « 09. 2022





ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОМАШНЕГО ОБУЧЕННИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

3 класса СЕРКОВА МИРОНА

на 2023-2024учебный год

(ФГОС, СИПР вариант 2)














Составитель: Гаврилова Н.Г.

учитель высшей

квалификационная категория

Гаврилова Н.Г.


Психолого- педагогическая характеристика обучающегося

Мальчик обучается с 1 сентября 2021 года. Семья неполная, состоит из 3-х человек, проживает в частном доме. Наличие у ребёнка места для отдыха и занятий есть. Мама – домохозяйка.

Мама заботливо и доброжелательно относится к сыну, заинтересована в успешном развитии ребенка.

По заключению ПМПК у учащегося тотальное недоразвитие высших психических функций, социально психологическая незрелость, не сформированность языковых и речевых средств, нарушение интеллектуального развития, расстройство поведения аутистического спектра. Ему рекомендовано индивидуальное обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с учетом работоспособности и психофизических особенностей учащегося, с соблюдением охранительного режима.

Основные двигательные навыки сформированы. Мальчик подвижный. Крупная моторика и координация движений нарушена.

Внимание привлекается с трудом, фиксирует и удерживает взгляд на заинтересовавшем предмете 2 – 3 секунды.

Не проявляет интереса к совместной деятельности с педагогом на индивидуальном занятии. Инициатором общения выступает только при необходимости получить помощь взрослого с целью удовлетворения физиологических потребностей.

В целом игровая деятельность не сформирована, однако ребенок выполняет отдельные игровые действия с мозаикой, с пазлами.

Базовые учебные действия не сформированы. Сидит на стуле во время урока непродолжительное время, редко смотрит на говорящего с ним взрослого, действия по подражанию не выполняет, выполняет инструкцию из двух слов не всегда (понимание ограничено бытовым словарем).

Строение и состояние двигательных функций органов артикуляции:

Прикус - прогнатия, небо высокое, передние верхние зубы крупные, губы узкие малоподвижные, неполное смыкание, язык маленький, спастичный, в состоянии покоя оттянут в глубь ротовой полости. Лицо амимичное; снижен общий тонус мышц лица и тела двигательно расторможен, нарушена координация движений.

При обследовании удалось вызвать только звук ( А ) по подражанию взрослому.

Фонематическое восприятие не сформировано. Звукоподражание ( со слов мамы: пи-пи, мяу, аф-аф) не соотносит с предметом или картинкой.

Состояние слоговой структуры слова обследовать не удалось. Со слов мамы ребенок произносит , но не чётко слова: мама, баба с членами семьи не соотносит.

Пассивный словарь ограничен бытовой лексикой, активный словарь - отсутствует.

На уроках не включается во фронтальную работу . Чаще всего сидит опустив голову, старается сползти под парту, убегает, иногда подходит к учителю, но действий никаких не производит. Если учитель пробует усадить мальчика за парту, некоторое (непродолжительное) время Мирон сидит за партой с безучастным видом, если дать красочную книгу с картинками. Интереса к картинкам в книге проявляет. Учебные вещи и принадлежности не ломает, берёт в рот и . При индивидуальной работе картинку по просьбе учителя не показывает. Ручку, карандаш самостоятельно не удерживает; при совместной работе с учителем, не сопротивляется, но и какой-либо заинтересованности не проявляет. Не пытается вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, хотя и негативизма к ним тоже не проявляет.

Учебные вещи, после уроков, мама заставляет мальчика убирать самостоятельно. Не всегда это бывает успешно. К концу занятий мальчик становится вялым, капризным.

За всё время наблюдения за ребёнком не удалось услышать от него каких-либо слов, звукоподражаний, отдельных звуков. На вопросы учителя не отвечает даже каким-нибудь жестом.

