Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
Согласовано Утверждено
________________ _______________
Руководитель МО Павлова С.С. Директор школы Гармаева Е.С.
Протокол № 01 от 25 августа 2023 года Приказ № 132 от 01 сентября 2023 года
Индивидуальная программа курса
коррекционных занятий
по коррекции эмоционально-волевой сферы
для учащегося 7 класса
ХХХХХХХХХ Х.
Педагог-психолог: Дымбрылова Т.И.
2023-2024 учебный год
г. Закаменск
Пояснительная записка
Данная индивидуальная коррекционно-развивающая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы для учащегося 7 класса ХХХХХХХХ ХХХХХХ составлена с учетом рекомендаций РПМК (обучение по АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант I)), диагностических данных и следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99 - ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ)
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) на основе ФГОС образования с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) от 22 декабря 2015 г.
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Устава ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»
- Учебного плана на 2023-2024 учебный год
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.
Дети с интеллектуальной недостаточностью часто находятся в «Плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со взрослыми и сверстниками.
Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на коррекцию и развитие эмоциональной сферы.
Цели программы: Развитие и коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Коррекция навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие представления о собственной ценности и ценности другого человека, укрепление чувства собственного достоинства, содействие формированию мотивации на саморазвитие, улучшение эмоционального состояния.
Задачи:
обучающие:
-научить ребенка осознавать себя, как личность и индивидуальность;
-научить анализировать степень удовлетворенности собой и своих достижений;
-научить методам саморегуляции;
-формировать навыки преодоления стресса.
развивающие:
-развивать навыки анализа чувств и мотивов своей деятельности;
-развивать позитивной самооценки и самовыражения;
-развивать умение оценить свои поступки и взглянуть на себя со стороны;
-снижение уровня личностной тревожности.
воспитывающие:
-развивать ответственное поведения и коммуникативных навыков;
-развивать умения уважения права других людей, как свои собственные.
коррекционные:
-коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, речи, мелкой моторики
Важнейшей задачей системы образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
- защиту прав личности детей, обеспечение их психологической и физической безопасности;
- педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка.
- реализацию программ преодоления трудностей в обучении и развитии;
- участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям детей;
- психологическую помощь семьям детей «группы риска».
Программа рассчитана на 70 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю.
Ожидаемые результаты:
уметь осознавать свои и чужие эмоции и чувства;
уметь использовать методы саморегуляции;
уметь сосредоточиться в условиях стресса;
уметь справиться с волнением, страхом и напряжением;
уметь выстраивать отношения с окружающими в манере сотрудничества.
Результативность программы зависит от соблюдения следующих общепринятых принципов:
1. Ненасилъственностъ общения.
При объяснении правил упражнения, педагог исходит, прежде всего из желания ребенка, избегая принуждения.
2. Самодиагностика, т. е. самораскрытие ребенка, осознание и формулирование им личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку познавать себя, особенности своей личности
3. Положительный характер обратной связи.
Поскольку ребенок с УО нуждается в поддержке, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении агрессивности и урегулировании самооценки, снятии напряжения и релаксации.
4. Неконкурентный характер отношений.
Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в совместном общении атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт подростку. Занятия строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны ребенка, а подчеркивать сильные, не ставить ребенка в ситуацию неспешности, а укреплять его веру в себя, давая возможность ему быть успешным и поощряя его расширить репертуар способов его поведения.
5. Включенность.
В предлагаемой программе педагог выполняет традиционную роль участника всех упражнений. Участвуя в игре, педагог, во-первых, своим примером помогает включиться в нее ребенка.
Результативность
В процессе реализации программы проводится ряд диагностических мероприятий, на основании результатов, которых делается вывод о качестве эмоционального состояния ребенка.
№ | Содержание | Сроки |
I этап | II этап |
1 | Шкала явной тревожности CMAS (адаптированная версия методики Дж. Тейлора.Автор А.М. Прихожан) | Начало учебного года | Конец учебного года |
2 | Графическая методика «Кактус» | Начало учебного года | Конец учебного года |
| | | |
Условия реализации программы
Главным исполнителем является педагог-психолог. Он обеспечивает реализацию запланированных мероприятий, предусмотренных в программе, наличие комплексно-тематического планирования, выполнения содержания занятий программы, обеспечение сотрудничества с семьей, разнообразие приемов и методов психологической коррекции.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий необходима отдельная комната или кабинет, хорошо если в помещении будет поставлена мягкая мебель. В комнате должен находиться музыкальный центр, канцелярские принадлежности.
Содержание программы коррекционного курса определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы коррекционного курса
Данная программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
*диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:
―сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
―психолого-педагогический эксперимент,
―наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
―беседы с учащимися, учителями и родителями,
―изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
―оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
*коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию базовых учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
―занятия индивидуальные и групповые;
―игры, упражнения, этюды;
―психокоррекционные методики;
―беседы с учащимися;
―организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса
Реализация программы коррекционного курсапредполагает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам относятся:
Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения | | отсутствие положительной динамики | минимальная динамика | удовлетворительная динамика | значительная динамика |
Личностные результаты: | -сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям | | | | |
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | | | | |
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | | | | |
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | | | | |
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия | | | | |
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | | | | |
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | | | | |
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | | | | |
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | | | | |
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | | | | |
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | | | | |
-формирование готовности к самостоятельной жизни | | | | |
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения.
К предметным результатам относятся:
Предметные результаты | | Минимальный уровень усвоения | Достаточный уровень усвоения |
Познавательные: | -поиск необходимой информации | | |
- умение фиксировать информацию (также с помощью ИКТ) | | |
- умение использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы и т.д.) | | |
-умение строить устные сообщения | | |
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | | |
-умение осуществлять синтез, как составление целого из частей | | |
-умение проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям | | |
-умение устанавливать причинно-следственные связи | | |
-умение строить рассуждения, в форме простых суждений | | |
-умение обобщать в классы единичные объекты | | |
-умение осуществлять подведение под понятие | | |
-умение устанавливать аналогии | | |
-овладение рядом общих приемов решения задач, проблем | | |
Регулятивные: | -умение принимать и сохранять учебную задачу | | |
-умение учитывать выделенные педагогом ориентиры | | |
-умение планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей | | |
-умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | | |
-умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль выполнения задания | | |
-умение оценивать правильность действий | | |
-умение адекватно воспринимать предложения и оценку сверстников и взрослых | | |
-умение различать способ и результат действия | | |
-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок | | |
Коммуникативные: | -допускать возможность существования различных точек зрения | | |
-формулировать свое мнение и позицию | | |
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | | |
-умение задавать вопросы | | |
-умение контролировать действия партнера | | |
-умение использовать речь для регуляции своего действия | | |
-умение использовать монологическую и диалогическую виды речи | | |
Материально-технические и учебно-методические условия реализации программы
Материально-технические условия: мебель для занятий (стол, стул), ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.
Учебно-методические условия:
1.Белинская Е.В.Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.- СПб.: Речь, 2008. – 125с.
2.Глазунов Д.А. Психология. 4 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 190с.
3.Ивашова А.И.Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников. Школьный психолог № 22, 2010. стр.3-16
4.Истратова О.Н.Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/О.Н.Истратова – изд.3-е – Ростов- на –Дону: Феникс, 2011 – 317с.
5.Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/ авт.-сост.Калабух Т.В., Клейменова Е.В. – Волгоград: Учитель. 2013.– 100с.
6.Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.:Изд.ЭКСМО, 2003. – 192с.
7.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 256с.
8.Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 240с.
9.Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320с.
10.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2006. -72с.
11.Силина О.И. Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения. Школьный психолог № 15, 2008.стр.16-47