СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа курса коррекционных занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы для учащегося 7 класса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа курса коррекционных занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы для учащегося 7 класса»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»


Согласовано Утверждено

________________ _______________

Руководитель МО Павлова С.С. Директор школы Гармаева Е.С.

Протокол № 01 от 25 августа 2023 года Приказ № 132 от 01 сентября 2023 года
































Индивидуальная программа курса

коррекционных занятий

по коррекции эмоционально-волевой сферы

для учащегося 7 класса

ХХХХХХХХХ Х.







Педагог-психолог: Дымбрылова Т.И.



























2023-2024 учебный год

г. Закаменск

Пояснительная записка


Данная индивидуальная коррекционно-развивающая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы для учащегося 7 класса ХХХХХХХХ ХХХХХХ составлена с учетом рекомендаций РПМК (обучение по АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант I)), диагностических данных и следующих документов:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99 - ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ)

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) на основе ФГОС образования с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) от 22 декабря 2015 г.

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

- Устава ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

- Учебного плана на 2023-2024 учебный год


Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Дети с интеллектуальной недостаточностью часто находятся в «Плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со взрослыми и сверстниками.

Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на коррекцию и развитие эмоциональной сферы.


Цели программы: Развитие и коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Коррекция навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие представления о собственной ценности и ценности другого человека, укрепление чувства собственного достоинства, содействие формированию мотивации на саморазвитие, улучшение эмоционального состояния.


Задачи:

обучающие:

-научить ребенка осознавать себя, как личность и индивидуальность;

-научить анализировать степень удовлетворенности собой и своих достижений;

-научить методам саморегуляции;

-формировать навыки преодоления стресса.

развивающие:

-развивать навыки анализа чувств и мотивов своей деятельности;

-развивать позитивной самооценки и самовыражения;

-развивать умение оценить свои поступки и взглянуть на себя со стороны;

-снижение уровня личностной тревожности.

воспитывающие:

-развивать ответственное поведения и коммуникативных навыков;

-развивать умения уважения права других людей, как свои собственные.

коррекционные:

-коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, речи, мелкой моторики


Важнейшей задачей системы образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

- защиту прав личности детей, обеспечение их психологической и физической безопасности;

- педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка.

- реализацию программ преодоления трудностей в обучении и развитии;

- участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям детей;

- психологическую помощь семьям детей «группы риска».

Программа рассчитана на 70 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

  • уметь осознавать свои и чужие эмоции и чувства;

  • уметь использовать методы саморегуляции;

  • уметь сосредоточиться в условиях стресса;

  • уметь справиться с волнением, страхом и напряжением;

  • уметь выстраивать отношения с окружающими в манере сотрудничества.


Результативность программы зависит от соблюдения следующих общепринятых принципов:

1. Ненасилъственностъ общения.

При объяснении правил упражнения, педагог исходит, прежде всего из желания ребенка, избегая принуждения.

2. Самодиагностика, т. е. самораскрытие ребенка, осознание и формулирование им личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку познавать себя, особенности своей личности

3. Положительный характер обратной связи.

Поскольку ребенок с УО нуждается в поддержке, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении агрессивности и урегулировании самооценки, снятии напряжения и релаксации.

4. Неконкурентный характер отношений.

Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в совместном общении атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт подростку. Занятия строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны ребенка, а подчеркивать сильные, не ставить ребенка в ситуацию неспешности, а укреплять его веру в себя, давая возможность ему быть успешным и поощряя его расширить репертуар способов его поведения.

5. Включенность.

В предлагаемой программе педагог выполняет традиционную роль участника всех упражнений. Участвуя в игре, педагог, во-первых, своим примером помогает включиться в нее ребенка.


Результативность

В процессе реализации программы проводится ряд диагностических мероприятий, на основании результатов, которых делается вывод о качестве эмоционального состояния ребенка.

Содержание

Сроки

I этап

II этап

1

Шкала явной тревожности CMAS (адаптированная версия методики Дж. Тейлора.Автор А.М. Прихожан)

Начало учебного года

Конец учебного года

2

Графическая методика «Кактус»

Начало учебного года

Конец учебного года






Условия реализации программы

Главным исполнителем является педагог-психолог. Он обеспечивает реализацию запланированных мероприятий, предусмотренных в программе, наличие комплексно-тематического планирования, выполнения содержания занятий программы, обеспечение сотрудничества с семьей, разнообразие приемов и методов психологической коррекции.


Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий необходима отдельная комната или кабинет, хорошо если в помещении будет поставлена мягкая мебель. В комнате должен находиться музыкальный центр, канцелярские принадлежности.

Содержание программы коррекционного курса определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы коррекционного курса

Данная программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

*диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

―сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

―психолого-педагогический эксперимент,

―наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

―беседы с учащимися, учителями и родителями,

―изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

―оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

*коррекционно-развивающая работа  обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию базовых учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

―занятия индивидуальные и групповые;

―игры, упражнения, этюды;

―психокоррекционные методики;

―беседы с учащимися;

―организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).


Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса

Реализация программы коррекционного курсапредполагает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам относятся:

Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения


отсутствие положительной динамики

минимальная динамика

удовлетворительная динамика

значительная динамика

Личностные результаты:

-сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям





-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении





-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире





-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни





- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия





-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей





-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности





-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях





-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств





-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей





-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям





-формирование готовности к самостоятельной жизни






Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения.

К предметным результатам относятся:

Предметные результаты


Минимальный уровень усвоения

Достаточный уровень усвоения

Познавательные:

-поиск необходимой информации



- умение фиксировать информацию

(также с помощью ИКТ)





- умение использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы и т.д.)





-умение строить устные сообщения



- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков



-умение осуществлять синтез, как составление целого из частей



-умение проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям



-умение устанавливать причинно-следственные связи



-умение строить рассуждения, в форме простых суждений



-умение обобщать в классы единичные объекты



-умение осуществлять подведение под понятие



-умение устанавливать аналогии



-овладение рядом общих приемов решения задач, проблем



Регулятивные:

-умение принимать и сохранять учебную задачу



-умение учитывать выделенные педагогом ориентиры



-умение планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей



-умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения



-умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль выполнения задания



-умение оценивать правильность действий



-умение адекватно воспринимать предложения и оценку сверстников и взрослых



-умение различать способ и результат действия



-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок



Коммуникативные:

-допускать возможность существования различных точек зрения



-формулировать свое мнение и позицию



- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности



-умение задавать вопросы



-умение контролировать действия партнера



-умение использовать речь для регуляции своего действия



-умение использовать монологическую и диалогическую виды речи





Материально-технические и учебно-методические условия реализации программы

Материально-технические условия: мебель для занятий (стол, стул), ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.

Учебно-методические условия:

1.Белинская Е.В.Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.- СПб.: Речь, 2008. – 125с.

2.Глазунов Д.А. Психология. 4 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 190с.

3.Ивашова А.И.Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников. Школьный психолог № 22, 2010. стр.3-16

4.Истратова О.Н.Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/О.Н.Истратова – изд.3-е – Ростов- на –Дону: Феникс, 2011 – 317с.

5.Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/ авт.-сост.Калабух Т.В., Клейменова Е.В. – Волгоград: Учитель. 2013.– 100с.

6.Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.:Изд.ЭКСМО, 2003. – 192с.

7.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 256с.

8.Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 240с.

9.Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320с.

10.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2006. -72с.

11.Силина О.И. Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения. Школьный психолог № 15, 2008.стр.16-47




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!