Навыки самообслуживания частично сформированы. Мирон пользуется ложкой и кружкой, ест медленно, не очень опрятно. Доедает до конца, то, что начал есть. В еде - избирателен. Туалет самостоятельно посещает. При мытье рук нуждается в помощи взрослого. Одевается и раздевается при помощи взрослых. Требуется постоянный контроль взрослого в режимные моменты.

Приоритетные направления в работе:

Формирование навыков самообслуживания.

Формирование базовых учебных действий (сформировать учебное поведение – направленность взгляда, умение выполнять инструкцию педагога, умение использовать по назначению учебные материалы).

Формирование предметно-практических действий.















Индивидуальный учебный план на 2023-2024 учебный год

1 полугодие

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

1

Математика

Математические представления

1

Естествознание (окружающий мир)

Окружающий природный мир

1

Искусство

Музыка и движение

1

Изобразительная деятельность

2

Физическая культура

Адаптивная физкультура

0,5

Человек и общество

Человек

1

Окружающий социальный мир

1


Домоводство

0,5

Альтернативная коммуникация

0,25

Предметно-практические действия

0,25

Двигательная активность

0,25

Сенсорное развитие

0,25



Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

Язык и речевая практика



Математика



Естествознание (окружающий мир)



Искусство





Физическая культура



Человек и общество








Альтернативная коммуникация


Предметно-практические действия


Двигательная активность


Сенсорное развитие


Коррекционно-развивающие занятия






Расписание занятий


ЧЕТВЕРГ - 3ч

  1. Математические представления 15.00- 15.40

  2. Изобразительная деятельность 15.50- 16-30

  3. Окружающий природный мир 16.40- 17.20


ПЯТНИЦА – 2ч

  1. Речь и альтернативная коммуникация 08.30 – 09.10

  2. Изобразительная деятельность 10.30 – 11.10




СУББОТА - 5ч.

  1. Человек 13.20 – 14.00

  2. Окружающий социальный мир 14.10 – 14.50

  3. Музыка и движение 14.55 – 15.35

  4. Домоводство 15.40- 16.10

  5. Адаптивная физкультура 16.15 – 16.45

  6. Сенсорное развитие 16.55 – 17.00

  7. Предметно-практическая деятельность 17.15 – 17.30

  8. Двигательное развитие 17.35 – 17.50

  9. Альтернативная коммуникация 17.55 – 18.10
















Содержание образования

Программа базовых учебных действий



Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание)

- умение выполнять инструкции педагога

- использование по назначению учебных материалов

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию

2. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени

- от начала до конца

- с заданными качественными параметрами

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем ряд факторов:

- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные ресурсы) и речевые средства - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий.

- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога.

- при оценке результативности достижений учитываем уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).

На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.


Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Программа формирования базовых учебных действий


1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.



  • Спокойное пребывание в новой среде

  • Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта

  • Принятие контакта, инициированного взрослым

  • Ориентация в учебной среде класса:

- нахождение своего (рабочего) места за столом;



2. Формирование учебного поведения



  • Поддержание правильной позы

  • Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание

  • Подражание простым движениям и действиям с предметами

  • Выполнение простых речевых инструкций:

- дай,

- возьми,

- встань,

- сядь,

- подними,

- убери,

- покажи

  • Использование по назначению учебных материалов




Программа учебных предметов и коррекционных занятий


Пояснительная записка

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Серкова Мирона в силу его психофизических особенностей.


Данная программа составлена на основе следующих документов:

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ), разработанной на основе ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказа Минобрнауки России от 19.12.20014г.№1599)

- Адаптированной основной общеобразовательной программы, вариант 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом их индивидуальных образовательных потребностей,

- Положение о рабочих программах по учебным предметам, коррекционным курсам ГБОУ СО «Первоуральская школа»


Программа включает следующие разделы:

- Язык и речевая практика

- Математика

- Окружающий мир

- Искусство

- Физическая культура

- Коррекционные курсы

Обоснование выбора данной программы

Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить АООП (вариант 1).

