МКОО Антроповская средняя школа Муниципальная казённая образовательная организация
«Антроповская средняя школа»
Антроповского муниципального района Костромской области
Индивидуальная программа
комплексной реабилитации подростка, находящегося в «группе риска»
Составитель: педагог-психолог
РассохинаКсения Юрьевна
п. Антропово
2019
Пояснительная записка
Подростки группы риска – это подростки, находящиеся в обстоятельствах, обуславливающих неполноценное воспитание и развитие, испытывают трудности в обучении, проблемы в социализации и межличностном взаимодействии. В основном это психологически и физически здоровые дети, имеющие проблемы, возникшие по независящим от них причинам.
Политический строй, социальное и национальное расслоение общества, экономические, рост количество неполных, многодетных, неблагополучных семей не могут не отразиться на развитии подрастающего поколения. Утрачено значительное число семейных традиций, изменилось отношение родителей к детям и наоборот. Увеличилось количество детей и подростков, имеющих поведенческие проблемы, так называемые группы риска.
В связи с создавшимся экономическим положением возросло число малоимущих семей, родители вынуждены большую часть времени проводить на работе, не уделяя должного внимания подростку, что также сказалось на нравственном, физическом и психологическом развитии. Подростки чувствуют себя незащищенными, испытывают психологические стрессы, не знают к кому обратиться за помощью.
Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Увеличилось количество девиантных проявлений в поведении школьников.
В условиях современной школы почти всех подростков можно отнести к категории группа риска в той или иной степени выраженности.
Социальному педагогу школы в своей работе приходится сталкиваться с различными проблемами, но проблема детей и подростков группы риска является наиболее актуальной, т.к. на данный момент нет единой эффективной системы сопровождения данной категории. Актуальность исследования также обусловлена кардинальными социальными изменениями последних десятилетий, поставившими современных молодых людей, и прежде всего подростков, в ситуацию предельной нестабильности и неопределенности, смятения и неуверенности в завтрашнем дне.
Цели программы: профилактика противоправного поведения подростка, находящегося в «группе риска» в общеобразовательной организации.
Целевая аудитория: основная группа – подростки, а также родители и социальное окружение подростков (друзья, знакомые, товарищи).
Задачи:
воспитание законопослушной личности;
недопущение повторного совершения правонарушения;
помощь в решении проблем, возникающих в ходе обучения и освоения профессии;
сопровождение обучающегося «группы риска»;
воспитание культуры поведения;
беседы с родителями, подростком;
рейдовые посещения на дому;
работа с психологом для дальнейшего улучшения климата в семье;
взаимодействие с правоохранительными органами.
Основные формы коллективной работы с подростками «группы риска»:
родительские собрания;
педагогические советы;
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений;
привлечение к общественно-полезному коллективному труду;
диспуты, встречи, интеллектуальные игры, тренинговые занятия;
лекции врачей-наркологов;
профилактические беседы;
занятия в спортивных секциях;
занятия в кружках технического творчества.
Основные формы индивидуальной работы с подростком «группы риска»:
личные беседы;
анкетирование с целью психодиагностики, диагностики социального окружения;
посещение на дому;
контроль посещаемости и успеваемости;
помощь в организации досуга;
организация занятости в общественной работе, содействие в трудоустройстве на летние каникулы, создание ситуации успешности;
обращение к службам социальной помощи.
Принципы работы с подростками группы риска:
1. Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребёнка. Условиями реализации данного принципа являются:
стимулирование самопознания ребёнком своих положительных черт;
формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;
постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;
доверие к ребёнку;
формирование у ребёнка веры в возможность достижения поставленных задач;
учёт интересов ребенка.
2. Принцип социальной адекватности воспитания.
Условия реализации данного принципа являются:
учёт особенностей социального окружения ребёнка при решении воспитательных задач;
координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребёнка;
коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.
3. Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением. Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, как-то:
выявление причин девиантности;
определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе;
предоставление возможности каждому ребёнку для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа являются:
мониторинг изменений индивидуальных качеств ребёнка;
учёт индивидуальных качеств ребёнка;
предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
4. Принцип социального закаливания трудных детей. Принцип предполагает включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определённых способов этого преодоления., адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Условиями реализаций принципа социального закаливания являются:
включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
План работы
Направления работы | Формы работы | Исполнители |
Оказание социально-педагогической и психологической помощи, методическая работа | Проведение психодиагностики (диагностика личности и родительско- подростковых отношений) | Психолог |
Проведение диагностики социального окружения | Классный руководитель |
Составление индивидуальной карточки на несовершеннолетнего | Зав. отд., кл. руководитель, инспектор ПДН. |
Составление карточки со шкалой определения поведения обучающегося | Психолог. |
Ведение журнала индивидуальных профилактических бесед | Психолог, классный руководитель. |
Составление индивидуальной социально-психологической карты на обучающегося “группы риска” | Родители обучающегося, кл. руководитель |
Проведение консультаций для родителей | Психолог, кл. руководитель |
Проведение консультаций для несовершеннолетнего | Психолог, кл. руководитель, инспектор ПДН |
Коррекция эмоционально-волевой сферы поведения несовершеннолетнего | Психолог |
Социальная поддержка несовершеннолетнего | Кл. руководитель |
Работа с семьей, в которой проживает несовершеннолетний, склонный к совершению антиобщественного поступка, либо совершивший правонарушение или преступление Организация досуга и оздоровления несовершеннолетних членов семьи Создание рабочих мест для несовершеннолетних членов семей и содействие в поиске работы Оказание медико-социальной помощи | Р ассмотрение дел на несовершеннолетних, совершивших правонарушение или преступление, а также на родителей, принятие мер административного воздействия Посещение семьи подростка «группы риска» с целью диагностики условий семейного воспитания | КДН и ЗП, ПДН, Зам. директора по ВР. Социальный педагог, психолог, кл.руководитель. |
Профилактическая работа по предупреждению неуспеваемости | Преподаватели предметники, кл. руководитель |
Собеседование с обучающимся, совершившим асоциальные поступки, систематически нарушающими правила для обучающихся Разбор конфликтных ситуаций | Зав. Отделения, инспектор ПДН. Зам. директора по организации безопасности, Кл. руководитель |
Разработка рекомендаций по воспитанию подростков и улучшению взаимопонимания в подростковой среде | Психолог, социальный педагог |
Организация занятости обучающихся в системе дополнительного образования (кружки и секции) | Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора по ВР |
Предоставление бесплатных путевок в санатории, дома отдыха, летние лагеря несовершеннолетним членам семей, трудоустройство в летний период н/л | КДН и ЗП, отдел по делам молодежи, социальная защита населения |
Проведение оздоровительных, культурно-массовых и досуговых мероприятий | Зам. директора. по ВР, кл. руководитель |
Беседы по формированию и развитию навыков ЗОЖ, нравственных качеств личности, социально-эмоциональной компетентности | Зам.дир. по ВР, зав. отделения, инспектор ПДН, врач-нарколог-психиатр, гинеколог, |
Организация занятости обучающихся в летний период (трудоустройство, Содействие в трудоустройстве (ходатайства) | Зам. директора по ВР, Зав. отделения. |
Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании | Кл. руководитель, врач нарколог-психиатр, социальный педагог-психолог |
Ожидаемый результат: положительная коррекция поведения, недопущение повторных правонарушений, улучшение результатов в обучении, организация основной и досуговой деятельности подростка, улучшение взаимоотношений с близкими, сверстниками.