Данная программа составлена для обучающегося с умеренной умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволят ему достичь максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям. Поэтому занятия планируются педагогами с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.


ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

Речь и альтернативная коммуникация

Пояснительная записка

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У ребенка с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует. В связи с этим, обучение ребёнка речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Ребенок не владеет устной речью, ему подбираются альтернативные средства коммуникации: взгляд, жест, предмет, графические изображения (фотография, картинка).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения звуки, слоги, слова. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.




МАТЕМАТИКА

Математические представления

Пояснительная записка

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Ребёнок с выраженным нарушением интеллекта не может овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых ребёнок непроизвольно осваивает доступные для него элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР )

Окружающий природный мир

Пояснительная записка

Важным аспектом обучения ребёнка с тяжелой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, и др.), о сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (день, ночь). Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: полив, уход за расте­ниями, кормление животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Необходимо организовывать поездки ребёнка в зоопарк, наблюдения за изменениями в природе и т.д.


ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Человек/окружающий социальный мир

Пояснительная записка

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Содержание обучения в рамках предмета «Человек/ окружающий социальный мир» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении.

Обучение ребёнка жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнок с ТМНР испытывает трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Человек/окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основными задачами программы «Человек/Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи», «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Традиции и обычаи».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях (питание, сон, прогулка). Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к  окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает по этапность в плане усложнения самих навыков.

При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др




Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация.


1.1. Коммуникация.



1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств.



  • указание взглядом на объект при выражении своих желаний,

  • указание взглядом при ответе на вопрос

  • выражение мимикой согласия (несогласия),

  • приветствие с использованием мимики

  • прощание с использованием мимики



2. Математические представления.


2.1. Количественные представления.



  • Нахождение одинаковых предметов



3. Окружающий природный мир


3.1. Объекты природы.



  • Узнавание Солнца



3.2. Растительный мир.



  • Узнавание (различение) растений (дерево, трава)



4 Человек


4.1. Представления о себе.



  • Узнавание мальчика по внешнему виду

  • узнавание девочки по внешнему виду



4.2. Семья.



  • Узнавание (различение) членов семьи:

- мама,

- папа,

- бабушка,

- брат



4.3. Гигиена тела.



  • Вытирание рук полотенцем



4.4. Обращение с одеждой и обувью.



  • Узнавание предметов одежды:

- куртка,

- шапка,

- шарф,

- кофта,

- рубашка,

- трусы,

- брюки,

- носки



4.5. Прием пищи.



  • Использование салфетки во время приема пищи



4.6. Туалет.



  • Сообщение (жестом) о желании сходить в туалет



5. Окружающий социальный мир


5.1. Школа.



  • Узнавание (различение) помещений школы:

- класс,

- столовая,

- гардероб,

- туалет.

  • Нахождение помещений школы



5.2. Предметы быта.



  • Узнавание электробытовых приборов:

- телевизор,

- холодильник



5.3. Квартира, дом, двор.



  • Узнавание частей комнаты:

- стена,

- окно,

- дверь,

- потолок,

- пол



5.4. Традиции, обычаи.



  • Знание атрибутов праздников:

- Новый Год



6. ППД


6.1. Действия с материалами.



  • Сминание материала (салфетки):

- двумя руками,

- одной рукой



6.2. Действия с предметами.



  • Захватывание,

  • удержание,

  • отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)









ИСКУССТВО

Музыка и движение

Пояснительная записка

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.

Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».


Примерное содержание предмета

Слушание

Слушание музыкальных произведений.

Узнавание знакомой песни.

Пение

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов.

Движение под музыку

Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера.

Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.

Музыка и движение, двигательное развитие


Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Музыка и движение


Слушание




  • Узнавание знакомой песни



Изобразительная деятельность


Пояснительная записка

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по лепке, рисованию ребенок имеет возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для него способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности детей с различными нарушениями. Разнообразие используемых техник делает работы ребенка выразительнее, богаче по содержанию, доставляет ему много положительных эмоций.

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Основные задачи:

  • развитие интереса к изобразительной деятельности,

  • формирование умений пользоваться инструментами,

  • обучение доступным приемам работы с различными материалами,

  • обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,

  • развитие художественно-творческих способностей.

Программа по изобразительной деятельности включает два раздела:

  1. «Лепка»,

  2. «Рисование».

Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.




Содержание


1 п/г


2 п/г

Аппликация



  • Сминание бумаги.

  • Скручивание листа бумаги.



Рисование



  • Оставление графического следа

  • Освоение приемов рисования карандашом.

  • Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура).





ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физкультура Цель: повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.


Физическая подготовка

1 полугодие

2 полугодие

- понимание инструкции педагога

  • встать в строй

  • ходьба по кругу

  • бег

- выполнение элементарных ОРУ

- принятие основной стойки для построения






КОРРЕКЦИОННЫЕ курсы

Предметно-практические действия

Пояснительная записка

Вследствие органического поражения ЦНС у ребёнка с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.


Действия с материалами


I полугодие

II полугодие

- сминание материала (бумага):

  • двумя руками




- разрывание материала (бумага)




- разминание материала (пластилин):

  • одной рукой

  • двумя руками






Сенсорное развитие

Пояснительная записка

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года  № 273;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.

 - Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2), ГКОУ СО «Первоуральская школа»

- Учебного плана  ГКОУ СО «Первоуральская школа»  на 2017-2018 учебный год;

- Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в  ГКОУ СО «Первоуральская школа»

Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, так как не у всех есть тяжелые наруше­ния слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность пси­хики, нарушения движений и речи, препятствуют фор­мированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды. Сенсорное развитие детей направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Цель программы: обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. 



Сенсорное развитие

Зрительное восприятие




- фиксация взгляда на лице человека




- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка:
  • на уровне глаз

  • выше уровня глаз

  • ниже уровня глаз



- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа:
  • на уровне глаз

  • выше уровня глаз

  • ниже уровня глаз



фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева:
  • на уровне глаз

  • выше уровня глаз

  • ниже уровня глаз



- прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом:

  • по горизонтали вправо

  • по горизонтали влево

  • по вертикали вверх

  • по вертикали вниз

  • по кругу (по часовой стрелке)

  • по кругу (против часовой стрелки)











- прослеживание взглядом за движущимся удаленным предметом




Слуховое восприятие




- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

  • справа

  • слева






- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча:

  • справа

  • слева



- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии:

  • справа

  • слева



Кинестетическое восприятие




- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека




- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

  • холодный

  • теплый








- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:

  • гладкий

  • шероховатый












Двигательное развитие


Содержание

1 полугодие

2 полугодие

- выполнение движений головой в положении стоя:

  • наклон вперед

  • наклон назад



- выполнение движений руками:

  • вниз

  • вверх



- выполнение движений пальцами рук:

  • сгибание пальцев в кулак

  • разгибание пальцев



- изменение позы в положении стоя:

  • наклон вперед

  • наклон назад



- прыгание на двух ногах на месте














Альтернативная коммуникация

Пояснительная записка

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.

Физические ограничения затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, ребенок не произносит даже отдельные звуки. У ребенка с умеренной умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует. В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации должно включать использование альтернативных средств коммуникации и социального общения.


Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Альтернативная и дополнительная коммуникация


Коммуникация



Основы коммуникации



  • Адекватная ответная реакция на прикосновения человека

  • Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека




Коммуникация с использованием вербальных средств



  • Установление контакта с собеседником

  • Приветствие собеседника звуком

  • Выражение согласия (несогласия) звуком

  • Прощание с собеседником звуком



Коммуникация с использованием невербальных средств.



  • Указание взглядом на объект при выражении своих желаний

  • Выражение жестом согласия (несогласия),

  • Выражение своих желаний;

  • приветствие (прощание)



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.



Импрессивная речь.



  • Понимание простых слов «мама»

  • Реагирование на собственное имя

  • Узнавание (различение) имён членов семьи

  • Понимание слов, обозначающих предмет

- кубик

- мячик

- машинка

  • Понимание слов, обозначающих действия предмета

- пить,

- есть,

- сидеть,

- стоять,

  • Понимание простых предложений




























Программа нравственного воспитания

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Направления духовно-нравственного развития обучающегося:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).

Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности.

Воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще.

Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам школы. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Ребенок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний. Делая выбор, он учится принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но не обходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.

Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойным реакциям, проявлениям терпения и уважения к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.

Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности. Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: экскурсии, праздники, походы и др.







Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.


Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).


Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.


Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.


Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.

















Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

  • Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня; Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;

  • Формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др. формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;

  • Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.



Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня.


Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.


Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.


Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.






Программа внеурочной деятельности


Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, проекты, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, походы и др.

Задачи внеурочной деятельности: развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.

Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям.

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с умственной отсталостью, с ТМНР и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную программу развития.

Развитие личности происходит в ходе организации проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты»), праздники и др. Также работа с детьми осуществляется в рамках рабочих программ, разработанных школой по разным направлениям внеурочной деятельности.




Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке, классном часе, экскурсия по школе


« День здоровья»

присутствие на празднике, посильное участие в соревнованиях.


«Новый год»


подготовка к мероприятию: изготовление украшений для ёлки, новогодней открытки;

присутствие на новогоднем празднике


«Масленица»




Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии.


23-февраля

знакомство с атрибутами праздника, присутствие на праздничной программе


8 –е марта

знакомство с атрибутами праздника, присутствие на праздничной программе


Игра



игры с мячом, настольные дидактические игры.


Прогулки на улице


игры с мячом, подвижные игры, экскурсия




















Программа сотрудничества с семьей

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в школе;

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;




Специалист

Направление работы с родителями

Формы взаимодействия с родителями

Отметка о выполнении

Учитель-логопед

Повышение осведомленности родителей с целью вовлечения в педагогический процесс

Консультации, беседы, встречи родительского клуба


Педагог-психолог

Психологическая поддержка семьи




Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Индивидуальные консультации, встречи родительского клуба «Мамина школа»


Тематические родительские собрания, индивидуальные консультации


Классный рук-тель

Рекомендации по созданию единого образовательного пространства в семьи и школе;

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения


Беседы, консультации, родительские собрания


Учитель-предметник

(учитель коррекционных курсов)

Информирование родителей о результатах усвоения учащимся учебной программы по предмету

Беседы, консультации


Социальный педагог

Правовая поддержка семьи

Консультирование родителей на правовую тематику


Воспитатель

-

-

-

































Условия организации в уходе и присмотре


Время

День недели

09.10

10.05

11.00

11.55

12.50

Понедельник

Мытье рук, завтрак

-

-

Мытье рук, обед

-

Вторник

-

-

-

Четверг

-

-

-

Пятница

-

Мытье рук, завтрак

-

-

Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода

Жидкое мыло, бумажные полотенца, нагрудник, подгузники.




























Мониторинг и оценка динамики обучения



Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

-выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+




Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:


- использования по прямой подсказке

пп

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельное использование

+
























Специалисты, участвующие в реализации СИПР


Заместитель руководителя по УВР _______ Воскобойникова Н.И.

Заместитель руководителя по воспитательной работе, социальный педагог _______ Анисимова О.В.

Учитель-дефектолог _______ Гаврилова Н. Г.

Педагог-психолог _______ Честюнина Ю В.

Учитель-логопед _______ Ковалевич Т.Л.

Учитель музыки ______ Гаврилова Н.Г.

Учитель адаптивной физкультуры _Гаврилова Н.Г.

Учитель изобразительного искусства ______ Гаврилова Н.Г.

Председатель ПМПк ______ Честюнина Ю.В.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!